Повели мне прийти к Тебе по воде

Иисус и Петр на воде. Художник: Густав Брион, 1863 г. Иисус и Петр на воде. Художник: Густав Брион, 1863 г.

А лодка была уже на средине моря, и ее било волнами, потому что ветер был противный. В четвертую же стражу ночи пошел к ним Иисус, идя по морю.
И ученики, увидев Его идущего по морю, встревожились и говорили: это призрак; и от страха вскричали.
Но Иисус тотчас заговорил с ними и сказал: ободритесь; это Я, не бойтесь.
Петр сказал Ему в ответ: Господи! если это Ты, повели мне прийти к Тебе по воде. Он же сказал: иди.
(Мф. 14, 24–29)

Евангелие лишено пространных детальных описаний – местности, погоды, обстановки, того или иного человека, его характера, поведения… Евангельское повествование энергично, целенаправленно и потому лаконично – ничего, кроме того главного, что необходимо донести до людей; на лишнее, необязательное времени нет. Но – удивительное дело: своими скупыми средствами Евангелие дает нам поразительную зримость всех отраженных в нем событий и ситуаций. Эта зримость – свидетельство достоверности: мы верим, что было именно так, потому что видим, как это произошло.

И вот здесь, в 14-й главе Евангелия от Матфея, – так всё зримо, так ощущаемо! Ночь, огромное пространство воды, лодка, которую бьют волны – я просто брызги чувствую на своем лице, скрипы корабельные слышу… И вижу возникшую вдруг в предрассветной мгле фигуру. Я пугаюсь: мне не раз рассказывали о призраках, бродящих по водам…

– Это Я, не бойтесь, – говорит Учитель, но мы, похоже, не можем сразу в это поверить.

– Если это Ты, повели мне прийти к Тебе по воде.

Нет, это не я произношу, это Симон Петр говорит. Я не такая храбрая, не такая твердая, как он…

Но, какова бы я ни была, – мне тоже придется идти к Нему по воде. Не в буквальном, конечно, смысле. В переносном. В смысле отказа от привычных и, как представляется, необходимых земных опор.

Ни за что не держась, ни на что не рассчитывая, ничем земным себя не успокаивая, ни к кому, кроме Него, не взывая…Только так и можно к Нему прийти

Ни за что не держась, ни на что не рассчитывая, ничем земным себя не успокаивая, ни к кому, кроме Него, не взывая…Только так и можно к Нему прийти, на самом деле.

Это не говорит, конечно, о том, что нам нельзя получать помощь от ближних, если мы в тех или иных обстоятельствах в этой помощи нуждаемся. Помощь – это действующая любовь, ее нужно уметь и дарить, и принимать как дар. Нельзя другое: ставить свою веру в зависимость от того, получишь ты в трудной ситуации помощь от окружающих или нет. Пошлет тебе Господь через них пособие, исцеление, защиту, вразумление, наконец – хорошо; нет – значит, иная она сейчас, Его о тебе воля. Почву под ногами искать не нужно. К Нему идут по воде.

…Именно к Нему, в том-то и дело. Заметим, Петр не говорит «Научи меня ходить по воде, как Ты». Нет, он говорит другое: повели мне прийти к Тебе. И идет по крутым волнам – не просто в пространство, а именно к Учителю

Мы народ немощный и уязвимый. Мы постоянно ищем у Бога помощи в наших житейских скорбях и испытаниях, просим исцеления в болезнях, защиты в масштабных катастрофах. И будем просить – до конца собственного нашего срока или до конца времён. И не о том речь, конечно, что просить нельзя, а о том, что в просьбах этих наших легко завязнуть, до Самого Христа не дойдя. И тогда молебен будет важнее литургии, а вера окажется зависимой от земных надежд – надежд на лодку. Находясь в лодке, можно верить, можно молиться, но чтобы вера была живой, чтоб она росла, чтоб молитва наша была свободной и радостной – нужно идти к Нему Самому. Значит, нужно ступить на воду.

«И, выйдя из лодки, Петр пошел по воде, чтобы подойти к Иисусу, но, видя сильный ветер, испугался и, начав утопать, закричал: Господи! спаси меня.

Иисус тотчас простер руку, поддержал его и говорит ему: маловерный! зачем ты усомнился?» (Мф.14, 29–31).

Не знаю, как к другим – не спрашивала, – а ко мне часто приходит (верней сказать, от меня никогда не отходит) страх – холодный, безликий, темный, как сама преисподняя… и тихий, как заброшенное кладбище:

– Ты смысл жизни своей из этого делаешь, всю себя пытаешься этому подчинить… А что, если это всё неправда? Миф?.. Что, если все изменения в тебе, которым ты так радуешься, все эти твои, как ты утверждаешь, духовные обретения – не более чем самовнушение, то есть явление чисто психологическое?

Я пытаюсь как-то ответить этому голосу, что-то противопоставить этому страху. Например, напомнить о благоухании мощей, мироточении икон, прозорливости святых. Возможно, я ищу для себя какой-то спасательный круг. Но этот круг почему-то не поддерживает. Поддержать меня в такие минуты может только Тот, Кто протянул руку Петру. Его упрек в маловерии переживается совершенно непосредственно и исцеляет, как горькая, но эффективная таблетка. Я вспоминаю свои собственные слова, записанные в дневнике – давным-давно, на первых моих шагах к Нему:

«Вера в то, что Бог есть, следует из того, что Он есть, и больше ни из чего. Все прочие ее обоснования либо слишком сложны, что подрывает к ним доверие, либо слишком уязвимы».

Сомнения – они всегда будут, на самом деле. Потому что они – нормальная работа рассудка. К кому из нас не приходил вопрос, почему на этом свете столько горя, столько беды, почему люди так страдают, ради чего столько жизней обрывается до срока – где здесь любящий Бог?.. Все теоретические ответы на этот отчаянный вопрос уязвимы – даже если внешне правильны. Но есть ответы практические. Это опыт людей, вера которых переплавлена и закалена страданием; это опыт мучеников, благодарящих Господа за всё. Я много цитат здесь могла бы привести – из писем, дневников, воспоминаний… Ну, вот, хотя бы это – запись в дневнике архимандрита Никиты Чеснокова (он же протоиерей Петр Чесноков, 1883–1963):

«Благодарение всемогущему Творцу, сегодня мне исполнилось 70 лет! От самого рождения до сего часа я вижу дивный Промысл Божий в моей жизни. Всякими путями влечет меня Господь ко спасению…»[1].

Меж тем жизнь этого удивительного человека вместила в себя столько скорбей и катастроф, что впору не благодарности ждать, а отчаянного вопля: «Господи, за что мне всё это?..».

Я далека от того смирения, от той духовной стойкости, которую стяжал архимандрит Никита, но я знаю, что буду теперь каждое утро и каждый вечер, как молитву, повторять слова рыбака Симона: «Господи, повели мне прийти к Тебе по воде».

Марина Бирюкова

12 ноября 2024 г.

[1] Цитирую по книге Петра Малкова «Укрепи меня Духом Твоим святым» (М.: Вольный Странник, 2020).

Смотри также
Что значит настоящая вера Что значит настоящая вера
Христианские истории
Что значит настоящая вера Что значит настоящая вера
Христианские истории
Монах Пимен (Влад)
Человек взял сосуд и написал на нем: «Для Аврама, друга моего, давшего мне в долг. Вверяю этот сосуд Иисусу Христу и уверен, что Он доставит ему эти деньги».
«По слову Твоему закину сеть» «По слову Твоему закину сеть»
Марина Бирюкова
«По слову Твоему закину сеть» «По слову Твоему закину сеть»
Марина Бирюкова
Нам необходимо класть благое начало каждый день, может быть, каждый час. Да, мы не раз и не два вытащим свои сети пустыми, но это вовсе не будет означать, что мы трудились зря.
«По слову Твоему закину сеть» «По слову Твоему закину сеть»
Свящ. Димитрий Выдумкин
«По слову Твоему закину сеть» «По слову Твоему закину сеть»
О послушании Христовой логике
Священник Димитрий Выдумкин
Логика Евангелия в приложении к любой житейской ситуации будет всегда верна, даже если кажется абсурдной и вполне противоречит нашей привычной логике. Весьма показательный пример этого – случай чудесного улова рыбы апостолом Петром, совершенного по слову Христа.
Комментарии
Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все комментарии будут прочитаны редакцией портала Православие.Ru.
Войдите через FaceBook ВКонтакте Яндекс Mail.Ru Google или введите свои данные:
Ваше имя:
Ваш email:
Введите число, напечатанное на картинке

Осталось символов: 700

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • Православный календарь на каждый день.
  • Новые книги издательства «Вольный странник».
  • Анонсы предстоящих мероприятий.
×