Иерей Игорь Шиляев: «Мы проводим службы на жестовом языке»

Часть 2

Предлагаем вниманию наших читателей вторую часть беседы с иереем Игорем Шиляевым, духовником Вятской православной общины глухих и слабослышащих во имя святой царицы Елены, заведующим и преподавателем Певческого отделения Центра подготовки церковных специалистов Вятской епархии, настоятелем домовой церкви святителя и исповедника Луки Крымского при Кировской областной клинической больнице.

Отец Игорь рассказывает о духовном окормлении людей со слуховыми особенностями, о путешествиях, расширяющих познание мира, и о том, как человеку лучше провести предрождественский период.

Иерей Игорь Шиляев с членами Вятской общины глухих и слабослышащих Иерей Игорь Шиляев с членами Вятской общины глухих и слабослышащих

Часть 1 – «Я осознал, что путь ко спасению для меня лежит через Церковь и служение Богу»

«Жестовый язык меня всегда завораживал»

– Вы духовно окормляете Вятскую православную общину глухих и слабослышащих во имя святой царицы Елены, некоторые из богослужений переводите на русский жестовый язык. Когда и при каких обстоятельствах началось в вашей жизни такое делание?

– Когда я учился в школе, мои родители каждый год отправляли меня в летний лагерь. Однажды в одной из смен я познакомился с девочкой Юлей, которая оказалась глухой. Она была единственной в нашем отряде, кто имел такую особенность.

Юля всегда была печальной, так как никто не знал, как с ней общаться. Тогда вожатые решили провести эксперимент: они собрали всех детей в отряде, посадили Юлю в центр и попросили ее научить ребят дактильной азбуке. Юля согласилась, и постепенно мы научились общаться с помощью этой азбуки. Я запомнил, что каждой букве соответствует определенная конфигурация пальцев, и мог разговаривать с Юлей, используя только пальцы.

Только потом я узнал, что глухие люди в основном общаются с помощью жестов, а дактильная азбука используется только для обозначения собственных имен. Я тогда настолько хорошо освоил дактиль, что даже спустя много лет все еще его помнил.

Вятская община глухих и слабослышащих была основана в 2005 году при храме святых мучениц Веры, Надежды, Любови и матери их Софии, где я нес послушание пономаря. Именно в этом году 30 октября состоялось первое занятие воскресной школы. Первым духовником общины был иерей Владимир Попыванов. Поскольку я по буковкам мог разговаривать с слабослышащими и глухими людьми, то сразу же стал частью общины.

Занятие воскресной школы для глухих и слабослышащих на свежем воздухе у Феодоровской церкви г. Кирова Занятие воскресной школы для глухих и слабослышащих на свежем воздухе у Феодоровской церкви г. Кирова

В 2011 году у глухих появился свой придел в Царево-Константиновской Знаменской церкви города Кирова, и я был назначен настоятелем этого храма и духовником общины.

В следующем, 2025-м, году мы будем отмечать двадцатилетие нашей общины.

Меня всегда привлекал жестовый язык. И хотя я не знал ни одного жеста, мне всегда хотелось его освоить. В 2005 году такая возможность у меня появилась: зная буквы, я мог общаться с глухими людьми. Постепенно начал изучать жесты, сначала на бытовом уровне, но вскоре освоил его в достаточной мере, чтобы понимать глухих. И после я уже не мог бросить сложившееся общение.

Когда в 2011 году владыка Марк назначил меня настоятелем Царево-Константиновской Знаменской церкви, у меня появилась идея – начать богослужения на русском жестовом языке в нашей епархии. В храме во имя святых мучениц Веры, Надежды, Любви и их матери Софии это было невозможно, так как он был смешанным. А вот в Царево-Константиновской церкви такое служение уже началось.

Митрополит Вятский и Слободской Марк и иерей Игорь Шиляев. Духовное окормление глухих и слабослышащих Митрополит Вятский и Слободской Марк и иерей Игорь Шиляев. Духовное окормление глухих и слабослышащих

Духовное окормление глухих и слабослышащих

– Получается, вы уделяете особое внимание вопросу воцерковления людей с особенностями здоровья, в данном случае со слуховыми особенностями?

Я всегда акцентирую внимание на том, что инвалиды по слуху отличаются от других людей с ограниченными возможностями

– Я всегда акцентирую внимание на том, что инвалиды по слуху отличаются от других людей с ограниченными возможностями. В чем же причина? Дело в том, что все остальные люди с проблемами со здоровьем могут в той или иной степени получать информацию. А глухие лишены этой возможности.

Как вы думаете, какой процент информации человек получает через слух по сравнению с другими органами чувств – зрением, осязанием, вкусом и обонянием? Согласно исследованиям, 80% процентов информации, которую мы получаем из внешнего мира, приходит к нам через слух. Некоторые могут поспорить со мной, утверждая, что 80% процентов информации человек получает через зрение. Однако, независимо от наших убеждений, именно слух играет важнейшую роль в жизни человека.

Мы не замечаем, как постоянно получаем огромное количество информации через слух – это звуки окружающей природы, городской среды, а также радио и телевидение. Когда вы едете в автобусе с включенным радио, то, хотите того или нет, узнаете последние новости.

Слух не только позволяет нам получать информацию, необходимую для образования, но и является основой всех наших коммуникаций – живое общение тоже происходит благодаря слуху.

И еще один аргумент: много ли среди ученых глухих людей? К сожалению, нет. А слепых профессоров, даже среди филологов, немало. Многие слепые могут получить образование, так как оно тесно связано с речевой функцией. У глухих же людей речевая функция нарушена из-за отсутствия слуха, они не слышат себя. При этом многие люди считают, что глухие немы, но это не так. В школе им ставят речь, и глухие могут говорить, но у них есть дефект речи. Из-за этого глухие люди ограничены в получении любой информации, связанной со слухом и коммуникацией.

Что касается духовного общения, то здесь ситуация еще сложнее. Когда глухие люди впервые приходят на службу, то сразу не могут понять, что происходит в храме. Они видят, что люди ходят туда-сюда, но не могут разобраться в происходящем.

В 1990-е годы многие глухие люди оказались вовлечены в деятельность сект, так как в этих организациях работали переводчики, которые объясняли им Священное Писание. Глухие люди понимали происходящее и хотели присоединиться к секте. В то же время в Православной Церкви на них не обращали внимания.

Однако ситуация изменилась к лучшему. И сегодня по всей России существует примерно 75 православных общин для глухих.

– То есть вопросы приобщения к вере и Церкви глухих и слабослышащих актуальны для разных регионов страны?

В России насчитывается около пятидесяти священнослужителей, которые владеют жестовым языком

– Да. В России насчитывается около пятидесяти священнослужителей, которые владеют жестовым языком и в той или иной степени могут исповедовать на жестовом языке. Но ситуация оставляет желать лучшего, потому что секты, в которых работают профессиональные переводчики, до сих пор существуют. И мы, священнослужители, всегда прикладываем много сил, чтобы глухие встали на путь истинный.

Мне часто приходится бывать в разных епархиях по всей стране, и, к сожалению, я вижу, что ситуация в духовном окормлении глухих людей пока оставляет желать лучшего. Священники часто заняты другими послушаниями, и у них не остается времени на общение с глухими. А ведь духовное окормление глухих требует от священника полной самоотдачи и самопожертвования.

Глухие люди очень чувствительны, они сразу замечают фальшь в поведении священника. Если священник торопится, опаздывает или не проявляет достаточно внимания к глухим, то им становится неинтересно, и они либо начинают редко ходить на службы, либо ищут другие места для духовного общения. Это очень серьезная проблема.

– С какими проблемами пришлось столкнуться вам на этом пути?

– Возможно, сегодня самая серьезная проблема – отсутствие молодых людей в наших православных общинах. К сожалению, молодые люди, среди которых есть и глухие, находятся на таком большом расстоянии от Церкви, от духовно-нравственных идеалов и культуры, что им это совсем неинтересно. Поэтому их очень сложно привлечь в храм и даже просто пригласить поучаствовать в духовной беседе в общине. Молодые люди слишком увлечены гаджетами, и такая ситуация наблюдается по всей России.

Иерей Игорь Шиляев совершает богослужение на русском жестовом языке Иерей Игорь Шиляев совершает богослужение на русском жестовом языке

Еще одна проблема, которая стоит перед нами, – это недостаточное количество богослужений на жестовом языке.

Как я уже упоминал ранее, современные священники очень заняты, и у них просто нет времени и сил уделять должное внимание прихожанам с нарушениями слуха и проводить богослужения на жестовом языке. Для этого им необходимо найти время, чтобы разобраться в возгласах и ектеньях, выучить жесты, освоить дактильную азбуку и православную лексику на жестовом языке. Обычно у батюшек не хватает на это времени.

Кроме того, когда в храме присутствуют как слышащие, так и глухие прихожане, то в других епархиях некоторые настоятели (даже если есть клирик, готовый переводить службу) не благословляют проведение богослужений на жестовом языке, опасаясь, что это может отвлекать слышащих.

В настоящее время из всей России только в Вятской епархии богослужения проходят в правильном и удобном для глухих формате

В настоящее время из всей России только в Вятской епархии богослужения проходят в правильном и удобном для глухих формате: священник полностью ведет службу на жестовом языке, а слова песнопений хора переводит отдельный переводчик.

Во многом успех нашего дела зависит от архиерея. Наш владыка Марк осознает всю важность окормления глухих и щедро предоставляет нам такую возможность. Глухие люди очень любят и благодарят владыку за такую поддержку.

Сегодня у нас есть свой храм – Никольская надвратная церковь Свято-Успенского Трифонова мужского монастыря, где глухие могут полноценно участвовать в богослужениях, помолиться, исповедоваться и причаститься. Всенощное бдение начинается в 17 часов в субботу вечером, а литургия – в 8 часов в воскресенье утром. Богослужения также проходят в великие и двунадесятые праздники.

В наше время тема глухих находит широкое внимание со стороны Церкви, государства и общества в России. В 2017 году наша православная община глухих получила официальный юридический статус. Была создана Кировская региональная общественная организация «Вятский духовно-просветительский и социальный центр “Елена” для глухих», которая располагается по адресу: улица Ленина, 164.

Иерей Игорь Шиляев в Вятском духовно-просветительском центре «Елена» для глухих, слабослышащих и слепоглухих с гостями – настоятельницами и золотошвейками монастырей г. Калуги Иерей Игорь Шиляев в Вятском духовно-просветительском центре «Елена» для глухих, слабослышащих и слепоглухих с гостями – настоятельницами и золотошвейками монастырей г. Калуги

Каждый год в Москве проходят Рождественские чтения, в рамках которых работает секция, посвященная окормлению глухих. Я стараюсь регулярно посещать эти мероприятия. Кроме того, когда у какой-либо общины отмечается юбилей, проводятся праздничные мероприятия. Например, в следующем году у Вятской православной общины будет юбилей, и мы тоже планируем организовать праздничные мероприятия у нас на Вятке. Ожидается приезд гостей из других епархий, которые также занимаются окормлением глухих.

«Переводчиков церковных много не бывает»

– А кто вам помогает осуществлять перевод богослужений, в частности песнопений церковного хора, на русский жестовый язык? Где вы находите неравнодушных верующих людей, желающих поучаствовать в этом непростом благом делании?

– У нас есть такая поговорка: «Переводчиков церковных много не бывает». В свое время в общине во имя святой царицы Елены было целых пять переводчиков. Они даже составляли график, чтобы определить, кто и когда будет переводить службы.

Сейчас у нас трудятся три-четыре человека. Среди них – наш незаменимый сотрудник Любовь Валерьевна Филимонова. Она работает диспетчером-переводчиком в Диспетчерском центре связи для глухих города Кирова и уже много лет занимается переводом богослужений. У Любови Валерьевны богатый опыт, который помогает ей в работе.

Недавно к нам присоединился Иван Маракулин – студент технологического колледжа, который в этом году заканчивает обучение и хочет связать свою жизнь с глухими. Иван уже начал осваивать перевод богослужений и стремится внести свой вклад в наше общее дело.

Иногда нам помогает Елена Иванова, фармацевт, которая давно посещает общину и также переводит службы. Мы рады каждому, кто проявляет интерес к этой деятельности и хочет работать с глухими в храме. Мы стараемся помочь им адаптироваться и направляем в нужном направлении.

Курсы русского жестового языка для священно- и церковнослужителей в Спасо-Преображенском Воротынском монастыре г. Калуги (2021 г.) Курсы русского жестового языка для священно- и церковнослужителей в Спасо-Преображенском Воротынском монастыре г. Калуги (2021 г.)

«Много мест, куда душа просит вернуться»

– Насколько известно, духовно-просветительское общение с глухими и слабослышащими у вас продолжается и за порогом храма. Расскажите о совместных поездках, куда вы совершали путешествия.

– За двадцатилетнюю историю нашей общины мы много где успели побывать: путешествовали по святым местам, посещали различные города, монастыри и села, а также побывали за границей.

Сейчас наши путешествия стали менее активными, отчасти из-за того, что люди в общине уже не так молоды, и с годами им становится все сложнее преодолевать большие расстояния.

Из особенно запомнившихся поездок за границу можно отметить путешествие в Египет, где мы поднимались на гору Синай, а также поездки в Израиль, Армению, Грузию и Грецию. В России мы посетили известные святыни и крупные исторические центры.

– Как считаете, что движет людьми вновь и вновь отправляться в новые места вопреки утомлению, затратам? Что дают поездки в духовном плане для их участников?

– Мы все знаем, что Вятская земля – это место, богатое не только красивой природой и архитектурными памятниками, но и, самое главное, святынями. Казалось бы, зачем куда-то ехать, если у нас есть свои священные места? Однако, когда Господь дает возможность сменить обстановку и проверить себя в поездке, мы должны с благодарностью ее принять.

Для глухих паломнические поездки становятся источником новой информации и общения

Любая поездка – это испытание для проявления качеств, о которых, возможно, человек даже не подозревал. Поэтому каждая поездка всегда полезна для души, тела и духа.

Мы всегда стараемся путешествовать смешанными группами, в которые входят как глухие, так и слышащие люди. Слышащие люди обладают большим духовным опытом, обширными знаниями, и глухие могут у них учиться. Поэтому для глухих такие поездки становятся источником новой информации и общения.

Почему же эти поездки полезны и для слышащих? Они видят рядом с собой необычных людей, которые нуждаются в помощи. Это заставляет слышащих проявлять милосердие, сострадание и учиться любить своих ближних.

Такие поездки способствуют сближению и сплочению людей. Они открывают перед участниками множество возможностей для личностного роста и развития.

– Каким образом формируются группы?

– Каждый раз по-разному. Мы стараемся путешествовать с хорошими знакомыми. Обычно у нас много таких друзей, поэтому нам не нужно объявлять о своих планах – всегда находятся те, кто с радостью составит нам компанию.

– Вопросы, связанные с продумыванием маршрута, размещением в гостиницах, транспортом вы берете на себя или обращаетесь к туроператорам?

– Мы формируем разнообразные группы от трех до пятидесяти человек. В зависимости от количества участников мы по-разному подходим к решению организационных вопросов. Иногда мы полностью берем все на себя, а иногда обращаемся в турагентство или паломническую службу.

– Какие маршруты можете рекомендовать?

– В современном мире, полном вызовов, многие люди понимают, что пришло время открыть для себя Россию. Они отправляются в увлекательные путешествия по нашим городам, посещают святые места, знакомятся с достопримечательностями. Ведь наша страна изобилует культурными и природными богатствами, и в ней есть множество мест, которые стоит увидеть.

– Просто ли священнику в эмоциональном и организационном плане сопровождать большую группу людей, одновременно отвечать на духовные вопросы, где-то выступать гидом, организатором, особенно если часть группы составляют люди со слуховыми особенностями, требующие особенного внимания?

– Из всего перечисленного, пожалуй, проще всего отвечать на духовные вопросы. Ведь священник, помимо совершения богослужений, чаще всего именно этим и занимается, так как к нему приходят с самыми разными вопросами.

В путешествии, когда рядом находятся другие участники поездки, люди обычно не задают слишком личные вопросы. Как правило, это вопросы общего характера, связанные с воцерковлением. Я объясняю их с помощью жестов или через переводчика.

Тем не менее другие аспекты путешествия могут вызвать определенные проблемы. Например, как привлечь внимание, если в группе есть люди с нарушениями слуха? Если слышащие участники отошли в сторону, можно громко объявить: «Пора садиться в автобусы!» Но что делать, если глухой человек отошел?

Хлопать в ладоши и прыгать бесполезно. Нужно подойти к каждому из них, похлопать по плечу, чтобы объяснить, что пора садиться в автобус. А если глухих много, и они все разошлись в разные стороны?.. В таких случаях требуется много терпения и самообладания.

– А самое удивительное путешествие куда совершили? И куда бы снова хотели вернуться?

– Сложно однозначно ответить на этот вопрос, ведь каждое путешествие оставляет свой след в сердце, и трудно выбрать, куда бы хотелось вернуться снова. Однако, пожалуй, самым эмоциональным опытом стало посещение горы Синай.

Наши глухие участники впервые побывали на Синае. Пусть их было не так много, всего пять человек, но эта поездка стала для них особо значимой. Ведь невозможно забыть пятичасовое восхождение на гору: сначала на верблюдах, а затем пешком по каменным ступенькам над обрывом ночью, при свете звезд.

Если в России уже есть 75 православных общин глухих, то в Грузии этим благим делом занимается только один священник

Особое место в моем сердце занимает Грузия. В этой стране у меня много друзей, которые нас с глухими всегда тепло принимают. Особенно ценными для меня были встречи со священником, который окормляет грузинскую общину глухих и тоже служит на жестовом языке. И если в России уже есть 75 православных общин, то в Грузии он один занимается этим благим делом. Когда мы приехали к нему в храм, он встретил нас со слезами на глазах. И так же со слезами прощался с нами.

И, конечно, нельзя не упомянуть Алтай – нашу сибирскую здравницу с ее удивительным Телецким озером, кедровыми заповедниками, лечебными травами и величественными горами.

Это поистине уникальный духовно-туристический маршрут, который сочетает в себе посещение святынь и возможность насладиться окружающей природной красотой.

Мы даже сплавлялись на рафтах по горной реке вместе с людьми, которые плохо слышат! В нашей группе были и бабушки, которые тоже не побоялись принять участие в этом речном приключении!

Очень люблю Валаам. До 2017 года я туда ездил каждый год, не представляя своего летнего отпуска без посещения этого дивного острова.

– На Валаам добирались самостоятельно или брали экскурсию через паломническую службу?

– И с паломнической службой «Святки», и самостоятельно. В любом случае путь лежит через Приозерск, до которого из Санкт-Петербурга нужно доехать на автобусе. Затем по водной глади Ладожского озера либо двухпалубный кораблик, либо скоростной Метеор мчит тебя навстречу удивительному Валаамскому монастырю с его многовековой историей, северной природой и строгим укладом жизни.

О духовном врачевании

Иерей Игорь Шиляев с членами Вятской общины глухих и слабослышащих в храме святителя Луки Крымского при Кировской областной клинической больнице Иерей Игорь Шиляев с членами Вятской общины глухих и слабослышащих в храме святителя Луки Крымского при Кировской областной клинической больнице

– Вам как настоятелю храма святителя Луки Крымского при Кировской областной клинической больнице, вероятно, приходится немало взаимодействовать с пациентами. Насколько их выздоровлению благоприятствуют доброе слово или молитва?

– Домовой церкви святителя Луки Крымского, расположенной в 7-м корпусе Кировской областной больницы, уже более десяти лет. Каждую неделю здесь совершаются богослужения, в которых участвуют как пациенты, так и медицинский персонал.

К сожалению, во время утренней литургии собирается не так много прихожан. Дело в том, что у пациентов до обеда проходят процедуры, и не всегда есть возможность присутствовать на богослужении. В декабре мы планируем начать проводить молебны по пятницам с 12 часов, чтобы у пациентов, желающих помолиться, была такая возможность.

Однако даже сейчас нельзя сказать, что люди, проходящие лечение в стационаре, забыли о Боге. Каждый раз, когда мы приходим служить литургию, священника уже ждет стопочка записок. Люди приходят в храм в удобное для них время, молятся Господу, Богородице и святым, подают записки о выздоровлении, ставят перед образами свечи.

Я не нахожусь в храме круглосуточно, у меня есть и другие послушания. Но как священник я откликаюсь на требы, когда человек в силу своего состояния не может сам подойти в церковь и просит его пособоровать или причастить.

– Приходилось ощущать духовное покровительство святого Луки Крымского?

– В алтаре нашего храма хранится моя личная икона с частицей нетленного сердца святителя Луки Крымского. Мы выносим ее на богослужения, чтобы верующие могли к ней приложиться.

Эта частица мощей удивительным образом сохранилась во время пожара в Федоровской церкви. Когда я был настоятелем этого храма, икона хранилась у меня в кабинете. На службу в храм Луки Крымского я привозил ее с собой. Во время пожара икона сгорела, но мощевик остался невредимым. Правда, воск, который используется для крепления мощей, расплавился, но сама частица осталась нетронутой. Разве это не чудо?

Конечно, икону пришлось заменить. Я нашел в Москве копию, которая полностью повторяла прежнюю. Это было еще одно удивительное событие. Я думаю, что такие чудеса – это свидетельства незримого духовного присутствия святителя Луки Крымского в нашем мире.

Храм святителя Луки Крымского расположен на первом этаже 7-го корпуса Кировской областной клинической больницы. Любой верующий человек может прийти на богослужение и поклониться этой необычной святыне.

– Чудеса исцеления часто случаются?

– Мне об этом не докладывают. Однако и верующие пациенты, и медицинские работники ощущают духовное покровительство Господа и святых.

Сотрудницы нашего храма неоднократно замечали, что врачи приходят сюда перед сложными операциями. Сами хирурги ставят свечу святителю Луке и молятся перед его иконой. Они понимают, что делают все возможное для спасения жизни человека, но при этом являются лишь инструментом в руках Господа, сами нуждаются в помощи Божией и духовной поддержке святителя Луки.

После итоговой аттестации курсов русского жестового языка при Вятском государственном университете в г. Кирове (2022 г.) После итоговой аттестации курсов русского жестового языка при Вятском государственном университете в г. Кирове (2022 г.)

– Священники всегда делают упор на духовном здравии, и все же самим людям как лучше молиться о выздоровлении от телесных недугов, укреплении своего физического здоровья?

– Прежде всего, мы должны понять природу болезни. В Евангелии мы встречаем множество случаев, когда Господь исцеляет человека. Он говорит ему: «Иди и больше не греши», что ясно указывает на связь наших грехов с физическим состоянием.

Чтобы исцелиться, нам необходимо заглянуть внутрь себя, сходить на исповедь, причаститься

Чтобы исцелиться, нам необходимо заглянуть внутрь себя. Нужно сходить на исповедь, причаститься. Если человек еще не начал вести духовный образ жизни, то ему следует встать на этот путь, путь исправления, путь изменения ума и сердца в лучшую сторону. Тогда Господь дарует нам здоровье.

Если же человек стремится только к телесному исцелению, не задумываясь о связи с духовной жизнью, то, к сожалению, его усилия часто оказываются напрасными.

– А есть какой-то общий рецепт, чтобы человеку чувствовать себя бодрым и активным круглый год при обширной деятельности, подобной вашей?

– Чтобы чувствовать себя бодрым и здоровым, необходимо регулярно отдыхать. Это простой, не духовный, но эффективный совет.

В современном мире, где время ускорилось, мне порой не хватает суток, чтобы завершить все дела. Суета, быстрый ритм жизни, постоянное напряжение – все это не только моя проблема, но и многих других людей.

Чтобы сохранять душевное равновесие и поддерживать баланс, нужно находить время для отдыха. И это не означает, что нужно бездействовать. Отдохнуть можно, сменив обстановку, вид деятельности или просто посетив хороший концерт классической музыки. Такой отдых поможет снять физическое и душевное напряжение, не нарушая привычный ритм жизни.

Благоприятный период,
или Время добродетели

– Идет Рождественский пост. Как человеку на него настроиться, чтобы он воспринимался для человека как радостное время?

– Чтобы пост проходил с радостью, мы всегда должны помнить слова стихиры: «Постимся постом приятным» (начало стихиры на стиховне вечерни вторника 1-й седмицы Великого поста). Пост должен быть благоприятным временем для души и тела, и к этому периоду необходимо подготовиться. Прежде всего, стоит сходить в храм и взять благословение на пост. Когда человек получает благословение, он вступает на путь поста, доверяя себя воле Божией через священника.

В конце вечернего правила есть молитва: «В руце Твои, Господи Иисусе Христе Боже мой, предаю дух мой. Ты же мя благослови, Ты мя помилуй и живот вечный даруй ми». Эту молитву можно читать не только перед сном, но и в любой ситуации, когда мы должны довериться воле Божией.

Когда человек начинает поститься, он вступает на особое духовное поприще. Мы вооружаемся на духовные подвиги, главный из которых – покаяние. Рождественский пост отличается от Великого и Успенского тем, что он нестрогий и радостный, ведь мы празднуем рождение Спасителя. Эта радость должна сопровождать нас с самого начала поста.

Однако в наше время многим становится тяжело поститься не только из-за физической немощи, но и из-за непомерно высоких цен на продукты. Например, в Филиппов пост можно есть рыбу, но мы знаем, сколько она стоит. Для пенсионеров выдержать пост бывает особенно сложно, так как некоторые люди даже не могут позволить себе обычную рыбу.

Хотя мы понимаем, что любой пост устроен мудро и в зимний период рыба необходима для получения белка. Но что делать человеку, который не может позволить себе ее купить? Иногда я даже не знаю, что ответить на этот вопрос, когда люди спрашивают, как им поститься, если рыба дорогая и дешевле купить курицу. Что это за пост, который становится слишком дорогим? Ведь смысл поста – в простоте еды. Но какая же это простота, если постное меню обходится дороже скоромной пищи?

Поэтому важно брать благословение у священника, особенно у того, у которого человек регулярно исповедуется. Священник поможет определить меру поста для конкретного человека.

– Для христиан пост – это еще и время добродетели. Какие из них вы считаете первоочередными для взращивания в человеке в этот период?

– Конечно, пост – это не только ограничение в еде. Некоторые люди настолько увлекаются соблюдением поста, что начинают тщательно изучать этикетки на продуктах, проверяя, не содержат ли они яичный или молочный порошок. Это, безусловно, чрезмерное увлечение, которое может вызвать у некоторых людей чувство превосходства над другими и даже фарисейство.

Смысл поста не только в том, чтобы изменить свой рацион, но и в том, чтобы стать проще в образе жизни и проще относиться к окружающим. Почему мы говорим «прости», когда просим прощения? Мы хотим, чтобы нас простили, были снисходительны к нам. Мы признаем свои ошибки и просим прощения, чтобы и другие были снисходительны к нашим недостаткам.

Простота должна присутствовать в нашей духовной жизни

Простота должна присутствовать в нашей духовной жизни. Умение прощать необходимо не только в духовном плане, но и в повседневной жизни. Из простоты рождаются добрые дела, а также такие добродетели, как милосердие, сострадание и любовь к ближнему.

«Наивысшее пожелание – спасение души»

– Есть Рождественские песнопения, книги, фильмы, которые вас вдохновляют?

– Все зависит от личных предпочтений. То, что вдохновляет меня, может не вызвать такой же отклик у другого человека. Во время поста нам особенно следует помнить слова апостола Павла: «Все мне позволительно, но не все полезно; все мне позволительно, но ничто не должно обладать мною» (1 Кор. 6: 12). Я часто руководствуюсь этим принципом.

Существуют хорошие для просмотра как российские, так и западные рождественские фильмы. Однако, несмотря на интересные задумки режиссеров, современное кино может вызвать соблазн и послужить причиной излишнего эмоционального расслабления. А оно может оказаться не столь полезным для души, как мы надеемся. Поэтому при выборе фильмов всегда следует быть осторожным.

Мне нравится слушать колядки в Рождество, они вдохновляют, потому что выражают душевную радость о рождении Спасителя, в них заложен дух русского православного народа.

Однако истинная духовная радость всегда связана с богослужением. Литургия и Таинство Святого Причащения – вот что, на мой взгляд, может вдохновить больше всего.

– И все же какие Рождественские традиции близки вам?

– Традиции празднования Рождества в нашей семье тесно связаны с церковью и храмом. А с общиной глухих в преддверии этого великого события мы обязательно украшаем елку в нашем любимом Вятском духовно-просветительском центре и социальном центре «Елена» для глухих. В день Рождества для глухих и слышащих прихожан мы накрываем там красивый праздничный обед, на который обязательно приходит Дед Мороз, создавая атмосферу зимней сказки.

– Что вы пожелаете читателям в преддверии светлого праздника Рождества Христова?

– Самое главное пожелание, которое мы можем выразить другому человеку, – это пожелание спасения души. Недаром, когда мы благодарим за что-то хорошее, мы говорим: «Спаси Господи!», «Спаси Боже!». В православном обществе это стало традиционным ответом на добрые поступки.

Поэтому я желаю всем спасения души и радости от переживания величайшего в истории человечества события – Рождения в мир Богомладенца.

С иереем Игорем Шиляевым
беседовала Лада Баева

25 декабря 2024 г.

Смотри также
«Я осознал, что путь ко спасению для меня лежит через Церковь и служение Богу» «Я осознал, что путь ко спасению для меня лежит через Церковь и служение Богу»
Иерей Игорь Шиляев. Ч. 1
«Я осознал, что путь ко спасению для меня лежит через Церковь и служение Богу» «Я осознал, что путь ко спасению для меня лежит через Церковь и служение Богу»
Беседа с иереем Игорем Шиляевым. Часть 1
Отец Илий сказал: «Вот вам мое благословение: приедете домой, идите в епархию и пишите прошение на рукоположение. Господь вам уготовал путь священства».
Как услышать службу без слуха Как услышать службу без слуха
Прот. Анатолий Фролов
Как услышать службу без слуха Как услышать службу без слуха
Беседа с протоиереем Анатолием Фроловым
У нас дружный приход, и слабослышащие люди участвуют в приходской жизни вместе с другими верующими.
«Мы переводим не слово, мы переводим мысль» «Мы переводим не слово, мы переводим мысль»
Протодиак. Павел Трошинкин
«Мы переводим не слово, мы переводим мысль» «Мы переводим не слово, мы переводим мысль»
Протодиакон Павел Трошинкин о сурдопереводе в храме и работе со слабослышащими
Перевод должен быть адресным. То есть он должен быть понятен тому, для кого переводят.
Комментарии
Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все комментарии будут прочитаны редакцией портала Православие.Ru.
Войдите через FaceBook ВКонтакте Яндекс Mail.Ru Google или введите свои данные:
Ваше имя:
Ваш email:
Введите число, напечатанное на картинке

Осталось символов: 700

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • Православный календарь на каждый день.
  • Новые книги издательства «Вольный странник».
  • Анонсы предстоящих мероприятий.
×