Недавно я посмотрела фильм Владимира Мирзоева «Преступление и наказание» 2024 года выпуска. Мне понравились фильмы по одноименному роману Ф. М. Достоевского, снятые в 1969 и 2007 годах. Появилось желание ознакомиться и с новой экранизацией – тем более что там действие перенесено в наше время, а это что-то новенькое. Лично мне было интересно посмотреть современную интерпретацию произведения, написанного в XIX веке.
Если бы фильм не назывался экранизацией одного из величайших произведений русской литературы, я бы выключила его минут через пять-десять
Что можно сказать? Если бы сюжет фильма от и до являлся выдумкой режиссера, без претензии на экранизацию одного из величайших произведений русской литературы, я бы выключила его минут через пять-десять. Но дело в том, что фильм претендует – сказать «является» язык не поворачивается – на экранизацию романа. И я посчитала правильным для себя посмотреть картину полностью.
Отмечу, что в случае, если фильм не содержит в себе откровенного богохульства или порнографии, я обычно смотрю до конца. Имеет значение не только сюжет, но и то впечатление, послевкусие, которое остается после просмотра. Крайне важен финал. Бывает, что поначалу фильм цепляет и кажется достойным внимания, а по окончании повергает в недоумение: а что, собственно, такое я сейчас посмотрела? Что это было? Или, наоборот, процесс просмотра вызывает смешанные чувства, а финал оказывается настолько сильным, что становится ясно, для чего было всë это. Финал, который венчает фильм, а не просто является его окончанием.
Итак, Петербург, наши дни. Все герои пользуются смартфонами и внешне являются обычными современными людьми.
Сонечка Мармеладова работает в борделе. Туда приходит друг Раскольникова – Дмитрий Разумихин, и Сонечка упрашивает его стать ее первым мужчиной. Впоследствии в объятиях несчастной девушки побывали почти все герои фильма мужского пола.
До устройства на данную работу Соня выглядит совсем юной девушкой, а после первой смены возвращается постаревшей лет на десять, не меньше. И до конца фильма остается в таком образе. Что хотели сказать этим создатели фильма – загадка. То ли попытались показать душевное состояние героини, то ли – заставить зрителя догадываться самим.
Раскольников – не просто заблудший человек с поврежденной психикой, а маньяк-шизофреник, с особой эйфорией убивающий старуху. Позже он во всем признается Соне, после чего незамедлительно оказывается с ней в постели. Вообще, в фильме делается явный и нездоровый акцент на сексе и постельных сценах. Но разве роман Достоевского – об этом?
Комнату главный герой арендует у Прасковьи Павловны – женщины, у которой 13 лет назад утонула дочь. И у которой после этого, по всей видимости, повредился рассудок. Пашенька, как ее называют, держит в комнате чучела котов и предлагает всем «посмотреть на Аграфенушку». Аграфенушка – это находящийся в шкафу манекен, копирующий внешность ее погибшей дочери. С этим манекеном она разговаривает, покупает для него наряды и украшения.
Дмитрий Разумихин навещает Раскольникова, старается ему помочь и параллельно становится любовником этой странной женщины. Приходя к своему другу, он не забывает захаживать и к Прасковье, чтобы удовлетворить блудную страсть, а заодно вкусно поесть. И даже чувства к Дуне не являются для Разумихина препятствием для таких визитов.
Марфа Петровна Свидригайлова – экзальтированная женщина с истероидными замашками. Хладнокровно утопила служанку Мари и даже не особо изображала огорчение и шок, когда Свидригайлов сообщил ей о гибели девушки. Благо, материальное положение позволяет выйти сухой из воды. В отношение к Дуне Марфа то совершает психологическое насилие, то целует ее в губы, то старается облагодетельствовать – обеспечить деньгами, найти жениха.
Создается впечатление, что нормальных людей в фильме нет
Далее появляется малохольный извращенец Лужин, который собирается жениться на Дуне, но не забывает посещать бордель, в котором работает Соня.
Вообще, создается впечатление, что нормальных людей в фильме нет. Впрочем, каков фильм, таковы и герои. Раскольников периодически предстает то рядом с белой лошадью, то ползущим вверх по склону, на вершине которого извиваются загадочные белые фигуры. У Дуни то и дело сменяются наряды: сначала она одета в голубое платье, через секунду – в оранжевое, затем – снова в голубое, и так далее. Кошачьи чучела Прасковьи периодически оживают. И это далеко не весь сюрреализм, на фоне которого происходят основные события. И что все это означает, остается только гадать.
Что можно отметить как «плюс» – это мысль, выраженную Марфой Петровной: без идеи бессмертия земная жизнь становится бессмысленной. Пожалуй, это единственный положительный момент, который можно отметить в данном фильме.
Примечательно, что создатели ввели в картину героя, которого не было в романе – дьявола в образе человека. Он толкает героев на грех и внушает им ложные мысли. И с насмешливой улыбкой наблюдает за ними.
И такой же дьявольской насмешкой над зрителями является сам фильм. Особенно над теми из них, которые любят творчество Ф.М. Достоевского и «Преступление и наказание» – в частности. На протяжении десяти серий зритель созерцает грязный фильм и настоящее издевательство над романом. Среди обилия грязи, пошлости, зашкаливающего цинизма главного героя, сомнительных сюрреалистичных моментов теряется, как в большой помойке, светлая душа Сони Мармеладовой. А обращенная к Поле просьба Раскольникова о молитве выглядит притянутой за уши, в то время как в самом романе она была вполне органичной.
В финале зрители получают контрольный выстрел в голову: самоубийство главного героя
В финале зрители получают контрольный выстрел в голову: самоубийство главного героя. И это уже не просто издевательство, а настоящий плевок в могилу великого писателя. Если роман – это живое тело, то данная экранизация – это жалкий скелет. Скелет мертвого, предварительно обезглавленного тела.
Основная идея романа «Преступление и наказание» – это покаяние главного героя, его постепенное внутреннее преображение. Медленный, но верный разворот его сердца к Богу.
Самоубийство – это антипокаяние. Это грех Иуды и бунт против Бога. И таким финалом создатели добили фильм окончательно. Грязь, пошлость, беспросветный мрак и безысходность – единственное, что несет этот сериал. И самое большое преступление совершено не главным героем, а создателем фильма.
Грустно, когда такое кино создается и выходит в прокат. И особенно грустно от такого издевательства над классической литературой.