Один поп как два пилота,
или Есть ли у вас что сказать Христу?

Рассказы отца Бранко Зелена

Священник Бранко Зелен Священник Бранко Зелен Отец Бранко служит в Земуне, в храме Рождества Пресвятой Богородицы. Большую часть дня исповедует: людей приходит очень много. Иногда удается отдохнуть, побеседовать с прихожанами. Вроде бы шутит, однако, взглянув ему в глаза, понимаешь: юмор юмором, но есть вещи поважнее. Началось, конечно, с улыбок и обоюдного дружеского подтрунивания с Иваном: «Вот помру, так смотри, чтобы гроб с музыкой был! И на портрете нимб чтобы дорисовали, можно с крыльями, иначе я так не играю. То есть как это ты первый в очереди?! Не-не, так не договаривались. И кофе дай, а то, вон, парень ждет». Добрые приходские беседы, сдобренные сербским юмором, – хорошая вещь. «Парень» – это крестник Ивана монгол Александр, давно не бывший на Исповеди, за время пребывания у крестного, похоже, много чему научившийся или много что вспомнивший.

Учиться главному в христианстве, вспомнить о нем не поздно даже во взрослом возрасте, и Бог использует все возможности для таких напоминаний, похоже. Вот и встреча с отцом Бранко, с виду таким веселым и беззаботным, из таких.

«Христосик»

– Сам-то я не местный, – говорит священник. – Моя родина – Герцеговина, родился и жил неподалеку от Мостара. А? Бывал там? Красивый город, правда? В селе там родился. Однажды нам туда телефон провели, один на всю деревню: вот это было приключение! Звонил раз в неделю, наверное, так для всех наших событие. Мы ведь больше как: «Привет, сосед, как жизнь?» – через всю деревню – а тут, понимаешь, аж с Белградом поговорить можно. Событие, говорю же. Это мы сейчас не можем нормально поговорить друг с другом, чтобы в экран не уставиться, а раньше открыто в глаза смотрели, и речь была еще человеческой.

Жили – не тужили: православные, католики, мусульмане. Ходили друг к другу на праздники, в футбол играли до посинения, песни пели

В общем, жили – не тужили: православные, католики, мусульмане. Ходили друг к другу на праздники, в футбол играли до посинения, песни пели. Отслужил я в армии, еще там принял решение, что стану священником – ох, как на меня один капитан взъелся. Издевки всякие, «христосиком» называл, всё такое, особенно после того, как я отказался служить после положенного срока. Хотя обещали многое, да. Ну, да ладно. Стал священником.

Прогулка на расстрел

Война, распад страны. Сербов резать начали. В буквальном смысле. Знаешь, кто нас сдал усташам-хорватам? Дорогие односельчане – те самые, с которыми пели песни, играли в футбол, справляли дни рождения. «И враги человеку домашние его» (Мф. 10, 36). Сдали этим, нас посадили в концлагерь. Ну, как посадили: мы там больше стояли – нас в камере человек под 40 было. Вонища страшная. Страх ты не просто чувствуешь – он живет в тебе. Липкий, мерзкий страх. Худо-бедно очнулся, говорю: «Братья, пусть вот здесь будет у нас восток – будем молиться, ясно?» Сначала несколько человек подошли молиться, потом всё больше, а в конце уж почти все молились, кроме двух-трех. Тех вообще жалко было, скажу тебе. Был среди них полковник Югославской Народной Армии, и он никак не мог смириться с тем, что к нему относятся без должного почтения, что вчерашние подчиненные издеваются над ним. Как это так: вчера еще честь отдавали, в три погибели сгибались, каждое слово ловили, а сейчас – на вот: «параша», камера смертников (да-да, именно в ней мы очутились), «убей серба», какой-то поп молиться призывает. Так бедняга и умер от ужаса.

Мы не померли, хотя всё к этому шло. Несколько раз выводили, значит, меня на расстрел. М-да. Потом Патриарху Павлу, Царствие ему Небесное, удалось каким-то чудом (похоже, это дело для них с Христом привычное) договориться с хорватами о моем обмене. Знаешь, какой курс был тогда? Один сербский поп – два хорватских пилота, вот! Обменяли меня. Привезли в Белград, в госпиталь. Понятное дело, не лучшее самочувствие.

Стыд отца Бранко

Лежу в палате, и тут говорят: «К тебе, отец Бранко, сам Павле идет». Ух, думаю, сейчас я Павлу-то все скажу, что думаю. А сказать после всего случившегося было что. Готовлю речь. Пламенную.

Открывается дверь, заходит Патриарх, маленький, согбенный, а взгляд светлый, пронзительный:

– Не каждому из нас, отец Бранко, оказана такая честь – пострадать за Христа, ох, не каждому. Христос воскресе!

В храме, где служит отец Бранко В храме, где служит отец Бранко Так сказал, что у меня и челюсть отвисла, и все слова гневные пропали. То самое, когда изнемогает всяк глагол, а также существительные и прилагательные с местоимениями и междометиями. Да и что тут говорить. Поплакал я тогда на его плече, было дело. Зато потом, когда возил Павле на службу, я специально кружным путем его вез: всё хотел побольше времени с ним провести, поговорить. А он, бедный, смирялся с моим вождением, отвечал на вопросы, часто наивные, конечно.

Однажды приехали с ним в Патриархию. Там лифт старый, лет сто уж. Заходим вдвоем: я – под сотню кило, а Патриарх – постник, на вес пуха. Павле первый зашел, а свет в лифте возьми и выключись. Я вкатился – лифт с перепугу включился. Патриарх такой:

– Слушай, отец Бранко, как интересно получается: заходит грешный Патриарх – света нет. Заходит исповедник – свет появляется.

Мне стыдно, краснею, а он смеется.

Лучшие прихожане

Потом отправили меня служить в Республику Сербскую, в Баня-Луку. Новый священник, пошел знакомиться с прихожанами. Или с теми, кто может ими стать. Хожу по городу, звоню в одну дверь. Открывает дед, крепкий такой орех, ростом под два метра, косая сажень, вход загораживает, смотрит исподлобья. Я ему:

– Здравствуйте, я – священник Бранко, настоятель храма. Есть ли у вас что сказать Христу?

Дед как харкнет мне в физиономию. Стою, обтекаю. Вот что тут скажешь? И убеждаюсь в правоте Христа: «Положите себе на сердце не обдумывать заранее, что отвечать, ибо Я дам вам уста и премудрость, которой не возмогут противоречить, ни противостоять все, противящиеся вам» (Лк. 21, 14–15). И слышу, как отвечаю:

– Ну, понятно: это для меня, что вполне справедливо. А Христу вы что скажете?

Серб Иван Иванов и его крестник Александр из Монголии. Серб Иван Иванов и его крестник Александр из Монголии. Позади деда что-то упало: это, оказывается, бабка его всё видела, а, услышав мой ответ, рухнула на колени. Дед, смотрю, в лице изменился, попятился. Сам как бухнется на пол, руку схватил, целует:

– Извини, батюшка! Прости дурака!

И, знаешь, лучше прихожан у меня не было в той общине, и сейчас я о них с любовью и благодарностью вспоминаю: всегда помогали чем могли, на службы ходили, поддерживали других, о храме заботились – потрясающие просто христиане. Такие наши чудеса. Или это обычная жизнь христианская, как считаешь? Я думаю, чудо – штука обычная, а? Иван! Иван Иванов! Где, спрашивается, кофе?

Обычная штука в наших краях

Священник Бранко Зелен Священник Бранко Зелен Да, еще о кофе. Помнишь про того офицера, который гонял меня в армии за то, что я православный? Так вот, через сто, а может, тыщу лет пришел я в сберкассу в Белграде. Очередь. Подхожу к амбразуре – там тетенька улыбается. Называю себя, так и так, желаю пенсию получить. Та смотрит, застыла прямо.

– Погодите, вы – священник?

– Ну, да, а в чем дело?

– Батюшка, как хотите, но я вас сейчас никуда не отпущу! Вы такого-то помните? – И называет имя и фамилию того капитана.

– Помню, конечно.

Кричит:

– Подождите пару минут!

Потом вышла, всё объяснила. Оказывается, этот самый капитан – ее супруг. Сейчас, говорит, при смерти. Человек очень хороший, но всю жизнь жалеет об одном: что гнал тогда православного парня по имени Бранко Зелен.

– Так вот, батюшка, я вас очень прошу, на колени сейчас брошусь: поехали со мной к моему супругу – утешьте его, пожалуйста, и простите.

Ясное дело, я поехал. А капитан расцвел. Кофе предложил. Лежит на кровати, такой радостный. Поговорили, конечно. Извинился:

– Прости, отец Бранко!

О чем речь: давно простил. Он исповедовался, причастился:

– Теперь и помереть не страшно, – вздохнул облегченно.

Вскоре и умер, Царствие ему Небесное. Чудо – штука обычная все-таки. Особенно в наших православных краях.

Идешь от отца Бранко и понимаешь: красота Сербии – совсем не только холмы и горы, реки и водопады. Небесная Сербия, как и Святая Русь, очень даже реальны – главное, вглядеться как следует. Бог поможет разглядеть, я уверен.

Петр Давыдов

24 декабря 2024 г.

P. S. Дорогие братья и сестры, мы продолжаем помогать косовским сербам и храмам, монастырям Косово и Метохии. Если у вас есть возможность и желание оказать помощь, то пожертвование можно перечислить:

  • по номеру карты Сбербанка «МИР»: 2202 2014 2978 2747 (получатель: Петр Михайлович Д.);
  • через PayPal: https://www.paypal.com/paypalme/kosovskopomoravlje
  • Обязательна пометка: «Помощь Косово».
Комментарии
Петр24 декабря 2024, 11:10
Спаси вас Христос, дорогие Вера, Александр, Анна, Сергей, Степан, Людмила, Екатерина, Станислав, Евгений, Руслан, Ирина, Егор, Елена, Юрий, Валентина, Наталия, Олег, Эдуард, Наталья, Владимир, Михаил, Сергей, Наталья, Роман, Игорь, Ирина, Наталья, Алексей и все братья и сестры! Молимся о вас с благодарностью.
Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все комментарии будут прочитаны редакцией портала Православие.Ru.
Войдите через FaceBook ВКонтакте Яндекс Mail.Ru Google или введите свои данные:
Ваше имя:
Ваш email:
Введите число, напечатанное на картинке

Осталось символов: 700

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • Православный календарь на каждый день.
  • Новые книги издательства «Вольный странник».
  • Анонсы предстоящих мероприятий.
×