О русском балете – с неожиданной стороны

Мы часто отвергаем балет, как по определению греховный вид искусства, зная о нем лишь понаслышке и судя по скандальным историям и личностям. Между тем известно немало имен верующих артистов балета. Анна Павлова, Игорь Моисеев, Андрис и Илзе Лиепа, Светлана Захарова, Ульяна Лопаткина – вот далеко не полный список.

Балет – явление сложное и неоднозначное. Между тем танец сам по себе скорее нейтрален, чем греховен. Все зависит от того, что несет в себе та или иная постановка, что задумывал балетмейстер, что вкладывает артист. Вплоть до того, в каких костюмах, под какую музыку и среди каких декораций танцуют. Об этом говорил Святейший Патриарх Кирилл на одной из встреч с общественностью:

«Все, что не провоцирует похоти, что не разрушает человеческой личности, а наоборот, ее возвышает, – работает на гармонизацию мира и человека, все это включено в Божий замысел о спасении грешного и падшего человека… И в этом смысле и опера, и балет, я имею в виду балет классический, – все это заслуживает внимания».

Известно, что Государь Император Николай II с Императрицей Александрой Федоровной любили посещать театр. Опера нравилась Императору больше балета, но сведений о посещении балетных постановок в его дневниках достаточно много. Император ценил музыку Чайковского, высоко отзывался о балетах «Спящая красавица» и «Конек-Горбунок». В 1913-м году Николай II с дочерями смотрели балет «Дочь фараона», в котором «дивно танцевала» Анна Павлова.

Митрополит Антоний Сурожский в своих «Трудах» пишет, что

«танец – это совершенное, полное, созерцательное молчание, и этот опыт приобщенности к Богу на глубинах молчания выражается в движении, в полной гармонии, в совершенной красоте».

Танец – как опыт приобщения к Богу… Звучит весьма дерзновенно. Возможно ли это вообще?

История русского балета началась в середине XVIII века. А уже в начале XIX в., в 1806-м году, был открыт Домовый храм во имя Святой Троицы Императорского театрального училища (ныне – Академии русского балета имени А.Я. Вагановой). Император Александр I, одобряя его идею, сказал: «Танцы – танцами, а вера в Бога сим не должна быть поколеблена».

«Религиозное начало, заложенное в школе, навсегда оставалось у всех балетных артистов, – писал в своей книге муж Анны Павловой Виктор Дандре. – Через много лет по окончании школы артисты – а многие уже и по окончании своей службы – продолжали посещать театральную церковь».

«Балет – это не техника, это душа», – говорила великая русская балерина

Анна Павлова, которая часто бывала в театральной церкви, вместе с танцовщицами своей антрепризы изготовила в дар храму ковер для богослужений. «Балет – это не техника, это душа», – говорила великая русская балерина. Не имея своих детей, Павлова открыла в Париже приют для русских сирот.

Балетмейстер Михаил Фокин, обладавший способностями к живописи, подарил училищу написанную им икону «Нерукотворный образ Христа Спасителя». Ее освятили и повесили в угол ученической спальни.

Российско-американский хореограф грузинского происхождения Джордж Баланчин алтарничал в детстве в храме при театральном училище. Его родственница писала, что он «был глубоко верующим человеком: приезжая в Грузию, всегда посещал наши храмы». Сам же он говорил о своей вере так:

«Слова евангельские во всех нас вкоренились… Веру не проверяют. …В веру нельзя прыгать, как в бассейн. В нее надо входить постепенно, как в океан».

Глубоко верующим человеком была балерина Ольга Спесивцева. Одинокая, в эмиграции, доживая свои дни в лечебнице для душевнобольных, она часто посещала церковные службы – только в православном храме ее отпускала тоска. Очень любила Пасху. Чудом победила свою болезнь и ушла из жизни в 96 лет, примиренная с Богом, в здравом уме и твердой памяти.

Даже в советское время эта преемственность продолжалась. Основатель знаменитого «балетного» ансамбля народного танца Игорь Моисеев вспоминал, что от него 18 раз требовали вступить в КПСС. Но он неизменно отказывался по принципиальным соображениям.

– А почему вы не хотите вступить в партию?

– Потому что я верю в Бога и не хочу, чтобы вы меня за это прорабатывали на своих собраниях.

«Балету учились… в церкви», – вспоминает о своей учебе в военное время советская балерина Алла Осипенко. Крещенная в 1937-м году, она не скрывает своей веры и говорит:

«Бог дал мне способности, Бог дал мне семью, Бог дал мне моих замечательных партнеров…».

Автор методики классического танца Агриппина Ваганова, именем которой названа Академия русского балета, говорила о скромности и не рекомендовала делать аттитюд выше 90 градусов (говоря простым языком: не поднимать ноги выше головы).

«Осанка ведет к манере. Очень строгой, без излишеств. Того требует целомудрие обнаженного тела. Человек превращается в живую скульптуру», – писала ученица Вагановой Надежда Базарова в «Азбуке классического танца».

Ей вторил критик, отмечавший «какую-то особую увлекающую скромность жеста» легендарной Галины Улановой, весь ее образ, «проникнутый душевным благородством и высокой нравственной чистотой».

Один пожилой архиерей, которому в молодости довелось видеть Уланову на сцене, говорил мне, что весь ее танец был... духовным. И когда я спросила: «Владыка, как вы думаете, была ли она верующей?» Он ответил: «Я думаю, да». «Вы верите в Бога?» – спросили у Галины Сергеевны после Перестройки. И она ответила: «Бог живет во мне». Девочкой мать-балерина приводила маленькую Галю в домовую церковь при балетной школе. Верующим человеком была и ее няня.

Чувства, близкие к благоговению, вызвал у Александра Вертинского последний танец Улановой, после которого 50-летняя балерина оставила сцену:

«Я ничего подобного в жизни не видел! Боже, каких вершин и высот может достигнуть творчество! Это точно дух Божий! …Как удержать, сохранить на земле это чудо? Как оставить потомкам это Евангелие для грядущих веков, чтобы учились у нее этому высочайшему, божественному искусству?»

Знаменитая балерина была скромна и милосердна. Ее подруга не раз видела Уланову у постели больных

Знаменитая балерина была скромна и милосердна. Ее подруга, балерина Татьяна Вечеслова, писала в мемуарах, что не раз видела Уланову у постели больных. Ее выдержке мог позавидовать любой врач и сиделка. Звезда, которой рукоплескали зрители всего мира, с удивительным спокойствием и терпением давала больному лекарство, слушала пульс, подкладывала грелки. Делала все неторопливо, собранно, деловито.

Тот самый храм при Академии русского балета, где молились и Анна Павлова, и Галина Уланова, в 1998-м году был восстановлен. Настоятель церкви протоиерей Андрей Жук говорит, что и у нынешних студентов «танец всегда наполнен душой». А первая заповедь студента, согласно висящим в учебном коридоре «Начальным правилам» для учащихся 1887 года, гласит: «начинать и заканчивать свое дело с молитвы».

С молитвы и крестного знамения начинают свои выступления Ульяна Лопаткина, Диана Вишнева, Светлана Захарова, Илзе и Андрис Лиепа.

«Я – православная, – говорит о себе Диана Вишнева, – в свое время я сама пошла в церковь и крестилась. Я – верующий человек».

«Я всегда помнил, что крещён. Ещё в балетной школе, выходя на сцену, я всегда склонял голову и внутренне обращался к Богу»,

– вспоминает Андрис Лиепа, который воцерковился сам и помог прийти к Богу сестре.

Их отец Марис Лиепа много лет собирал православные иконы, что не могло не повлиять на духовный выбор Илзе и Андриса.

«Чем больше у меня работы, тем чаще возникает потребность молиться. Работа держит меня в тонусе и духовном, и эмоциональном, и рабочем. К тому же я понимаю, что без молитвы ничего не получится»,

– признается Андрис, который входит в Патриарший Совет по культуре.

Кроме него, в этот Совет входит руководитель Национальной школы балета г. Хельсинки Любовь Рахманина.

«Мы религиозный народ, мы тесно связаны с Богом, – убеждена эта балерина. –

Я уверена в том, что все люди творческих профессий, как бы они себя ни выражали, всегда просят у Бога помощи и поддержки. Потому что ты знаешь, что без помощи свыше у тебя ничего не получится. Ты всегда на связи с Богом. Бог находится рядом с собой».

Ты всегда на связи с Богом. Бог находится рядом с собой

«От олимпийца до монаха – один шаг», – цитирует святых отцов Илзе Лиепа. После воцерковления балет стал для нее не просто работой.

«Хореография – единственный метод упражнения, который гармонизирует человеческую душу. Это не просто пластика, и это не просто физические нагрузки – это обучение тела в законе гармонии. И это невероятно воздействует на душу».

Об аскезе балета говорит и Ульяна Лопаткина, которая сама покрестилась в 16 лет.

«Классический балет в наше время перешел в разряд возвышенного искусства. Я выбрала такую позицию: то, что я должна сделать, я сделаю как можно лучше, с полной отдачей всех своих сил и, по возможности, не просто качественно и интересно, а – одухотворенно».

***

Танец – явление в нашей жизни сложное и неоднозначное. Наверное, такое же, как понятие «русская душа». Но именно загадочной русской душе обязан своему мировому признанию русский балет. Душе, которая тоскует по небесному, ищет его и в своих поисках дает нам возможность прикоснуться к красоте. А Красота, как известно, – одно из Имен Бога.

Ксения Гринькова

27 января 2021 г.

Православие.Ru рассчитывает на Вашу помощь!
Комментарии
Елена 28 января 2024, 07:45
Очень хорошая статья!

Спасибо
Елена 4 февраля 2021, 16:11
Спасибо за статью! Все очень верно. Когда я ещё не была крещена, был тяжёлый период в жизни. Я ходила в Большой театр как в храм искусства, и для меня это было лечение души красотой и правдой. Тогда на сцене были такие артисты, как Марис Лиепа, Екатерина Максимова, Владимир Васильев... Думаю, о танце Максимовой мог сказать этот батюшка, что это воплощённая молитва... Прочитав ее мемуары, я лишний раз убедилась, какой она светлый и чистый человек, они оба... Она тоже верующий человек... Упокой, Господи, душу р.Б. Екатерины! И даруй многие творческие лета р.Б. Владимиру! Низкий им поклон.
Антоний30 января 2021, 00:46
Благодарю Тебя, Господи, за то что отныне "первая заповедь студента" - не проверять первым делом ненавистные мессенджеры сидя на откровенно вредном дистанционном обучении, а "учиться, учиться и ещё раз учиться!" Учиться очно, учиться всем специальностям на благо России, учиться в аудиториях и лабораториях, а не в домашних тюрьмах! Благодарю Тебя, Господи, за то, что внял нашим горячим молитвам, и сбылась наконец мечта миллионов - рухнул дистанционный ад, эпоха несправедливого наказания добросовестных студентов и ликования жуликов! Причем тут балет? Все просто. В этот час пляшут все - от первокурсника до профессора, от лирика до физика, ибо нет более на ногах кандалов дистанционного террора!
Xenia29 января 2021, 16:54
(Продолжение) Разумеется, танец, как и музыка, как мысль, как пение, как речь, может отвлекать, становиться для нас преградой, но, оказывается, есть такая глубина молчания, которую возможно выразить только в гармонии жеста». Митрополит Антоний Сурожский
Xenia29 января 2021, 16:52
(Продолжение) Я удивился, потому что он преподавал богословие, был человеком крепкой веры, человеком, которого я уважал за его цельность. Я его спросил: «Где вы об этом узнали: в одной из церквей, в одном из монастырей? Или вы встретили кого-то, кто являл собой веру и молитву?» Он сказал: «Нет, я понял, что такое молитва, когда пошел на балет и увидел, как танцевала одна балерина. Она несла в себе абсолютное молчание, и это молчание выражалось в совершенном жесте и движении». Это современная иллюстрация того, что было сказано в VII веке. Даже в танце мы можем искать откровение истины.
Xenia29 января 2021, 16:50
«В одном из отрывков писаний великого подвижника, святого Исаака Сирина говорится, что вечное занятие Ангелов – это танец. Вы знаете, что такое танец. Как он может быть вечным занятием? Святой Исаак Сирин в другом месте поясняет, что танец укоренен в глубочайшем молчании, которое можно выразить только молчанием, но еще его можно передать жестом, гармонией, красотой движений, не нарушаемых звуками, мыслями, словами. Я это вспомнил, когда встретил лет сорок назад одного греческого богослова. Он работал во Всемирном Совете Церквей и, по возвращении из первой поездки в Россию, мне сказал: «Теперь я знаю, что такое молитва».
Алла29 января 2021, 16:43
Александр, Вселенная принадлежит Господу, и конечно мы её любим. Её обитателей, её чудеса, созданное творениями Божьими искусство.
Ирина29 января 2021, 16:00
Спасибо, всё верно! Настоящий талант от Бога и к Богу путь находит.
Александр29 января 2021, 13:48
Бесполезно объяснять вред театра а тем более балета людям любящим мир. Они просто не поймут, оставьте их. Душевный не принимает и не понимает духовного.
Ольга28 января 2021, 13:06
В артистической среде очень высокая конкуренция, особенно в балете. Не знаю, гордыня или что-то иное движет мечтающими стать премьерами. Да, «плох тот солдат…» - в нашем безумном мире все поставлено с ног на голову. Притчей во языцех стало утверждение, что мир балета жесток. Хочется думать, что это не так, что «битое стекло в пуантах» - всего лишь миф. Но всем известный и куда более жестокий случай заставляет поверить в реальность закулисных войн в балете.
Ольга28 января 2021, 10:15
НН: «Артистов верующих всегда много было…» Одно дело считать себя верующим, другое – считает ли Церковь, Глава которой Христос,невоцерковленных людей верующими. Ведь вера в душе–это уже толстовство. А кто спасен будет,конечно, знает лишь Господь Бог.Возможно,спасены будут и не посещающие богослужения,и иноверцы,и не крещенные,но творящие добро атеисты-ведь есть разные виды крещения.Конечно, не нам судить.У меня есть знакомые, которые говорят, что Бог есть, но в храм ходят только поставить свечки и подать записки. Есть верующие, но негативно относящиеся к Церкви как к организации,и посещающие храмы лишь ради экскурсии.Так что верующих действительно много.И нам их веру,конечно,не измерить.
Александр28 января 2021, 05:40
У Анны Павловой не было мужа, лишь сожители.
Людмила27 января 2021, 22:32
Душа подсознательно тянулась к Небу, поэтому в детстве так хотелось летать. Воздушные "крылья" балета приближали к мечте. Спасибо автору за статью.
Александр27 января 2021, 19:32
Вряд ли можно говорить о каком-либо целомудрии, когда на сцене пляшут мужчины и женщины в обтягивающих трико. Моральный уровень подавляющего количества актёров и актрис известен с древнейших времён. Достаточно вспомнить Нуриева или Плисецкую ту же. Так что не будем обманываться красивыми словами и образами.
Лариса27 января 2021, 17:41
Спасибо! воистину так! их и послушать большое утешение, и умудришься, и просветишься порой...
НН27 января 2021, 17:22
Ольга,Сегодня читалось Евангелие от Матфея,гл25,ст1-13, о десяти девах:5 разумные,другие 5-юродивые. Господь сказал юродивым: истинно говорю вам: не знаю вас.Христианство-это не про греховный мир и социальный статус,сами знаете.Выбор всегда за человеком.Старцы говорили,что наступят такие времена,когда человек только произнесёт-Господи- и спасен будет.Знаю случай,когда воинствующий атеист покрестился буквально за 1м-ц до смерти,исповедовался,причастился.Священник,котор его и крестил и отпевал,сказал: 1час поработал,а получил столько,сколько отработавшие на жаре 12час.Артистов верующих всегда много было,только это не выставлялось напоказ.Вера недоказуема,говорить о ней легко,исполнять трудно.
Ольга 27 января 2021, 15:41
Людмила (27 января 2021, 14:34), и Юрий Смекалов из Мариинского театра - тоже. И многие другие. И вообще в России, по опросу, почти 80% (если не больше) православных верующих. Так что нет ничего удивительного в том, что и в балетной среде они есть.
Людмила27 января 2021, 14:34
Николай Цискаридзе тоже верующий человек.
Ольга (продолжение)27 января 2021, 11:52
паломнические поездки,фотографироваться на фоне святынь,чтобы выложить фото в соц.сетях, а большую часть времени следует посвящать земному – карьере и приумножению материального богатства. «Нельзя три воскресенья подряд пропускать службу» – эта «заповедь» точно не для всех.Понятно,что «звезды» – люди занятые,времени на все не хватает.Но у кого его много?! Может, многие талантливые люди потому и стали известными, что были верующими лишь в душе? В пандемию появилось время многое переосмыслить, понять. Кто бы что ни говорил, но главное в нашем греховном мире – это социальный статус, по которому и встречают, и провожают. Такова правда нашей жизни. А что будет за ее чертой, мы видим "гадательно".
Ольга27 января 2021, 11:44
Конечно, есть верующие люди во всех сферах нашей жизни. Классический балет – это красота, согревающая душу. А все, что по-настоящему красиво, – от Бога. Но безотносительно к тем, чьи имена упоминаются в статье, хочу сказать, что регулярно слышу из уст наших «звезд»: «Не скажу, что я воцерковленный человек, но в Бога я верую» – это уже "правило", которое звучит и с экрана телевизора, и в интервью печатным СМИ. И задумываешься: может, надо брать с них, добившихся успеха и снискавших славу, пример? Ведь для того, чтобы перед тобой были открыты все земные двери, совсем не обязательно каждое воскресенье быть на службе, а достаточно изредка заходить в храм, ставить свечки, иногда совершать
Наталья27 января 2021, 10:44
Прекрасная статья! Спасибо!
рб. МАРИНА27 января 2021, 09:24
СЛОВА " ТЕАТР - ХРАМ ИСКУССТВА " ОТРАЖАЮТ ТРЕПЕТНЫЕ ЧУВСТВА , ВОЗНИКАВШИЕ В МОЕЙ ДУШЕ ПРИ ВХОДЕ В ФОЙЕ ТЕАТРА , В ТЕ ДАЛЕКИЕ ВРЕМЕНА,КОГДА БЫЛА ТАКАЯ ВОЗМОЖНОСТЬ . ПРЕКРАСНЫЕ , СВЕТЛЫЕ ВОСПОМИНАНИЯ ! НАДЕЮСЬ , ЧТО КОГДА-ТО ВСЕ ЭТО СНОВА ВЕРНЕТСЯ ! СПАСИ НАС ГОСПОДИ !
Анна27 января 2021, 04:48
Спасибо за статью! Я очень люблю балет. Это правда, что многие балетные - верующие.
Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все комментарии будут прочитаны редакцией портала Православие.Ru.
Войдите через FaceBook ВКонтакте Яндекс Mail.Ru Google или введите свои данные:
Ваше имя:
Ваш email:
Введите число, напечатанное на картинке

Осталось символов: 700

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • Православный календарь на каждый день.
  • Новые книги издательства «Вольный странник».
  • Анонсы предстоящих мероприятий.
×