К 80-летию Победы в Великой Отечественной войне по всей стране устраиваются многочисленные художественные выставки, и это совсем не формальная дань памятной дате. Просто дата эта – важная для каждого человека, живущего в России: все еще живо, близко (мое поколение – внуки фронтовиков – слышали о войне от ее участников, и практически не было семьи в стране, которой бы это не коснулось).
В Мытищинской галерее искусств с 9 мая проходит выставка «Великий подвиг», которую организовала Мытищинская ассоциация художников. Но участвуют в ней не только члены Ассоциации: выставку, посвященную юбилею Победы, поддержали серьезные российские художники, мастера, чьи имена уже вписаны в историю отечественного искусства.
Отдельное место занимают в экспозиции произведения, созданные художником Юрием Боско (1930–2019), в том числе портреты поэтессы А. Гудковой, защитницы Сталинграда, игумена Феодосия. И если, глядя на портрет Анны Петровны, сразу понимаешь, что на картине перед нами не только поэт (художник мастерски передал поэтическую утонченность героини), а фронтовик, то про портрет игумена Феодосия сразу не скажешь: на картине – пожилой человек в монашеском одеянии, священник, опирающийся на трость. Но второе название работы – «Дошел до Берлина» – всё объясняет. Фронтовой путь будущего игумена Феодосия (Юсухно) был непростым (хотя иным этот путь просто и не мог быть, ведь, слушая историю каждого выжившего, понимаешь: выжил чудом) – он получил тяжелую контузию, был в плену, бежал, потом снова попал в плен и был угнан в Германию, в концлагерь... И именно во время войны юноша решил посвятить себя Богу, а уже позднее, в 1961-м году, принял монашеский постриг и был рукоположен во священники в Троице-Сергеевой лавре...
Портрет поэтессы А. Гудковой, защитницы Сталинграда. Художник: Юрий Боско
Портрет – это всегда стремление художника заглянуть в лицо человеку, в его внутренний мира, а также – рассказать о нем художественным языком самое главное. Часто хорошие портреты – очень личные и личностные.
Портреты тех, кто воевал в Великую Отечественную, представили на выставке, в числе других художников, Валерий Андросов, Екатерина Фищук, Ольга Ковальчук.
Художники стремятся воссоздать и реалии Великой Отечественной, в том числе – на поле боя. Как пример можно назвать работы художника Юрия Орлова «Штурм Сапун-горы», «Курская битва» – на выставке представлены эскизы к картинам, но они воспринимаются самоценными произведениями с простроенной композицией, динамикой, найденным цветовым решением. То же можно сказать и об эскизе Ю. Орлова «Весна 1945-го», где представлен собирательный образ солдата-победителя: вокруг него те, ради которых он воевал, поэтому сразу обращает на себя внимание жест – рука бойца, протянутая к малышу. Весна, май, Победа, продолжение жизни – главная идея работы.
«Весна 1945-го». Художник: Юрий Орлов
Владимир Пермиловский в картине «Скрипач» показывает фронтовую жизнь в минуты затишья, после боя. Главный посыл картины можно сформулировать цитатой из знаменитого советского фильма «В бой идут старики»: война – это преходяще, а музыка – вечна!
«Скрипач». Художник: Владимир Пермиловский
Художник Елена Степура, изображая на своих пронзительных работах девушек, отправляющихся на войну, нередко пишет и себя, словно пытаясь хоть немного почувствовать, каково им было… Для нее прошлое – не история, а живая боль, нет никаких временных барьеров, она словно видит события военных лет изнутри. Потому на ее работы нельзя смотреть равнодушно, а около картины «Погибла геройски» почти забываешь, как дышать.
«В те годы». Художник: Елена Степура
«Погибла геройски». Художник Елена Степура
Около картины «Погибла геройски» почти забываешь, как дышать
В картине художника Дмитрия Петрова «Возвращение» можно увидеть обобщенный образ выстоявшей страны, которую предстоит восстанавливать, хотя работа решена очень конкретно и выполнена в лучших традициях русской реалистической школы. Пожилая женщина возвращается вместе с внуком в покинутый дом, за их спинами – останки разрушенной деревни, их изба уцелела, хоть и явно пострадала. Кстати, о преемственности: у Сергея и Алексея Ткачевых в ряде работ, посвященных войне, схожая композиция – пространство дома на переднем плане, открытая дверь, ведущая в большой мир. Только у Ткачевых герои изображаются в пространстве дома, за короткое мгновение до того, как отцу или сыновьям предстоит отправиться туда, где ждут долгие тяжелые дороги войны. У Петрова же герои возвращаются в родной дом после пережитого, только-только собираются вступить в него из искалеченного войной мира. В руках у женщины – икона Божией Матери «Казанская»: важная деталь, показывающая, что без Божией помощи победить и спастись было бы невозможно.
«Возвращение». Художник: Дмитрий Петров
Теплом дома, где помнят, любят и ждут, наполнена работа Эльмиры Петровой «Письмо». Когда смотришь на эту картину, вспоминается песня «Темная ночь» из фильма военных лет «Два бойца» (композитор Никита Богословский, поэт Владимир Агатов) – художница передала ту самую атмосферу преданного ожидания, которую ощущал герой песни там, на передовой.
«Письмо». Художник: Эльмира Петрова
Некоторые современные художники пытаются осмысливать тему Великой Отечественной войны символически, не показывая ее напрямую. Так делает, например, Юлия Тришина в работе «Память».
«Память». Художник: Юлия Тришина
Работа Альберта Солтанова «И покрыло белым...» – про то, что ради жизни во всей ее полноте, ради других людей, ради последующих поколений оборвалась и не до конца реализовалась жизнь, а часто и юность погибших. Снова вспомню поэтические строчки, в данном случае – Булата Окуджавы: «Ах, война, что ж ты сделала, подлая». Эта картина – одновременно и про Победу, и про цену, которую за нее заплатили.
«И покрыло белым...» Художник: Альберт Солтанов
Прекрасен уходящий в бесконечность яблоневый сад с не до конца собранными яблоками. Лестница, которая ведет куда-то вверх, к небу. На подоконнике – наполненный символами натюрморт: каска, старая, военная, как разделитель – красочности, уюта (и хрупкости!) мирной жизни и того, что связано с реалиями войны. Свеча – символ благодарной памяти. И вороны, которые вызывают тревожные ассоциации...
Свою благодарность тем, кто защитил страну от фашизма, Сергей Чертов в картине «У памятника Н.М. Распоповой» выражает через трогательный, трепетный пейзаж. На фоне этого пейзажа – маленькая девочка у памятника Нине Максимовне Распоповой – знаменитой летчице, Герою Советского Союза...
«У памятника Н.М. Распоповой». Художник: Сергей Чертов
Звучит в работах художников, представленных на выставке, и тема преемственности, которая так емко сформулирована в фильме «Офицеры»: «Есть такая профессия – Родину защищать». Она отображается в работах Олеси Осиповой, Марины Любимовой, Ольги Даутовой.
«Военно-морской парад в Санкт-Петербурге». Художник: Олеся Осипова
Выставка показывает разнообразие видов, жанров, стилевых подходов. Здесь есть и живописные работы, и графические, и произведения декоративно-прикладного искусства (стоит отметить триптих Евгения Крючкова «Ночные ласточки. Памяти Распоповой Нины Максимовны»), и скульптуры.
В городском округе Мытищи расположены памятники, посвященные защитникам нашей Родины, спроектированные членами Мытищинской ассоциации – архитектором Григорием Нигияном, художниками Валерием Андросовым, Андреем Волошиным (1955–2011). Этим памятникам в экспозиции выставки посвящены специальные стенды.
В целом выставка разнообразна, но ее экспонаты объединяет главное – живая неравнодушная память, благодарность защитникам Отечества, – и очень интересно смотреть, как каждый художник, пропуская эту тему через себя, создает особое художественное произведение – личное, и вместе с тем отзывающееся во многих…