Любовь к себе на пересечении богословия и психологии

Часть 3

Рельеф с изображением пеликана. Кладбище Нотр-Дам-де-Неж, Монреаль Рельеф с изображением пеликана. Кладбище Нотр-Дам-де-Неж, Монреаль

Гармонизация святоотеческих позиций

Конечно, наличие лишь четырех кратких святоотеческих цитат, где слово «самолюбие» или фраза «любовь к себе» использованы в положительном значении, а также уникальные рассуждения свт. Игнатия о правильной любви к себе не меняют сути православного учения о пагубности самолюбия (любви к себе). В святоотеческой традиции и даже в Священном Писании иногда в пастырских и риторических целях негативные слова и выражения наполняются положительным смыслом, чтобы избавить слушателя от обыденного восприятия и донести им новые смыслы. Например, апостол Павел славный день Второго Пришествия Господа Иисуса Христа сравнивает с неожиданным появлением вора: «День Господень так придет, как тать (κλέπτης – вор) ночью» (1 Фес. 5: 2). Страстная влюбленность юноши и девушки может стать прообразом возвышенной любви души человека к Богу (Песнь песней). Существование таких библейских аналогий не делает воровство добродетелью, а страстную влюбленность не избавляет от примеси похоти.

Нечто подобное имеет место и в вышеприведенных святоотеческих цитатах, где общий смысл сводится к тому, что человек, живущий по заповедям Божиим, оказывает благодеяние прежде всего не Богу, Который всеблажен и самодостаточен, не людям, которые имеют разные источники помощи, но самим себе, что и можно в переносном смысле назвать благим самолюбием (любовью к себе). Такое редко используемое переносное прочтение данного понятия ни в коей мере не является равнозначным или альтернативным основополагающему евангельскому и святоотеческому учению о катастрофичной опасности самолюбия (любви к себе).

Однако в этой теме есть затруднение, которое требует особого рассмотрения. Если человек, согласно Евангелию, становится на путь самоотвержения, то как на этом пути должна исполняться заповедь «полюби ближнего, как самого себя»? Правомерен следующий вопрос: если я решил жить по Евангелию, отвергая самого себя, то не должен ли я, согласно с вышеуказанной заповедью, отвергнуть и ближнего? Возникает ощущение некоего противоречия между любовью, которая соединяет, и самоотвержением, которое разделяет, особенно если учесть слова Христа, что отношение к себе должно быть прототипом для отношения к ближнему. Как это недоумение разрешить?

Решительная борьба с внутренним злом требует настроя на предельное самоотвержение

Здесь необходимо снова вернуться к святоотеческому толкованию евангельского призыва отвергнуть себя, где самоотвержение – это не самоуничтожение, а избавление от греховности и страстности, которые, будучи инородными, «вросли» в природу человека так, что избавление от них субъективно переживается людьми как самоуничтожение. Поэтому и решительная борьба с внутренним злом требует настроя на предельное самоотвержение.

Если в этом состоит отвержение себя и это одновременно является правильным отношением (любовью) к себе, то отсюда следует, что правильная любовь к ближнему в новозаветном смысле – это уже не просто накормить голодного, одеть нагого, поддержать больного, что характерно для ветхозаветного прочтения данной заповеди, но помощь ближнему – в спасении и соединении со Христом, что является высшим благом, но далеко не всегда сопряжено с положительными эмоциональными переживаниями.

Конечно, доброе слово, сострадание, помощь, совершенные с искренней любовью и в содействии с благодатью Божией, облегчают скорби ближнего, помогают перенести боль и страдания, производят глубокие изменения в людях. Необходимо всячески пользоваться этими возможностями, тем не менее наличие таких средств не отменяет главного принципа, что внутренние изменения в человеке сопряжены с переживанием боли и скорбей, которые успешно преодолеваются в меру восприятия евангельского самоотвержения.

Таким образом, заповедь о любви к ближнему, как к самому себе, имеет ветхозаветное и новозаветное прочтения, подобно тому, как это имеет место в отношении заповедей, рассмотренных Спасителем в Нагорной проповеди. Ветхозаветное прочтение любви к ближнему, как к самому себе, дано в книге Левит – восполнение естественных нужд ближнего, физическая поддержка нуждающихся людей в той мере, насколько мы это делаем для себя, а также неделание ближним того, чего не хотим себе. Новозаветное же прочтение заповеди – полюбить ближнего, как самого себя, не устраняющее ветхозаветный смысл, – содействовать ближнему в деле спасения, приближения ко Христу в той мере, как мы это делаем для себя. Осознание опыта собственной боли в борьбе со своими грехами, опыта самоотвержения, стремления пройти этот путь с наименьшими страданиями, должны стать хорошим подсказчиком в оказании помощи ближнему на пути обожения. В этом случае собственное самоотвержение греховности становится залогом правильной любви к ближнему.

На эти два способа исполнения библейской заповеди можно посмотреть не только в аскетическом, но и в антропологическом ракурсе. Тогда оказывается, что ветхозаветный смысл более сконцентрирован на поддержании тела, а новозаветный – на преображении души ближнего человека.

Популяризация любви к себе: проблемные аспекты

Если популярные ныне психологические интерпретации любви к себе будут внедряться в жизнь Церкви и верующих людей, то возникает ряд проблем, которые необходимо обозначить заранее.

В свете евангельского учения популярные концепции любви к себе являются не чем иным, как безудержным вскармливанием греховного самолюбия

1. В свете евангельского и святоотеческого учения популярные концепции любви к себе, практики повышения самооценки, даже если в них используются рассмотренные выше евангельские цитаты или слова о любви к себе как образу Божиему, являются не чем иным, как безудержным вскармливанием греховного самолюбия. Удовлетворение греховных страстей, особенно самолюбия и гордости, всегда приносит кратковременное удовольствие, что потребителями этих учений и практик интерпретируется как признак существенного улучшения. Однако вскоре этот эффект заканчивает свое действие, и пациент (клиент) оказывается в сложном положении. Он хочет продолжения удовольствия, но, как правило, окружающие не собираются подыгрывать его раздутому самолюбию. Остается два пути:

1) продолжать консультации у психолога, который будет развивать самолюбие дальше, но за вполне ощутимую сумму;

2) бюджетный вариант – начать делать это самостоятельно, для чего требуется чужой опыт и методики, что открывает раздолье для издателей такой литературы и производителей подобного контента в интернете (см. факты, приведенные в начале статьи).

Очень часто итогом таких упражнений для человека является повальное обвинение окружающих людей в токсичности, разрушение семьи, одиночество, депрессия.

2. В подавляющем количестве святоотеческих и богослужебных текстов нет содержательного различия между любовью к самому себе (ἀγάπη εἰς σεαυτόν) и самолюбием (φιλαυτία). Оба эти понятия в православной традиции чаще всего синонимичны и интерпретируются в негативном смысле как корень всех греховных страстей и пороков человека. Поэтому продвижение положительной интерпретации любви к себе входит в противоречие с господствующей святоотеческой традицией и на терминологическом уровне.

3. Христианское отношение к себе в значительной степени основываются на призывах Христа к самоотвержению, терпеливому несению своего креста, жертвенности, смирению, покаянию, признанию своей вины, своей греховности, что сторонниками популярных психологических концепций любви к себе или замалчивается (мягкий вариант), или открыто отвергается (жесткий вариант). Указанные христианские добродетели преподносятся такими психологами как причины неврозов, а церковная жизнь как токсичная, что по сути является уже противостоянием христианству.

4. Обнаруженные в значительном объеме святоотеческих текстов только пять примеров положительного использования терминов «самолюбие» и «любовь к себе» не являются альтернативной точкой зрения в святоотеческом богословии, но примером употребления традиционных церковных понятий в переносном смысле.

5. Интерпретация любви к себе не как самоотвержения, а как сугубо позитивного психоэмоционального отношения к себе, к своим желаниям и мечтаниям без различения в себе добра и зла, греха и добродетели, воздействий Бога и диавола – явление, возникшее в современной жизни под влиянием популярных психологических концепций, в особой степени – учения Э. Фромма. Ему же принадлежит нехристианская трактовка заповеди о любви ближнему, как к самому себе, несовместимая с самоотвержением, которая распространилась не только в работах психологов, но и стала проникать в христианский дискурс.

6. В популярных психологических концепциях любви к себе, с христианской точки зрения, дается извращенное толкование любви: вместо того чтобы быть направленной на других личностей, она замыкается на самого себя, приводит к развитию самолюбия и гордости – корневых греховных страстей, исправить которые светская психотерапия не в состоянии.

7. Есть еще одна проблема, которую необходимо учитывать при обсуждении данной темы. К сожалению, искаженные нравственные представления общества накладываются на правильные христианские понятия и формируют их ложное прочтение. Приведем лишь один пример – радуга. В Библии радуга описывается исключительно положительно – как символ Завета Бога с человечеством после потопа (Быт. 9: 13). Однако в современном общественном сознании этот символ прочно оккупировали сексуальные извращенцы. Даже несмотря на то, что количество разноцветных полос в классическом изображении радуги и в изображениях этими сообществами может несколько различаться, негативная ассоциация в общественном сознании уже сформировалась. Поэтому, если какой-либо христианин возьмет в руки радужный флажок или повесит на грудь радужный значок, пусть даже в память о завете Бога с людьми, то, скорее всего, никто его даже спрашивать не будет о его мировоззрении, но сразу сочтут его представителем ЛГБТ-сообщества и пропагандистом их мировоззрения. Печально признать, но этот библейский символ почти «похищен» и наполнен антихристианским содержанием, и с этим приходится считаться.

Аналогичная проблема имеет место и с фразой «любовь к себе». Теоретически возможно начать общественную работу по наполнению этой фразы правильным христианским содержанием, уравняв ее смысл с фразой «отвергнуть себя и взять крест свой», как это делал свт. Игнатий (Брянчанинов). Однако, если какой-либо проповедник сейчас выступит с таким учением о «любви к себе», то общество услышит, скорее всего, не его аргументацию и интерпретацию, а воспримет лишь общий настрой оправдания фразы «любовь к себе», и наполнение этого понятия содержанием все равно будет происходить в общественном сознании из популярных книг психологов, отчасти упомянутых в начале нашей работы, растущих в геометрической прогрессии, из которых следует, что любовь к себе – это стремление к личному комфорту, это антисамоотвержение, антихристианство.

В этой ситуации, возможно, правильнее будет не пытаться очистить общественное сознание, которое почти не прислушивается к голосу Церкви, от ложных прочтений, но вернуться к святоотеческой традиции интерпретации самолюбия и любви к себе как нравственно негативных понятий, как корневой страсти, противодействие которой может стать началом духовного возрождения. По мере духовного взросления можно будет христианину донести тонкости в понимании данной темы, но на первом этапе важно освободиться от сладкого, липкого, лживого, убийственного тумана самолюбия, и здесь без евангельского самоотвержения обойтись невозможно.

Игнорирование и даже дискредитация евангельского учения о самоотвержении становится тревожной тенденцией, проникающей даже в церковную среду

Таким образом, проповедь о любви к себе в современном психологическом дискурсе имеет мало общего с христианским учением, а игнорирование и даже дискредитация евангельского учения о самоотвержении становится тревожной тенденцией, проникающей даже в церковную среду. Однако спрятать эту трудную сторону христианского учения или спрятаться от нее не удастся. Она была, есть и будет важнейшим условием подлинной духовной жизни. Даже если замалчивать крестоношение, оно проявляется в жизни верующих людей постоянно, и лучше быть готовым к нему изначально, чем познавать его через глубокую личную трагедию, как это имело место в жизни Ф. М. Достоевского, который, пройдя путь каторги и личных утрат, написал слова, которые удивительно созвучны святоотеческому учению:

«Возлюбить человека, как самого себя, по заповеди Христовой, – невозможно. Закон личности на земле связывает. Я препятствует. Один Христос мог, но Христос был вековечный от века идеал, к которому стремится и по закону природы должен стремиться человек. Между тем после появления Христа, как идеала человека во плоти, стало ясно как день, что высочайшее, последнее развитие личности именно и должно дойти до того (в самом конце развития, в самом пункте достижения цели), чтоб человек нашел, сознал и всей силой своей природы убедился, что высочайшее употребление, которое может сделать человек из своей личности, из полноты развития своего я, – это как бы уничтожить это я, отдать его целиком всем и каждому безраздельно и беззаветно. И это величайшее счастие»[1].

Через самоотвержение рождается во Христе новый человек. Этот парадокс – отдавая себя, себя обретаешь, – удивительная, чудесная сторона подлинного христианства, где таинственно присутствует и смерть, и воскресение Христово. Новые попытки подменить этот путь культом любви к себе, несомненно, разрушатся, но насколько быстро – это уже зависит от личного выбора и действий каждого человека.

Источники

  • [CCSL 104: 650-651] – Caesarii Arelatensis. Sermones / Corpus Christianorum, Series Latina. Turnhout : Brepols, 1953. P. 650–651. Русск. пер.: Библейские комментарии отцов Церкви и других авторов I–VIII веков. Новый Завет II. Евангелие от Марка / гл. ред. сер. Томас К. Оден; Ред. рус. изд. К. К. Гаврилкин, С. С. Козин. Тверь : Герменевтика, 2001. С. 131.
  • [PG 40, 1014 C] – Antonius Magnus Abbas. Epistolae XX, nunc primum ex Arabico Latini. Epistola VI // Patrologia Græca Cursus Completus v. 40, col. 1014 C. Русск. пер.: Антоний Великий, прп. Письма к монахам. Письмо 6 // Поучения / сост. Е. А. Смирнова. Москва : Изд-во Сретенского монастыря, 2008. С. 198.
  • [PG 62, 637] – Joannes Chrysostomus. In epistulam ii ad Timotheum. VII. 1 // Patrologia Græca Cursus Completus, v. 62, col. 637. Русск. пер.: Иоанн Златоуст, свт. Толкование на Второе послание к Тимофею. VII. 1 // Творения святаго Иоанна Златоустаго. Т. 11. Кн. 2. Санкт-Петербург, 1905. С. 804.
  • [PG 90, 260 D] – Maximi Confessoris. Quaestiones ad Thalassium // Patrologia Græca Cursus Completus v. 90, col. 260 D. Русск. пер.: Максим Исповедник, прп. Максима монаха к Фалассию, благочестивейшему пресвитеру и игумену о различных затруднительных местах Священного Писания // Вопросоответы к Фалассию / пер., вступ. ст. и коммент. А. И. Сидорова. Москва : Мартис, 1993. Кн. II. Ч. 1. С. 26.
  • Игнатий (Брянчанинов), свт. О чтении Евангелия // Полное собрание творений святителя Игнатия (Брянчанинова). Т. 1 / сост. и общ. ред. А. Н. Стрижева. Москва : Паломникъ, 2001. 624 с.
  • Игнатий (Брянчанинов), свт. Поучение 2-е в 25-ю неделю. О любви к ближнему // Полное собрание творений святителя Игнатия (Брянчанинова). Т. 4 / сост. и общ. ред. А. Н. Стрижев. Москва : Паломникъ, 2002. 783 с.
  • Иоанн Дамаскин, прп. Источник знания. Точное изложение Православной веры / пер. и коммент. Д. Афиногенова, А. Бронзова, А. Сагарды, Н. Сагарды. Москва : Индрик, 2002. 416 с.
  • Иоанн Златоуст, свт. Беседы на Евангелие святого Апостола Иоанна Богослова. Беседа 67. Т. 8. Кн. 1 // Творения святаго Иоанна Златоустаго. Санкт-Петербург, 1902. 463 с.
  • Иоанн Кронштадтский, св. Дневник. Том 2: 1857–1858. Москва : Булат, 2005. 560 с.
  • Иоанн Лествичник, прп. Лествица. Сергиев Посад, 1908. 273 с.
  • Исаак Сирин, прп. Слово 35. О любви к миру // Слова подвижнические. Москва : Правило веры, 1993. 435 с.
  • Макарий Египетский, прп. Духовные слова и послания. Собрание типа I (Vatic. graec. 694) / предисл., пер., коммент., указ. А. Г. Дунаева. Москва : Индрик, 2002. 1056 с.
  • Максим Исповедник, прп. Главы о любви // Творения преподобного Максима Исповедника. Кн. I / пер., вступ. ст. и коммент. А. И. Сидорова. Москва : Мартис, 1993. 354 с.
  • Никодим Святогорец, прп. О хранении чувств. Москва, 2000. 60 с.
  • Николай Сербский, свт. Неделя 3-я Великого поста, Крестопоклонная. Евангелие о кресте и спасении души // Беседы на Евангелие : в 2 т. Т. 2. Москва : Ника, 2018. 479 с.
  • Серафим Саровский, прп. Духовные наставления инокам и мирянам // Угодник Божий Серафим. Спасо-Преображенский Валаамский монастырь, 1996. 464 с.
  • Фалассий Ливийский, прп. О любви, воздержании и духовной жизни к пресвитеру Павлу. Т. 3 // Добротолюбие. Москва : Паломник, 1998. 486 с.
  • Феофилакт Болгарский, архиеп. Благовестник или толкование на святое Евангелие. Евангелие от Иоанна. Москва : Скит. 1993. 563 с.
  • Джеймс У. Принципы психологии. Глава X. Сознание Я / пер. В. Г. Николаева // Личность. Культура. Общество. 2018. Т. XX. Вып. 1–2 (№ 97–98).
  • Достоевский Ф. М. Записная книжка 16 апреля 1864 года. У гроба жены // Достоевский без глянца / сост., предисл. П. Фокина. Санкт-Петербург : Амфора, 2008. С. 304–308.
  • Курочкин А. В. Страсть себялюбия и любовь к себе в философской, библейской и святоотеческой традициях VI в. до Р.Х. – VI в. Часть I // Диакрисис. 2020. № 2 (6). С. 142–158.
  • Курочкин А. В. Страсть себялюбия и любовь к себе в философской, библейской и святоотеческой традициях VI в. до Р.Х. – VI вв. Часть II // Диакрисис. 2020. № 3 (7). С. 140–161.
  • Ларше Ж.-Кл. Вариации на тему любви и милости / пер. с фр. М. С. Степановой. Москва : Изд-во Сретенского монастыря, 2024. 352 с.
  • Леонов В., прот. Психологические проекции христианского понятия о любви к себе и ближнему // Индивидуальное, национальное и глобальное в сознании современного человека: новые идеи, проблемы, научные направления / Ответств. ред.: Н. В. Борисова, М. И. Воловикова, А. Л. Журавлев. Москва : Институт психологии РАН, 2020. С. 595–615.
  • Леонов В., прот. Исторический прецедент как богословский аргумент // Сретенское слово. 2022. № 1. С. 32–49.
  • Леонов В. А., прот. Основы православной антропологии : Учебник / 3-е изд., испр. и доп.. Москва : Изд-во Сретенского монастыря, 2023. 544 с.
  • Фрейд З. Введение в психоанализ. Москва : ЭКСМО, 2023. 608 с.
  • Фромм Э. Искусство любить. Исследование природы любви / пер. Л. А. Чернышевой. Москва : Педагогика, 1990. 157 с.
  • Книга о любви к себе и автобиография Цискаридзе стали бестселлерами-2024 // URL: https://www.rbc.ru/society/01/04/2025/67eb4a539a79476320f50c8c (дата обращения: 27.06.2025).
  • Люби себя. Самый продаваемый планер в Италии // URL: https://www.chitai-gorod.ru/product/lyubi-sebya-samyy-prodavaemyy-planer-v-italii-2967836 (дата обращения: 27.06.2025).
  • Hausherr I. Philautie: de la tendresse pour soi а la charité selon saint Maxime le Confesseur. Roma: Pont. Institutum orientalium studiorum, 1952. (OCA. Vol. 137). 179 p.
  • Lampe G.W.H. A Patristic Greek Lexicon. Oxford University Press, 1961. 1568 p.
  • Thunberg L. Microcosm and Mediator: The Theological Anthropology of Maximus the Confessor. Chicago; La Salle: Open Court Publishing Company, 1995. 488 p.

[1] Достоевский 2008: 304

Смотри также
Любовь к себе на пересечении богословия и психологии. Ч. 2 Любовь к себе на пересечении богословия и психологии. Ч. 2
Прот. Вадим Леонов
Любовь к себе на пересечении богословия и психологии. Ч. 2 Любовь к себе на пересечении богословия и психологии
Часть 2
Протоиерей Вадим Леонов
О благом самолюбии говорится как о плоде, который формируется у подвижника на пути служения Богу, то есть благое самолюбие рассматривается как результат богоугодной жизни.
Любовь к себе на пересечении богословия и психологии. Ч. 1 Любовь к себе на пересечении богословия и психологии. Ч. 1
Прот. Вадим Леонов
Любовь к себе на пересечении богословия и психологии. Ч. 1 Любовь к себе на пересечении богословия и психологии
Часть 1
Протоиерей Вадим Леонов
Грехи и страсти настолько сроднились с человеческой природой, что борьба с ними переживается людьми как борьба с собой и даже самоуничтожение.
«Возьми от жизни всё»: что скрывает самая популярная ложь «Возьми от жизни всё»: что скрывает самая популярная ложь
Иером. Роман (Кропотов)
«Возьми от жизни всё»: что скрывает самая популярная ложь «Возьми от жизни всё»: что скрывает самая популярная ложь
Иеромонах Роман (Кропотов)
Земная жизнь – не черновик, а выпускной экзамен, в котором каждая ошибка имеет огромный вес и грозит вечными последствиями.
Комментарии
Татьяна18 октября 2025, 22:14
Уважаемый отец Вадим, благодарим за актуальную и своевременную статью, за такой глубокий святоотеческий анализ данной темы. Статья заставляет нас задуматься! Отдельное спасибо каналу Православие. Ру за то, что публикуете такие работы!
Армен17 октября 2025, 22:11
Благодарю дорогой Вадим ! Очень актуальная тема, хорошо что она была затронуту на нашем любимом портале, и не удивляюсь что обсуждение в комментариях достаточно активное. Действительно, мы часто слышим только то, что хотим услышать. Я давно обратил внимание, что психология сейчас стала своего рода квази религией для многих современных людей. Со всеми вытекающими последствиями, в отношении их отношения к жизни, к самим себе и окружающим. И тенденция смешивать психологию и духовную жизнь, как я убежден, ничем хорошим не заканчивается. Мне импонирует, что отец Вадим старается говорить не от себя, а приводит источники, слова Свящ Писания и Св. Отцов. От себя хочу заметить, что много горьк
Вероника Константиновна16 октября 2025, 08:14
Спасибо за статью. Тема актуальная. Взвешенно и спокойно статья помогает разобраться: что не так в очень востребованной современой тенденции "любви к себе".
Василий15 октября 2025, 09:51
Отец Вадим, спасибо Вам за то, что пишете на эту тему! Верующие люди, которые увлеклись психологией, ссылаются часто именно на цитату святителя Игнатия. Раньше я думал, что это широко распространенная святоотеческая мысль, и уж совсем в голову не приходило, что это может быть частное богословское мнение.
Галина И.15 октября 2025, 00:42
Мне кажется, наше себялюбие в том, что мы сфокусированы на своей личности, Бога представляем по своему воображению, а в отношении ближнего считаем, что он должен быть по нашему образу и подобию. Божья заповедь о любви не вмещается в наше падшее естество, а избавиться от страстей и всей жизни не хватит. Только жизнь во Христе Иисусе и в Его Церкви дает нам реальное познание, что в ближнем- Христос, во Христе - Бог, и что "любовь Божия излилась в сердца наши Духом Святым, данным нам". Только так мы способны приобрести в ближних братьев и сестер, войти в стадию богоусыновления и богоуподобления.А вершиной этой любви к ближним во всей силе и славе будет Царство Божие после II пришествия Христа.
Александр14 октября 2025, 08:31
Иулиания, есть замечательная русская пословица: "Человек не для себя родится".
Дмитрий Д.13 октября 2025, 17:34
Спасибо за актуальную статью и подробнейший разбор темы. Для Иулиании 13.10.2025. Конечно же "Отдавая себя не всегда приобретение", если это отдавание идет без предварительной благодатной связи со Христом. В этом случае человек быстро "заканчивается" и выгорает. Но в статье, как я понял, говорится о другом: сначала отвержение себя (своих страстей), а потом уже появляется настоящая любовь к Богу и к ближним. Без первого не бывает второго. Без первого шага попытка совершить второй - причина выгораний "среди врачей, учителей и т.д.".
Ольга13 октября 2025, 14:44
Спасибо, отец Вадим! Я Вас поняла. Пока Церковь отделена от государства, будут разными и радуги, и самолюбие... Одно замечание. Раз уж самолюбие, несмотря на четыре (или пять?) примеров в святоотеческой литературе, имеет исключительно отрицательное значение, в предложении "В свете евангельского учения популярные концепции любви к себе являются не чем иным, как безудержным вскармливанием греховного самолюбия" я бы убрала слово "греховного", чтобы не звучало как "масло масляное" и не оставалось сомнений, что самолюбие во всех его проявлениях - категорически грех.В противном случае все-таки думается,что не всегда.)
Иулиания13 октября 2025, 09:03
Отдавая себя не всегда приобретение. Сколько профессионального выгорания среди врачей, учителей и т.д. Там не приобретение, а потеря себя и всего.
Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все комментарии будут прочитаны редакцией портала Православие.Ru.
Войдите через FaceBook ВКонтакте Яндекс Mail.Ru или введите свои данные:
Ваше имя:
Ваш email:
Введите число, напечатанное на картинке

Осталось символов: 700

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • Православный календарь на каждый день.
  • Новые книги издательства «Вольный странник».
  • Анонсы предстоящих мероприятий.