Зависимость от Христа – освобождение от всех прочих зависимостей

Христианин призван к внутренней свободе. Всякая наша несвобода, внутренняя связанность – препятствие на пути ко Христу. «И познаете истину, и истина сделает вас свободными», – говорит Христос и затем разъясняет непонимающим: «всякий делающий грех есть раб греха» (Ин. 8: 32–34). Таким образом, обретение свободы неотрывно от познания истины и от покаяния – освобождения от власти греха. Но как же непрост и нелегок этот путь – сколько хитрых привязей у нас внутри, сколько липких ловушек снаружи…

Последнее время мы почему-то особенно часто слышим слово «зависимость», «зависимый». Многочисленные объявления обещают помощь алко- и наркозависимым людям, обсуждаются проблемы интернет-зависимости, пищевой зависимости, зависимости от азартных игр, наконец, зависимости от других людей. Но, кроме явно токсичных, разрушительных, существуют зависимости иные. И правда ведь, что все мы на этом свете зависимы – уже потому, что к человечеству принадлежим… О наших зависимостях, о том, как дать себе в них отчет, понять, где пролегает граница опасности, я решила побеседовать с протоиереем Димитрием Шишкиным, клириком Александро-Невского кафедрального собора города Симферополя.

Нагорная проповедь Нагорная проповедь

– Отец Димитрий, всегда ли зависимость – это несвобода? Если мы принимаем свою зависимость (например, от членов своей семьи) с послушанием, из любви и доверия к Богу – не обретаем ли мы свободу таким образом?

Есть только два варианта: быть или рабами греха, или рабами праведности

– Если говорить в общем, зависимость – равно как и независимость – конечно, понятия относительные. Мы все в этом мире от чего-то или от кого-то зависим. Более того, когда кто-нибудь возражает против церковного употребления слова «раб», вспоминается известное изречение апостола Петра: «кто кем побежден, тот тому и раб» (2 Петр. 2: 19). И здесь у нас, по большому счету, есть только два варианта: быть или рабами греха, или рабами праведности (см.: Рим. 6: 17–18). Свобода же наша заключается в возможности выбирать между тем и другим.

Но есть еще и высшее измерение понятия свободы, согласно которому подлинная свобода возможна только с Богом и в Боге. В Священном Писании так и говорится: «Господь есть Дух; а где Дух Господень, там свобода» (2 Кор. 3: 17). Дух же Господень – это Дух жертвенной любви, что подтвердил всей Своей земной жизнью и смертью на Кресте во искупление наших грехов Иисус Христос. Эта высшая свобода и претворяет «рабское служение» ближнему в поэтическое сотворчество Бога и человека. Как и апостол Павел говорит об этом: «К свободе призваны вы, братия, только бы свобода ваша не была поводом к угождению плоти. Но любовью служите друг другу» (Гал. 5: 13).

– Какая зависимость заключает в себе духовную опасность? Как христианину определить это для себя?

– Духовную опасность заключает в себе зависимость человека от духов злобы поднебесных. То есть от бесов, которые, внушая человеку греховные пожелания, стремятся к отчуждению человека от Бога, дабы в конечном итоге погубить его. Именно грех удаляет человека от Бога, а если грех, развиваясь и укореняясь в душе, достигает степени страсти, то он становится смертным, то есть лишает человека благодати Святого Духа, которая, по слову святых отцов, для души то же, что дыхание для тела.

Определить для себя, какая зависимость пагубна, человеку нетрудно: надо только понять, что такое страстная природа души, что такое заповеданное нам бесстрастие, что такое греховные страсти и борьба с ними.

Если коротко, страстная сила души изначально дарована нам Богом и неистребима. Ее основные качества – это желание и воля. Мы призваны стремиться к Богу и прилагать усилия, чтобы достичь единства с Ним.

Заповеданное же нам бесстрастие – это не уничтожение страстной силы души, но мирное ее состояние, в котором она неудобоподвижна на зло. Из чего можно понять, что сочувствие греху – это уже начало греховного падения, крайняя степень которого – губительная страсть. Она же, как вы понимаете, – крайняя степень несвободы, связанности человека.

В Церкви подробно разработано учение о восьми основных страстях. Вот их перечень: чревоугодие, блуд, сребролюбие, гнев, печаль, уныние, тщеславие, гордость. Святые отцы единодушно говорят о губительной связи страстей между собой. Всякий человек при внимательном и честном взгляде на себя может понять, что в нем, как правило, преобладают две-три страсти. На борьбу с ними и надо направить основные усилия.

Святые отцы подробно рассказали нам и о том, как именно происходит греховное омрачение человека: через греховный прилог, сочетание, сосложение и пленение он в конце концов оказывается невольником страсти. Можно сказать, что учение о борьбе со страстями и представляет собой развернутое учение о покаянном преображении человека.

Главные же средства в этой борьбе известны: любовь к Богу, которая выражается в исполнении Его святых заповедей, правая вера, внимание к своей внутренней жизни, противостояние греху.

Проще всего с младых ногтей избегать сочувствия греховным помыслам, противостоять им в молитве и укореняться в доброделании. Но если человек по тем или иным причинам уже усвоил греховный образ жизни, то ему предстоит лютая борьба со страстями. И здесь одно дело – понимать, а иное – исполнять. Конечно, человек должен ясно осознавать, что с ним происходит, но если он не будет предпринимать усилия в противостоянии греху, то все его знания останутся бесплодными. Как и отцы святые говорят: «дай кровь и прими Дух». Под кровью здесь разумеется труд смирения, покорения души Богу и твердого противостояния диаволу.

«Насильственная борьба против порочных навыков, – пишет святитель Игнатий (Брянчанинов), – вменяется Богом человеку в мученичество, и одержавший в этой борьбе победу венчается венцом исповедников, как подвизающийся ради Закона Христова».

– Но разве угроза потери свободы заключается только в перечисленных вами страстях? А интернет-зависимость, например, начинающаяся с непредосудительной потребности в общении, которая, однако, очень быстро переходит в зависимость?

– Как вовремя почувствовать, что подошел к опасной грани? Грань между потребностью и зависимостью, думается, всякий честный человек чувствует сам, и если он переступил эту грань, то совесть его обличает. Только бы нам прислушиваться к ней, а не попирать ее сознательно до тех пор, пока голос ее не станет едва слышным.

Многие естественные и нормальные вещи при неправильном их употреблении и невоздержанности превращаются в объект страсти

Многие естественные и нормальные вещи при неправильном их употреблении и невоздержанности превращаются в объект страсти. Мы не говорим сейчас о каких-то явно греховных вещах, но о «нейтральных», а порою даже и жизненно необходимых. Например, еда. Святые отцы называют три непогрешительные состояния: воздержание, доволь и сытость. Понятно, что воздержание – это употребление пищи в самых малых количествах, едва необходимых для поддержания жизни. Доволь – это когда человек встает из-за стола с легким чувством голода. Но и сытость, то есть без пресыщения, – тоже считается допустимой и непогрешительной нормой. А вот всё, что сверх того, уже будет отягощать совесть и требует покаяния. Как и Господь говорит: «Горе вам, пресыщенные ныне» (Лк. 6: 25). Теперь нам понятно, что грех чревоугодия – это следствие неправильного (страстного) отношения к пище. То же можно сказать и об интернет-общении, и о многих других вещах, которые при разумном их употреблении доставляют благо, а в случае страстной привязанности и зависимости – губят человека. Об этом предупреждал и Господь: «Смотрите же за собою, чтобы сердца ваши не отягчались объедением и пьянством и заботами житейскими» (Лк. 21: 34).

Апостол Павел говорит, что у совершенных «чувства навыком приучены к различению добра и зла» (Евр. 5: 14). Понятно, что мы не святые, но стремиться к святости мы можем и должны, помня, что святые – это такие же люди, как мы, но только последовательно и терпеливо учившиеся быть христианами. Для них это стало главным – стяжать Дух Христов, подражать своему Учителю. И, живя так, они постепенно, Богу содействующу, приучили свои чувства к различению добра и зла. Это и для нас должно послужить примером. Будем стремиться жить по-христиански, и Господь, видя наше усердие и стремление, несомненно поможет нам в различении того, что полезно, а что вредно, направит наши пути ко спасению.

То есть молитва, внимание к себе, разумная умеренность во всём дозволенном и уклонение от недозволенного – вот простейший и добрый путь, вернейшее средство избежать зависимости.

Но в том-то и беда, что мы большей частью не внимательны к своей внутренней жизни, к своим пожеланиям и устремлениям сердца; мы не распознаем вовремя греховные движения, потворствуем им и, как следствие, впадаем в грех, а если не каемся и не стараемся исправиться – то становимся зависимы, а в крайней степени и одержимы гибельной страстью.

Всё тот же апостол Павел предупреждает нас, чтобы мы попечения «о плоти не превращали в похоти» (Рим. 13: 14).

Мера же у каждого своя, ведь все люди разные; мерилом возможного и дозволенного для каждого должно быть Слово Божие, опыт святых отцов и собственная совесть.

– Зависимости, связанные с плотью (алкоголь, наркотики, извращенная сексуальная страсть и т.п.), обладают страшной силой, и нередко человек, даже искренне желающий избавиться от своей болезни, терпит поражение за поражением…

– Если человек осознал себя зависимым, и даже неважно, на каком уровне – телесном (как алкоголик или наркоман), душевном, психологическом (начиная с внебрачных связей и заканчивая участием в какой-нибудь секте), – то ему в любом случае надо дать себе отчет в том, что просто так, сразу разорвать греховную связь, прекратить зависимость и милостью Божией начать жить полноценной, свободной и радостной жизнью удается редко.

В большинстве случаев человек должен быть готов к «качелям», к упорной борьбе, в которой ему придется порой и срываться, и падать. И в этом смысле особенно важно помнить слова святителя Иоанна Златоуста:

«Согрешил ты? Войди в церковь и загладь свой грех. Сколько бы ты ни падал на площади, всякий раз встаешь; так же точно, сколько раз ни согрешишь, покайся во грехе, не отчаивайся; согрешишь в другой раз – в другой раз покайся, чтобы по нерадению совсем не потерять тебе надежды на обещанные блага. Ты в глубокой старости – и согрешил? Войди в церковь, покайся: здесь врачебница, а не судилище; здесь не истязуют, но дают прощение в грехах».

– Как отличить зависимость от другого человека и чувство любви, уважения, даже восхищения другим? Как выйти из чужого силового поля?

– Здесь важно памятование о второй заповеди Декалога: «Не сотвори себе кумира». У нас, слава Богу, есть высший авторитет: совершенный Бог и совершенный Человек, Господь наш Иисус Христос. И мы можем не только узнавать и исполнять Его заповеди, которые с удивительной глубиной и точностью отвечают на большинство наших вопросов, но и прямо обращаться к Нему в молитве за помощью в самых затруднительных делах и запутанных обстоятельствах.

Чтобы не попасть под влияние того или иного человека, нужно быть внимательным к себе, к расположению своего сердца

Чтобы не попасть под влияние того или иного человека, нужно быть внимательным к себе, к расположению своего сердца и, по слову святых отцов, «каплей гасить искру», т. е. немедленно действовать при первом осознании той или иной зависимости. Это лучше, чем мучительно и болезненно бороться с уже разгоревшимся пожаром.

Если же человек осознает, что уже подпал под власть другого человека, если он искренне желает от этой зависимости избавиться, то тут нужна серьезная и напряженная борьба – но не с человеком, а со своей от него зависимостью. И здесь не обойтись без трезвения, без усиленной напряженной молитвы. Потому что и усилия от человека требуются крайние, и о помощи Божественной (в отличие от «капли» усилий в начале) придется молиться долго, трудно и с болью.

Но бывает и так, что человек оказывается в поле профессионального деструктивного воздействия – например, становится жертвой мошенников или сектантов. На определенном этапе этот человек уже не способен мыслить критически и самостоятельно. И никакие разумные доводы на него уже не действуют. Тогда нужны решительные действия со стороны родных и близких. Прежде всего – опять же – крепкая молитва, а затем, если есть возможность, – отторжение человека от источника гибельного влияния. Словом, здесь важны действия любящих и верующих людей, по примеру тех, которые, раскрыв кровлю дома, где находился Господь, принесли к Нему расслабленного, и по вере их он был исцелен (см.: Мк. 2: 3–12).

Вообще, зависимость от другого человека требует рассудительности. Бывает, несомненно, болезненная и даже греховная привязанность, но бывает и зависимость спасительная, которая сопряжена с добрым произволением человека, исполняющего заповедь Христа. Например, самарянин, перевязавший раны пострадавшему от разбойников и позаботившийся о нем (см.: Лк. 10: 30–35), какое-то время, пусть недолгое, был от него зависим. Но это благословенная зависимость, как и те зависимости, к которым призывает нас Господь, когда просит нас накормить алчущего, напоить жаждущего, утешить странника, одеть раздетого, посетить болящего или находящегося в темнице… (ср.: Мф. 25: 34–40). А именно от такого рода зависимостей зависит (тавтологии здесь не избежать) наше спасение.

Исполнение Христовой заповеди, добровольная зависимость от человека, даже понуждение себя к ней – это всё примеры того самого спасительно «рабства праведности», которое в конечном итоге помогает нам сделаться свободными во Христе.

– Многих пугают слова Христа «Кто любит отца или мать более, нежели Меня, не достоин Меня; и кто любит сына или дочь более, нежели Меня, не достоин Меня» (Мф. 10: 37). Но не о том ли Он здесь говорит, что любовь к близким не должна превращаться в зависимость, не пускающую человека к Богу?

– Более того, в другом месте Господь говорит о ненависти к родным и близким и даже к своей жизни как о необходимом условии спасения (см.: Лк. 14: 26). Но речь идет, конечно, об отвержении зла, падшего естества; о том, что Божие, доброе несомненно и всегда нужно предпочитать худому и страстному. Это должно быть принципом нашей жизни и нашего поведения. А любить родных и близких, конечно, надо, равно как и свою душу, но любить правильно, то есть не потворствуя страстям, а исполняя то полезное и доброе, что заповедовал нам Господь.

Святитель Игнатий (Брянчанинов), например, говорит об этом так:

«Правильная любовь к ближнему заключается в исполнении относительно его евангельских заповедей, а отнюдь не в исполнении прихотей ближнего».

– Как отличить зависимость от увлеченности, от любви к своему делу?

Добрая увлеченность всегда согласна с благочестием

– Добрая увлеченность всегда согласна с благочестием. Это сердце наше должно различать. Да, иногда ради служения ближнему надо поступиться своим любимым делом, даже оставить его на какое-то время. Так действительно бывает, когда человек ищет исполнения не своей, но Божественной воли. Господь порой смиряет нас, отрывая даже от доброго и, по-видимому, благочестивого дела с тем, чтобы мы учились послушанию Ему и смирению. Это выше и важнее любого доброго и творческого дела, которое без цели угождения Богу теряет смысл. Вот что об этом говорит, например, преподобный Симеон Новый Богослов:

«Цель всех по Богу живущих есть – благоугодить Христу Богу нашему и примириться с Богом Отцом чрез приятие Святого Духа, – и таким образом устроить свое спасение: ибо в этом состоит спасение всякой души. Если этого нет у нас (в цели и действии), то тщетен всякий другой труд и суетно всякое другое делание наше».

– Одна молодая спортсменка-велосипедистка покончила с собой, оставив записку: «Я никогда не стану чемпионкой, я вечно вторая». Видите ли вы здесь трагедию зависимости? И если да, то от чего: просто от результата или от гордости, тщеславия?

– Это трагедия безнадежно испорченного помысла, когда достижение первенства поставлено было во главу угла человеческой жизни. На деле же высшая наша ценность – единство со Христом, и единственное препятствие на этом пути – наши грехи и страсти. Вот почему святитель Иоанн Златоуст говорит, что «в обстоятельствах нынешней жизни нет зла». Потому что из всего мы можем извлечь для себя духовную пользу, если только будем искать единения с Богом, которое достигается послушанием Ему и исполнением Его заповедей. Причины, ради которых иногда человек добровольно расстается с жизнью, зачастую просто ничтожны. Уязвленное самолюбие… несчастливая любовь… житейские неурядицы… Господи! Да всё это не стоит и выеденного яйца по сравнению с высотой заповеданной вечности. Даже если это доставляет скорбь душе, то духовного ущерба не приносит, напротив, приносит пользу – когда человек переносит эти скорби со смирением и без ропота, во славу Божию, ради спасения души.

– Как бы вы прокомментировали повышенную смертность в результате занятий экстремальными видами спорта? Альпинисты, например, на вопрос «Зачем?» отвечают: «Вам не понять, мы иначе не можем, мы больны горами». Сами того не понимая, они признаются в своей уже даже не зависимости, а одержимости…

– Трагедия этих людей заключается в неправильно расставленных приоритетах, возведенных в ранг жизненного кредо. Если человек прежде всего ищет угождения Богу, он сто раз подумает, и помолится, и прислушается к голосу совести, и совета спросит у духовника, прежде чем предпринять какой-то большой и серьезный труд (а восхождение на горы-восьмитысячники – это, конечно, огромный труд, да еще и связанный со значительными финансовыми затратами). Но в большинстве подобных случаев человек ищет другого: угождения «благородной страсти», удовлетворения самолюбия и тщеславия, утверждения в гордости. А когда тщеславие (как и любая другая страсть) становится идолом, ради служения которому человек готов рисковать своей жизнью, это действительно беда.

Что касается «экстрима», здесь большую роль играет именно мотив. Многие знают о священнике и путешественнике Феодоре Конюхове. Этот удивительный человек однажды в День Богоявления, находясь в лодке посреди Тихого океана, совершил великий чин его освящения. Какая вера и достоинство, какая мощь! И лик его был светел, и душа проста, и Бог его благословил. Почему? Потому что он не сам себе придумал это служение; потому что в основании его решений лежит не гордость, а искреннее желание прославить Творца. И очевидно, что Сам Господь избрал отца Феодора для этого служения – быть может, за его простоту и сердечное доверие Богу. Но таких примеров – единицы. И исключение из правил вовсе не отменяет правила. Потому мне как священнику очень хотелось бы предостеречь людей от опасности не только телесной, но и духовной – увлечения экстремальными видами спорта.

– Как стать зависимым от Христа? Ведь это единственная зависимость, тождественная свободе.

Зависимость от Христа – единственная зависимость, тождественная свободе

– Мы очень далеки не то что от совершенства, а даже от исполнения элементарных правил христианской жизни. Это надо твердо осознавать и, укоряя себя, стараться делать то, что можем доброго во славу Божию. Восхождение к совершенству заповедано нам Самим Господом (см.: Мф. 5: 48), но восхождение это постепенное, шаг за шагом (сродни восхождению на пресловутые «восьмитысячники»), и оно невозможно без честного осознания своей греховности, без понимания своего действительного положения перед Богом и людьми. Это и есть смирение, которое святая Церковь называет главным условием приобщения Богу: «Бог гордым противится, а смиренным дает благодать» (Иак. 4: 6). Ради этого восхождения нам и дана земная жизнь, и это главное, на что нам следует ее употребить.

Комментарии
Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все комментарии будут прочитаны редакцией портала Православие.Ru.
Войдите через FaceBook ВКонтакте Яндекс Mail.Ru Google или введите свои данные:
Ваше имя:
Ваш email:
Введите число, напечатанное на картинке

Осталось символов: 700

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • Православный календарь на каждый день.
  • Новые книги издательства «Вольный странник».
  • Анонсы предстоящих мероприятий.
×