Неизвестный художник. Портрет монахини Досифеи (в миру принцессы Августы Таракановой). Начало XIX в. Холст, масло. 47х34 см. Государственный музей-заповедник «Ростовский кремль». Инв. № Ж-402 На исходе XVIII столетия, когда век Просвещения закончился Великой Французской революцией, ужаснувшей современников, когда после проведенных разрушительных для русского монашества реформ обнищали и опустели монастыри, по милости Божией благодаря трудам преподобного Паисия (Величковского) началось возрождение духовной жизни.
Протоиерей Сергий Четвериков, исследователь жизни прп. Паисия, писал, что старец Паисий
«…создал школу духовной жизни, он пробудил в православном монашестве широкое духовное движение, он зажег сердца многих любовью к духовной жизни, возбудил стремление к внутреннему монашескому подвигу, к духовному деланию. Под влиянием старца Паисия (Величковского) в православном иночестве воспиталось много замечательных подвижников, всецело усвоивших заветы старца. Постоянною молитвою, неослабным вниманием к себе, самоиспытанием, внутреннею борьбою с помыслами, откровением помыслов, послушанием и смирением, внимательным изучением святоотеческих книг и соблюдением евангельских заповедей они достигали высокой степени духовной жизни и приобретали большое влияние не только на свою братию, монашествующих, но и на мирян, иногда даже высокообразованных, не только в светском, но и в богословском смысле».
Под влиянием старца Паисия (Величковского) в православном иночестве воспиталось много замечательных подвижников
На рубеже XVIII–XIX веков одним из духовных центров в Москве, где укоренились духовные традиции прп. Паисия (Величковского), становится Новоспасский монастырь, в котором подвизались старец Александр (Подгорченков) и старец Филарет (Пуляшкин).
Архимандрит Александр (1758–1845) был постриженником митрополита Новгородского и Санкт-Петербургского Гавриила (Петрова), который, познакомившись с выпускником Киевской духовной академии, высоко оценил его добрые качества и ревность к монашеской жизни и в 1793 году постриг его в монашество. В этом же году в Москве благодаря деятельному участию владыки был издан славянский перевод «Добротолюбия» преподобного Паисия (Величковского), который, по мнению протоиерея Георгия Флоровского, стал «событием не только в истории русского монашества, но и в истории русской культуры вообще».
Старец Филарет (1758–1842) участвовал в подготовке издания славянского «Добротолюбия». По благословению митрополита Гавриила (Петрова), «ученые» монахи пересматривали перевод, а за советами, относящимися к духовным предметам, обращались к старцам, среди которых был о. Филарет.
«Они, – говорил мудрый архипастырь ученым исправителям, – хотя и не знают так, как вы, греческого языка, но лучше вас знают из опыта духовные истины, не постигаемые одним только книжным учением, и потому правильнее вас могут понимать смысл наставлений, содержащихся в этой книге».
Старец Московского Новоспасского монастыря Филарет (Пуляшкин). Литография 1845 г. с карандашного портрета худ. Добровольского 1834 г. Новоспасские старцы имели у себя многие рукописи святоотеческих творений, в том числе и в переводе старца Паисия (Величковского), с которым знакомили своих учеников и последователей.
В 1797 году старец Александр был назначен казначеем Новоспасского монастыря, а в 1798 году – наместником. В том же году своим духовником братия избрала опытного старца Филарета. Но уже через год из-за стремления к уединенной жизни и наместник, и духовник были освобождены от своих обязанностей.
Как известно из жизнеописания подвижника, о. Александр вел уединенную жизнь, «непрестанное призывание имени Иисусова (Господи, Иисусе Христе, помилуй мя!) составляло главный предмет занятий его ума и сердца. В духовных подвигах он держался “святой, непадательной средины”». Отец Филарет «исключительно упражнялся в молитве, особенно умной, в чтении книг священных и писаний св. отцов подвижников перевода старца Паисия, к которому имел великую любовь, усердие и благоговение, хотя и не знал лично сего старца».
Среди духовно близких к новоспасским старцам подвижников была затворница Московского Ивановского монастыря старица Досифея
Среди духовно близких к новоспасским старцам подвижников и их последователей была затворница Московского Ивановского монастыря старица Досифея, которую современники почитали за дар молитвы, духовную опытность и рассудительность. Московская затворница жила в конце XVIII – начале XIX века.
По устойчивому преданию, таинственная монахиня Ивановского монастыря Досифея, известная под именем княжны Таракановой, – принцесса Августа Доротея, дочь императрицы Елизаветы Петровны от тайного морганатического брака с графом Алексеем Григорьевичем Разумовским. Принцесса Августа воспитывалась в семье сестры отца Веры Григорьевны Дараган и в просторечии получила фамилию Тараканова. Вместе с кузенами Дараганами была отправлена за границу в Швейцарию. Когда ее именем воспользовались враги России и в Европе появилась самозванка, выдававшая себя за дочь императрицы Елизаветы Петровны, императрица Екатерина II приказала доставить в Россию возможную претендентку на престол. Во избежание государственных нестроений принцесса Августа должна была принять монашеский постриг. В 1785 году по секретному повелению императрицы Екатерины II она была доставлена в московский Ивановский монастырь. Монахиня Досифея с христианским смирением приняла резкие и неожиданные перемены в своей жизни, всецело положившись на волю Божию.
Все время своей затворнической жизни монахиня Досифея посвящала молитве, чтению духовных книг и рукоделию. К затворнице допускались только игумения, духовник и келейница. Игумения Елизавета (1779–1799), старица доброй жизни, более 40 лет прожившая в Ивановском монастыре, стала ее духовной наставницей.
После смерти императрицы Екатерины II в 1796 году старице Досифее разрешено было принимать людей. Митрополит Московский Платон нередко посещал ее для духовной беседы. Причетник Ивановского монастыря рассказывал известному историку и археологу И.М. Снегиреву, что видел каких-то важных особ, допущенных игуменией к Досифее, с которыми она говорила на иностранном языке.
Новоспасский монастырь. Гравюра 1842 г. Художник и гравер К.Я. Афанасьев
В начале XIX века к старице за благословением и советом об избрании будущего жизненного пути пришли два брата Путиловы – Тимофей и Иона. Их двоюродная сестрица Гликерия Ивановна Головина жила у одной из монахинь Ивановского монастыря и поэтому могла оказать содействие в организации встречи, а также представить братьев старице. Тимофей, впоследствии преподобный схиархимандрит Моисей, около сорока лет (1826–1862) возглавлял Оптину пустынь, где укоренил старчество. Иона, впоследствии игумен Исаия II, поступил в Саровскую пустынь, где имел общение с преподобным Серафимом Саровским, впоследствии по решению братии был избран настоятелем обители (1842–1858).
Провидев их будущее церковное служение, старица приняла благочестивых юношей в своей келье, для дальнейшего духовного руководства благословив обратиться к старцам Новоспасского монастыря. Спустя годы настоятель Оптиной пустыни архимандрит Моисей писал строительнице Ивановской обители Марии Александровне Мазуриной, что «духовно-мудрая старица блаженныя памяти Досифея послужила мне указанием на избрание пути жизни монашеского звания».
Отец Александр благословил братьев Путиловых поступить в Саровскую пустынь, куда они прибыли 13 мая 1805 г. До самого последнего дня своей жизни старица имела попечение о братьях Путиловых, радовалась, что их «Бог спокоил тишиною и миром», а также советовала не прилепляться «к миролюбивым мира сего вещам».
К старцам Новоспасского монастыря монахиня Досифея имела глубокую веру и почтение. Безутешную вдову Надежду Ивановну Курманалееву (1766–1848) старица Досифея наставляла: «Нужно тебе иметь духовника для правильной жизни и спасения душевного», – и советовала ей исповедоваться старцу Филарету Новоспасскому. Узнав, что Н.И. Курманалеева относится к старцу Филарету, поклонилась посетительнице в ноги и сказала:
«Счастливица, ты знаешь такого великого старца и захотела видеть меня грешную, ничтожную! Держись сего старца, – он великий угодник Божий, блюди и исполняй его слово, открывай ему совесть и Бог тебя спасет. Поезжай к нему сейчас же, скажи, что грешная Досифея кланяется ему до земли, просит его св. молитв и что вот вскоре и он мне поклонится».
Последние слова затворницы были указанием на скорую ее кончину.
Старица Досифея почила о Господе 4/17 февраля 1810 года и была погребена в Новоспасском монастыре.
По воспоминаниям современников, 6 февраля 1810 года, в день похорон, стечение народа в Новоспасском монастыре было необыкновенное, многие верующие пришли проститься с московской молитвенницей. На отпевании присутствовали главнокомандующий Москвы граф Иван Васильевич Гудович, женатый на графине Прасковье Кирилловне Разумовской, а также сенаторы, члены Опекунского совета и многие доживавшие своей век в Москве вельможи екатерининского времени.
Когда гроб с телом затворницы подвезли к святым вратам монастыря, старец Филарет встретил его земным поклоном
Когда гроб с телом затворницы подвезли к святым вратам монастыря, по свидетельству Н.И. Курманалеевой, старец Филарет встретил его земным поклоном.
Вместо болевшего митрополита Платона, хорошо знавшего старицу, отпевание возглавил викарий Московской епархии епископ Дмитровский Августин, которому сослужило почетное московское духовенство.
После погребения старец Филарет сказал Надежде Ивановне Курманалеевой со слезами на глазах:
– Да, великая была подвижница мать Досифея; много, много она перенесла в жизни, ее терпение да послужит нам добрым примером.
Слова старца свидетельствовали о том, что ему были открыты сокровенные тайны души старицы Досифеи.
По Промыслу Божиему могила старица Досифеи находилась напротив окон кельи старца Филарета, близ колокольни.
Со временем на могиле была установлена плита с надписью:
«Под сим камнем положено тело усопшия о Господе монахини Досифеи обители Ивановскаго монастыря, подвизавшейся о Христе Иисусе в монашестве 25 лет, а скончавшейся февраля 4, 1810 года. Всего ея жития было 64 года. Боже, всели ее в вечных твоих обителях!»
Часовня в Новоспасском монастыре над местом погребения старицы Досифеи. Фото С.В. Духановой. 2021 г. В 1908 году над могилой подвижницы была установлена часовня, где была помещена икона святой мученицы Досифеи, перед которой возжена неугасимая лампада, и портрет инокини, писанный на цинке. Над дверью часовни на доске было начертано: «Монахиня Досифея, урожденная Тараканова».
Старец Филарет до конца своей жизни пребывал в Новоспасском монастыре, посвящая дни молитве, воздержанию, изучению творений святых отцов и духовному руководству многих учеников. Москвичи почитали старца Филарета. Как ранее к старице Досифее, за духовным советом к нему стремились попасть многие богомольцы. Его жизнеописатель называет старца «подвижником высокой жизни», который «возлюбил всякую добродетель» и показал «деяния, являвшие его и на земле неземным человеком».
«Келья его, особенно в позднейшие годы, была ежедневно наполнена множеством народа всякого звания – от высших сановников до последнего простолюдина. Волнуемые сомнением, уязвленные страстью, постигнутые телесными недугами или иной бедой со всех сторон стекались к старцу Филарету излить свою душу, свои скорби и находили в нем истинно отеческое участие. <…> В беседе старца особенно ясно проявлялись удивительная кротость его души, великое смирение, горячая любовь к ближнему, сострадательность, терпение и сила глубокого духовного ведения».
В соборе Иоанно-Предтеченского монастыря Число его учеников увеличивалось с каждым годом. Зная его постоянную молитвенную память о почившей старице Досифее, его многочисленные почитатели, проходя к нему, кланялись и могилке московской старицы, испрашивая ее предстательства.
Среди духовных чад старца Филарета была Евдокия (Авдотья) Николаевна Арбенева, которая с шестилетнего возраста приводила к нему свою дочь Наталью, будущую супругу И.В. Киреевского. Спустя много лет Наталья Петровна пришла к старцу со своим молодым мужем, который после встречи со старцем из просвещенного западника, любителя Гегеля и Шеллинга, издателя журнала с говорящим названием «Европеец», закрытого правительством из-за «прогрессивных» идей, стал глубоко верующим и церковным человеком. После кончины старца Филарета духовником супругов Киреевских стал преподобный Макарий Оптинский, который бывал у старца Филарета и глубоко почитал его.
Новоспасский монастырь. В усыпальнице Романовых в подклете Спасо-Преображенского собора в храме прп. Романа Сладкопевца В 1996 г. состоялось обретение останков монахини Досифеи, которые в настоящее время покоятся в Новоспасском монастыре в усыпальнице Романовых в подклете Спасо-Преображенского собора в храме прп. Романа Сладкопевца.
В день памяти старицы Досифеи в Московском Иоанно-Предтеченском монастыре, месте ее монашеских подвигов, и в Новоспасском монастыре, где подвижница обрела вечный покой, проходят поминальные богослужения, на которых молятся о упокоении «великой подвижницы», как именовал ее старец Филарет…