Север Нижегородской области. Лесной край, описанный Мельниковым-Печерским в романе «В лесах и на горах». Озеро Светлояр, под водами которого, согласно легенде, сокрылся град Китеж... Некогда здесь таились старообрядческие скиты, ныне же – всё больше исправительные колонии, оставшиеся с советских времен. Окнами, через которые на суровую жизнь местных жителей проливается свет, становятся православные храмы. Один из них – красивая церковь Святителя Николая Чудотворца в поселке Красные Баки. Мы беседуем с ее настоятелем протоиереем Алексием Гущиным. Разговор касается многого: древней истории этих мест, окормления заключенных, благоукрашения храма, которое совершает Сам Господь...
Бывший кинотеатр, который служил храмом – Красные Баки – необычное название.
– Это старинный поселок. Когда-то он назывался село Никольское Боки – или Никола на Баке, как трактуют некоторые историки. Это было одно из древних русских поселений на марийских землях, его построили для охраны переправы. Слово «Баки» в данном случае не имеет отношения к емкости для бензина или воды, оно происходит от названия реки Баковка. А та, согласно предположению историков, получила свое имя потому, что земли эти были великокняжескими и узким коридором проходили между территориями, принадлежавшими двум монастырям: Макарьевскому и Варнавинскому. Этот коридор назывался Боковка. От него все и пошло.
Храм в Красных Баках Нижегородской обл. (впоследствии был уничтожен)
– В Красных Баках издревле был храм?
– Первую церковь здесь построили еще в XVII веке и освятили во имя Святителя Николая Чудотворца. Потом она перестраивалась, возводились и другие, например, в честь Рождества Христова. В 1818-м году Никольский храм отстроили в камне, с тремя приделами: центральным Никольским и боковыми: Покровским и в честь Нерукотворного образа Спасителя. В советское время его варварски взорвали. Если на юге нашей области храмы в основном переоборудовали под клубы, зернохранилища, так что хоть стены сохранялись, то у нас советская власть потрудилась на славу: уничтожили все до основания. Впоследствии на том месте, где стоял храм, построили типовое здание кинотеатра, который, в свою очередь, закрылся в лихие 1990-е. В 1995-м году Земское собрание района передало его нам в аренду.
Начало возрождения храма в Красных Баках
– Как же перестроить кинотеатр в храм?
– Никак. Только переделать кинозал в молитвенное пространство. Существенно поменять архитектуру не позволяли конструкции. В этом здании мы и прослужили ни много ни мало – четверть века. Храм в кинотеатре был посвящен Покрову Пресвятой Богородицы. А к 2012 году Господь сподобил нас начать строительство нового, двухпридельного. Верхний придел – летний – в честь Святителя Николая, а нижний мы освятили во имя Царственных Страстотерпцев: Императора Николая Александровича и его Семьи.
Строительство Никольского храма
– Почему выбрали именно такое посвящение для нижней церкви?
– Мы долго не могли принять решение, в честь кого освятить его: или Царственных Страстотерпцев, или святителя Тихона, Патриарха Московского. Конечно, молились о вразумлении. И так сложилось, что одна семья наших прихожан уезжала в другой регион. Расставаясь, они подарили мне золотой червонец с изображением Государя Николая Александровича. Для нас это прозвучало как «Аминь»!
Храм Святителя Николая в Красных Баках – Как удалось возвести такой красивый и просторный храм в небольшом поселке?
– Иногда меня спрашивают, бывают ли у нас чудеса. А я отвечаю, что самое большое чудо – это сам храм. По человеческим меркам, построить его было просто невозможно! В Красных Баках живет всего 5 тысяч человек, население небогато. Собрав приход, мы сразу же начали каждый день молиться святителю Николаю о возведении храма – все, от мала до велика. И по его ходатайству Господь стал помогать через разных людей. Это Он строит, а не мы. Еще Митрополит Антоний Сурожский писал, что человек должен ощущать себя перчаткой на руке хирурга, а хирург – это Бог. Господь и мне, и всем остальным дал возможность поучаствовать в строительстве храма, а построил – Он.
Протоиерей Алексий Гущин – В росписи нижней церкви можно увидеть символичные сюжеты из первохристианского искусства: например, пеликан, который кормит птенцов своей кровью, павлин, олень у воды... Что они означают?
– Через эти образы хорошо рассказывать о вере детям. Обсуждать с ребятишками каждый из них. Лебедь – символ чистоты: а почему, и что это значит для нас? Лев – олицетворение силы: а какой должна быть настоящая сила? Орел – символ духовной высоты и власти... Олень, пьющий воду, – знак любви ко Господу, устремленности к Нему – помните, из Псалтири: «как желает олень на источники вод, так стремится душа моя к Богу» (Пс. 41, 2). А павлин – символ бессмертия: дело в том, что его тело не разлагается, просто засыхает. Пеликан же – точнее, пеликанша – по легенде (а может быть, и на самом деле), если ее птенцов кусает змея, пробивает себе клювом грудь и поит их своей кровью. Птенцы остаются в живых благодаря ее самопожертвованию. Это древний символ Жертвы Спасителя. Господь, создавая этот видимый мир, заложил в нем образы, которые говорят о духовном. Для детей это очень интересно и познавательно.
– Подбор икон в иконостасе храма тоже символичен?
– Нижний храм у нас посвящен Святым Царственным Страстотерпцам, поэтому весь его иконостас связан с историей России и особенно рода Романовых. Феодоровская икона Божией Матери, святитель Николай – небесный покровитель Государя Николая Александровича, преподобный Сергий Радонежский, святитель Алексий Московский, праведный Иоанн Кронштадтский... Когда же мы обустраивали верхний храм, посвященный Святителю Николаю, передо мной стоял вопрос, кого из святых там изобразить. И пришло на сердце написать для этого храма иконы тех святых, в честь которых были освящены уже не существующие ныне храмы: не только в Красных Баках, но и на территории всего нашего района. Нам надо помнить и чтить этих угодников Божиих: Анну Пророчицу, Илию Пророка, святителей Митрофана Воронежского, Василия Великого... Мы сохранили память о разрушенных храмах, поместив образы их небесных покровителей в иконостасе.
Мы сохранили память о разрушенных храмах, поместив образы их небесных покровителей в иконостасе
– Многие ли храмы в ваших местах исчезли вместе с селами, где они стояли?
– К сожалению, очень многие! Приведу простой пример. У нас в Краснобаковском районе есть храм Пресвятой Троицы в селе Медведиха – огромный! До революции там было 3 тысячи прихожан и 5 тысяч прихожанок. А сегодня там нет ни одного постоянного жителя! И храм, конечно, не действует – потому что некому в нем молиться! Где эти 8 тысяч человек? – Это революция, это война, это урбанизация, конечно. Деревни умирают. А там, где люди еще есть, надо стараться сделать жизнь добрее и красивее – в том числе строя и украшая храмы, чтобы оттуда не уезжали. Некоторые спрашивают: «Зачем украшать храмы? Пусть бы там все было скромно». Но хороший пример, добрые впечатления очень важны для человека, ведь каждый из нас – это в значительной мере привычка. Поэтому надо дурное от себя убирать, а к хорошему тяготеть. Я верю, что красота храма, а особенно – чудесной мозаики, которая будет в нем, коснется даже самых загрубелых сердец, и через нее Господь многих приведет к Себе.
Знаменитый образ Святителя Николая в Ферапонтово
Красота храма коснется даже самых загрубелых сердец, и через нее Господь многих приведет к Себе
А еще есть Промысл Божий... Я сам до конца не понимаю, что Господь замыслил относительно Красных Баков, построив такой красивый храм. Ведь, повторяю, у нас самих так бы не получилось.
– Мозаичист Анастасия Денеш в Москве сейчас создает для вашего храма удивительную мозаику: образ святителя Николая по мотивам фрески Дионисия, украшающей собор Ферапонтова монастыря. Как возникла такая идея?
– А она была изначально. Я несколько раз бывал в Ферапонтово, первый раз – еще задолго до начала строительства нашего храма. И всегда думал, что если буду строить церковь, то в алтаре надо будет сделать именно так. И вот, спустя десятилетия, это реализуется. В мозаике это, наверное, будет первое воспроизведение фрески Дионисия с образом Николы. Площадь ее составит 70 метров, она украсит конху – свод над алтарем. Перевести живописный образ в мозаику – это не копирование, а сложная и творческая работа, которая требует от мозаичиста большого умения. Верим и надеемся, что все получится. А средства на это произведение искусства собирают всем миром, через Фонд Архангела Михаила. Кстати, этот фонд уже помогал нам: они собрали на часть икон для алтаря и иконостаса верхнего храма.
Эскиз мозаики с образом святителя Николая
– Лесные Нижегородские края очень самобытны, это настоящая глушь. Насколько я помню, в старые времена здесь жили в основном продажей леса, причем сплавляли его на особых огромных кораблях – белянах...
– Да, до революции одной из основных примет здешнего судоходства были так называемые беляны: удивительные огромные «одноразовые» суда. Чтобы не гнать плоты, кому-то пришла идея складывать из предназначенного на продажу леса корабли. Их сплавляли вниз по Ветлуге, а на месте разбирали и продавали. Это потрясающе: из цельных бревен, без подгонки и обработки, собирали целые суда – какого искусства это требовало!
– А еще где-то здесь стоял легендарный град Китеж...
– Это не совсем у нас, в соседнем районе. Там находится абсолютно круглое озеро Светлояр, под воды которого, по преданию, ушел град Китеж, не сдавшийся полчищам ордынского хана. Господь сподобил меня принять участие в строительстве храма Казанской иконы Божией Матери на берегу этого озера. Но служат там только в теплое время года. На озере никто не живет, вокруг глухой лес. Там запрещено что-либо строить, даже машины не пропускают, можно только пройти пешком. Это место – святыня и для нас, и для старообрядцев, и, к сожалению, язычники тоже проявляют там большую активность: съезжаются в большом количестве представители разных течений.
Крестный ход на озере Светлояр
– Крестный ход вокруг Китежа совершается в т.н. «день Ивана Купалы» в противовес язычеству?
– Да. И не только на Ивана Купалу. В ближайшем от Светлояра селе Владимирском расположен храм XVII века, посвященный Владимирской иконе Божией Матери. В нем совершаются регулярные богослужения, а в течение всего лета, кажется, по субботам, после Божественной литургии, духовенство с прихожанами проходят крестным ходом вокруг озера. На эти службы и ходы приезжает множество паломников. Это делается для того, чтобы оттянуть людей от язычества: сначала литургия, а потом уже все остальное. Но самый большой праздник там действительно бывает накануне дня Рождества Иоанна Предтечи (Ивана Купалы) – 6 июля, в день Владимирской иконы. Со всей России собираются на престольный праздник верующие, молятся на литургии, а потом идут крестным ходом на Светлояр.
– Паломники – это хорошо. А чем живут местные?
– Основные градообразующие предприятия у нас – это, к сожалению, колонии, места заключения. Они остались от печально известного Унжлага, который начал свое существование с первых месяцев сталинских репрессий и просуществовал довольно долго. Здесь находились многие из людей, осужденных по 58-й статье – политической. Под нее попадали и те, кто страдал за веру: духовенство, епископат, монашествующие, и, конечно, простые благочестивые люди. И сегодня во многих поселках большая часть населения работает в исправительных учреждениях.
– Наверное, в таких поселках очень мрачная атмосфера.
– Когда я в свое время приехал в поселок, где находится колония, там действительно было мрачно. Но потом были построены храмы, стала возноситься молитва, и все изменилось. Это чувствуется. Мы уделяем внимание не только окормлению заключенных, но и духовному состоянию сотрудников колоний, ведь им тоже приходится постоянно находиться в этом отнюдь не радостном месте. Вера помогает и им: сохранить себя, быть человечными.
Епископ Городецкий и Ветлужский Парамон и священники епархии в колонии
– Вы возглавляете Отдел по взаимодействию с уголовно-исполнительной системой Городецкой епархии, с 1994 года регулярно служите в исправительных учреждениях, окормляете заключенных. Замечаете ли вы, как при соприкосновении с верой меняются души осужденных?
– Лишение свободы – это тяжелое испытание, особенно для человека, который подвергается ему впервые. Сама сложная обстановка помогает осмыслить свою жизнь, задуматься, куда ты идешь, что с тобой будет дальше. Конечно, многие по освобождении вновь соскальзывают в круговорот преступлений. Освободившиеся из мест заключения часто оказываются неприспособленными к жизни, и преступники со стажем используют их в своих целях. Хорошо, что сейчас так называемых первоходов – людей, осужденных впервые – содержат отдельно от рецидивистов. У первоходов социальные связи обычно бывают сохранены: у них есть жены, дети, родители, поэтому им проще вернуться к нормальной жизни. Многие из них потом приезжают ко мне в Красные баки: венчаются, крестят своих детей, исповедуются, причащаются. Бывает радостно узнавать, что человек встал на честный путь и к тому же стал церковным: не только свечки ставит, но и живет по вере, и прибегает к таинствам.
– А бывало такое, что матерые уголовники обращались в Православие и меняли образ жизни?
– Бывало. Один человек, имевший большой вес в криминальном мире, находясь в колонии для рецидивистов, решил пойти по церковному пути. Захотел помогать в храме. Начальник колонии был против, потому что не верил в его искренность, говорил: «Этого быть не может, я знаю его совершенно с другой стороны». Но он все-таки настоял на своем и стал старостой храма. Этим мы нарушили существующие неписаные правила, поскольку староста – должность административная, и на нее обычно таких людей не ставят. Но он честно выполнял свои обязанности и был уважаем как со стороны криминального сообщества, так и со стороны администрации. Впоследствии вышел на волю, обвенчался, у них с женой родилась девочка, вся семья ведет церковный образ жизни. Прошло уже более 10 лет, и я за него спокоен. Вот, наверное, самое приятное, что может быть для священника в такой работе: видеть благие плоды.