Пасхальная радость Великой Победы

Праздник Победы, 1947 г. Художник: Борис Иогансон Праздник Победы, 1947 г. Художник: Борис Иогансон

В России два главных народных праздника – это Пасха и День Победы в Великой Отечественной войне. Пасха – праздник Освобождения и Победы. Суть Праздника предельно проста и предельно непостижима: возрождение. Россию много раз пытались поработить и уничтожить, и она всякий раз побеждала и возрождалась. Монголо-татарские орды, тевтонские рыцари, шведы, поляки, полчища Наполеона огнем и мечом опустошали русскую землю, сжигали города и деревни, убивали и уводили в полон людей, но каждый раз Россия возрождалась и становилась сильней.

Победа над смертью Пострадавшего за людей Христа отпечаталась в сердцах и душах наших предков, стала основой мировоззрения и духовной силой русского человека, русской идеей, пронизывающей всю нашу культуру. В «Выбранных местах из переписки с друзьями» о значении Пасхи Николай Васильевич Гоголь писал:

«…Есть, наконец, у нас отвага, никому не сродная, и если предстанет нам всем какое-нибудь дело, решительно невозможное ни для какого другого народа, хотя бы даже, например, сбросить с себя вдруг и разом все недостатки наши, все позорящее высокую природу человека, то с болью собственного тела, не пожалев самих себя, как в двенадцатом году, не пожалев имуществ, жгли домы свои и земные достатки, так рванется у нас все сбрасывать с себя позорящее и пятнающее нас, ни одна душа не отстанет от другой, и в такие минуты всякие ссоры, ненависти, вражды – все бывает позабыто, брат повиснет на груди у брата, и вся Россия – один человек».

Просвещенный верой Христовой русский человек воспринимал свое земное Отечество как святыню, доверенную ему Богом, защищать которую – священный долг.

Просвещенный верой Христовой русский человек воспринимал свое земное Отечество как святыню, доверенную ему Богом, защищать которую – священный долг

«Помните, что Отечество земное с его Церковью есть преддверие Отечества небесного, потому любите его горячо и будьте готовы душу свою за него положить», – писал святой праведный Иоанн Кронштадтский.

Когда гитлеровская Германия готовилась к нападению на Советский Союз, по плану «Барбаросса» на уничтожение Советской армии отводилось 5 месяцев. Американская разведка считала: чтобы полностью сломить сопротивление Красной Армии, понадобится около 6 недель. У гитлеровцев было тотальное превосходство в живой силе, технике, танках, самолетах, а главное, был опыт молниеносных побед над армиями Европы: Германия оккупировала Норвегию за 63 дня, захватила Францию за 43 дня, Польшу – за 35 дней, Бельгию – за 19, Грецию – за 15 дней, Югославию – за 12, Голландию – за 5, Данию – за 1 день.

В России немецкие захватчики столкнулись с непоколебимым русским духом, вдохновлявшим советских воинов на немыслимые для врага самоотверженные подвиги

Но в России немецкие захватчики столкнулись с тем, с чем никогда не сталкивались и что не учитывали организаторы блицкрига, – с непоколебимым русским духом, вдохновлявшим советских воинов на немыслимые для врага самоотверженные подвиги.

Уже на второй день после начала войны, 24 июня, немецкий генерал Гальдер записал в своем дневнике:

«Следует отметить упорное сопротивление отдельных русских соединений в бою. Имели место случаи, когда гарнизоны дотов взрывали себя вместе с дотами, не желая сдаваться в плен».

29 июня он запишет:

«Сведения с фронта подтверждают, что русские повсюду сражаются до последнего патрона…».

Начальник штаба 4-ой армии вермахта генерал Гюнтер Блюментрит:

«Поведение русских войск даже в первых боях находилось в поразительном контрасте с поведением поляков и западных союзников при поражении. Даже в окружении русские продолжали упорные бои. Там, где дорог не было, русские в большинстве случаев оставались недосягаемыми. Они всегда пытались прорваться на восток... Наше окружение русских редко бывало успешным».

Генерал-полковник фон Клейст:

«Русские с самого начала показали себя как первоклассные воины, и наши успехи в первые месяцы войны объяснялись просто лучшей подготовкой. Обретя боевой опыт, они стали первоклассными солдатами. Они сражались с исключительным упорством, имели поразительную выносливость... ».

Ганс Беккер, танкист 12-й танковой дивизии, записал в своем дневнике:

«На Восточном фронте мне повстречались люди, которых можно назвать особой расой. Уже первая атака обернулась сражением не на жизнь, а на смерть».

Cтатья «Сколько продержится Россия?» в американском журнале «Time» Cтатья «Сколько продержится Россия?» в американском журнале «Time»

Через неделю после вероломного нападения фашистской Германии на Советский Союз, 30 июня 1941 года, американский журнал «Time» вышел с главной статьей номера: «Сколько продержится Россия?» В статье говорилось:

«Вопрос о том, станет ли битва за Россию самой важной битвой в истории человечества, решают не немецкие солдаты. Ответ на него зависит от русских».

По мнению американских аналитиков, исход битвы за свободу всего мира зависел от русских солдат. Это не советская пропаганда писала, это говорил главный рупор свободной американской прессы.

Для немцев эта война была захватнической, для наших дедов – священной. На четвертый день войны, 26 июня 1941 года, в Богоявленском кафедральном соборе Москвы был совершен молебен о даровании Победы над немецко-фашистскими захватчиками. По окончании молебна Местоблюститель Патриаршего престола – Митрополит Московский и Коломенский Сергий (Страгородский) – обратился с «Посланием к пастырям и пасомым Христовой Православной Церкви», где говорилось:

«Фашиствующие разбойники напали на нашу Родину. Кровь мирных граждан уже орошает родную землю. Повторяются времена Батыя, немецких рыцарей, Карла шведского, Наполеона... Но не первый раз приходится русскому народу выдерживать такие испытания. С Божией помощью и на сей раз он развеет в прах фашистскую вражескую силу. Наши предки не падали духом и при худшем положении, потому что помнили не о личных опасностях и выгодах, а о священном своем долге перед Родиной и Верой, и выходили победителями. Не посрамим же их славного имени и мы – православные, родные им и по плоти, и по вере. Отечество защищается оружием и общим народным подвигом, общей готовностью послужить Отечеству в тяжкий час испытаний всем, чем каждый может. Православная наша Церковь всегда разделяла судьбу народа. Вместе с ним она и испытания несла, и утешалась его успехами. Не оставит она народа своего и теперь. Благословляет она небесным благословением и предстоящий всенародный подвиг».

С этого дня во всех храмах страны за каждой Божественной литургией возносилась особая молитва к Господу Богу о даровании Победы:

«Господи Боже сил, Боже спасения нашего, Боже, творяй чудеса един. Призри в милости и щедротах на смиренныя рабы Твоя и человеколюбно услыши и помилуй нас: се бо врази наши собрашася на ны, во еже погубити нас и разорити святыни наша. Помози нам, Боже, Спасителю наш, и избави нас, славы ради имене Твоего, и да приложатся нам словеса, реченная Моисеем к людем израильским: дерзайте, стойте и узрите спасение от Господа, Господь бо поборет по нас.

Ей, Господи Боже, Спасителю наш, крепосте, и упование, и заступление наше, не помяни беззаконий и неправд людей Твоих и не отвратися от нас гневом Своим, но в милости и щедротах Твоих посети смиренныя рабы Твоя, ко Твоему благоутробию припадающия: возстани в помощь нашу и подаждь воинству нашему о имене Твоем победити; а имже судил еси положити на брани души своя, тем прости согрешения их, и в день праведнаго воздаяния Твоего воздай венцы нетления.

Ты бо еси заступление, и победа, и спасение уповающим на Тя, и Тебе славу возсылаем, Отцу и Сыну и Святому Духу, ныне и присно, и во веки веков. Аминь».

В основе этой молитвы лежал текст молитвы о даровании Победы России в Отечественной войне 1812 года. Эти же духовно-патриотические основы заложены в молитве о Святой Руси и даровании Победы, которая сейчас читается за каждой литургией в наших храмах. В этом глубокий сакральный смысл, объединяющий нас с нашими славными предками. Сегодня мы молимся той же молитвой, которой молились наши деды и прадеды, победившие в Отечественной войне 1812 года армию Наполеона и армию Гитлера во время Великой Отечественной войны 1941–1945 годов.

26 июля 1941 года будущий Святейший Патриарх – митрополит Ленинградский Алексей (Симанский) – обращается к пастве и называет войну священной:

«…Война – священное дело для тех, кто предпринимает ее по необходимости, в защиту правды, Отечества. Берущие оружие в таком случае совершают подвиг правды и, приемля раны и страдания и полагая жизнь свою за однокровных своих, за Родину, идут вслед мучеников к нетленному и вечному венцу. Потому-то Церковь и благословляет эти подвиги и всё, что творит каждый русский человек для защиты своего Отечества».

На священной войне наши деды бились не за территории, а за святыню, попираемую врагом – свою Родину. Святая любовь к своей земле и народу сделала русских воинов непобедимыми

В великой песне военных лет «Вставай, страна огромная» поется, что эта война «священная». На священной войне наши деды бились не за территории, а за святыню, попираемую врагом – свою Родину. Святая любовь к своей земле и своему народу сделала русских воинов непобедимыми.

Участник Сталинградской битвы немецкий солдат Эрих Отт вспоминал:

«…Русские не похожи на людей, они сделаны из железа, они не знают усталости, не ведают страха. Матросы на лютом морозе идут в атаку в тельняшках. Физически и духовно один русский солдат сильнее целой нашей роты… 58 дней мы штурмовали один-единственный дом. Напрасно штурмовали… Никто из нас не вернется в Германию, если только не произойдет чудо. А в чудеса я больше не верю».

Не хочу идеализировать: люди везде остаются людьми, были на войне подлость и трусость, предательство, были власовцы и другие изменники, перешедшие на сторону врага. Но абсолютное большинство русских людей воспринимало немецких захватчиков как абсолютное зло, которое необходимо победить. Что не мешало им проявлять к побежденному противнику гуманность, человечность и сострадание. Плененный под Сталинградом, который фашисты буквально сравняли с землей, подвергнув почти круглосуточным артобстрелам и бомбардировкам, фельдмаршал Паулюс писал об этом:

«Врачи и командование Красной Армии делали все, что было в человеческих возможностях, чтобы сохранить жизнь пленных».

На великую жертву способно только великое сердце, и это было сердце наших дедов

Никто, ни один народ так собой не жертвовал, как русские в той войне. На великую жертву способно только великое сердце, и это было сердце наших дедов. Про День Победы духовник Пафнутьева Боровского монастыря схиархимандрит Власий (Перегонцев) говорил:

«Победа в Великой Отечественной войне – это выстраданная молитва русского народа, это была боль народа, которую он смиренно принес Богу. Эту молитву Бог принял и даровал нашему народу Победу».

Победа в Великой Отечественной войне досталась нашему народу неимоверной ценой жизней почти 30 миллионов человек. У нас в России нет ни одной семьи, которой бы не коснулась та страшная война. Все погибшие на ней – это жертва, которую наши деды заплатили за свободу не только русских, но и всего остального человечества. Жертва, которую Господь принял и даровал русским победу.

Дед Виктор Алексеевич Красноперов в госпитале после тяжелого ранения, 1943 г. Дед Виктор Алексеевич Красноперов в госпитале после тяжелого ранения, 1943 г. Когда началась война, отцу мамы – деду Витольду – было семнадцать. Отец и старший брат, дядя Коля, ушли на фронт. Дед тоже хотел, как все его старшие друзья, идти Родину защищать, но мать строго запретила ему даже думать об этом. Дома он был за старшего, мать поставила условие: обеспечить семью пропитанием (сестренка Миля только родилась, Шуре было четыре, а Марии – семь). Они жили бедно, мама болела, и без мужских рук могли умереть с голоду. Дед устроился в колхоз помощником комбайнера. Их бригада работала днем и ночью, за перевыполнение нормы им давали зерно на руки. Ударным трудом он сумел заработать пол-амбара зерна, потом подделал свидетельство о рождении, приписал себе пару лет и ушел Родину защищать. Совершеннолетие дед встретил, не доехав до передовой. Когда состав, на котором он ехал, разбомбили, его тяжело ранило. Отлежал в госпитале, подлечился, окончил школу сержантов-минометчиков и снова пошел бить фашистов. Брал Кенисберг, за доблесть и героизм был отмечен орденом Красного Знамени и орденом Отечественной войны, вернулся домой героем и инвалидом. Дед рассказывал, как воют немецкие мины, когда ты сидишь в окопе. Воют – значит, не страшно, значит – не в тебя. Как во время штыковой атаки убитый пулей солдат продолжал бежать, пока не повисал на колючей проволоке. Как его контузило и посекло осколками от снаряда, и он 3 дня лежал, ожидая санитаров. У него на всю жизнь остался осколок немецкой мины над бровью. Когда на 9 мая он пришел к нам в школу, мы по очереди этот осколок трогали.

Моя бабушка Екатерина Андреевна Красноперова, труженник тыла. В годы Великой Отечественной войны с 16 лет работала на молокозаводе Моя бабушка Екатерина Андреевна Красноперова, труженник тыла. В годы Великой Отечественной войны с 16 лет работала на молокозаводе

Когда началась война, моя бабушка, Екатерина Андреевна Красноперова, как и тысячи советских девушек, откликнулась на призыв: «Всё для фронта, всё для Победы!», всю войну проработала на молокозаводе, труженица тыла, впоследствии награждена орденом Трудового Красного Знамени.

Мой дед Виктор Алексеевич Красноперов после Победы. Лето 1945 г. Мой дед Виктор Алексеевич Красноперов после Победы. Лето 1945 г. Дед по отцовской линии, грузин деда Миша, ушел на войну по мобилизации. Во время выхода из окружения был тяжело ранен и попал в плен. Сначала его отправили в Польшу, на завод. Откуда через полгода он устроил побег. Его поймали. Вывезли в Италию, на какую-то ферму. Он снова бежал. Его снова поймали и отправили в концентрационный лагерь в Германию. До лагеря он не доехал и по дороге снова бежал. Дед вернулся домой после Победы, когда на него уже пришла похоронка. Где-то в Европе он угнал пару породистых лошадей с повозкой на рессорах и резиновыми колесами. На этой повозке он вернулся домой. Сразу поехал к своей возлюбленной, с которой познакомился до войны – моей бабушке Тамаре. «Где, – говорит, – моя невеста? Заберу ее!» Родители спрашивают: «А где жить будете?» Он им говорит: «Это наше дело». И забрал бабушку. Дед выкопал в лесу землянку, и, пока строил дом, они с бабушкой жили в этой землянке. Чтобы прокормить семью, дед рубил в лесу дрова и возил их на повозке в Тбилиси. Еще на разные стройки подряжался. Ему тяжело было работать – в плену его за побеги пытали, и у него на обеих руках мизинцы и безымянные пальцы остались на всю жизнь парализованными. У деда даже кличка была такая – «Рак». У него были врожденные способности к языкам. Дед хорошо говорил на немецком, итальянском и польском языке, и, когда я приезжал, проверял мои знания.

9 мая 1945-го года – великая дата не только для нашей страны, а для всего мира.

В святой для нас день наши деды прекратили самое массовое в истории человечества уничтожение людей, победили нечисть, возомнившую себя богом и без жалости убившую миллионы ни в чем не повинных людей. Разве можно не радоваться прекращению страданий миллионов, освобождению узников концлагерей, спасению от истребления и рабства целых народов?

Сегодня День Победы стал маркером, проверкой на человечность

Сегодня День Победы стал маркером, проверкой на человечность. На Западе давно пытаются исказить правду о Второй мировой войне. Таковым людям стоит почитать высказывания президента США Франклина Рузвельта, который 28 апреля 1942 года заявил:

«На европейском фронте самым важным событием прошедшего года, без сомнения, стало сокрушительное контрнаступление великой русской армии против мощной германской группировки. Русские войска уничтожили – и продолжают уничтожать – больше живой силы, самолетов, танков и пушек нашего общего неприятеля, чем все остальные Объединенные Нации, вместе взятые».

2 февраля 1943 года в письме Сталину Рузвельт выразил восхищение победами советских воинов, их отличной подготовкой и решимостью:

«Красная Армия и русский народ наверняка заставили вооруженные силы Гитлера идти по пути к окончательному поражению и завоевали на долгие времена восхищение народа Соединенных Штатов».

Даже те, кто сегодня Россию ненавидит и проклинает, пользуются плодами той Великой Победы

Наши деды победили не только за себя и нашу страну – за всех людей, за весь мир. Даже те, кто сегодня Россию ненавидит и проклинает, пользуются плодами той Великой Победы. Это их право. Как право по-настоящему сильного – остановить беду, защитить слабых и победить врага. Наши деды воспользовались своим правом сполна, заплатив за Победу в Великой Отечественной войне непомерную цену. А наше священное право – помнить и чтить их святой подвиг.

От одного священника я слышал такие слова: «В Победе в Великой Отечественной войне – пасхальная радость!» Мы в Пасху не можем скорбеть, не можем плакать, потому что Христос воскрес, разрушил врата ада и дал всем людям свободу от смерти. В Победе наших дедов на той войне – отблеск этого пасхального света.

Когда мы чтим Победу наших дедов в той страшной войне, мы словно садимся с ними за один праздничный стол

Пока мы помним Великую Победу наших дедов, чтим их жертвенный подвиг – она будет нашим наследием и достоянием, вдохновляющей, укрепляющей и объединяющей силой, с которой мы сможем преодолевать любые испытания и трудности.

У Бога все живы. Когда мы молимся за наших дедов, то те из них, кто у Бога, молятся за нас. Молятся и просят у Бога благословения и мира нам и нашему Отечеству. Когда мы чтим Победу наших дедов в той самой страшной войне, мы словно садимся с ними за один праздничный стол, где собираются все члены семьи, от мала до велика. Там поют красивые пронзительные песни, произносят глубокие добрые тосты, не стыдясь, проливают чистые слезы и говорят искренние сердечные слова. Там Победа – одна на всех, а беде больше нет места.

Смотри также
От Вольска до Сталинграда От Вольска до Сталинграда От Вольска до Сталинграда От Вольска до Сталинграда
Священник Алексий Стрижов
Заревом салютов отгремело по стране празднование Дня Победы. Несмотря на то что с каждым годом все меньше остается живых ветеранов, сам праздник не умаляется в глазах потомков.
Каждый шаг – к победе Каждый шаг – к победе
Вспоминают ветераны Великой Отечественной войны
Каждый шаг – к победе Каждый шаг – к Победе
Вспоминают ветераны Великой Отечественной войны
Протодиакон Владимир Василик
Стояли мы в болотах, страдали от болезней, в частности от фурункулеза, недоедали. Особенно тяжело и опасно было снимать мины с релей, или пусковых плоскостей. Тем не менее мы несли этот труд.
Почему нам всем так дорог День Победы? Почему нам всем так дорог День Победы?
Ответы пастырей
Почему нам всем так дорог День Победы? Почему нам всем так дорог День Победы?
Ответы пастырей
День Победы – праздник священный, он освящен благодатью Божией, потому что достичь победы в той страшной войне без помощи и особого Промысла Господа было невозможно.
Комментарии
Анна10 мая 2025, 00:44
Спасибо большое. Как хорошо вы написали!
С Праздником вас
Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все комментарии будут прочитаны редакцией портала Православие.Ru.
Войдите через FaceBook ВКонтакте Яндекс Mail.Ru или введите свои данные:
Ваше имя:
Ваш email:
Введите число, напечатанное на картинке

Осталось символов: 700

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • Православный календарь на каждый день.
  • Новые книги издательства «Вольный странник».
  • Анонсы предстоящих мероприятий.
×