Православный календарьПравославный календарь
Как Бог через людей мне помогал в самых трудных жизненных обстоятельствах
Алексей Петрович Арцыбушев
Я принял решение: пусть я здесь, в этом ящике, должен умереть, но только чтобы из-за меня никто не сел.
«Человеческая душа жива лишь тогда, когда ищет Бога»
Митрополиту Тихону — 65!
Как бывший ректор Пятидесятнической семинарии принес Православие в Пуэрто Рико
Свящ. Григорий Юстиниано
Я так плакал, что мои очки были полны слез. Это были смесь счастья и святости – того, что я давно искал.
«Фолк-кэмп», или Две недели погружения в фольклор
Арсений Симатов
Чем больше соотечественников станут причастны к нашей традиционной культуре, тем крепче надежда, что русский народ продолжит свое бытие на земле.
«Христианство самодостаточно и не нуждается в каких-то особых формах и начинках»
Мон. Софроний (Вишняк)
Мы не доверяем Церкви – столпу и утверждению истины – и излишне оптимистично смотрим на человеческие возможности познания.
О русском духовенстве накануне революции
Воспоминания свт. Мардария Ускоковича
В первые месяцы русской революции во многих епархиях происходил феномен, на первый взгляд казавшийся удивительным. Священники собирались излить ярость на своих архиереев. Мне не раз пришлось наблюдать подобные сцены, но меня это не удивляло.
Антрополатрия в эпоху постмодерна, или О «богообщении» прот. Вячеслава Рубского
Прот. Вадим Леонов
Предлагается радикальная смена религиозной парадигмы – перейти от взаимодействия с Богом к взаимодействию с людьми и самим собой.
Ответ прот. Вячеславу Рубскому: достоинства «нового платья короля»
Прот. Вадим Леонов
В нашей дискуссии я обращаюсь к о. Вячеславу как православный священник к православному священнику.
Доктор
Марина Поздеева
Столичный доктор лечил лучше здешних лекарей. Поднимались на ноги те, кто и не надеялся… А денег не брал.
«Чаёк с мощами»
Произносил ли старец Николай Гурьянов слова «мощей нет, их сожгли» про останки Царской семьи?
То, что сейчас преподается нам как откровение старца Николая, на самом деле является некими духовными фантазиями рабы Божией Нины, которую никто никогда не видел.

О русском балете – с неожиданной стороны

Мы часто отвергаем балет, как по определению греховный вид искусства, зная о нем лишь понаслышке и судя по скандальным историям и личностям. Между тем известно немало имен верующих артистов балета. Анна Павлова, Игорь Моисеев, Андрис и Илзе Лиепа, Светлана Захарова, Ульяна Лопаткина – вот далеко не полный список.

Балет – явление сложное и неоднозначное. Между тем танец сам по себе скорее нейтрален, чем греховен. Все зависит от того, что несет в себе та или иная постановка, что задумывал балетмейстер, что вкладывает артист. Вплоть до того, в каких костюмах, под какую музыку и среди каких декораций танцуют. Об этом говорил Святейший Патриарх Кирилл на одной из встреч с общественностью:

«Все, что не провоцирует похоти, что не разрушает человеческой личности, а наоборот, ее возвышает, – работает на гармонизацию мира и человека, все это включено в Божий замысел о спасении грешного и падшего человека… И в этом смысле и опера, и балет, я имею в виду балет классический, – все это заслуживает внимания».

Известно, что Государь Император Николай II с Императрицей Александрой Федоровной любили посещать театр. Опера нравилась Императору больше балета, но сведений о посещении балетных постановок в его дневниках достаточно много. Император ценил музыку Чайковского, высоко отзывался о балетах «Спящая красавица» и «Конек-Горбунок». В 1913-м году Николай II с дочерями смотрели балет «Дочь фараона», в котором «дивно танцевала» Анна Павлова.

Митрополит Антоний Сурожский в своих «Трудах» пишет, что

«танец – это совершенное, полное, созерцательное молчание, и этот опыт приобщенности к Богу на глубинах молчания выражается в движении, в полной гармонии, в совершенной красоте».

Танец – как опыт приобщения к Богу… Звучит весьма дерзновенно. Возможно ли это вообще?

История русского балета началась в середине XVIII века. А уже в начале XIX в., в 1806-м году, был открыт Домовый храм во имя Святой Троицы Императорского театрального училища (ныне – Академии русского балета имени А.Я. Вагановой). Император Александр I, одобряя его идею, сказал: «Танцы – танцами, а вера в Бога сим не должна быть поколеблена».

«Религиозное начало, заложенное в школе, навсегда оставалось у всех балетных артистов, – писал в своей книге муж Анны Павловой Виктор Дандре. – Через много лет по окончании школы артисты – а многие уже и по окончании своей службы – продолжали посещать театральную церковь».

«Балет – это не техника, это душа», – говорила великая русская балерина

Анна Павлова, которая часто бывала в театральной церкви, вместе с танцовщицами своей антрепризы изготовила в дар храму ковер для богослужений. «Балет – это не техника, это душа», – говорила великая русская балерина. Не имея своих детей, Павлова открыла в Париже приют для русских сирот.

Балетмейстер Михаил Фокин, обладавший способностями к живописи, подарил училищу написанную им икону «Нерукотворный образ Христа Спасителя». Ее освятили и повесили в угол ученической спальни.

Российско-американский хореограф грузинского происхождения Джордж Баланчин алтарничал в детстве в храме при театральном училище. Его родственница писала, что он «был глубоко верующим человеком: приезжая в Грузию, всегда посещал наши храмы». Сам же он говорил о своей вере так:

«Слова евангельские во всех нас вкоренились… Веру не проверяют. …В веру нельзя прыгать, как в бассейн. В нее надо входить постепенно, как в океан».

Глубоко верующим человеком была балерина Ольга Спесивцева. Одинокая, в эмиграции, доживая свои дни в лечебнице для душевнобольных, она часто посещала церковные службы – только в православном храме ее отпускала тоска. Очень любила Пасху. Чудом победила свою болезнь и ушла из жизни в 96 лет, примиренная с Богом, в здравом уме и твердой памяти.

Даже в советское время эта преемственность продолжалась. Основатель знаменитого «балетного» ансамбля народного танца Игорь Моисеев вспоминал, что от него 18 раз требовали вступить в КПСС. Но он неизменно отказывался по принципиальным соображениям.

– А почему вы не хотите вступить в партию?

– Потому что я верю в Бога и не хочу, чтобы вы меня за это прорабатывали на своих собраниях.

«Балету учились… в церкви», – вспоминает о своей учебе в военное время советская балерина Алла Осипенко. Крещенная в 1937-м году, она не скрывает своей веры и говорит:

«Бог дал мне способности, Бог дал мне семью, Бог дал мне моих замечательных партнеров…».

Автор методики классического танца Агриппина Ваганова, именем которой названа Академия русского балета, говорила о скромности и не рекомендовала делать аттитюд выше 90 градусов (говоря простым языком: не поднимать ноги выше головы).

«Осанка ведет к манере. Очень строгой, без излишеств. Того требует целомудрие обнаженного тела. Человек превращается в живую скульптуру», – писала ученица Вагановой Надежда Базарова в «Азбуке классического танца».

Ей вторил критик, отмечавший «какую-то особую увлекающую скромность жеста» легендарной Галины Улановой, весь ее образ, «проникнутый душевным благородством и высокой нравственной чистотой».

Один пожилой архиерей, которому в молодости довелось видеть Уланову на сцене, говорил мне, что весь ее танец был... духовным. И когда я спросила: «Владыка, как вы думаете, была ли она верующей?» Он ответил: «Я думаю, да». «Вы верите в Бога?» – спросили у Галины Сергеевны после Перестройки. И она ответила: «Бог живет во мне». Девочкой мать-балерина приводила маленькую Галю в домовую церковь при балетной школе. Верующим человеком была и ее няня.

Чувства, близкие к благоговению, вызвал у Александра Вертинского последний танец Улановой, после которого 50-летняя балерина оставила сцену:

«Я ничего подобного в жизни не видел! Боже, каких вершин и высот может достигнуть творчество! Это точно дух Божий! …Как удержать, сохранить на земле это чудо? Как оставить потомкам это Евангелие для грядущих веков, чтобы учились у нее этому высочайшему, божественному искусству?»

Знаменитая балерина была скромна и милосердна. Ее подруга не раз видела Уланову у постели больных

Знаменитая балерина была скромна и милосердна. Ее подруга, балерина Татьяна Вечеслова, писала в мемуарах, что не раз видела Уланову у постели больных. Ее выдержке мог позавидовать любой врач и сиделка. Звезда, которой рукоплескали зрители всего мира, с удивительным спокойствием и терпением давала больному лекарство, слушала пульс, подкладывала грелки. Делала все неторопливо, собранно, деловито.

Тот самый храм при Академии русского балета, где молились и Анна Павлова, и Галина Уланова, в 1998-м году был восстановлен. Настоятель церкви протоиерей Андрей Жук говорит, что и у нынешних студентов «танец всегда наполнен душой». А первая заповедь студента, согласно висящим в учебном коридоре «Начальным правилам» для учащихся 1887 года, гласит: «начинать и заканчивать свое дело с молитвы».

С молитвы и крестного знамения начинают свои выступления Ульяна Лопаткина, Диана Вишнева, Светлана Захарова, Илзе и Андрис Лиепа.

«Я – православная, – говорит о себе Диана Вишнева, – в свое время я сама пошла в церковь и крестилась. Я – верующий человек».

«Я всегда помнил, что крещён. Ещё в балетной школе, выходя на сцену, я всегда склонял голову и внутренне обращался к Богу»,

– вспоминает Андрис Лиепа, который воцерковился сам и помог прийти к Богу сестре.

Их отец Марис Лиепа много лет собирал православные иконы, что не могло не повлиять на духовный выбор Илзе и Андриса.

«Чем больше у меня работы, тем чаще возникает потребность молиться. Работа держит меня в тонусе и духовном, и эмоциональном, и рабочем. К тому же я понимаю, что без молитвы ничего не получится»,

– признается Андрис, который входит в Патриарший Совет по культуре.

Кроме него, в этот Совет входит руководитель Национальной школы балета г. Хельсинки Любовь Рахманина.

«Мы религиозный народ, мы тесно связаны с Богом, – убеждена эта балерина. –

Я уверена в том, что все люди творческих профессий, как бы они себя ни выражали, всегда просят у Бога помощи и поддержки. Потому что ты знаешь, что без помощи свыше у тебя ничего не получится. Ты всегда на связи с Богом. Бог находится рядом с собой».

Ты всегда на связи с Богом. Бог находится рядом с собой

«От олимпийца до монаха – один шаг», – цитирует святых отцов Илзе Лиепа. После воцерковления балет стал для нее не просто работой.

«Хореография – единственный метод упражнения, который гармонизирует человеческую душу. Это не просто пластика, и это не просто физические нагрузки – это обучение тела в законе гармонии. И это невероятно воздействует на душу».

Об аскезе балета говорит и Ульяна Лопаткина, которая сама покрестилась в 16 лет.

«Классический балет в наше время перешел в разряд возвышенного искусства. Я выбрала такую позицию: то, что я должна сделать, я сделаю как можно лучше, с полной отдачей всех своих сил и, по возможности, не просто качественно и интересно, а – одухотворенно».

***

Танец – явление в нашей жизни сложное и неоднозначное. Наверное, такое же, как понятие «русская душа». Но именно загадочной русской душе обязан своему мировому признанию русский балет. Душе, которая тоскует по небесному, ищет его и в своих поисках дает нам возможность прикоснуться к красоте. А Красота, как известно, – одно из Имен Бога.

Ксения Гринькова

27 января 2021 г.

Рейтинг: 9.9 Голосов: 673 Оценка: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
Православие.Ru рассчитывает на Вашу помощь!
Комментарии
Елена 28 января 2024, 07:45
Очень хорошая статья!

Спасибо
Елена 4 февраля 2021, 16:11
Спасибо за статью! Все очень верно. Когда я ещё не была крещена, был тяжёлый период в жизни. Я ходила в Большой театр как в храм искусства, и для меня это было лечение души красотой и правдой. Тогда на сцене были такие артисты, как Марис Лиепа, Екатерина Максимова, Владимир Васильев... Думаю, о танце Максимовой мог сказать этот батюшка, что это воплощённая молитва... Прочитав ее мемуары, я лишний раз убедилась, какой она светлый и чистый человек, они оба... Она тоже верующий человек... Упокой, Господи, душу р.Б. Екатерины! И даруй многие творческие лета р.Б. Владимиру! Низкий им поклон.
Антоний30 января 2021, 00:46
Благодарю Тебя, Господи, за то что отныне "первая заповедь студента" - не проверять первым делом ненавистные мессенджеры сидя на откровенно вредном дистанционном обучении, а "учиться, учиться и ещё раз учиться!" Учиться очно, учиться всем специальностям на благо России, учиться в аудиториях и лабораториях, а не в домашних тюрьмах! Благодарю Тебя, Господи, за то, что внял нашим горячим молитвам, и сбылась наконец мечта миллионов - рухнул дистанционный ад, эпоха несправедливого наказания добросовестных студентов и ликования жуликов! Причем тут балет? Все просто. В этот час пляшут все - от первокурсника до профессора, от лирика до физика, ибо нет более на ногах кандалов дистанционного террора!
Xenia29 января 2021, 16:54
(Продолжение) Разумеется, танец, как и музыка, как мысль, как пение, как речь, может отвлекать, становиться для нас преградой, но, оказывается, есть такая глубина молчания, которую возможно выразить только в гармонии жеста». Митрополит Антоний Сурожский
Xenia29 января 2021, 16:52
(Продолжение) Я удивился, потому что он преподавал богословие, был человеком крепкой веры, человеком, которого я уважал за его цельность. Я его спросил: «Где вы об этом узнали: в одной из церквей, в одном из монастырей? Или вы встретили кого-то, кто являл собой веру и молитву?» Он сказал: «Нет, я понял, что такое молитва, когда пошел на балет и увидел, как танцевала одна балерина. Она несла в себе абсолютное молчание, и это молчание выражалось в совершенном жесте и движении». Это современная иллюстрация того, что было сказано в VII веке. Даже в танце мы можем искать откровение истины.
Xenia29 января 2021, 16:50
«В одном из отрывков писаний великого подвижника, святого Исаака Сирина говорится, что вечное занятие Ангелов – это танец. Вы знаете, что такое танец. Как он может быть вечным занятием? Святой Исаак Сирин в другом месте поясняет, что танец укоренен в глубочайшем молчании, которое можно выразить только молчанием, но еще его можно передать жестом, гармонией, красотой движений, не нарушаемых звуками, мыслями, словами. Я это вспомнил, когда встретил лет сорок назад одного греческого богослова. Он работал во Всемирном Совете Церквей и, по возвращении из первой поездки в Россию, мне сказал: «Теперь я знаю, что такое молитва».
Алла29 января 2021, 16:43
Александр, Вселенная принадлежит Господу, и конечно мы её любим. Её обитателей, её чудеса, созданное творениями Божьими искусство.
Ирина29 января 2021, 16:00
Спасибо, всё верно! Настоящий талант от Бога и к Богу путь находит.
Александр29 января 2021, 13:48
Бесполезно объяснять вред театра а тем более балета людям любящим мир. Они просто не поймут, оставьте их. Душевный не принимает и не понимает духовного.
Ольга28 января 2021, 13:06
В артистической среде очень высокая конкуренция, особенно в балете. Не знаю, гордыня или что-то иное движет мечтающими стать премьерами. Да, «плох тот солдат…» - в нашем безумном мире все поставлено с ног на голову. Притчей во языцех стало утверждение, что мир балета жесток. Хочется думать, что это не так, что «битое стекло в пуантах» - всего лишь миф. Но всем известный и куда более жестокий случай заставляет поверить в реальность закулисных войн в балете.
Ольга28 января 2021, 10:15
НН: «Артистов верующих всегда много было…» Одно дело считать себя верующим, другое – считает ли Церковь, Глава которой Христос,невоцерковленных людей верующими. Ведь вера в душе–это уже толстовство. А кто спасен будет,конечно, знает лишь Господь Бог.Возможно,спасены будут и не посещающие богослужения,и иноверцы,и не крещенные,но творящие добро атеисты-ведь есть разные виды крещения.Конечно, не нам судить.У меня есть знакомые, которые говорят, что Бог есть, но в храм ходят только поставить свечки и подать записки. Есть верующие, но негативно относящиеся к Церкви как к организации,и посещающие храмы лишь ради экскурсии.Так что верующих действительно много.И нам их веру,конечно,не измерить.
Александр28 января 2021, 05:40
У Анны Павловой не было мужа, лишь сожители.
Людмила27 января 2021, 22:32
Душа подсознательно тянулась к Небу, поэтому в детстве так хотелось летать. Воздушные "крылья" балета приближали к мечте. Спасибо автору за статью.
Александр27 января 2021, 19:32
Вряд ли можно говорить о каком-либо целомудрии, когда на сцене пляшут мужчины и женщины в обтягивающих трико. Моральный уровень подавляющего количества актёров и актрис известен с древнейших времён. Достаточно вспомнить Нуриева или Плисецкую ту же. Так что не будем обманываться красивыми словами и образами.
Лариса27 января 2021, 17:41
Спасибо! воистину так! их и послушать большое утешение, и умудришься, и просветишься порой...
НН27 января 2021, 17:22
Ольга,Сегодня читалось Евангелие от Матфея,гл25,ст1-13, о десяти девах:5 разумные,другие 5-юродивые. Господь сказал юродивым: истинно говорю вам: не знаю вас.Христианство-это не про греховный мир и социальный статус,сами знаете.Выбор всегда за человеком.Старцы говорили,что наступят такие времена,когда человек только произнесёт-Господи- и спасен будет.Знаю случай,когда воинствующий атеист покрестился буквально за 1м-ц до смерти,исповедовался,причастился.Священник,котор его и крестил и отпевал,сказал: 1час поработал,а получил столько,сколько отработавшие на жаре 12час.Артистов верующих всегда много было,только это не выставлялось напоказ.Вера недоказуема,говорить о ней легко,исполнять трудно.
Ольга 27 января 2021, 15:41
Людмила (27 января 2021, 14:34), и Юрий Смекалов из Мариинского театра - тоже. И многие другие. И вообще в России, по опросу, почти 80% (если не больше) православных верующих. Так что нет ничего удивительного в том, что и в балетной среде они есть.
Людмила27 января 2021, 14:34
Николай Цискаридзе тоже верующий человек.
Ольга (продолжение)27 января 2021, 11:52
паломнические поездки,фотографироваться на фоне святынь,чтобы выложить фото в соц.сетях, а большую часть времени следует посвящать земному – карьере и приумножению материального богатства. «Нельзя три воскресенья подряд пропускать службу» – эта «заповедь» точно не для всех.Понятно,что «звезды» – люди занятые,времени на все не хватает.Но у кого его много?! Может, многие талантливые люди потому и стали известными, что были верующими лишь в душе? В пандемию появилось время многое переосмыслить, понять. Кто бы что ни говорил, но главное в нашем греховном мире – это социальный статус, по которому и встречают, и провожают. Такова правда нашей жизни. А что будет за ее чертой, мы видим "гадательно".
Ольга27 января 2021, 11:44
Конечно, есть верующие люди во всех сферах нашей жизни. Классический балет – это красота, согревающая душу. А все, что по-настоящему красиво, – от Бога. Но безотносительно к тем, чьи имена упоминаются в статье, хочу сказать, что регулярно слышу из уст наших «звезд»: «Не скажу, что я воцерковленный человек, но в Бога я верую» – это уже "правило", которое звучит и с экрана телевизора, и в интервью печатным СМИ. И задумываешься: может, надо брать с них, добившихся успеха и снискавших славу, пример? Ведь для того, чтобы перед тобой были открыты все земные двери, совсем не обязательно каждое воскресенье быть на службе, а достаточно изредка заходить в храм, ставить свечки, иногда совершать
Наталья27 января 2021, 10:44
Прекрасная статья! Спасибо!
рб. МАРИНА27 января 2021, 09:24
СЛОВА " ТЕАТР - ХРАМ ИСКУССТВА " ОТРАЖАЮТ ТРЕПЕТНЫЕ ЧУВСТВА , ВОЗНИКАВШИЕ В МОЕЙ ДУШЕ ПРИ ВХОДЕ В ФОЙЕ ТЕАТРА , В ТЕ ДАЛЕКИЕ ВРЕМЕНА,КОГДА БЫЛА ТАКАЯ ВОЗМОЖНОСТЬ . ПРЕКРАСНЫЕ , СВЕТЛЫЕ ВОСПОМИНАНИЯ ! НАДЕЮСЬ , ЧТО КОГДА-ТО ВСЕ ЭТО СНОВА ВЕРНЕТСЯ ! СПАСИ НАС ГОСПОДИ !
Анна27 января 2021, 04:48
Спасибо за статью! Я очень люблю балет. Это правда, что многие балетные - верующие.
Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все комментарии будут прочитаны редакцией портала Православие.Ru.
Войдите через FaceBookВКонтактеЯндексMail.RuGoogleили введите свои данные:
Ваше имя:
Ваш email:
Введите число, напечатанное на картинке

Осталось символов: 700

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • Православный календарь на каждый день.
  • Новые книги издательства «Вольный странник».
  • Анонсы предстоящих мероприятий.

Новинки издательства
«Вольный Странник»

Новые материалы

Выбор читателей

×