Культурное преступление без наказания

О фильме «Преступление и наказание» Владимира Мирзоева

Родион Раскольников (Иван Янковский) Родион Раскольников (Иван Янковский)

Недавно я посмотрела фильм Владимира Мирзоева «Преступление и наказание» 2024 года выпуска. Мне понравились фильмы по одноименному роману Ф. М. Достоевского, снятые в 1969 и 2007 годах. Появилось желание ознакомиться и с новой экранизацией – тем более что там действие перенесено в наше время, а это что-то новенькое. Лично мне было интересно посмотреть современную интерпретацию произведения, написанного в XIX веке.

Если бы фильм не назывался экранизацией одного из величайших произведений русской литературы, я бы выключила его минут через пять-десять

Что можно сказать? Если бы сюжет фильма от и до являлся выдумкой режиссера, без претензии на экранизацию одного из величайших произведений русской литературы, я бы выключила его минут через пять-десять. Но дело в том, что фильм претендует – сказать «является» язык не поворачивается – на экранизацию романа. И я посчитала правильным для себя посмотреть картину полностью.

Отмечу, что в случае, если фильм не содержит в себе откровенного богохульства или порнографии, я обычно смотрю до конца. Имеет значение не только сюжет, но и то впечатление, послевкусие, которое остается после просмотра. Крайне важен финал. Бывает, что поначалу фильм цепляет и кажется достойным внимания, а по окончании повергает в недоумение: а что, собственно, такое я сейчас посмотрела? Что это было? Или, наоборот, процесс просмотра вызывает смешанные чувства, а финал оказывается настолько сильным, что становится ясно, для чего было всë это. Финал, который венчает фильм, а не просто является его окончанием.

Итак, Петербург, наши дни. Все герои пользуются смартфонами и внешне являются обычными современными людьми.

Родион Раскольников и Соня Мармеладова (Алëна Михайлова) Родион Раскольников и Соня Мармеладова (Алëна Михайлова)

Сонечка Мармеладова работает в борделе. Туда приходит друг Раскольникова – Дмитрий Разумихин, и Сонечка упрашивает его стать ее первым мужчиной. Впоследствии в объятиях несчастной девушки побывали почти все герои фильма мужского пола.

До устройства на данную работу Соня выглядит совсем юной девушкой, а после первой смены возвращается постаревшей лет на десять, не меньше. И до конца фильма остается в таком образе. Что хотели сказать этим создатели фильма – загадка. То ли попытались показать душевное состояние героини, то ли – заставить зрителя догадываться самим.

Раскольников – не просто заблудший человек с поврежденной психикой, а маньяк-шизофреник, с особой эйфорией убивающий старуху. Позже он во всем признается Соне, после чего незамедлительно оказывается с ней в постели. Вообще, в фильме делается явный и нездоровый акцент на сексе и постельных сценах. Но разве роман Достоевского – об этом?

Прасковья Павловна (Мария Смольникова) Прасковья Павловна (Мария Смольникова)

Комнату главный герой арендует у Прасковьи Павловны – женщины, у которой 13 лет назад утонула дочь. И у которой после этого, по всей видимости, повредился рассудок. Пашенька, как ее называют, держит в комнате чучела котов и предлагает всем «посмотреть на Аграфенушку». Аграфенушка – это находящийся в шкафу манекен, копирующий внешность ее погибшей дочери. С этим манекеном она разговаривает, покупает для него наряды и украшения.

Дмитрий Разумихин навещает Раскольникова, старается ему помочь и параллельно становится любовником этой странной женщины. Приходя к своему другу, он не забывает захаживать и к Прасковье, чтобы удовлетворить блудную страсть, а заодно вкусно поесть. И даже чувства к Дуне не являются для Разумихина препятствием для таких визитов.

Марфа Петровна (Юлия Снигирь) и Дуня Раскольникова (Любовь Аксëнова) Марфа Петровна (Юлия Снигирь) и Дуня Раскольникова (Любовь Аксëнова)

Марфа Петровна Свидригайлова – экзальтированная женщина с истероидными замашками. Хладнокровно утопила служанку Мари и даже не особо изображала огорчение и шок, когда Свидригайлов сообщил ей о гибели девушки. Благо, материальное положение позволяет выйти сухой из воды. В отношение к Дуне Марфа то совершает психологическое насилие, то целует ее в губы, то старается облагодетельствовать – обеспечить деньгами, найти жениха.

Создается впечатление, что нормальных людей в фильме нет

Далее появляется малохольный извращенец Лужин, который собирается жениться на Дуне, но не забывает посещать бордель, в котором работает Соня.

Вообще, создается впечатление, что нормальных людей в фильме нет. Впрочем, каков фильм, таковы и герои. Раскольников периодически предстает то рядом с белой лошадью, то ползущим вверх по склону, на вершине которого извиваются загадочные белые фигуры. У Дуни то и дело сменяются наряды: сначала она одета в голубое платье, через секунду – в оранжевое, затем – снова в голубое, и так далее. Кошачьи чучела Прасковьи периодически оживают. И это далеко не весь сюрреализм, на фоне которого происходят основные события. И что все это означает, остается только гадать.

Что можно отметить как «плюс» – это мысль, выраженную Марфой Петровной: без идеи бессмертия земная жизнь становится бессмысленной. Пожалуй, это единственный положительный момент, который можно отметить в данном фильме.

Примечательно, что создатели ввели в картину героя, которого не было в романе – дьявола в образе человека. Он толкает героев на грех и внушает им ложные мысли. И с насмешливой улыбкой наблюдает за ними.

И такой же дьявольской насмешкой над зрителями является сам фильм. Особенно над теми из них, которые любят творчество Ф.М. Достоевского и «Преступление и наказание» – в частности. На протяжении десяти серий зритель созерцает грязный фильм и настоящее издевательство над романом. Среди обилия грязи, пошлости, зашкаливающего цинизма главного героя, сомнительных сюрреалистичных моментов теряется, как в большой помойке, светлая душа Сони Мармеладовой. А обращенная к Поле просьба Раскольникова о молитве выглядит притянутой за уши, в то время как в самом романе она была вполне органичной.

В финале зрители получают контрольный выстрел в голову: самоубийство главного героя

В финале зрители получают контрольный выстрел в голову: самоубийство главного героя. И это уже не просто издевательство, а настоящий плевок в могилу великого писателя. Если роман – это живое тело, то данная экранизация – это жалкий скелет. Скелет мертвого, предварительно обезглавленного тела.

Основная идея романа «Преступление и наказание» – это покаяние главного героя, его постепенное внутреннее преображение. Медленный, но верный разворот его сердца к Богу.

Самоубийство – это антипокаяние. Это грех Иуды и бунт против Бога. И таким финалом создатели добили фильм окончательно. Грязь, пошлость, беспросветный мрак и безысходность – единственное, что несет этот сериал. И самое большое преступление совершено не главным героем, а создателем фильма.

Грустно, когда такое кино создается и выходит в прокат. И особенно грустно от такого издевательства над классической литературой.

Екатерина Харченко

18 сентября 2025 г.

Смотри также
Преступление, наказание и совесть Преступление, наказание и совесть
Иерей Тарасий Борозенец
Преступление, наказание и совесть Преступление, наказание и совесть
Мысли по поводу великого романа
Иерей Тарасий Борозенец
Преступление – это пересечение проведенной Богом черты, которую нельзя переступать. Нельзя, потому что это гибельно для самого переступающего.
12-серийное киновранье о Пушкине 12-серийное киновранье о Пушкине
Николай Волынский
12-серийное киновранье о Пушкине С кем вы, мастера халтуры?
Оскорбленная Натали, оклеветанный Александр – результат 12-серийного киновранья
Николай Волынский
Для создателей фильма Пушкин – всего лишь бренд, вывеска для лавочки, где торгуют гнилым товаром, но за очень большие деньги.
Шмелев и… Достоевский? Шмелев и… Достоевский?
Дарья Парменова
Шмелев и… Достоевский? Шмелев и… Достоевский?
«Преступление и наказание» и «Пути небесные»: точки соприкосновения
Дарья Парменова
Я открыла новый томик Шмелева… и не узнала того, кого считала известным мне вдоль и поперек. А еще в моей голове навязчиво завертелись сцены из романов Достоевского.
Комментарии
Борис26 сентября 2025, 07:11
Спасибо, Екатерина! Поберегу свое время, чтобы не тратить на это...
Светлана Ф.22 сентября 2025, 14:11
Какие-то окна Овертона... Спасибо, полезная статья! Предупредили знакомство с очередной гадостью. В который раз убеждаюсь, что наше современное кино, оно не просто плохое - оно вредное. И в первую очередь для молодёжи! Если мы, взрослые, выросшие на добрых, назидательных книжках и мультфильмах, талантливо созданные экранизации и театральные постановки, в т.ч. классики для многих были чем-то обычным, - можем "фильтровать" и правильно оценивать увиденное, то юное поколение является неким заложником. Понимаю, что наших сограждан должны оградить от этого, но как простой обыватель, теряюсь в догадках, кто.
Светлана Ф.21 сентября 2025, 13:21
Спасибо за описание фильма–предупредили от знакомства с очередной гадостью нашего кино. В который раз убеждаюсь, что оно не просто плохое–оно вредное. Подобный сюжет является, к сожалению, иллюстрацией жизни в капиталистическом обществе и, как следствие, деградации личности. Массово переснимая советские фильмы и экранизируя классиков, создатели почти всего современного кино соучаствуют в некоем заражении нашего общества ложью и духовной грязью, мыслью, что всё бессмысленно, убеждением, что настоящих героев нет.
Галина И.21 сентября 2025, 09:52
Наталья18 сентября 2025, 22:55." И как же это все остановить, в конце-то концов?"/- А никак,дорогая Наталья. Все идет по Библии. "И по причине умножения беззакония, во многих охладеет любовь"(Мф.24,12). Церковь потому на протяжении тысячелетий и стремится одухотворить различные виды искусства как культурного творчества, включает его в процесс освящения человека, в его духовно- нравственное совершенствование. Материализованное творчество вполне может быть духовным. Но в мире господствует дьявол, а человек- слабое и немощное существо, подверженное его нападкам. Мы, призванные Христом, должны всеми силами стоять в истине, и этому учить детей, не надеясь на светскую образованность и гос. власти.
Ирина20 сентября 2025, 19:29
Утешает, что рейтинг сериала весьма низкий. На "Отзовике" - 2,8 из 5, на "Айрекоменд" то же самое, на "Яндексе" - 5,8 из 10, на "Кинопоиске" отрицательных рецензий больше, чем положительных. Интересно, это ветер перемен в области культуры или просто здравый смысл?
Ирина19 сентября 2025, 16:39
Так есть цензура. То, что снимают сейчас в России последние несколько лет и показывают по ТВ - именно такое и есть: бездарное, пошлое и отвратительное. С целью оболванить и замарать грязью всех, кто это смотрит.
Галина И.19 сентября 2025, 12:30
Вот так дьявол и завлекает своими обезьяничьими подделками и подставными названиями, а потом- ужас,грязь и вонь и его довольный хохот. Дар творчества,дар искусства- великий дар от Бога- Творца, но где Бог оставляет,там пустое место незамедлительно занимает сатана. Зачем надо было автору высиживать все это гнусное действо, смотреть на дьявольские гримасы? Обычно в таких случаях возмущенные и несогласные демонстративно встают и уходят. Праведный "не сидит в собрании развратителей" (Пс.1).Великие святые отцы советуют беречь от грязи все наши органы чувств, хранить свои души. "Что вы ищете живого между мертвыми? Его нет здесь". "Вы же свидетели сему" (Лк.24).
Наталья18 сентября 2025, 22:55
Должна быть хоть какая то цензура, хотя бы в тех случаях, когда фильмы касаются каким то боком к великой русской литературе. Бедные , бедные наши дети… Мало того, что сидят в компьютерах , не вылезая, еще и фильмы ,подобные этому ,приходиться им смотреть. Что у них в голове будет? Откуда там возьмутся мысли о чем то прекрасном? И как же это все остановить , в конце то концов ?
Виктор18 сентября 2025, 18:08
Кто бы смотрел это если бы не имя классика. Сами не на что неспособны, никому не интересно что они вытворяют, потому и нужно чужое имя. Даже название этому придумали - современное "искусство". Хочется спросить их: а какое искусство эти "творцы" считают не современным? Или это оправдание, что сами понимают, что их творения далеки от искусства.
Елена О.18 сентября 2025, 13:44
Художник так видит... Может это опять "самоубийство Европы" или еще что. Критики и историки потом объяснят.
Андрей18 сентября 2025, 10:45
О! Сердечно благодарю за то, что уделили внимание и время разбору "этого". Я старался досмотреть, но не смог. Каким образом происходит попадание подобных вещей на экраны - загадка. Никакого контроля...Отвращение вызывает фильм.
Андрей18 сентября 2025, 09:19
Очередной плевок в классическую литературу! Увы, но это уже тенденция последних лет. Лучше экранизации 1969 ничего уже не будет (фильм 2007 года для меня неинтересен в плане актёрской игры), но скатиться до такого... Я не ханжа; есть множество фильмов, где действия происходят в 20 и 21 веке, но в их основе так или иначе - произведения мировой классики разных времён и народов. И нередко во многих есть какие-то богохульные или очень неприглядные социальные и порнографические моменты, но они не заполоняют собою весь фильм: они единичные и их использование помогает ещё больше раскрыть тему или усилить отсылку на то или иное произведение. Но вот это и ему подобное...
Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все комментарии будут прочитаны редакцией портала Православие.Ru.
Войдите через FaceBook ВКонтакте Яндекс Mail.Ru или введите свои данные:
Ваше имя:
Ваш email:
Введите число, напечатанное на картинке

Осталось символов: 700

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • Православный календарь на каждый день.
  • Новые книги издательства «Вольный странник».
  • Анонсы предстоящих мероприятий.