Если вера не растет, она умирает

Почему люди отходят от Церкви, и можно ли с этим что-то сделать

Фото: mogilev.in Фото: mogilev.in

В незапамятные времена, когда я была еще русской католичкой, нас окормлял ирландский священник отец Майкл – длинный, худой, прихрамывающий, с сорокалетним «стажем» в сане. Однажды он сказал нам слова, которые – невзирая на всю мою тогдашнюю духовную дремучесть и непросвещенность – врезались мне в память:

– Если вера не растет, она умирает.

Подробности моего хождения в «латинскую веру» здесь не нужны. Скажу лишь, что к концу третьего года пребывания в ней я осознала: при всем уважении к отцу Майклу, католичество – это не та дорога, которая ведет ко Христу; различия меж ним и Православием – вовсе не мелочи, как казалось мне раньше, и не условности. Дав себе, наконец, в этом отчет, я навсегда оставила костел и, хоть не совсем решительно, но двинулась-таки в направлении православного храма. Из костела с собой я взяла совсем немного. По сути, только эти слова священника:

– Если вера не растет – она умирает.

История моей жизни в Православии, которая, слава Богу, продолжается, убеждает меня в совершенной правоте этих слов. Хотя не все мои сегодняшние единоверцы со мною согласны. Многих смущает формулировка: «Что значит – растет, не растет? Нет ведь тут для нас никакого дверного косяка с зарубками. Как ты можешь судить о собственной вере, как измерять ее – выросла она за отчетный период, не выросла? Так недолго и в самообольщение впасть, и духовным гигантом себя возомнить»

Парадокс в том, что действительно растущий, не засохший, не вымерзший, не остановившийся в развитии своем человек духовным гигантом себя не возомнит, это точно – напротив, он всегда будет видеть собственное несовершенство, немощь и муравьиную крохотность своих шагов. Однако нельзя не согласиться: пытаться измерять собственный духовный рост – занятие неполезное и ненужное. Не об измерении роста нужно говорить, а о том, чтоб вера наша была живой: ведь если дерево живо, то оно растет.

Не об измерении роста нужно говорить, а о том, чтоб вера наша была живой: ведь если дерево живо, то оно растет

Каковы же «признаки жизни»? Непосредственное ощущение живости, движения, тепла внутри; сердечный отклик на всё, совершаемое в храме; потребность в нем быть. Стремление к настоящей Исповеди (что жизнь со Христом от покаяния неотделима, объяснять, полагаю, не надо); жажда Причастия.

Живая любознательность ко всему, связанному с верой и Церковью. Желание учиться вере, узнавать историю Церкви, знакомиться с ее людьми.

А еще – личные открытия, сопровождающие церковную жизнь; переживание ее праздников – каждый раз по-новому, хотя бы немного не так, как в прошлом году; приходящие после службы благие мысли.

Всё перечисленное говорит о том, что наша вера – не сухое, а живое, стало быть, растущее дерево.

Хорошо было бы, коли у всех так! Но в реальности деревце очень часто засыхает.

В последние годы я наблюдаю печальный процесс, затронувший, слава Богу, не всех, но, увы, многих. Люди, которые 10–20 лет назад воцерковлялись с радостным энтузиазмом, сегодня уже совсем не те. Они охладели к церковной жизни, а подчас и вовсе выпали из нее. Когда-то они летели в церковь на крыльях каждое воскресенье – теперь не спешат в храм даже и на Рождество, и на Пасху. Когда-то усердно соблюдали все посты, теперь махнули на это рукой. Когда-то причащались раз в неделю, сейчас спокойно сообщают о том, что не подходили к Чаше уже больше года.

Что интересно, каких-то серьезных идейных причин своего охлаждения эти мои знакомые не выдвигают. То есть они не говорят, например, что разочаровались в Церкви, потому что в ней всё не так, как должно быть, и все не такие, как надо. Иными словами, они не перекладывают ответственность на других. С церковной своей молодости (которая не всегда была молодостью в чисто возрастном смысле) эти люди помнят и понимают, что грехи людей в Церкви – не причина оставлять пребывающего в Ней же Христа. Свой упадок они объясняют – если объясняют – как-то неопределенно и вяло. Чаще всего ссылаются на занятость, хотя тут же со вздохом соглашаются, что она не оправдание. Впрочем, никаких опросов я, конечно, не проводила – так, один-два случайных, но весьма, весьма огорчительных – разговора на эту тему.

Полагаю, вера в моих собеседниках изнемогла (дай Бог, чтоб не умерла совсем) именно потому, что она не росла. Это не только слова католика-ирландца. Разве не находим мы аналогичные мысли у православных авторов? Разве не говорят об этом сегодняшние пастыри?

Вера наша, по определению, – вещь динамичная. Вера не может пребывать в статике, потому что она – не исполнение обрядов, а живая жизнь в земной реальности. Жизнь есть рост и развитие. Рост и развитие христианина – это преодоление падшей природы, инерции греха, внутренней косности и теплохладности. Если нет движения, борьбы, роста, развития, обогащения – вера сводится к внешнему исполнению положенного. Или – в лучшем случае – к надежде на практическую помощь в трудных житейских ситуациях. Но конкретная помощь приходит далеко не всегда, и это тоже расхолаживает. А внешнее исполнение чего-то положенного не приносит человеку духовного плода, не дает подлинной радости, и в один прекрасный день с неизбежностью ему надоедает.

Ну, так что же делать? Должно ли это выпадание людей из Церкви заставить нас – несовершенных, но, слава Богу, все же не выпавших – о чем-то задуматься и что-то изменить? Или ничего менять не нужно: каждый человек сам делает выбор и сам за него отвечает?

Безусловно, каждый взрослый человек выбирает свой путь сам. Но так же безусловно и другое. Во-первых, пастырь в ответе за паству, и этого никто не отменял; во-вторых, мы, пасомые, не можем и не должны быть безразличными друг ко другу. Кстати, это, может быть, субъективное суждение, но рискну произнести: остывают и гаснут хорошие люди. Отнюдь не глупые, не пустые и не безнравственные. Люди, которые мне дороги, отходят (если не уходят) сегодня от Церкви, а значит, от Христа. И это мне больно. И я полагаю, что мы не можем не задуматься о причинах.

То, что я напишу дальше, – это наблюдения и выводы многолетней прихожанки.

Во-первых, для того, чтобы духовная жизнь прихожанина была живой и растущей, необходимо, чтобы пастырь сам рос и развивался. Причем вне зависимости от его возраста и опыта. Христианин ведь – и впрямь как дерево: пока живет, должен расти. Специфика нашего времени: духовенство, особенно в провинциальных епархиях, молодо, вчерашних семинаристов гораздо больше, чем пожилых батюшек. Из семинарии молодые люди выносят немалый багаж знаний, но выносят ли они из нее понятие о необходимости постоянного внутреннего труда, личного духовного роста? Понимают ли они, что эта необходимость первостепенна, что всё остальное должно идти за нею? Если стимул к внутреннему росту слаб, то внутреннее быстро вытесняется внешним, тем паче, что оно, это внешнее, весьма многообразно, обременительно и напористо. Однажды у меня случился откровенный разговор с относительно молодым (лет тридцати) батюшкой, причем хорошим, искренним, теплым и совсем не случайно пришедшим к священническому служению:

– Вы знаете, я уже не помню, когда я молился по-настоящему: истово, без спешки, перед домашними иконами, вместе с женой и детьми… Я не высыпаюсь, вскакиваю с постели и лечу куда-то как угорелый; в лучшем случае для очистки совести включаю в машине звукозапись утреннего правила. А когда я приезжаю наконец домой, на меня рушится гора семейных проблем, и к ночи я так устаю, что могу, кажется, только перекреститься, пробормотать: «Господи, помилуй» – и понадеяться, что помилует-таки Он меня, недостойного пастыря. Я еще в семинарии полюбил святого праведного Иоанна Кронштадтского, и теперь просто в ужас и стыд прихожу, сравнивая себя как священника с ним. Разве ему было легче, чем мне?.. Разве он меньше уставал? Надо собраться и перестроиться, а я почему-то никак не могу.

Вы понимаете, это ведь еще не самый печальный случай: ужас, стыд, раскаяние (хотя и недостаточно действенное) говорят о том, что вера в человеке жива, христианская совесть не замолчала. Батюшка не оправдывается занятостью, перегруженностью, он видит в происходящем собственную вину… Ну, а если постепенно угаснут и эти покаянные чувства? Если привыкнет человек к раздвоенной жизни и не станет уже содрогаться от мысли: «Других призываю молиться, а сам не молюсь»? Тогда сама проповедь священническая станет лишь профессиональной обязанностью или функцией. Бывает такое? Да сколько угодно бывает, увы. И очень рано иногда закладывается.

Священник должен вдохновлять людей на духовный труд. Вдохновлять! Это невозможно сделать с помощью каких-то приемов. Это получится, только если ты сам вдохновлен. То есть сам трудишься ради этого святого вдохновения. Вернемся к святому Иоанну, пастырю Кронштадтскому и всея Руси: кто он, по сути, был? Приходской священник. Да, такой же, как все сегодняшние и вчерашние. Что он делал? То, что каждый из них делать должен: молился, служил, проповедовал, учил, помогал... Почему же он стал тем, кем стал, для такой огромной страны? Потому что всё это делал по-настоящему, без расчета на внешнюю видимость, от всего верующего сердца. Потому что на самом деле жил со Христом, а не только иногда о Нем думал и по обязанности о Нем говорил. То же можно сказать о святом праведном Алексии Мечёве, о его сыне, священномученике Сергии, о священномученике Илие Четверухине, о священноисповеднике Романе Медведе… Список можно продолжить и именами ныне живущих или недавно ушедших, пусть они и не равны Иоанну Сергиеву. Список можно продолжить именами негромкими, мало кому известными. Настоящие пастыри были и есть, и тем, кто просто еще не дорос, дорогу никто не перекрывает. Всё это так. Но мы испытываем дефицит пастырского горения. Это, увы, очевидно. И потому нам трудно загореться самим.

Мы испытываем также дефицит учительства. Протоиерей Геннадий Фаст, чье священническое имя мне очень дорого, в своей замечательной книге о Спасителе – «Кто же Сей?» – напоминает нам о том, что Христа при Его земной жизни называли главным образом «Учителем». Учительство – одна из первых обязанностей священнослужителя, а на каком уровне оно у нас в большинстве случаев? Поймите правильно: у меня, во-первых, очень хороший духовник, во-вторых, у меня нет негативного мнения о духовенстве в целом. Что бы ни говорили другие, я знаю: лучшее, что есть у России сегодня, – это ее Церковь; я скажу любому и каждому, что 95 процентов наших священников – прекрасные люди. Но факт остается фактом: львиную долю того, что я знаю, что каждый православный человек должен знать, я получила из книг. Книг, написанных давно или недавно. Из книг святителя Феофана Затворника, архиепископа Иннокентия (Борисова), Митрополита Сурожского Антония, архимандрита Рафаила (Карелина) (хотя не во всем с ним соглашаюсь) или упомянутого уже здесь отца Геннадия. Но никто и никогда – за столько лет в Церкви! – не говорил со мною непосредственно о том, как нужно молиться, чем должна быть молитва в моей жизни; как избежать рассеянности во время богослужения; в чем должна состоять подготовка к Причастию, если не в одном только механическом вычитывании положенных канонов и молитв; как научиться жить с постоянной памятью о Боге; как принимать неизбежные скорби… Да о многом еще другом. Учительство у нас на приходах переложили сначала на книгу, а теперь, скорее, на Интернет. Нет, я не хочу сказать, что мы не должны или неспособны учиться самостоятельно – способны, конечно, тем паче в зрелом возрасте и при высшем образовании. Но учительство – это ведь именно руко-водство: мы забываем, что это часто употребляемое сегодня слово пришло из монашеского обихода и изначально означает непосредственный контакт учителя и ученика. Учитель – тот, кто делится личным опытом, ученик – тот, кто принимает этот опыт, доверяя преподающему. Заменить это отсылкой к православному Интернету нельзя (хотя то, что такой Интернет существует, – хорошо). Это во-первых. Во-вторых, то самое высшее образование и привычка читать сложные книги есть не у всех. Учительство подразумевает дифференцированный и индивидуальный подход к учащимся. Отсутствие системы приходского просвещения (или слабость попыток) приводит к тем пробелам в самых азах вероучения, которые могут сыграть страшную роль. Пример: человек, пребывающий в Церкви (или, скажем чуть иначе, ходящий в церковь) на протяжении 10–15 лет, на поверку не знает, что такое Евхаристия, для чего мы причащаемся Святых Таин. «Почему вы давно не причащаетесь?.» – «Да у меня, батюшка, сейчас вроде всё в порядке, со здоровьем наладилось». Здесь вера даже и не умерла – если разобраться, подлинная христианская вера в этом случае и не рождалась. Таких грустных примеров много можно еще привести.

Еще она проблема – гомилетическая. Не все наши пастыри почему-то знают, что первейшая их задача – научиться говорить. Да, просто говорить с людьми – так, чтобы люди слушали, чтобы услышанное продолжало действовать в их головах и сердцах. Не все, закончив семинарию, усвоили, что проповедь должна быть подготовлена: на импровизированные размышления вслух тут рассчитывать нельзя, даже если ты 40 лет в священном сане. Проповедь должна быть связной, четко выстроенной, яркой, понятной, ограниченной во времени: она должна иметь начало и конец. Боюсь услышать то, что здесь уже звучало: некогда, дескать, да и сил не остается… особенно когда в храме ремонт нужен, а денег нет. Ремонтировать храм вовремя – это важно. Но не важнее пастырского слова, обращенного к людям.

Ремонтировать храм вовремя – это важно. Но не важнее пастырского слова, обращенного к людям

Само слово «некогда» говорит о неверной иерархии приоритетов, а том, что кровельный материал для нас в какой-то момент (хорошо, если только в момент) оказывается важнее Евангелия. Вы знаете, почему сохранились для нас проповеди пастырей прошлого и позапрошлого веков – того же святителя Иннокентия, к примеру? Потому что они их писали. Сначала писали, потом произносили.

Рискну привести пример от противного: бывший протоиерей Владимир Головин, совершенно справедливо извергнутый из сана, – чем он держал, да и сегодня, кстати, держит несколько поредевшую, но всё же большую аудиторию? Он умеет говорить с усредненным, так скажем, прихожанином. Проповедь «нормального» батюшки на приходе должного впечатления на этого прихожанина не производит, а вот слово «потрясающего» отца Владимира, к тому же целителя и чудотворца – совсем другое дело… Люди голодны по пастырскому слову, это я не раз замечала: не по прочитанному, не по тому, что в аудиозаписи, а по самому что ни на есть непосредственно произносимому человеком, к которому мы обращаемся с великим словом «отец». Когда-то они от этого голода могут проглотить не то, что надо. Тем важнее всегда давать им чистый, добрый хлеб.

Хлеб, на котором может жить и возрастать вера.

Марина Бирюкова

3 сентября 2025 г.

Смотри также
Духовное восхождение в трех действиях: верить, молиться, любить Духовное восхождение в трех действиях: верить, молиться, любить
Иеромон. Роман (Кропотов)
Духовное восхождение в трех действиях: верить, молиться, любить Духовное восхождение в трех действиях: верить, молиться, любить
Иеромонах Роман (Кропотов)
Путь христианина в Православии – это не хаотичное метание от того, что нравится, к тому, что необходимо, а последовательное духовное восхождение.
Иерей Валерий Духанин: «Ищите то, что оживляет вашу душу» Иерей Валерий Духанин: «Ищите то, что оживляет вашу душу» Иерей Валерий Духанин: «Ищите то, что оживляет вашу душу» Иерей Валерий Духанин: «Ищите то, что оживляет вашу душу»
Откровенный разговор о кризисе веры и о том, как из него выбраться
Угасшая вера – итог духовного расслабления. Кризису веры предшествует кризис духовной жизни.
Готовы ли мы потерять всё, чтобы найти всё Готовы ли мы потерять всё, чтобы найти всё
Архимандрит Варнава (Янку)
Готовы ли мы потерять всё, чтобы найти всё Готовы ли мы потерять всё, чтобы найти всё
Архимандрит Варнава (Янку)
Встреча с Господом – это чтобы мы сказали: «Он наша жизнь», – и были готовы всё потерять ради Него.
Комментарии
Андрей 9 сентября 2025, 17:50
Возлюби Господа всем сердцем, а ближних как самого себя. Спустя 20 лет хождения в Церковь стал задавать себе вопрос: а люблю ли я Христа? А ближних? Ведь больших чем эти заповеди нет. После этого стал просвещать себя основами веры, катехизисом - Слава Богу все есть в интернете (Азбука веры, например). Спустя 20 лет стал читать Евангелие в толковании блаженного Феофилакта Болгарского. Понял, что 20 лет, я, извините, и в Церковь-то толком не ходил. Как можно искать плоды веры, там, где нет основания? И батюшки тут, на мой взгляд ни при чем. Господь сказал: ищите и обрящете! Стучите и отворят вам! Вот и ищу, и стучу, после чего службы стали праздником для души.
Сергей 8 сентября 2025, 23:24
Много лет общаюсь с людьми, живущими по всем правилам: духовник, исповедь, Причастие. Извините, плодов нет. Это не то что осуждение (да, оно примешивается, грешен я) это факт! Не работают эти схемы, ибо акценты неверные. В самом начале должна быть нравственная бескомпромиссность. Без этого остальное - карточный домик. Ну нельзя то обижать людей, то не обижать.. то делать добро, то устал - хватит... естественно, скажут, а сам ты так живешь? Могу сказать только то, что сознательных компромиссов допускать нельзя. Одно дело немощь, другое пофигизм. Точно не допущу, чтоб человеком пренебрегали. И сам так не сделаю и другим не дам. Наверно, это минимум, за которым уже бесовство...
Елена 8 сентября 2025, 22:40
У Матроны Московской два брата, которые много лет под одной крышей с ней жили, в коммунисты подались, да один сам её из дома выносил. А вы тут рядовых священников оцениваете и поучаете...
Татьяна 8 сентября 2025, 12:05
С себя надо начинать, а не копаться в недостатках священников. Да, они есть. Да, они тоже люди. Поменять приход. А вообще важно, как упомянула автор, читать духовную литературу. И Евангелие! Только вкус к хорошей, сложной духовной литературе не у всех есть, да и интернет крадет время и опусташает, после него сложно читать вдумчиво. Так что все в наших руках: спасёшься ты, и спасется дом твой...
Дмитрий 8 сентября 2025, 11:38
Философ и монах Алексей Лосев говорил- вера это теория, а доверие к Богу- практика. Наверно, нет возрастания в вере без возрастания в доверии к Богу. А доверие к Богу укрепляется по мере преодоления скорбей с Божьей помощью, когда часто уже нет надежды на свои силы. Конечно легче, когда на этом пути есть поддержка более опытного человека.
Павел К. 7 сентября 2025, 22:19
Спасибо! Одно и то же дело можно делать с ощущением маеты - суеты ,и с радостным чувством. Все определяется только внутренним расположением . Отец Иоанн Крестьянкин не покладая рук трудился на ремонтах полуразрушенных храмов ,а служил и проповедовал вдохновенно. Не ради Христа делаемое дело, проникнутое вездесущим духом рабской показухи с надувающимся самоценом за явные "результаты", благодати не приносит .Преподобные отцы указывают на великую опасность отложения "на потом" внутренней работы ,которая одна только и нужна ,укрепляя пастыря, она сплачивает прихожан крепкими узами духовного родства. Если же стало скучно ,значит не с Господом связались !
Светлана 7 сентября 2025, 06:52
Каждый приход достоин такого священника, которого дает ему Господь. Сейчас в храмах доступна духовная литература,можно найти ответы на многие свои духовные вопросы, человек сам должен трудиться духовно, искать Бога, стремиться к Нему. Если священник вам не нравится, у вас к нему нет доверия, он не пользуется духовным авторитетом, остается только молитва к Богу о пастыре и терпение. Господь со временем все управит. Если есть духовное смущение можно поменять приход. Но путь каждого человека к Богу это путь самостоятельный, личный и индивидуальный. Со временем из молодых священников, произносивших невнятные проповеди, Божией благодатью могут стать духовные батюшки. Всем нам терпения.
Алексей 6 сентября 2025, 17:04
А что такое духовный рост? Это жажда быть с Богом. Непрестанное стремление к Богу. Это когда Бог на 1 месте. Вера угасает, когда для человека Бог становится не нужным.
Игорь 6 сентября 2025, 00:16
Здравствуйте. Спасибо. Пойду теперь к батюшке-духовнику и спрошу чем помочь на постоянной основе? Мой духовник похож на вашего священника из статьи в части проповеди (надо спросить где его записи) и он говорит в личной беседе что всё по воле Божией. И я со своего опыта убежден что так оно и есть. А вы скачете с темы на тему, задумайтесь, нам ли судить священников?
Мария 5 сентября 2025, 18:12
Спасибо! Как это верно.
Георгий 5 сентября 2025, 04:10
Добрый день. Замечательная статья. Эти вопросы, которые вы поднимаете сейчас, к большому сожалению, никто не видит. Я священник, который служит в Дальневосточной епархии. Хотелось чтобы 100 % прихожан были как автор этой статьи. Но мы столкнулись с проблемой когда приход становиться открытым для диалога, пастырь доступен, приглашаем прихожан к духовной работе, и все что описано выше, прихожане не хотят так жить. Они уходят в другие приходы где можно ничего духовно не делать, где не приглашают работать над собой, где достаточно послушать проповедь и с лёгким сердцем выполненного долга пойти домой. А если появляется священник одиозный как Головин готовы за ним идти. Нам много что надо сделать.
Алексей 4 сентября 2025, 22:54
Уважаемая Марина, спасибо за статью! Особенно "...«Почему вы давно не причащаетесь?.» – «Да у меня, батюшка, сейчас вроде всё в порядке, со здоровьем наладилось»..." - спасибо, лишний раз мне напомнили: похоже, действительно, веры-то и нет настоящей у меня. Есть какое-то дитя напастей, страхов и сомнений, уродец, карикатура. Потому и око худо, вижу многое, на что смотреть не стоит! Например, Вы пишете: "...мы, пасомые, не можем и не должны быть безразличными друг ко другу..." - вот, безразличие вижу, к сожалению. Нет, люди не со зла так, просто всякий на своей волне. Но ведь вера во Христа должна прихожан объединять, разве нет? А если не объединяет - так, выходит, и не вера это?
Марина Бирюкова, автор 4 сентября 2025, 10:43
Федор! На всякий случай, чтоб вы знали: я прихожу, и спрашиваю, и помогаю, и других призываю к этому.Свидетели есть.
Читатель 4 сентября 2025, 09:44
Нехорошо сваливать на пастырей вину за отсутствие духовного роста. Ещё в 19 веке святитель Игнатий Брянчанинов говорил, что нет духовников. В 20 веке писал об этом игумен Никон Воробьев. И решение проблемы они давали: читать святых отцов и Евангелие и таким образом спасаться.
Ольга 4 сентября 2025, 08:09
Марина, нам бы любить (хотя бы уважать) и молиться за наших батюшек, а не устраивать "майдан".
Дмитрий 4 сентября 2025, 06:08
"Проповедь должна быть связной, четко выстроенной, яркой, понятной, ограниченной во времени: она должна иметь начало и конец." Как это верно! К сожалению, слишком часто приходится выслушивать бессвязные импровизации, когда говорящий то и дело перескакивает с темы на тему, и никак не может закончить проповедь.
Анна Семёнова 4 сентября 2025, 03:34
Спасибо, Марина. К великому моему сожалению я одна из тех, кто постепенно, изо дня в день, стала уходить из церкви. Держусь в храме только из-за того, что пою в народном хоре, по благословению настоятеля, воскресные водосвятные молебны. Слава Богу за всё. Мне стыдно бросать (два раза уже пыталась) группу, стыдно перед регентом, женщиной старше меня всего на два года. Вызвавшейся бесплатно научить нас петь тропари ко всем праздникам, по гласам; ознакомить самыми первыми правилами сольфеджио и певчего искусства. Мне стыдно ещё и перед другими женщинами, потому что мне Бог дал музыкальный слух, а некоторые лишены этого дара, но очень стараются. Верую. Молюсь. Господи, помилуй меня, грешную.
Василий 4 сентября 2025, 02:38
Очень отозвалось! Буквально на днях исполнилось 12 лет, как я пришел в Церковь. Очень благодарен отцу Иоанну (Крестьянкину) за то наследие, которое он нам оставил. Если бы не его письма, проповеди, и, верю, молитвы - то не знаю, что бы со мной было. Что сказать... "Взыщите Бога, и жива будет душа ваша".
Федор 3 сентября 2025, 20:24
Для вдумчивого разговора с прихожанином со священника необходимо снять хотя-бы часть хозяйственных и административных нагрузок. Иначе никак. У нас сам устав ВСЮ ответственность за ВСЕ возлагает на настоятеля. И прихожане и начальство только бесконечно требуют. Помощников нет,одна критика. Все на предельных нагрузках и скоростях. А у упомянутого автором молодого священника скорее всего рассыпется семья лет через 10 - 15, потому что редкая жена сможет жить солдаткой. Просто придите в храм и спросите у иерея:"чем помочь?" А так интересное мнение: я вину не перекладываю, но и у меня виноваты попы. Не одухотворенные какие-то!
Марина Анатольевна 3 сентября 2025, 18:47
Странно..., а мне кроме Святого Писания и Причастия и не надо ничего.
Екатерина 3 сентября 2025, 15:43
Марина, спасибо! Каждую вашу статью читаю с огромной благодарностью к вам! Дай Бог Вам здоровья и сил!
Игорь 3 сентября 2025, 13:22
Всё верно написано. Доминирует внешняя церковная жизнь, а внутренняя или слабая, или её нет совсем. Вот человеку и надоедает всё. Каким пришёл 20 лет назад в храм, таким и остался, ничуть не изменившись. Пастырей добрых и опытных, которые сами ведут духовную жизнь и стяжали Дух Мирен мало, а ведь только такие пастыри и могут помочь своей пастве духовно расти, преобразить своего внутреннего человека.
Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все комментарии будут прочитаны редакцией портала Православие.Ru.
Войдите через FaceBook ВКонтакте Яндекс Mail.Ru или введите свои данные:
Ваше имя:
Ваш email:
Введите число, напечатанное на картинке

Осталось символов: 700

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • Православный календарь на каждый день.
  • Новые книги издательства «Вольный странник».
  • Анонсы предстоящих мероприятий.