Анна Загребнева – начальник отдела просвещения Пискаревского мемориального кладбища Санкт-Петербурга, руководитель подразделения культуры и просвещения женского движения Санкт-Петербурга, художественный руководитель Театра драмы имени Ольги Берггольц. Мы поговорили с ней о трех стадиях патриотизма и о театре как способе говорить о войне.
О любви к Родине-матери
– Расскажите, что значит для вас дата 9 мая.
Почему мы, жители XXI века, свою Родину любим лишь в памятные даты?..
– В начале нашего разговора я хотела бы задать вопрос, который задаю всем, с кем общаюсь. Когда мы больше всего любим свою маму – утром, днем или вечером, зимой, весной или летом, в детстве или в более зрелом возрасте? Надеюсь, что все мы любим и своих мам, и своих отцов каждую секунду своей жизни, в любом состоянии, засыпая и просыпаясь. Почему же мы, жители XXI века, свою Родину любим лишь в памятные даты? Это самая больная тема не только для меня и для многих общественников Санкт-Петербурга, но и для всей России. Самое грустное – это то, что наши патриотические мероприятия проходят по одному и тому же шаблону, не меняясь и не развиваясь, а ведь тема любви к Родине должна быть живой всегда. Поэтому внутренне мы готовились к 9 мая каждую секунду, каждый миг своей жизни.
Три стадии патриотизма
– В разговоре с вашими ребятами вы сказали, что есть три вида работы с темой патриотизма или три его стадии. Что это за стадии?
– Первая стадия – это «Ура-патриотизм», поверхностный, показной энтузиазм. Вторая – «Все умерли». Это стадия осознания трагедии, боли, невозможности принять масштабы потерь. Третья – «От сердца к сердцу» – глубокая, осмысленная связь с историей, когда память становится личной. Все три стадии нужно пройти. Патриотическая тема сейчас самая актуальная, так как является связующим звеном и между воспитанием и образованием, и между разными поколениями людей. Но проблема в том, что очень многие наши чиновники, которые занимаются этой темой, застревают на первой стадии «ура-патриотизма», которой должно отводиться очень мало времени. Нужно «прокричаться», как я говорю своим ученикам и своим детям, нужно «докричаться» из далеких 1940-х годов до нашего 2025 года, чтобы перейти потом к стадии неприятия, невозможности боли, когда кажется, что «все умерло», что жизнь закончилась.
Анна Загребнева, начальник отдела просвещения Пискаревского мемориального кладбища Санкт-Петербурга, руководитель подразделения культуры и просвещения женского движения Санкт-Петербурга, художественный руководитель Театра драмы имени Ольги Берггольц – А почему же мы не говорим об этом каждый день?
– Потому что слишком больно погружаться в тему блокады, концлагерей, эвакуации, в тему партизанских отрядов, в историю простого человека, который ежедневно, ежесекундно совершал подвиг, чтобы мы сейчас жили в свободной стране, в лучшем городе на земле…
Для многих наших детей, к сожалению, ничего не значат слова «независимость», «любовь к Родине». Они ее не любят. Это очень серьезный диагноз современности. Наши дети не любят русский язык. Они не понимают, зачем им русский язык, зачем это огромное количество книг, зачем им читать книги. Они выбрасывают их на помойку. Недавно мне привезли восемь коробок никому не нужных книг. Мое сердце сжималось от боли, потому что среди них было много книг, которые давно хотелось прочитать, но я не успела. Теперь они у меня есть.
Но зачем их читать? Зачем говорить на русском языке? Зачем помнить историю России? Мы забыли Петра I, который создал лучший город на земле. Многие дети и подростки не знают, кто такие Суворов, Кутузов, Жуков, Конев, Рокоссовский, Чуйков, Карбышев, все наши маршалы Победы, которые были обычными людьми… Они не понимают, что нужно обязательно прочитать русских классиков, что нужно говорить на русском языке, знать историю нашего города, нашей страны. Нам очень хочется, чтобы молодое поколение понимало, что история России – это история про каждого из них.
Сейчас мы с артистами погружаемся в тему войны еще больше и понимаем, что, когда закончилась Великая Отечественная война, боль была настолько огромной, настолько вселенской, что говорить о ней можно было только с огромным пафосом. Так говорили Ольга Берггольц, Роберт Рождественский, Булат Окуджава, все наши поэты. Они говорили о потерях, о невозможности осознать масштабы подвига. Но сейчас дети очень боятся пафоса. Они не идентифицируют себя «здесь и сейчас». Когда спрашиваешь: «Как тебя зовут?» – они не сразу могут ответить. Нужно идти в начало, нужно возрождать традиционные ценности, но чтобы их возрождать, их нужно понимать, изучать. А чтобы изучать, нужно читать книги, учить наш великий русский язык.
«Театр как способ говорить о войне»
– У вас есть проект «Театр как способ говорить о войне», в котором участвуют дети. Расскажите о нем.
– Создавая передвижные театральные бригады, мы не ставили своей целью готовить артистов. Мы надеемся воспитать патриотов, горячо и искренне любящих Россию. Мы хотим, чтобы слова «Родина», «патриотизм» стали для них чем-то личным. Когда мы начинали, нам казалось, что все будет быстро и легко. Мы подали заявку и выиграли грант Президентского фонда культурных инициатив. Но сейчас мы понимаем, что то, с чем мы столкнулись, удивительно, восторженно, но совсем не просто и совсем не быстро.
Первым этапом стал отборочный тур на разных площадках города. Это наши прямые партнеры – школа № 580 и школа № 3, в которой учатся дети с особенностями развития (наш партнер по Пискаревскому мемориалу), Санкт-Петербургский технический колледж, расположенный по адресу Малый Казачий проспект, дом 2, и колледж «Звездный», с которым ранее мы работали в проекте «Сыны России» (там потрясающие педагоги).
Мы провели за месяц серию мастер-классов на всех четырех площадках. Более 50 часов длились наши мастер-классы по актерскому мастерству, истории театра в каждой группе. Наши ребята очень талантливы и патриотично настроены. И это не «ура-патриотизм», а «от сердца к сердцу». На отбор пришло огромное количество ребят. Мы погрузили их в мир театра, в мир актерских тренингов, ораторского искусства. Это был театральный ликбез. Столкнулись с тем, что многие подростки не отличают драматический театр от музыкального.
Наши дети, словно иностранцы, с удивлением смотрят на нас, когда мы взахлеб рассказываем об истории Великой Отечественной войны
Из всех участников отобрали четыре передвижные театральные бригады, выяснив, что лишь пять человек были в драматическом театре, хотя многим прошедшим отборочный тур ребятам уже по 16–20 лет. По мере погружения в тему войны многие ушли – слишком она эмоционально тяжелая. Ряды наши редеют. Как в песне поется: «Нас оставалось только трое из восемнадцати ребят». Но это неважно. Даже если в каждой бригаде останется по три человека, значит, одна бригада у нас будет.
А еще мы столкнулись с тем, что наши дети, словно иностранцы, с удивлением смотрят на нас, когда мы взахлеб рассказываем об истории Великой Отечественной войны. Мы уже начали вводить их в наш спектакль-ревю «Пароль Победа». Они восторженно слушают, не задавая вопросов. Сначала мне нравилось, что они так удивительно умеют слушать. А потом я однажды задала вопрос: «А вы понимаете, что это за город Берлин и где он находится?» Оказалось, что они не знают ни где находится Берлин, ни что Берлин – это столица Германии, ни то, что Акт о полной капитуляции Германии был подписан в пригороде Берлина. Но самое страшное – наши дети не знают таких базовых вещей, как дату начала войны – 22 июня 1941 года (День памяти и скорби) и дату ее окончания – 9 мая 1945 года – День Победы. Помню их удивленные глаза и совершенно невозможные вариации ответов. Вот что самое ужасное. Ребята должны включаться в тот патриотический материал, с которым мы работаем, говорить правильные слова, направленные на правильные смыслы.
– Какие мероприятия вы провели в последнее время?
– 1 апреля в мультимедийном парке «Россия – моя история» мы провели полуторачасовой гала-концерт. Ребята представили свои работы. Четыре передвижные театральные бригады во главе с первой передвижной профессиональной бригадой показали свои фрагменты с использованием художественного и музыкального материала. А затем начался гастрольный тур по площадкам нашего города. Вместе с профессиональными артистами дети играют для своих сверстников по 2–3 спектакля в день. Именно ради этого мы и создали проект передвижных театральных бригад. Конечно, ребята очень волнуются, переживают. Я им говорю: «Не волнуйтесь. В 1943 году Клавдия Шульженко сказала, что свои первые 250 спектаклей она сыграла на фронтах. По 3–4 спектакля в день. И только потом стала артисткой».
Повторяю: мы не готовим артистов, мы готовим, я надеюсь, искренних патриотов своей Родины. И это не пустые слова. Чтобы для каждого из ребят слова «Родина», «мама», «патриотизм» были про них самих. Я каждый раз говорю: «У Бога нет времени. Неизвестно, как начнется наш завтрашний день. Сегодня мы должны успеть сделать самое главное дело своей жизни».
– Что вы хотели бы сказать родителям, директорам школ, руководителям организаций, работающих с детьми?
Мы не готовим артистов, мы готовим, я надеюсь, искренних патриотов своей Родины
– Дорогие мои, мы сможем сохранить традиционные ценности, только погружая детей в историю, уча их верить, надеяться, любить, трудиться, молиться и помнить прошлое своей семьи, своей малой Родины и своей страны. Но чтобы сохранить наши ценности, их нужно знать, изучать, чтобы они стали частью каждого из нас. Иногда детей нужно воспитывать, погружая в страдания, чтобы они могли и замерзнуть в какой-то степени, и проголодаться. Только тогда мы останемся русскими и сохраним наши традиционные ценности. Но чтобы их сохранить, я опять повторюсь, очень важно знать и изучать их, чтобы это были ценности каждого из нас.
– Вы создали на общественных началах театр драмы имени Ольги Берггольц. Ранее мы говорили с вами об этой организации. Что нового в театре сегодня?
– Деятельность театра огромна, масштабна. Она набирает новые обороты. Хотя в какой-то момент я осталась совсем одна, но поняла, что пока будет звучать имя Ольги Берггольц, мы будем работать, а театр будет существовать. Неважно, что у него пока нет ни финансирования, ни своего помещения. Главное, мы понимаем, что мы хотим, куда мы идем, и мы туда идем. Если не сможем идти, ляжем на живот и будем ползти в ту сторону, в какую нужно идти. Ряд мероприятий театра связан с Пискаревским мемориалом. Это и реконструкции памятных дат, и выездные уроки мужества и т.д. Приезжайте на Пискаревский мемориал – не только 9 мая и 22 июня, но и в любые другие дни года! Поздравляю всех россиян с Днем Победы!