Об искушении сделать веру внешней

Савва Тунг (Дуэ Уен) Савва Тунг (Дуэ Уен)

Одной из самых серьезных проблем Православной Церкви в XXI веке являются не только канонические или политические разногласия, но и очень тонкая проблема лишь чисто внешнего проявления веры у некоторых новообращенных. Это похоже на современную форму старой ереси филетизма (также этнофилетизма), когда Церковь путают с национально-политической организацией. Теперь речь идет не только об этносах, но и о мирских идеологиях, которые очень далеки от духа святых отцов Церкви. Многие люди на Западе, а также в Азии, которые сегодня становятся членами Православной Церкви, часто делают это из-за кризиса постхристианской цивилизации римо-католицизма и протестантских групп. В том мире свободу путают с излишествами, традиции заменяются культом потребления, а Бог вытесняется из общественной жизни. В условиях этого кризиса Православная Церковь видится настоящей цитаделью «еще неиспорченной» чистоты. Красота Божественной литургии, икон и глубина учения святых отцов заставляют православных неофитов чувствовать, что они нашли цивилизацию, которая противостоит упадку западного христианства.

Реальная опасность начинается тогда, когда некоторые верующие превращают святую веру всего лишь в политический символ

В некотором смысле это верно: Православная Церковь действительно несет в себе исцеляющую силу Господа нашего Иисуса Христа и противостоит нравственному упадку современной эпохи. Но реальная опасность начинается тогда, когда некоторые верующие превращают святую веру всего лишь в политический символ.

Сегодня мы часто видим, как некоторые новообращенные думают, что стать православными – значит присоединиться к радикальному движению, противостоящему доминирующей культуре. Они носят «Православие» как броню против «морально разложившегося мира ложной свободы», превращая крест Христов в оружие культурной войны. Вместо того, чтобы рассматривать Церковь как то место, где таинственным образом происходит наше общение со Творцом, они сводят ее к чисто внешней категории – знаку различия между «нами» и «ими».

Это и есть то самое искушение превращения веры в нечто внешнее, когда религия больше не является нашим внутренним преображением в Святом Духе, а становится лишь «костюмом», прикрывающим политическую суть. Люди могут оперировать богослужебными терминами, бросаться священными символами, но на самом деле душа не вступает на путь очищения (κάθαρσις), просвещения (φωτισμός) и единения с Богом (θέωσις).

Печально здесь даже не то, что Церковь для таких людей «недостаточно радикальна», а то, что их взгляд отошел от центрального момента христианской веры, где и находится Воскресший Христос. Когда Истина Православной Церкви становится лишь инструментом для демонстрации своей идентичности, люди забывают, что единственной целью Церкви Христовой на протяжении уже 2000 лет является спасение и вечная жизнь во Христе.

Итак, каковы же последствия этого? Они очень ясны: вместо того, чтобы стать Евангельской «закваской» (ср.: Мф. 13: 33), такие люди строят Церковь как крепость, изолированную и отделенную от мира, – не для того, чтобы освятить мир, а ради чувства собственной безопасности. Это и есть истинный упадок, потому что у таких людей центральное таинство Евхаристии заменено идеологией, смирение – политической гордостью, а тайна Креста Христова умалена до оппозиционного лозунга.

Православная традиция неизменно утверждает, что Церковь не связана национальными границами и не принадлежит какой-либо светской власти. Константинопольский Собор 1872 года официально осудил филетизм как ересь, поскольку он превращает Церковь в инструмент национально-этнических интересов и программ. Сегодня новая форма филетизма – это уже не просто «церковный национализм», а «церковная идеология», которая прикрывает чистую веру политической вуалью.

Мы должны понимать, что Православие не принадлежит России, Греции, Сербии или какой-либо другой стране, а также не принадлежит лагерю «антизападников» или «крайнего консерватизма». Православие принадлежит Царству Небесному, совершенному царству, где все народы собраны в единое Тело Христово. Святой первоверховный апостол Павел ясно сказал: «Нет уже иудея, ни язычника; нет раба, ни свободного… ибо все вы одно во Христе Иисусе» (Гал. 3: 28).

Мир – это не абсолютный враг веры, а поле, на котором сеется семя Царствия Небесного

Мир – это не абсолютный враг веры, а поле, на котором сеется семя Царствия Небесного. Освятить мир – не значит превратить его в «политическое Царствие Божие» в соответствии с человеческой идеологией, но позволить свету Воскресения проникнуть во все сферы жизни: в семью, труд, искусство, культуру и т.д. Когда человек живет Евхаристической жизнью, проявляя смирение и любовь в каждом малом действии – от приема пищи и слов до повседневной работы, – тогда мир преображается изнутри. Православная Церковь не строит «закрытую крепость» для борьбы, но призывает людей стать закваской, солью и светом, чтобы мир мог очиститься и вернуться к своему Творцу.

Сегодня феномен «внешней веры» среди новообращенных является серьезным предупреждением для Церкви. Он напоминает нам о том, что Церковь существует не для того, чтобы быть инструментом какой-либо политической программы, будь то консервативной или прогрессивной. Церковь существует для того, чтобы свидетельствовать о Воскресшем Христе Спасителе, Который дарует вечную жизнь.

«В конечном счете, мы победим!» Но не с помощью военной мощи, идеологии или политических «крепостей» – мы победим, потому что победил Христос: Он попрал смертью смерть и открыл врата Вечной Жизни. Каждое царство, каждая империя, каждая идеология обратится в прах, и только Воскресшее Тело Христово пребудет вечно. Когда Церковь остается верной Кресту и Евхаристии, когда каждый верующий живет ради обожения (θέωσις), тогда окончательная победа уже предрешена. Это не победа какого-то одного народа или одной страны, но победа любви над ненавистью, света над тьмою и вечной жизни над смертью.

Православие – это не «крепость», а Царство Небесное, посеянное в мире. Только когда мы будем жить верой как внутренним состоянием души, а не как чисто внешней «оболочкой», Церковь действительно станет светом миру.

О, Воскресший Господь Иисус Христос, сохрани нас во свете Твоей Евхаристии молитвами Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и всех святых, чтобы посреди всего этого хаоса и ненависти мы не забывали, что только Твоя любовь является окончательной победой! Аминь.

Савва Тунг (Дуэ Уен)
Перевел с английского Дмитрий Лапа

Orthodox Christianity

2 октября 2025 г.

Смотри также
Если вера не растет, она умирает Если вера не растет, она умирает
Марина Бирюкова
Если вера не растет, она умирает Если вера не растет, она умирает
Почему люди отходят от Церкви, и можно ли с этим что-то сделать
Марина Бирюкова
Жизнь есть рост и развитие. Рост и развитие христианина – это преодоление падшей природы, инерции греха, внутренней косности и теплохладности.
О неразрывности веры и дел О неразрывности веры и дел
Православный ответ на протестантскую доктрину Sola fide
О неразрывности веры и дел О неразрывности веры и дел: православный ответ на протестантскую доктрину Sola fide
Чтец Джон (Амир) Азарван
Мы подвергаем опасности свои души, отрицая простую истину о том, что важны и вера, и дела!
Духовное восхождение в трех действиях: верить, молиться, любить Духовное восхождение в трех действиях: верить, молиться, любить
Иеромон. Роман (Кропотов)
Духовное восхождение в трех действиях: верить, молиться, любить Духовное восхождение в трех действиях: верить, молиться, любить
Иеромонах Роман (Кропотов)
Путь христианина в Православии – это не хаотичное метание от того, что нравится, к тому, что необходимо, а последовательное духовное восхождение.
Комментарии
Алексей 8 октября 2025, 11:04
Возможно, новообращенные, о которых вы пишете, действительно ищут смысл в мире, где, как вы верно заметили, доминирует культура потребления? Не исключено, что их «внешняя вера» — это не столько заблуждение, сколько искренний, пусть и несовершенный, поиск подлинной духовной опоры.
Иоанна_ 6 октября 2025, 07:19
Этот "феномен" легко исправляется, если духовенство и священноначалие занимает правильную позицию. И регулярно доносит эту правильную позицию до своей паствы. В Церкви человек не один, а у автора получается, что каждый представляет себе духовную и церковную жизнь так, как ему хочется. Но это ошибка - так быть не должно.
Галина И. 3 октября 2025, 10:22
2.Церковь- Богочеловеческий Организм. Но можно ли жить в мiрском обществе и быть свободным от него? Ведь мы- граждане не только Неба, но и своего земного Отечества, и потому должны выходить на политическую арену, защищать свое Отечество на основе духовно- нравственных ценностей,а Родина- одна из таких ценностей. Там, где этническо- националистическая гордость и превозношение, падение неизбежно. Абсолютизация своей избранности и "внешняя вера"- это измена Богу. В эти опаленные для многих горем и страданием годы Христос близко к нам. Наше время "хаоса и ненависти" крестообразно, но "время близко"и другое. Основа "будущности"-высокая образованность, открытость миру и твердая христианская вера.
Галина И. 3 октября 2025, 10:14
1.Спасибо, актуально! Еще о. А. Шмеман писал:"Я верю, что Православие- истина и спасение, и содрогаюсь от того, что предлагают под видом Православия, от того, что любят, чем живут, в чем видят "православие" сами православные...Православие сейчас- это что-то вроде супермаркета. Каждый выбирает, что хочет". В перспективе Креста и Воскресения многие наши потребительские прошения и искание чудес не оказываются ли на деле крестоборческой ересью, отчаянными потугами сойти с креста, сбежать с Голгофы как Лобного места, где распинаются наши страсти и хотелки? Компромисс со злом оборачивается его цепной реакцией, а плотские, рассудочные мудрствования -личным евангелием или квазирелигиозным течением.
Вероника Константиновна 2 октября 2025, 20:43
Прекрасная статья. И важная тема. Спасибо
Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все комментарии будут прочитаны редакцией портала Православие.Ru.
Войдите через FaceBook ВКонтакте Яндекс Mail.Ru или введите свои данные:
Ваше имя:
Ваш email:
Введите число, напечатанное на картинке

Осталось символов: 700

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • Православный календарь на каждый день.
  • Новые книги издательства «Вольный странник».
  • Анонсы предстоящих мероприятий.