О злободневном и вечном – высоким художественным языком

О выставке «Передвижники» в Третьяковской галерее

Увидеть срез русского искусства второй половины XIX, понять, каким оно было, можно на выставке «Передвижники», которая проходит в Государственной Третьяковской галерее. «Выставка стала первым за последние 50 лет масштабным проектом, посвященным наследию передвижников», – гласит сайт музея, и с этим нельзя не согласиться.

Если говорить коротко и упрощенно, Товарищество передвижных выставок возникло для того, чтобы художники, его составляющие, могли выставлять свои работы в разных городах Российской империи, пропагандировать отечественное искусство и продавать свои работы. Первая выставка Товарищества открылась в 1871-м году в залах Императорской академии художеств в Петербурге. Вполне логично, что начало экспозиции в Третьяковской галерее посвящено именно этой выставке, и здесь упоминается тот факт, что уже после нее меценат П. М. Третьяков приобрел много работ в свою коллекцию, причем часть купил еще до открытия, в том числе – «Грачи прилетели» А. К. Саврасова, «Охотники на привале» В.Г. Перова. Это очень показательный исторический факт, который показывает, что искусство развивалось тогда не просто само по себе, а при меценатской поддержке. Получая деньги за свои творческие работы, художники могли создавать следующие произведения…

Грачи прилетели. Художник: Алексей Саврасов, 1871 г. Грачи прилетели. Художник: Алексей Саврасов, 1871 г.

Охотники на привале. Художник: Василий Перов, 1871 г. Охотники на привале. Художник: Василий Перов, 1871 г.

Тут же можно увидеть и портрет П. М. Третьякова, написанный И.Е. Репиным в 1883-м г. (он экспонировался на 12-й передвижной выставке в Петербурге). Перед зрителем – глубокий (и очень непростой) человек, то ли уставший, то ли погруженный в себя, ищущий гармонии вокруг, но не находящий ее...

Портреты, созданные русскими художниками, – особая страница выставки и отечественного искусства. С них не просто смотрят люди, мастерски написанные, – считываются индивидуальные черты, психологическое состояния, – а целые миры.

Портрет Н.Н. Ге. Художник: Николай Ярошенко, 1890 г. Портрет Н.Н. Ге. Художник: Николай Ярошенко, 1890 г.

Н. А. Ярошенко изобразил художника Н. Н. Ге в портрете 1890 г. (экспонировался на 18-й выставке Товарищества) в очень живой, непринужденной позе. Он показан обращенным к зрителю, но взгляд художника направлен куда-то глубоко внутрь себя, в собственные размышления, возникающие во время работы над картиной «‟Что есть истина?” Христос и Пилат», 1890 г., которая тоже была представлена на 18-й выставке, но по приказу властей ее сняли с экспозиции и изъяли из каталога. Однако, несмотря на сомнения, П.М. Третьяков все-таки приобрел эту картину. А на выставке ее можно увидеть недалеко от портрета, чуть посмотрев в сторону, как и картину «Голгофа» 1983 г., и это как-то логично связывается с образом художника, запечатленным Репиным.

«Что есть истина?» Христос и Пилат. Художник: Николай Ге, 1890 г. «Что есть истина?» Христос и Пилат. Художник: Николай Ге, 1890 г.

Голгофа. Художник: Николай Ге, 1983 г. Голгофа. Художник: Николай Ге, 1983 г.

Портрет Ф.М. Достоевского, написанный В.Г. Перовым в 1872-м г., который был показан на 2-й выставке Товарищества, демонстрирует сложную, напряженную сосредоточенность великого писателя в момент творческих раздумий. Совсем неслучайно портрет (чуть ли не единственный, что был сделан при жизни Федора Михайловича) вызвал положительную оценку супруги писателя – А.Г. Достоевской. Среди многочисленных портретов, представленных на выставке, и выразительный портрет И. И. Левитана, созданный В. А. Серовым в 1893-м г. (был показан на 21-й выставке).

Портрет Ф.М. Достоевского. Художник: Василий Перов, 1872 г. Портрет Ф.М. Достоевского. Художник: Василий Перов, 1872 г.

Портрет И.И. Левитана. Художник: Валентин Серов, 1893 г. Портрет И.И. Левитана. Художник: Валентин Серов, 1893 г.

Картина «Кочегар», 1878 г. (6-я выставка) Н. А. Ярошенко – это портрет человека труда, без идеализации и пасторальности, как ранее изображали, например, крестьян, но и без нарочитой социальной заостренности… Ярошенко умеет от социального «на злобу дня» идти к общечеловеческому. Его знаменитая работа «Всюду жизнь», 1888 (16-я выставка Товарищества), конечно, о социальном, но в итоге оказывается больше социально-политического, больше, чем просто сочувствие художника идеям народников. Она – об общечеловеческом. Пусть в лоб, пусть литературно и прямо, когда женщина с ребенком так напоминает Деву Марию с Младенцем, но все-таки есть здесь очевидная христианская мысль, что Бог – со страждущими. Это считывается сразу, без подготовки, а чтобы понять то самое социальное-политическое, нужно еще прочитать про временной контекст, взгляды художника и так далее.

Кочегар. Художник: Николай Ярошенко, 1878 г. Кочегар. Художник: Николай Ярошенко, 1878 г.

Всюду жизнь. Художник: Николай Ярошенко, 1888 г. Всюду жизнь. Художник: Николай Ярошенко, 1888 г.

Есть здесь очевидная христианская мысль, что Бог – со страждущими. Это считывается сразу, без подготовки

На выставке есть и не столь известные произведения, но все-таки, когда перед зрителями – хрестоматийные, знакомые с самого детства картины рядом, и их можно увидеть почти так же, как видели их в разное время зрители передвижных выставок, – это вызывает особое ощущение.

Художники второй половины XIX века могли в пейзаже передать нечто глобальное о мироустройстве, а могли – не сказать главного в мастерски написанной огромной работе. Как, например, в глобальном произведении И.Е. Репина «Крестный ход в Курской губернии», 1883 г. (11-я выставка Товарищества).

«В построении композиции все складывается из отдельных кадров, найденных в натурных этюдах. Их перевод в картину – кстати, тенденциозный – не создает обобщающего композиционного образа (…). Репину был чужд духовный смысл традиционного перенесения чудотворной иконы Курской Коренной пустыни. Икона глубоко почиталась нашим народом, а сам сюжет крестного хода предполагал время истории православной России. Репин добивался правдоподобия, а сказал неправду и о людях, и о событии. В картине осталась только одна внешняя правда пыльного воздуха, написанного с большим техническим мастерством»[1], – пишет искусствовед Н.Н. Третьяков.

Крестный ход в Курской губернии. Художник: Илья Репин, 1883 г. Крестный ход в Курской губернии. Художник: Илья Репин, 1883 г.

Неправда – не в документальном смысле, все это, безусловно, могло иметь место – и замахивающийся нагайкой блюститель закона, и такое явное разделение по социальному признаку. Но было и другое, объясняющее, почему люди пошли на этот крестный ход, ради Кого. Это и есть правда.

«Владимирка» И.И. Левитана, 1894 г., как и другие работы мастера, – совсем не про «здесь и сейчас». Хотя в ней присутствует и некий социальный момент, и исторический, и общечеловеческий. Но Левитан смотрит в своем творчестве дальше и глубже, сквозь внешнее – в вечное. Поэтому и на выставке «Передвижники» разместили эту работу в пространстве, где находятся произведения религиозной тематики, в том числе – «Христос в пустыне» И.Н. Крамского, 1872 г., «Пустынник» М.В. Нестерова, 1888 г., произведения на евангельскую тему Н.Н. Ге. Когда все эти работы находятся рядом, даже забываешь, у кого из художников – толстовский взгляд на Евангельскую историю, у кого – христианский... Внутри христианской культуры глубокие мастера прикасались к главному, и у них получилось отразить это главное в своем творчестве.

Владимирка. Художник: Исаак Левитан, 1894 г. Владимирка. Художник: Исаак Левитан, 1894 г.

Христос в пустыне. Художник: Иван Крамской, 1872 г. Христос в пустыне. Художник: Иван Крамской, 1872 г.

Пустынник. Художник: Михаил Нестеров, 1888 г. Пустынник. Художник: Михаил Нестеров, 1888 г.

Кстати, картина «Крестный ход» И. М. Прянишникова, 1898 г. (23-я выставка), хоть не такая масштабная, как работа Репина, не настолько проработанная, но она больше говорит зрителю о смысле происходящего. Композиция не случайна: церковь на заднем плане, от которой движутся, минуя речку, сюда, ближе к зрителям, верующие. На ближнем берегу – пестрая толпа людей, поэтому у многих лица лишь намечены. А на переднем плане – спиной к зрителю прикладывается к иконе человек...

Крестный ход. Художник: Илларион Прянишников, 1898 г. Крестный ход. Художник: Илларион Прянишников, 1898 г.

Одна из моих любимых работ в мировом искусстве – «Над вечным покоем» И.И. Левитана, 1894 г., которая экспонировалась на 22-й выставке Товарищества. На постоянной экспозиции Третьяковской галереи мне ее не хватало (как раз увезли для данной выставки). Это произведение, у которого хочется стоять бесконечно. К нему можно приходить в любом душевном состоянии, радостном и печальном, в любом случае такая встреча терапевтична, и ты отойдешь от картины с тишиной и светом внутри. Хотя, казалось бы, на ней – ветер, сумерки, старое кладбище с упавшими и покосившимися крестами. Но здесь есть и безмерность пейзажа, в котором удерживает, успокаивает маленький теплый огонек в окошке часовни... Картина как-то невероятно много говорит о том мире, что больше нашего, о вечности. Кстати, в постоянной экспозиции на месте этой работы сейчас висит эскиз, и, глядя на него, очень хорошо можно понять, что значит работа над композицией, когда художник ради выражения главной мысли убирает ненужное, делает пространство шире и больше.

Над вечным покоем. Художник: Исаак Левитан, 1894 г. Над вечным покоем. Художник: Исаак Левитан, 1894 г.

Пейзажи, которые больше, чем просто констатация окружающего, – это и работы А. К. Саврасова, учителя Левитана. Левитан отмечал, что Саврасов положил начало лирике в пейзажной живописи и безграничной любви к своей родной земле... Среди его работ, представленных на выставке в Третьяковской галерее, – «Печерский монастырь близ Нижнего Новгорода», 1871 г. Монастырь, расположенный в глубине картины, – здесь главный. Он выделен цветом и светом, он словно держит тот мир, что расположен вокруг – уютные домики, деревья, величественную реку. Овраги, желтая трава, сухие деревья на переднем плане не вносят дисгармонию, любовно всматривающийся в окружающее взгляд художника все делает поэтичным и красивым.

Печерский монастырь близ Нижнего Новгорода. Художник: Алексей Саврасов, 1871 г. Печерский монастырь близ Нижнего Новгорода. Художник: Алексей Саврасов, 1871 г.

Разнообразие красоты природы России – это и «Березовая роща» А.И. Куинджи, 1879 г. (7-я выставка), «Рожь» И.И. Шишкина, 1878 г. (6-я выставка), «Зима» Н. Н. Дубовского, 1884 г. (12-я выставка), «Начало весны» С. И. Светославского, 1895 г. (24-я выставка).

Березовая роща. Художник: Архип Куинджи, 1879 г. Березовая роща. Художник: Архип Куинджи, 1879 г.

Рожь. Художник: Иван Шишкин, 1878 г. Рожь. Художник: Иван Шишкин, 1878 г.

Зима. Художник: Николай Дубовский, 1884 г. Зима. Художник: Николай Дубовский, 1884 г.

Начало весны. Художник: Сергей Светославский, 1895 г. Начало весны. Художник: Сергей Светославский, 1895 г.

Бескрайний русский пейзаж даже драматический сюжет избавляет от безысходности и отчаяния. Как на картине «Слепцы» Николая Ярошенко, 1879 г. (7-я выставка). Глядя на нее, умом понимаешь, что слепые люди, изображенные на картине, вот этой всей окружающей красоты – с церковью на возвышенности, с речкой, небом, с достаточно подробно обозначенными в правом нижнем углу растениями – не видят. Но гармония и красота внешнего мира оказываются связанными с внутренним миром персонажей.

Слепцы. Художник: Николай Ярошенко, 1879 г. Слепцы. Художник: Николай Ярошенко, 1879 г.

Передвижники – это, конечно же, и большие исторические картины, такие, как «Утро стрелецкой казни» В.И. Сурикова, 1881 г., – она была представлена на 9-й выставке Товарищества передвижных художественных выставок. Кажется, Василий Иванович видел все вживую, настолько он глубоко проникает в атмосферу, в характеры… А про сложную композицию этого произведения написано множество статей.

Утро стрелецкой казни. Художник: Василий Суриков, 1881 г. Утро стрелецкой казни. Художник: Василий Суриков, 1881 г.

Для нас история – это и современность художников-передвижников. Разная, как, например, на картине В. Е. Маковского «Ночлежный дом», 1889 г. (18-я выставка). Мы видим Москву с ее красивой архитектурой, и на этом фоне – нуждающиеся люди, вызывающие острое сочувствие, их лица, характеры. Такая вот непарадная часть жизни старого красивого города. «Молебен на Пасху» К. Е. Маковского, 1887 –1888 гг, 17-я выставка, – для нас, сегодняшних, тоже «историческая зарисовка», хотя художник показывал современные ему реалии, молебен во дворе деревенского дома, празднично одетых крестьян… Эту работу можно долго рассматривать, находить разные типы людей, их состояния и прочее.

Ночлежный дом. Художник: Владимир Маковский, 1889 г. Ночлежный дом. Художник: Владимир Маковский, 1889 г.

Молебен на Пасху. Художник: Владимир Маковский, 1887-1888 гг. Молебен на Пасху. Художник: Владимир Маковский, 1887-1888 гг.

Отдельно в экспозиции представлена детская тема, причем на картинах передвижников – дети разных сословий: например, «Устный счет. В народной школе С.А. Рачинского» Н.П. Богданова-Бельского, 1895 г. (24 выставка), где крестьянские дети, «В детской» Е. Д. Поленовой, 1889 г. ( 20-я выставка).

Устный счет. В народной школе С.А. Рачинского. Художник: Николай Богданов-Бельский, 1895 г. Устный счет. В народной школе С.А. Рачинского. Художник: Николай Богданов-Бельский, 1895 г.

В детской. Художник: Елена Поленова, 1889 г. В детской. Художник: Елена Поленова, 1889 г.

Завершается выставка поисками художников в начале XX века, с их экспериментами с цветом, декоративностью и так далее…

Еще собираясь на выставку, думала о концепции рассказа о ней и склонялась к мысли, что рассказ должен быть о том, какой насыщенной, разнообразной, глубокой была художественная жизнь второй половины XIX в. Масштабная выставка в Третьяковской галерее очень зримо показывает, какой мощный вклад внесли художники-передвижники в развитие отечественного искусства в целом. А заодно, кстати, опровергает мнение недоучившихся критиков, которые пишут, будто передвижники – это скучно, обязательно серо, не творчески и «все выписано». На самом деле – разнообразно, ярко, творчески смело, и всегда – на высоком профессиональном уровне. И все это показала уже первая выставка Товарищества, с которой и начинается экспозиция в Третьяковской галерее.

Выставка «Передвижники» работает до 6 апреля 2025 г. в Корпусе Третьяковской галереи на Кадашёвской набережной, по адресу г. Москва, Кадашёвская набережная, 12.

Оксана Головко

13 января 2025 г.

[1] Третьяков Н.Н. Образ в искусстве. Основы композиции. Свято-Введенская Оптина Пустынь, 2001. С. 99.

Смотри также
Свет в акварелях Сергея Андрияки Свет в акварелях Сергея Андрияки
К 40-му дню Мастера
Свет в акварелях Сергея Андрияки Свет в акварелях Сергея Андрияки
К 40-му дню Мастера
Совместный проект Академии акварели и изящных искусств Сергея Андрияки и портала Pravoslavie.Ru.
Попасть в купол древнерусского храма, оказаться в пещерной грузинской церкви… Попасть в купол древнерусского храма, оказаться в пещерной грузинской церкви…
Выставка «Русская и грузинская средневековая живопись в наследии А.Н. Овчинникова»
Попасть в купол древнерусского храма, оказаться в пещерной грузинской церкви… Попасть в купол древнерусского храма, оказаться в пещерной грузинской церкви…
Заметки с выставки «Русская и грузинская средневековая живопись в наследии А.Н. Овчинникова»
Оксана Головко
Он не говорил «от себя». Для него был важен стиль самого памятника, а не собственные художественные предпочтения.
«История России глазами художников» «История России глазами художников»
ФОТОРЕПОРТАЖ С ВЫСТАВКИ
«История России глазами художников» «История России глазами художников»
ФОТОРЕПОРТАЖ С ВЫСТАВКИ
Владимир Ходаков
Новая Третьяковка (Крымский Вал, 10), Западное крыло; 13 июня – 8 августа 2021 г.
Комментарии
Тамара 14 января 2025, 01:15
Спаси Господи,Оксана, за интересный рассказ о художниках и передвижниках!!
Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все комментарии будут прочитаны редакцией портала Православие.Ru.
Войдите через FaceBook ВКонтакте Яндекс Mail.Ru Google или введите свои данные:
Ваше имя:
Ваш email:
Введите число, напечатанное на картинке

Осталось символов: 700

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • Православный календарь на каждый день.
  • Новые книги издательства «Вольный странник».
  • Анонсы предстоящих мероприятий.
×