Одной из самых серьезных проблем Православной Церкви в XXI веке являются не только канонические или политические разногласия, но и очень тонкая проблема лишь чисто внешнего проявления веры у некоторых новообращенных. Это похоже на современную форму старой ереси филетизма (также этнофилетизма), когда Церковь путают с национально-политической организацией. Теперь речь идет не только об этносах, но и о мирских идеологиях, которые очень далеки от духа святых отцов Церкви. Многие люди на Западе, а также в Азии, которые сегодня становятся членами Православной Церкви, часто делают это из-за кризиса постхристианской цивилизации римо-католицизма и протестантских групп. В том мире свободу путают с излишествами, традиции заменяются культом потребления, а Бог вытесняется из общественной жизни. В условиях этого кризиса Православная Церковь видится настоящей цитаделью «еще неиспорченной» чистоты. Красота Божественной литургии, икон и глубина учения святых отцов заставляют православных неофитов чувствовать, что они нашли цивилизацию, которая противостоит упадку западного христианства.
Реальная опасность начинается тогда, когда некоторые верующие превращают святую веру всего лишь в политический символ
В некотором смысле это верно: Православная Церковь действительно несет в себе исцеляющую силу Господа нашего Иисуса Христа и противостоит нравственному упадку современной эпохи. Но реальная опасность начинается тогда, когда некоторые верующие превращают святую веру всего лишь в политический символ.
Сегодня мы часто видим, как некоторые новообращенные думают, что стать православными – значит присоединиться к радикальному движению, противостоящему доминирующей культуре. Они носят «Православие» как броню против «морально разложившегося мира ложной свободы», превращая крест Христов в оружие культурной войны. Вместо того, чтобы рассматривать Церковь как то место, где таинственным образом происходит наше общение со Творцом, они сводят ее к чисто внешней категории – знаку различия между «нами» и «ими».
Это и есть то самое искушение превращения веры в нечто внешнее, когда религия больше не является нашим внутренним преображением в Святом Духе, а становится лишь «костюмом», прикрывающим политическую суть. Люди могут оперировать богослужебными терминами, бросаться священными символами, но на самом деле душа не вступает на путь очищения (κάθαρσις), просвещения (φωτισμός) и единения с Богом (θέωσις).
Печально здесь даже не то, что Церковь для таких людей «недостаточно радикальна», а то, что их взгляд отошел от центрального момента христианской веры, где и находится Воскресший Христос. Когда Истина Православной Церкви становится лишь инструментом для демонстрации своей идентичности, люди забывают, что единственной целью Церкви Христовой на протяжении уже 2000 лет является спасение и вечная жизнь во Христе.
Итак, каковы же последствия этого? Они очень ясны: вместо того, чтобы стать Евангельской «закваской» (ср.: Мф. 13: 33), такие люди строят Церковь как крепость, изолированную и отделенную от мира, – не для того, чтобы освятить мир, а ради чувства собственной безопасности. Это и есть истинный упадок, потому что у таких людей центральное таинство Евхаристии заменено идеологией, смирение – политической гордостью, а тайна Креста Христова умалена до оппозиционного лозунга.
Православная традиция неизменно утверждает, что Церковь не связана национальными границами и не принадлежит какой-либо светской власти. Константинопольский Собор 1872 года официально осудил филетизм как ересь, поскольку он превращает Церковь в инструмент национально-этнических интересов и программ. Сегодня новая форма филетизма – это уже не просто «церковный национализм», а «церковная идеология», которая прикрывает чистую веру политической вуалью.
Мы должны понимать, что Православие не принадлежит России, Греции, Сербии или какой-либо другой стране, а также не принадлежит лагерю «антизападников» или «крайнего консерватизма». Православие принадлежит Царству Небесному, совершенному царству, где все народы собраны в единое Тело Христово. Святой первоверховный апостол Павел ясно сказал: «Нет уже иудея, ни язычника; нет раба, ни свободного… ибо все вы одно во Христе Иисусе» (Гал. 3: 28).
Мир – это не абсолютный враг веры, а поле, на котором сеется семя Царствия Небесного
Мир – это не абсолютный враг веры, а поле, на котором сеется семя Царствия Небесного. Освятить мир – не значит превратить его в «политическое Царствие Божие» в соответствии с человеческой идеологией, но позволить свету Воскресения проникнуть во все сферы жизни: в семью, труд, искусство, культуру и т.д. Когда человек живет Евхаристической жизнью, проявляя смирение и любовь в каждом малом действии – от приема пищи и слов до повседневной работы, – тогда мир преображается изнутри. Православная Церковь не строит «закрытую крепость» для борьбы, но призывает людей стать закваской, солью и светом, чтобы мир мог очиститься и вернуться к своему Творцу.
Сегодня феномен «внешней веры» среди новообращенных является серьезным предупреждением для Церкви. Он напоминает нам о том, что Церковь существует не для того, чтобы быть инструментом какой-либо политической программы, будь то консервативной или прогрессивной. Церковь существует для того, чтобы свидетельствовать о Воскресшем Христе Спасителе, Который дарует вечную жизнь.
«В конечном счете, мы победим!» Но не с помощью военной мощи, идеологии или политических «крепостей» – мы победим, потому что победил Христос: Он попрал смертью смерть и открыл врата Вечной Жизни. Каждое царство, каждая империя, каждая идеология обратится в прах, и только Воскресшее Тело Христово пребудет вечно. Когда Церковь остается верной Кресту и Евхаристии, когда каждый верующий живет ради обожения (θέωσις), тогда окончательная победа уже предрешена. Это не победа какого-то одного народа или одной страны, но победа любви над ненавистью, света над тьмою и вечной жизни над смертью.
Православие – это не «крепость», а Царство Небесное, посеянное в мире. Только когда мы будем жить верой как внутренним состоянием души, а не как чисто внешней «оболочкой», Церковь действительно станет светом миру.
О, Воскресший Господь Иисус Христос, сохрани нас во свете Твоей Евхаристии молитвами Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и всех святых, чтобы посреди всего этого хаоса и ненависти мы не забывали, что только Твоя любовь является окончательной победой! Аминь.