Прощай, коммунизм

Исповедь одного адепта

Большевик. Художник: Борис Кустодиев Большевик. Художник: Борис Кустодиев

Рискну написать хотя бы несколько строк о том, как трудно избавляться от идеологического дурмана, лжи, прячущейся за истину, более того, смешивающейся с ней. Нет ничего удивительного, когда коммунистом, социалистом или анархистом становится атеист, возмущенный несправедливостью мира, но когда «левым» становится христианин – это свидетельство колоссальной духовной слепоты, мрака, принимаемого за свет. Я родился и воспитывался в «левой» семье, травмированной негодяйством ельцинской эпохи, мнение о ней так и не изменил до сих пор: это тоже было время чудовищных идейных подмен, разобраться в которых мог только трезвый ум, долгие годы просвещенный Христовой верой, которой я не обладал. Возмущение развалом страны и экономическим беспределом предопределило мой тогдашний идеологический выбор.

Возмущение развалом страны и экономическим беспределом предопределило мой тогдашний идеологический выбор

По этой причине единственной альтернативой рыночному бардаку казался тогда лишь социализм, притом советского типа, ностальгия по СССР, прежде всего, «застою», потом переродившаяся в апологию сталинской эпохи. До воцерковления я полностью находился под влиянием этих призраков, верил в них, спорил с учителями в школе, хотя даже тогда в обеление Сталина мне было трудно поверить. Воцерковление поставило передо мной ряд насущных духовных вопросов, требующих немедленного разрешения, прежде всего, практических: как бороться со страстями, как жить в духовно чуждом окружении, никого не осуждая. По этой причине проблема идеологической ориентации отошла на дальний план.

В подростковом возрасте я увлекся западной контркультурой (битники, хиппи, май 1968-го), много читал, покупал книги об этом, смотрел фильмы, не исчез этот интерес и с воцерковлением: просто теперь мне стало казаться, что это чисто научный интерес, хотя сочувствие к неформалам было столь сильное, что я сам себя обманывал. Тогда мне представлялось, что контркультура была протестом против жестких иерархий, ригидных институций (причем как в СССР, так и на Западе). Романтический флер вокруг СССР начал потихоньку рассеиваться, зато он охватил западные 1960-е.

Ситуация изменилась с женитьбой – сложности жены на бюджетной работе быстро сделали ее «левой», но именно в традиционном, не контркультурном смысле. Именно моя жена окончательно открыла мне глаза на то, что контркультура обновила и обогатила современный капитализм, сделавшись его тайным двигателем, именно контркультура – в ответственности за развратную атмосферу последних десятков лет в мире, за репрессивную толерантность, разрушение семьи и прочие беды.

Именно тогда, чтобы выкрутиться из неразрешимого идеологического противоречия, я сделал ставку на доктрину «христианского социализма» Георгия Федотова, с которой был плохо знаком, но постоянно на нее ссылался в беседах для оправдания идейного сумбура в своей голове. Окончательное пробуждение от идеологической лжи коммунизма началось, когда купил сборник работ современных философов и богословов «Православный сталинизм», при чтении которого наконец-то я увидел зрячими глазами противоречие внутри самого себя.

Мои попытки связать христианство и «левизну», прежде всего, опираясь на работы Э. Мунье, левокатоликов, протестантских проповедников «социального Евангелия» в США, «теологии освобождения» в Латинской Америке и многие другие, как оказалось, были предприняты еще «Изборским клубом» для реабилитации Сталина и его эпохи, но другими методами. Если я опирался во многом на опыт западного христианства, подспудно понимая, что с Православием связать «левизну» не получится, то «Изборский клуб» пытался найти опору для своих странных построений именно в Православии. Именно их теории в первую очередь разбивали в пух и прах авторы сборника «Православный сталинизм».

Следующим шагом в декоммунизации моего сознания стало чтение «Черной книги коммунизма» (пусть фрагментарное, но запоминающееся), просмотр записи спектакля Галины Волчек «Крутой маршрут» по одноименной книге Евгении Гинзбург, а также чтение «Архипелага ГУЛАГ» Солженицына, «Детей Арбата» Рыбакова, «Белых одежд» Дудинцева и «Факультета ненужных вещей» Домбровского. Все это так резко нахлынуло на меня, вкупе с размышлениями о судьбах некоторых новомучеников и исповедников Российских, биографии которых читал или слышал (а иногда и запомнил надолго, как например, житие преподобномученицы Великой княгини Елизаветы), что я уже не мог от этого отделаться и справиться с бурным потоком часто еще неупорядоченных, не ставших стройными размышлений о том, что такое «левая» идея и куда она ведет.

Знаменательно, что «Архипелаг ГУЛАГ» был закончен автором в мае 1968 года, когда контркультура и тысячи студентов, хиппи и прочих неформалов сотрясали буржуазный мир: Богу было угодно, чтобы книга, сильнее всего ударившая по мировому коммунистическому движению, была закончена именно тогда. И лично для меня, и для таких, как я, изучавших долгие годы контркультуру, это очень важно. Ценность человеческой свободы, этого дара Бога человеку, который, наряду с творчеством, является признаком Богоподобия каждой личности, вместе с правом человека на жизнь (а как смеялись и издевались над эти правом человека «левые», притом не только популисты, но и философы, скажем, Ален Бадью в своей «Этике»), – именно эти две ценности в мире невероятно оболганы и поруганы.

Сколько говорили в 1990-е: «Вот ваша свобода, смотрите, к чему она привела!» И это так: цена свободы в том и состоит, что человек волен выбрать зло попрания свободы в той же мере, что и зло произвола вседозволенности, и никто не может ему помешать. Даже Бог, Который не спасает человека без его свободной воли. И разве право человека жить, а не умирать, и его воля выбирать добро или зло не есть самое ценное в мире? Демоны, которые невидимо действуют на земле, противодействуя Божественной силе Святого Духа, всегда извращают то, что по своей природе добро. Так они поступили и со свободой, пав сами и предложив (не толкнув, не заставив!) сделать это Адаму и Еве в раю.

Демоны, которые невидимо действуют на земле, всегда извращают то, что по своей природе добро. Так они поступили и со свободой

И те согласились. И Бог не стал мешать их свободе, Он выбрал более долгий путь спасения оступившегося человечества: через Свое Воплощение, Самопожертвование на Кресте и Славное Воскресение.

Так если даже Бог не нарушает нашей свободы, имеем ли мы право делать это, и тем более лишать жизни за несогласие с нами и нашими доктринами?! Коммунизм идет этим путем, будучи абсолютно уверен в своей правоте, идет к планомерному уничтожению человечества, и главное – к порабощению его. Потому так страшны, так сильны и не уходят из мира (куда они уйдут, ведь они вечны) демоны этой человеконенавистнической доктрины. Капитализм – тоже демоническая система, но она действует более хитро – пытается направить человеческую свободу в нужное ей русло, в русло потворства человеческим страстям (алчности, блуду и другим). Коммунизм же паразитирует, прежде всего, на зависти.

Левая идеология, видимо, не скоро исчезнет из моей жизни, ведь прозрение только началось. И главное – не ослепнуть вновь, не поддаться тонкой дьявольской лжи, обольстившей миллионы, сначала теоретически – через труды Маркса, Энгельса, Ленина, а потом и практически, ибо она, эта ложь, совершенно бессовестно (что и выдает ее сатанинский характер) умеет выдавать реальную кровь за достижения, прятать, врать и подтасовывать при любой попытке противления себе.

Закончить я бы хотел двумя фразами из Священного Писания о том, что не надо бояться лжи, ведь невозможно скрыть правду о том же Бутовском полигоне, ибо

«Все же обнаруживаемое делается явным от света, ибо все, делающееся явным, свет есть» (Еф. 5:13).

И вторая важная цитата:

«К свободе призваны вы, братия, только бы свобода ваша не была поводом к угождению плоти, но любовью служите друг другу. Ибо весь закон в одном слове заключается: люби ближнего твоего, как самого себя» (Гал. 5:13).

Александр Попов

16 октября 2025 г.

Смотри также
«Умираю счастливой, потому что успела креститься» «Умираю счастливой, потому что успела креститься»
Александра Грипас
«Умираю счастливой, потому что успела креститься» «Умираю счастливой, потому что успела креститься»
Новое чудо Богородицы
Александра Грипас
Эта история – о том, как на пороге смерти принципиально не верующая жена по молитвам мужа перед Владимирской иконой Богородицы стала православной.
Что мы строим? Что мы строим?
Священник Димитрий Шишкин
Что мы строим? Что мы строим?
О русском чутье и европейской цивилизации
Священник Димитрий Шишкин
Старец Паисий говорил: «Когда материальные блага не распределяются по-евангельски, их распределяют при помощи ножа». Несоответствие уклада «христианского» государства и действительного христианства – вот истоки русского бунта.
Не слишком известный Маркс: 13 интересных фактов Не слишком известный Маркс: 13 интересных фактов
Юрий Пущаев
Не слишком известный Маркс: 13 интересных фактов Не слишком известный Маркс: 13 интересных фактов
Юрий Пущаев
В советское время из Карла Маркса создали культовую фигуру: его образ сильно подретушировали, а кое-какие факты биографии замалчивали.

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • Православный календарь на каждый день.
  • Новые книги издательства «Вольный странник».
  • Анонсы предстоящих мероприятий.