Зачем Богу наше упорство

Художник: Уильям Холман Хант Художник: Уильям Холман Хант

Жизнь со всеми ее трудностями – личными и общественными – вновь и вновь возвращает меня к этим евангельским эпизодам. А ведь они не всегда были мне понятны – в свое время казались странными, вызывали недоумение:

«...И сказал им: положим, что кто-нибудь из вас, имея друга, придёт к нему в полночь и скажет ему: друг! дай мне взаймы три хлеба, ибо друг мой с дороги зашел ко мне, и мне нечего предложить ему; а тот изнутри скажет ему в ответ: не беспокой меня, двери уже заперты, и дети мои со мною на постели; не могу встать и дать тебе. Если, говорю вам, он не встанет и не даст ему по дружбе с ним, то по неотступности его, встав, даст ему, сколько просит. И Я скажу вам: просите, и дано будет вам...» (Лк.11, 5–9).

К этой теме, к подобным примерам Спаситель обращался не раз – см. Притчу о неправедном судье и докучавшей ему вдове (ср. Лк.18, 1–9)

Что же хочет показать нам Господь на примере неотзывчивого соседа и злого, бесчестного судьи?.. Что даже и от них можно чего-то добиться, если быть упорным – или назойливым, или настырным, как хотите называйте, – а уж от Любящего-то – тем более? Но ведь то, что получит бедная вдова от судьи, а сосед от заспанного и раздраженного соседа, – это уже не свободный дар будет, не от любви. А от Бога-то мы именно даров любви ждем, и вынудить Его к каким-либо действиям – никак уж не можем. Какая же тут связь, думала я: неужели мы и Ему должны надоесть своими мольбами... чтоб Он дал нам просимое, наконец?..

«И Я скажу вам: просите, и дано будет вам; ищите и найдете; стучите, и отворят вам; ибо всякий просящий получает, и ищущий находит, и стучащему отворят» (Лк.11, 9–10).

Всякий просящий получает? Еще одна причина смутиться и недоумевать. Ведь житейский опыт подсказывает: просимого можно и не получить, даже если годами молиться об этом каждый день...

Но весь вопрос, оказывается, в том, чего просить. Никто нам не запретил просить у Бога здоровья – себе и близким, – хорошей жизни, удачи в делах, мирного неба и т.д. Но никто при том не дал гарантий, что эти прошения исполнятся. Наши близкие всегда могут заболеть, война всегда может начаться, мор, голод, стихийное бедствие, любая другая беда – никогда не будут из нашей вероятности исключены. Исключено – до конца времени – другое: отверженность человека Богом, безразличие Творца к твари. Читаем дальше:

«...если вы, будучи злы, умеете даяния благие давать детям своим, тем более Отец Небесный даст Духа Святого просящим у Него» (Лк. 11,13).

Вот о чем, оказывается, речь. О благодатной помощи. О дарах Духа. О спасении. Еще раз к 18-й главе от Луки:

«...слышите ли, что говорит судья неправедный? Бог ли не защитит избранных Своих, вопиющих к Нему день и ночь, хотя и медлит защищать их? Сказываю вам, что подаст им защиту вскоре. Но Сын Человеческий, пришед, найдет ли веру на земле?» (Лк.18,7–8).

Видите, как совмещены здесь противоположные, казалось бы, по смыслу слова – «медлит» и «вскоре»? На самом деле в нашем времени, в нашей краткой земной жизни – всё вскоре (с возрастом это очень хорошо понимаешь), и всё – не сразу, постепенно. Не сразу человек становится взрослым, не сразу чему-то обучается, что-то понимает, не вдруг просвещается и становится умным его сердце. Бог медлит, снисходя к ограниченным возможностям нашей падшей природы – чтобы мы дозрели, доросли. А что при этом требуется от нас? Не рассчитывать на то, что всё будет быстро, – и проявить терпение. Нет, не то пассивное житейское терпение, которое нередко обозначается словами «Ну, что ж теперь, ничего не поделаешь». Терпение во внутреннем труде. Упорство в нем. Не безвольное упрямство и не назойливость, конечно – назойливость пусть остается для земных неправедных судей, – но именно упорство, неотступность «избранных, вопиющих день и ночь».

Вера в человеке вырастает не вдруг, ее надо терпеливо растить и закалять в неотступной молитве

Почему так? Да всё потому же: вера в человеке вырастает не вдруг, ее надо терпеливо растить и закалять в неотступной молитве. Отступиться, перестать молиться – означает впасть в уныние, перестать верить в Его любовь... и – самое страшное – согласиться обойтись без просимого. Без благодати. Без света и тепла. Без ограды для спасенных. Без Его ощутимого и действенного присутствия в нашей жизни. Без радости, наконец – той, которую Он нам заповедал (ср. Ин.15,11).

На мой взгляд, здесь большая проблема сегодняшней нашей жизни в Церкви. Эта жизнь нередко оказывается сухой, поверхностной, непоследовательной, даже механической – именно потому, что мы не ждем. То ли уже погасли, то ли никогда не загорались, то ли в ложное смирение ударились – «Да откуда ж это нам, ничтожным и окаянным!» – но вот не ждем от своей веры ничего такого, что выходило бы за рамки наших житейских состояний и переживаний. Максимум, на что рассчитываем, – это некая психотерапия, улучшение настроения после службы. Но разве это обещает нам Господь – и не только в процитированных выше стихах Евангелия? От Его слов, обращенных к окружавшим Его людям – а значит, и к нам – захватывает дух:

«Истинно, истинно говорю вам: верующий в Меня, дела, которые творю Я, и он сотворит, и больше сих сотворит, потому что Я к Отцу Моему иду» (Ин.14,12).

«Не вы Меня избрали, а Я вас избрал и поставил вас, чтобы вы шли и приносили плод, и чтобы плод ваш пребывал, дабы, чего ни попросите от Отца во имя Мое, Он дал вам» (Ин.15,16).

Если бы всё то, что Христос говорил апостолам, имело отношение только к ним, живое христианство на них бы и закончилось

Мы должны понимать: если бы всё то, что Христос говорил апостолам, имело отношение только к ним, живое христианство на них бы и закончилось. Или – даже получив географическое распространение, не получило бы никакого духовного роста и развития. Меж тем за апостольской эпохой последовала эпоха мучеников, затем – времена святоотеческие; а в дальнейшем ни одно столетие не обходилось без своих святых, и в ХХ веке, после всех перипетий исторического христианства, просияла эпоха новомучеников и исповедников православной России. Мы должны стать такими же, как они; это не завышение самооценки, а самая что ни на есть христианская реальность. И об этом надо неотступно, постоянно молиться. «Сын Человеческий, придя, найдет ли веру» – в нас? Каким Он нас увидит: ждущими, горящими, молящимися – или погасшими, остывшими, разочарованными?

Возвращаемся в 11 главу от Луки, в тот самый разговор:

«Какой из вас отец, когда сын попросит у него хлеба, подаст ему камень? или, когда попросит рыбы, подаст ему змею вместо рыбы?» (Лк. 11, 11).

Да, пока мы на земле, в уязвимой плоти, пока мы связаны кровно и душевно с другими людьми, пока мы граждане своей страны, наконец, – мы обречены просить Вседержителя о многом. И чего-то из просимого Он может нам не дать. Но, коль скоро Он есть любовь (ср.1 Ин. 4, 8), – Он не может не дать нам того, без чего мы не только не можем обойтись, но и не должны обходиться. Да, как родитель не может подать своему ребенку камень вместо хлеба. У нашего Отца нет для нас камней.

Потому хочется сказать всем, и в первую очередь самой себе: не уходи от Его дверей. Они только кажутся запертыми изнутри. Стучи – Он не спит. Его светильники не гаснут. И хлеб у Него – неизбывный.

Марина Бирюкова

30 ноября 2023 г.

Православие.Ru рассчитывает на Вашу помощь!
Комментарии
Анастасия 5 декабря 2023, 08:31
Слава Богу за эту статью! В очень нужное время я её прочла для укрепления Веры!
Дмитрий 3 декабря 2023, 22:54
Я часто получал от Господа даже какие либо мелочи, без которых казалось, можно было и обойтись. Зато во время, когда я был в унынии и казалось, что Бог совсем не слышит, я вспоминал эти случаи и моя вера укреплялась.
Елена 3 декабря 2023, 08:38
Вот это статья! Воодушевляет, окрыляет! Слава Богу за людей, в которых Сам Господь!
Андрей 3 декабря 2023, 01:06
Марина, спасибо Вам большое за статью! С какой любовью ко Господу и к нам написано. Когда сухость в молитве, надо быть настойчивым и стучаться. И Господь подаст Духа Святаго. Как вовремя прочитал. Как точно описано. Как важно это не забывать. Спасибо Вам! Спаси Вас Господи!
Татьяна 2 декабря 2023, 18:47
Мне кажется, для христианина самое главное, чтобы Христос был рядом. В жизни не могу чего-то добиваться от людей назольивостью, я лучше отойду в сторону. А в моей вере - главное, чтобы Христос не отвернулся от меня.
Валенина 1 декабря 2023, 19:48
Наталья, прочитайте статью еще и еще... Слава Богу за все!
Юлия 1 декабря 2023, 00:25
Спасибо, дорогая Марина. Все так и есть, как Вы пишите. Очень тронула Ваша статья. Написано понятно и с любовью. Приятно читать, когда в статье нет морализаторства, а есть какой-то огонь, небезразличие и стремление это же передать и другим.
Наталья. 30 ноября 2023, 22:05
Ничего не понятно. Переведите.
Инна30 ноября 2023, 01:01
Молодец Автор! Здорово! Мне понравилось! Спаси Господи!!!
Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все комментарии будут прочитаны редакцией портала Православие.Ru.
Войдите через FaceBook ВКонтакте Яндекс Mail.Ru Google или введите свои данные:
Ваше имя:
Ваш email:
Введите число, напечатанное на картинке

Осталось символов: 700

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • Православный календарь на каждый день.
  • Новые книги издательства «Вольный странник».
  • Анонсы предстоящих мероприятий.
×