27 сентября 1937 года на печально известном Бутовском полигоне были расстреляны два священника – отец Сергий Сидоров и отец Михаил Шик. Будучи друзьями при жизни, они и в вечность отошли вместе.
Священник Сергий Алексеевич Сидоров (10.02.1895–27.09.1937)
Отец Сергий – духовный сын оптинского старца преподобного Анатолия (Потапова), был близок к Патриарху Тихону. Его мать, урожденная грузинская княжна А. Н. Кавкасидзе, скончалась при родах. Отец – юрист, перед революцией член коллегии областного суда в Харькове, был расстрелян большевиками в 1919 году в группе заложников. Ребенок воспитывался в дворянской усадьбе его тетки В. Н. Кавкасидзе, в Курской губернии. Когда пришло время учиться, его привезли в Москву. Позднее он вспоминал:
«С семи лет, то есть со времени моего приезда в Москву, я не пропускал ни одной торжественной церковной службы. Звоны Кремля, мгла ранней обедни, золотые ленты крестных ходов всегда привлекали меня, и я любил теряться в толпе, ожидая приезда Иверской, и простаивать долгие ночные моления у Пантелеймона в часовне».
Отец Сергий – духовный сын оптинского старца преподобного Анатолия (Потапова)
С детства у Сергея было какое-то заболевание спинного мозга, отчего он испытывал сильные боли в ногах. Церковная служба несколько успокаивала боль.
В Москве он близко сошелся с Сергеем Николаевичем Дурылиным, который стал водить юношу на лекции отца Павла Флоренского, на свои чтения, на доклады отца Иосифа Фуделя в религиозно-философском обществе имени Владимира Соловьева. Он не учился тогда ни в каком учебном заведении, но хорошо знал историю, богословие, литературу, философию, искусство.
В декабре 1916 года С. А. Сидоров впервые побывал в Оптиной пустыни и стал духовным сыном старца Анатолия (Потапова). В конце 1918 года он осуществил свое намерение посвятить жизнь служению Церкви. Поступил в Киевскую духовную академию и успел окончить два курса. В 1920 году женился на Татьяне Петровне Кандибе из старинного украинского дворянского рода. И в сентябре 1921 года был рукоположен во священника. Отец Сергий, страдая и от неустройства жизни в то трудное время, и от раскола в Украинской Церкви, решил вернуться в Москву. В 1923 году он получил место священника в Петропавловской церкви Сергиева Посада.
Скоро отец Сергий стал священником, особо почитаемым верующими не только своего прихода, но и всего города. Со многими известными аристократическими семьями, приехавшими в город после революции, он был знаком еще раньше. Нашел и новых друзей. Его духовником стал старец Гефсиманского скита Порфирий. Не сразу отец Сергий решился посетить известного на всю страну старца Зосимовой пустыни Алексия (Соловьева), жившего после закрытия пустыни в Посаде. Но старец сам вызвал его к себе и велел взять в заштатные диаконы отца Михаила Шика, его любимого духовного сына. Сказал:
– Я Вам заповедаю всегда быть близким с Михаилом Владимировичем.
И наказ старца, и заповедь отец Сергий выполнил.
После произошедшего в 1922 году раскола отец Сергий остался на стороне Патриарха Тихона
Тогда, в 1922 году, в Русской Православной Церкви произошел раскол. Часть духовенства присоединилась к раскольникам. Отец Сергий был всецело на стороне Патриарха Тихона. И у него возникла мысль пригласить Патриарха в Сергиев Посад, «чтобы его приездом укрепить православных и заставить колеблющихся пастырей раз и навсегда порвать с красной ересью». В 1924 году, как раз перед приездом Патриарха Тихона, отца Сергия арестовали и продержали в Бутырской тюрьме два месяца.
В ноябре 1925 года была арестована большая группа священнослужителей – 42 человека – по «Делу митрополита Петра (Полянского) и др.» Их включили в состав так называемой «Сергиевской самаринской группировки». В нее вошли несколько жителей Сергиева Посада, в том числе отцы Сергий Сидоров и Михаил Шик. Отец Сергий очень страдал в тюрьме – возобновились боли в позвоночнике, в руках и ногах. Следователь грозил арестом всей семьи. А у него тогда было трое детей. Помог ему другой заключенный Бутырской тюрьмы – епископ Николай (Добронравов), запретивший властью епископа говорить что-либо следователю. По приговору Особого совещания при Коллегии ОГПУ отец Сергий получил «минус 6» сроком на три года. Вместе с семьей уехал во Владимир и вскоре получил приход в селе Волосово.
Когда кончился срок высылки, отца Сергия назначили священником в село Лукино Серпуховского района Московской области. А в 1930 году его снова арестовали. Приговорили к трем годам лагеря. Попал он в лагерь у станции Пинюг, в 150 км от Котласа, работал на строительстве дороги, на лесоповале. Потом его перевели на более легкую работу: ухаживать за свиньей начальника лагеря. Жизнь в лагере была ему особенно тяжела из-за богохульной ругани, которую он там слышал на каждом шагу.
После окончания срока он получил приход в селе Карачарово, что на окраине города Мурома во Владимирской области. Потом церковь, где служил отец Сергий, закрыли, его перевели в другой приход. Но и ту церковь закрыли.
А 13 апреля 1937 года его арестовали. Обвинили в том, что он «является активным участником контрреволюционной нелегальной монархической организации церковников – последователей “Истинно-Православной Церкви” и руководителем владимирского, муромского и киржачского филиалов этой организации, принимал участие в нелегальном совещании церковников в Москве, где выступал с контрреволюционными предложениями об объединении Православной Церкви на борьбу с советской властью».
Расстреляли отца Сергия на Бутовском полигоне 27 сентября 1937 года вместе с его другом – священником Михаилом Шиком.
Священник Михаил Владимирович Шик (20.07.1887–27.09.1937)
Духовный сын старца Зосимовой пустыни преподобного Алексия (Соловьева), один из самых близких людей старцу.
Отец Михаил был выходцем из состоятельной еврейской семьи. Его отец, купец первой гильдии, являлся почетным потомственным гражданином Москвы. Михаил окончил историко-филологический факультет Московского университета по двум кафедрам: всеобщей истории и философии (1912). Прослушал курс лекций по философии во Франкфуртском университете. Входил в религиозно-философский кружок, созданный детьми В. И. Вернадского Георгием и Ниной. Его глубоко интересовали религиозные вопросы. В соавторстве с поэтессой В. Г. Мирович (Малахиевой) перевел и издал книгу У. Джеймса «Многообразие философского опыта».
В 1914–1918 годах находился в армии, занимался эвакуацией населения из районов военных действий в Западном крае. В 1918 году принял крещение в Православной Церкви. Его крестной матерью стала В. Г. Малахиева-Мирович, крестным отцом – художник В. А. Фаворский. Он женился на княжне Наталье Дмитриевне Шаховской, с которой познакомился в религиозно-философском кружке еще до войны, и поселился с ней в Сергиевом Посаде.
В 1919–1920 годах был членом Комиссии по охране памятников искусства и старины Троице-Сергиевой лавры. Ему поручали работы по охране памятников в крае. Для сборника «Троице-Сергиева лавра» он написал две отличающиеся удивительной поэтичностью статьи: «Колокольня и колокола» и «Митрополичьи покои». При реорганизации Комиссии ему пришлось перейти на преподавательскую работу в Институт народного образования (позднее – Сергиевский педагогический техникум). В июле 1925 года был рукоположен Местоблюстителем Патриаршего престола митрополитом Петром (Полянским) в сан диакона, служил в Петропавловской церкви Сергиева Посада.
В декабре 1925 года его арестовали по делу «Даниловского синода» и включили в состав так называемой «Сергиевской самаринской группировки». Особое совещание при Коллегии ОГПУ приговорило его к двум годам высылки в город Турткуль Каракалпакской АССР. Там, в ссылке, 12 июня 1927 года он принял сан священника. Вернувшись в Сергиев Посад, снова служил в Петропавловской церкви, но вскоре семья вынуждена была уехать, так как в мае 1928 года в городе начались аресты. Поселились под Москвой, близ станции Томилино Казанской железной дороги. Отец Михаил служил сначала в храме во имя святителя Николая на Маросейке (он был близок с его настоятелем отцом Сергием Мечевым), а с 1930 года – в храме во имя святителя Николая у Соломенной сторожки в Петровско-Разумовском.
Отличительной чертой этого священника было нежелание кого-либо осуждать
Отличительной чертой этого священника было нежелание кого-либо осуждать.
«Когда при отце Михаиле начинали осуждать кого-нибудь за какие-нибудь слова или поступки, – вспоминала В. Г. Малахиева-Мирович, – он с досадой, а иногда с гневом говорил: “Почем вы знаете, что у него на душе было в это время? Какие мотивы заставляли его поступать так или иначе?”».
Он вносил с собою дух миротворчества, незлобия и того «невидения лукавства ни в каком человеке», которое считается высочайшей ступенью христианской добродетели в святоотеческой литературе.
Летом 1931 года вновь нависла угроза ареста. И семья переехала из Подмосковья в город Малоярославец Калужской области (за 101-й км от Москвы). Отец Михаил совершал богослужения дома, тайно принимал приезжавших из Москвы духовных детей и местных жителей. На жизнь зарабатывал переводами технической литературы с английского. Детей (их было пятеро) воспитывали дома и только духовно окрепшими отдавали в школу.
Отец Михаил был арестован в Малоярославце 25 февраля 1937 года. Проходил по делу «Контрреволюционной нелегальной монархической организации церковников-последователей ИПЦ». На следующий день жена в последний раз видела его. Это было в вагоне поезда, когда она поехала в Москву сообщить родным о его аресте. Случайно в этот же вагон сели конвоиры с арестованным. Он переговаривался с женой взглядами. Потом нарисовал на запотевшем стекле крест – последнее благословение.
В конце 1937 года жене в тюремном справочном окошке ответили, что М. В. Шик осужден на «на десять лет без права переписки». Тогда не понимали, что это означает расстрел. Она ждала до самого конца. Умерла в 1942 году. Дети отца Михаила только в 1994 году узнали, что он был расстрелян 27 сентября 1937 года на Бутовском полигоне под Москвой, в один день с его другом – отцом Сергием Сидоровым.