Не слишком известный Маркс: 13 интересных фактов

Карл Маркс Карл Маркс
5 мая исполняется 200 лет со дня рождения Карла Маркса – философа и революционера, самого известного критика капитализма. При коммунистическом правлении от имени Маркса Россия прожила более 70 лет в XX веке. В советское время из Маркса создали культовую фигуру вождя: его образ сильно подретушировали, а кое-какие факты замалчивали или старались особо не афишировать. Мы решили рассказать нашим читателям не слишком известные факты о Карле Марксе.

1. Карл Маркс происходил из древней еврейской священнической семьи немецкого города Трир. Все его предки-мужчины как со стороны отца, Генриха Маркса, так и со стороны матери, Генриетты Маркс, вплоть до XVI века были раввинами. Предки по отцу носили фамилию Мордухай, и лишь дедушка будущего вождя мирового пролетариата изменил ее на Маркс.

2. Отец Карла Маркса был юристом. По убеждениям он был типичным сыном века Просвещения, поклонником французских философов-просветителей. Генрих Маркс первый в семье порвал с синагогой, но крестился и перешел из иудейства в лютеранство, только чтобы не лишиться адвокатского звания и чтобы его карьере не чинили препятствий. Ведь вскоре после победы над Наполеоном – в 1815 году – Трир и всю Рейнскую область отобрали у прогрессивной Франции, и эти земли вновь отошли полуфеодальной Пруссии. Прусский король издал указ, чтобы в бывших французских областях всех евреев отстранили от государственных должностей. Генриху Марксу поэтому и пришлось пойти на такой экстраординарный шаг как перемена вероисповедания.

Вслед за ним в 1824 году крестились и его дети, в том числе и шестилетний Карл (он был третьим ребенком в семье, а всего их было девять). А мать Карла приняла христианство еще позже, после смерти своих родителей, которые, как семья раввинов, были против такого шага.

3. Несмотря на свое происхождение, Карл Маркс крайне критически относился к евреям и иудаизму. За это его даже нередко считают антисемитом. В работе «К еврейскому вопросу» Маркс, например, писал:

«Какова мирская основа еврейства? Практическая потребность, своекорыстие. Каков мирской культ еврея? Торгашество. Кто его мирской бог? Деньги».

4. Впрочем, радикальным атеистом и борцом с религией Карл Маркс стал не сразу. В 1835 году при окончании гимназии, когда будущему основателю «научного коммунизма» и «научного атеизма» было 17 лет, он пишет выпускное сочинение на тему «Единение верующих с Христом. По Евангелию от Иоанна». И там, например, есть такие строки:

«Единение с Христом состоит в самом тесном и живом общении с Ним, в том, что мы всегда имеем Его перед глазами и в сердце своем и, проникнутые величайшей любовью к Нему, обращаем в то же самое время сердце наше к нашим братьям, которых Он теснее связал с нами, за которых Он также принес Себя в жертву… Таким образом, единение с Христом дает радость, которую эпикуреец напрасно стал бы искать в своей поверхностной философии».

В юности Маркс увлекался поэтическим сочинительством и какое-то время даже хотел стать поэтом

5. В юности Маркс увлекался поэтическим сочинительством и какое-то время даже хотел стать поэтом. Он написал множество стихов и собрал их в три книжки, которые назвал «Книга любви 1», «Книга любви 2» и «Книга песен». Однако ни одну из них не приняли к печати, потому что стихи были очень слабыми. Некоторые из них, написанные, кстати, вскоре после его гимназического сочинения о Евангелии от Иоанна, носили откровенно мрачный, инфернальный характер. В них упоминались диавол и ад. Вот, например, стихотворение «Скрипач», опубликованное в 40-м томе советского Полного собрания сочинений К. Маркса и Ф. Энгельса:

Скрипка яростно хохочет,
Кудри падают на очи,
Сабля на боку висит,
В складках черный плащ лежит.

«Что поешь на скрипке дикой,
Вкруг глядя с тоской великой?
Кровь в тебе, огня ль поток?
Стой! Не выдержит смычок».

«Что пою? Спроси, что к скалам
Волны мчатся, вал за валом!
Чтобы разорвалась грудь,
Чтобы душу в ад метнуть».

«Не кощунствуй! Кто поет,
Светлым богом избран тот.
Возносись на крыльях песни
К хору звезд, к лазурной бездне».

«Ты о чем? О песнях рая?
Саблей зарублю тебя я.
Бог не знает песен – нет.
Песни – это адский бред,
Что ведет к безумью души.
Мне напел их дьявол в уши,
Дьявол такт мне отбивает,
Он – смычок мой направляет.
Сердце, струны и смычок!
Разорваться – вот ваш рок».

6. Впрочем, Маркс писал стихи и о любви, которые посвящал своей будущей жене Женни, урожденной баронессе фон Вестфален. Та до конца своих дней находила их замечательными.

Жена Маркса была старше его на 4 года и слыла первой красавицей в городе, царицей балов Трира. «Женни фон Вестфален, – писала ее дочь Элеонора Маркс, – выделялась из тысяч своей необычайной красотой – красотой, которой Маркс всегда восхищался и гордился и которая приводила в восторг таких людей, как Гейне, Гервег и Лассаль, – своим умом и остроумием, столь же блестящим, как и ее красота».

За нее сватались многие блестящие молодые люди, но она выбрала Маркса, хотя была, в отличие от своего мужа, из высшего общества. Ее отец был крупным прусским чиновником, а сводный брат Фердинанд фон Вестфален – министром внутренних дел Пруссии в 1850–1858 годах. Их брак и любовь стали излюбленным сюжетом в советской литературе о жизни Маркса. Они прожили вместе почти 40 лет и родили семь детей, четверо из которых умерли во младенчестве.

Однако судьба выживших детей – трех дочерей: Женни, Лауры и Элеоноры – тоже оказалась трагической, особенно последних двух. Все они стали видными деятельницами социалистического движения, но Женни умерла от рака в 39 лет. А Лаура и Элеонора покончили жизнь самоубийством. Элеонора – из-за постоянных измен мужа и ссор с ним, а Лаура совершила самоубийство в старости вместе со своим мужем – видным французским социалистом Полем Лафаргом. Когда они посчитали, что уже ничем не могут помочь своему движению и рабочему делу из-за старческого бессилия, то приняли цианистый калий, написав прощальную записку товарищам по политической борьбе.

7. Коммунистами и материалистами Маркс и Энгельс стали не сразу. Сначала они принадлежали к левым младогегельянцам – последователям философии Гегеля, которые сделали из учения немецкого философа радикальные политические и антирелигиозные выводы. Тем не менее довольно долго, даже уже являясь атеистами и революционными демократами, они оставались идеалистами.

8. Маркс был радикальный противник религии, противопоставлял ее философии как воплощению разума. В своей докторской диссертации «Различие между натурфилософией Демокрита и натурфилософией Эпикура» 23-летний Маркс пылко говорит во «Введении»:

«Философия, пока в ее покоряющем весь мир, абсолютно свободном сердце бьется хоть одна еще капля крови, всегда будет заявлять – вместе с Эпикуром – своим противникам: “Нечестив не тот, кто отвергает богов толпы, а тот, кто присоединяется к мнению толпы о богах”. Философия этого не скрывает. Признание Прометея: “По правде, всех богов я ненавижу” – есть ее собственное признание, ее собственное изречение, направленное против всех небесных и земных богов, которые не признают человеческое самосознание высшим божеством. Рядом с ним не должно быть никакого божества… Прометей – самый благородный святой и мученик в философском календаре».

Тем не менее знаменитое выражение Маркса: «Религия есть опиум для народа» – признает за религией роль утешительницы и обезболивающего средства, правда наркотического свойства. Вот полный контекст этой знаменитой атеистической фразы, где Маркс пишет о религии как о «сердце бессердечного мира»:

«Религиозное убожество есть в одно и то же время выражение действительного убожества и протест против этого действительного убожества. Религия – это вздох угнетенной твари, сердце бессердечного мира, подобно тому как она – дух бездушных порядков. Религия есть опиум для народа». («К критике гегелевской философии права. Введение»).

Однако в целом крайне негативное отношение Маркса и к религии в целом, и к христианству в особенности как опоре и следствию несправедливых земных порядков («саморазорванной земной основы», как писал он) осталось ему свойственно до конца его дней. Понятие «христианское государство» было для него не только описанием исторической реальности, но и ругательством.

Маркс ненавидел Россию как «virtuoso в искусстве рабства… раба, ставшего господином»

9. В советское время старательно скрывали, что по отношению к России и ее истории Маркс был настоящим русофобом. Он ненавидел Россию как «отсталую страну» и «жандарма Европы», «оплот европейской реакции», подозревал ее в желании завоевать весь мир. Вот что он, например, писал в работе «Разоблачения дипломатической истории XVIII века» (из-за ее откровенно русофобских пассажей она была полностью опубликована в СССР лишь в конце 1980-х годов, на волне перестройки):

«Московия была воспитана и выросла в ужасной и гнусной школе монгольского рабства. Она усилилась только благодаря тому, что стала virtuoso (виртуозной. – итал.) в искусстве рабства. Даже после своего освобождения Московия продолжала играть свою традиционную роль раба, ставшего господином. Впоследствии Петр Великий сочетал политическое искусство монгольского раба с гордыми стремлениями монгольского властелина, которому Чингисхан завещал осуществить свой план завоевания мира».

10. Тем не менее на Россию Маркс к концу своей жизни стал парадоксальным образом возлагать особые «надежды». Например, в предисловии к русскому изданию «Манифеста» Маркс и Энгельс в 1882 году (за год до смерти Маркса) пишут:

«Теперь он [царь] – содержащийся в Гатчине военнопленный революции, и Россия представляет собой передовой отряд революционного движения в Европе».

В “Капитале”, – пишет Маркс Вере Засулич, – я анализировал лишь процессы, происходящие в странах Западной Европы. Для России содержащиеся там выводы не подходят

Когда знаменитая русская революционерка и террористка Вера Засулич (та самая, что стреляла в генерала Трепова, но была оправдана судом присяжных) написала Марксу письмо с вопросом, повторит ли Россия в точности развитие Западной Европы или у нее может быть свой путь к революции, Маркс в своем ответе ей высказался за второй вариант. Своеобразие России и ее особую близость к антибуржуазной революции он видел в русской крестьянской общине. Если она устоит и не будет разрушена специальной политикой правительства, пишет Маркс, то сможет послужить «точкой опоры социального возрождения России» и «исходным пунктом коммунистического развития». «В “Капитале”, – пишет он Вере Засулич, – я анализировал лишь процессы, происходящие в странах Западной Европы. Для России содержащиеся там выводы не подходят».

11. Последний пример показывает, что Маркс обладал умом, способным освободиться от некоторых своих же схем, и что он не был совершенным догматиком. Неслучайно однажды он сказал своему зятю Полю Лафаргу, указывая на своих не в меру ретивых последователей: «Если они марксисты, то я не марксист». В советское время эту фразу опять-таки замалчивали, потому что она могла бросить нежелательный свет уже на советских последователей Маркса. Впрочем, в своих главных чертах Ленин и Сталин были вполне правоверными марксистами, творчески приспособившими учение Маркса к новым историческим реалиям – в полном согласии с классиками марксизма, сказавшими: «Марксизм не догма, а руководство к действию».

12. По поводу научности главного сочинения Маркса – «Капитала» – и марксизма в целом до сих пор идут споры. Нельзя не признать, что Маркс был блестящим и глубоким знатоком экономики и политэкономии той эпохи. Но большинство предсказаний Маркса не сбылось: ни скорое окончательное обнищание рабочих и неминуемая пролетарская революция во всемирном масштабе, ни неизбежное наступление коммунизма. Он явно преуменьшил живучесть капитализма. В то же время он предсказал наступление глобализации как неизбежного следствия капитализма и грядущей роли науки как «непосредственной общественной силы» в производстве.

В целом «Капитал» как сочинение производит впечатление очень сложной, даже грандиозной теоретической постройки, которая… все равно остается гипотезой. Маркс абсолютно все экономические явления хочет вывести из анализа первичной клеточки товарного хозяйства – товара. Якобы товар путем развития внутренне присущих ему противоречий порождает деньги, деньги – капитал, и так далее строится вся остальная картина современной Марксу экономической действительности.

Стоимость товара в «Капитале» определяется общественно необходимым для его производства временем – в этом суть трудовой теории стоимости, которую Маркс позаимствовал из английской политэкономии, сильно ее переработав. Однако эта теория отнюдь не стала общепринятой в политэкономии, и с ней оправданно спорят многие экономисты.

13. В 2013 году в России по-прежнему 1343 улиц, площадей и переулков носили имя Карла Маркса.

Подготовил Юрий Пущаев

5 мая 2018 г.

Православие.Ru рассчитывает на Вашу помощь!
Смотри также
Эпикуреец Маркс. 125 лет назад умер основатель теории научного коммунизма Эпикуреец Маркс. 125 лет назад умер основатель теории научного коммунизма
До сих пор у нас он ассоциируется с каноничным образом бородатого, серьезного ученого-трудоголика, примерного семьянина. Между тем, основателю теории научного коммунизма ничто человеческое было не чуждо: он спускал одно состояние за другим, увлекался служанками и жил за счет друзей и родственников. А под конец жизни Маркс и вовсе сбрил бороду.
Коммунистическое «христианство» Коммунистическое «христианство»
Михаил Дунаев
Коммунистическое «христианство» Коммунистическое «христианство»
Михаил Дунаев
Внешняя похожесть тоталитарного коммунистического учения на религию привела в период его отмирания к парадоксальному последствию: начавшее вновь утверждаться в умах людей Православие некоторыми либеральными праздномыслами было приравнено к новому тоталитаризму. Знак равенства между христианством и коммунистической идеологией начали ставить и противники коммунистов – имея в подоплёке цель опорочить веру.
Коммунизм и христианство Коммунизм и христианство
Виктор Аксючиц
Единство несоединимого или диалектический материализм наших дней. В последние годы, когда у людей возрождается религиозное чувство и многие атеисты приходят к вере, нередко приходится слышать, что у христианства и коммунизма одни и те же идеалы. Вместе с тем, все заповеди христианства и догмы коммунизма абсолютно антагонистичны: "Не укради" - "Экспроприация экспроприаторов"; "Не убий" - "Бей буржуев"; "Молитесь за врагов своих" - "Если враг не сдается - его уничтожают"; - и так при всех сравнениях.
Комментарии
Наталия Z21 мая 2018, 14:16
Думаю: чем этот Маркс заслужил столько комментариев? А вон оно что, оказывается...
Я в одной лодке с Петром, Иулианией и Иоанной.
С теми христианами, которые считают, что полет в космос и прочие советские достижения стоят миллионов невинных жизней мне не по пути!
Хотела взять слово христиане в кавычки в данной ситуации, но это будет неправильно - они ведь ходят в храм, причащаются...
Эта ситуация напомнила мне сбор подписей против абортов, когда христианки в возрасте возле храма, только что после причастия, пытались мне доказать, что аборты необходимы, что "нельзя плодить нищету", детей нужно "планировать", а в аборте просто покаяться и всего делов!
В общем, православие - оно у каждого своё
Дмитрий21 мая 2018, 00:15
Но следует быть очень, очень осторожными, чтобы не пойти по ложному пути.
Вот мюзикл "Отверженные" (2012 год). Концовка там красивая: красные флаги, революционеры, попавшие в рай. Но правда ли показана в фильме?
С другой стороны, православная община, организованная апостолами, с общностью имущества и пр. Это тоже социализм (или что-то близкое к нему), на мой субъективный взгляд. Но угодный Богу.
Нужно суметь отличить правду от лжи.
И ни в коем случае не дать позволить снова истреблять русский народ под благими лозунгами. Русский народ нужно любить.
Но и не создать буржуинскую бутафорию с красным фасадом.
Все сложно, как видите.





Дмитрий21 мая 2018, 00:05
Здравствуйте. Я здесь очень много в прошлом году, да и в этом тоже, наверное, не помню уже. участвовал в подобных дискуссиях. Может, кто-то помнит мои посты. Пока продолжать это делать желания нет.
Хочу отметить лишь, что социализм - это не только марксизм. Возможно, полезно даже будет вырвать социализм из рук марксистов. Ведь в известном Манифесте Маркс прямо критикует христианский социализм. Но христиане имеют больше прав на социализм, чем марксисты (первую общину неоднократно упоминали как пример).
Хочется уже чего-то русского, православного.
И да, это может быть монархия.

Вадим К.14 мая 2018, 12:37
Петр, думаю, что те православные, которых Вы укоряете не столько поддерживают теории Маркса и его последователей, сколько не приемлют ни очернения всей истории своего бывшего отечества СССР, ни того духа наживы, который господствует теперь у нас в России и поразил практически все общество. Русскому народу он всегда был чужд, отсюда и реакция. Что касается самой истории, то не следует и то забывать, сколько русской же крови пролили борцы с коммунизмом в России в 1941-44 гг., и льют опять на Украине.
Петр14 мая 2018, 10:14
Мда... православные христиане оправдывающие атеистический марксизм, это что-то... Не смущает что это "учение" принесло в мир столько крови и массовых человекоубийств? Ну ладно, результат деятельности марксистов в виде горы черепов в далёкой Кампучии, это не у нас, это далеко... Но ведь в НАШЕЙ стране под "знаменем марксизма-ленинизма" уничтожено столько людей, что волосы дыбом встают!
Я уж не говорю про оголтелую борьбу с религией (в первую очередь с православием), сжигаемые на кострах иконы, осквернение мощей, взорванные храмы... Люди, опомнитесь! Такова ненависть к капитализму? Хоть с сатанистами, лишь бы против капитализма?
Дмитрий7712 мая 2018, 18:30
Как бы то ни было, капитализм - это служение общества маммоне, а как известно "Не можете служить Богу и маммоне" (Мф 6:24; Лк 16:13). Маркс и наш социалистический период парадоксальным образом спасли наше общество от погружения в систему капиталистических ценностей. Не было у нас настоящего капитализма и уже, похоже, не будет. И во времена Империи и в советские - догоняли весь мир, и, одновременно, убегали от капитализма.
Про "научность марксизма" - насколько понимаю, главным образом претензии к марксизму - привнесение морали и ценностей в науку. А этого, кнчн, не должно быть, это сфера религии, этики, но не чистой науки.
Наталия11 мая 2018, 01:30
Вот здесь комментаторы пытаются весь советский период представить в черных красках, упоминая Новомучеников. Однако, есть множество свидетельств, что сами Новомученики антисоветских настроений не поддерживали, хотя обвинять их в этом пытались очень сильно. Но они признавать эти обвинения категорически отказывались. Новомученики не отвергали новый уклад жизни, антисоветской пропагандой не занимались, не называли государственную собственность на средства производства богопротивным явлением. Несмотря на разрушение и закрытие храмов, в оставшихся продолжалась молитва «.. о богохранимой стране нашей, властех и воинстве ея…» .
Вадим К. Иулиании10 мая 2018, 11:54
Читаю Евангелие уже много лет, стараюсь делать это ежедневно, как и жить по нему. Хорошо ли плохо, пусть Бог судит, а не человек. И Вам из него должно быть хорошо известно, как опасно думать о себе, что многое достиг: хожу в храм два раза в неделю, пощусь, читаю Евангелие и знаю его наизусть, и вот уже могу судить других людей и даже историю целой страны, не в пример прочим, ничего не знающим. А другие может быть всего этого и не знают, но приятны Богу больше, чем я с Вами, т.н. верующие. Людская история это та самая тайна за 7-ю печатями, и дерзко пытаться ее рубить вот так сплеча. Сначала надо жизнь прожить, да потяжелее, да и то не забывать, что ты только человек и опыт твой ограничен.
Иулиания 9 мая 2018, 19:18
Вадиму К.: О пути сказал Христос. Про то, что широки врата, ведущие в погибель, и многие идут ими, и тесны врата, ведущие в Жизнь, и мало тех, кто способен идти этим путем. Читайте Евангелие и хоть как-то пытайтесь по нему жить. Все нам Христос уже сказал.
Иоанна_ 9 мая 2018, 14:01
Ольга: /Марксизм слишком ценен...// Чем же и кому "слишком ценен" марксизм? Без сомнения, для врага рода человеческого он весьма ценен, так как ни одна система взглядов не принесла человечеству столько горя, разрушения, столько смертей, не утянула в преисподнюю столько душ человеческих, как упомянутый здесь марксизм. И его экономическая составляющая - только ПРЕДЛОГ для этой чудовищной мясорубки. Впрочем, сам Маркс и не скрывал, как мы видим, источник своего "вдохновения".
Иоанна_ 9 мая 2018, 13:32
/Отношение к советскому прошлому с каждым годом только лучше.// Да, к сожалению, большинству не интересна правда о прошлом своей страны, равно как большинству номинально православных не интересна духовная жизнь. Прибавим сюда мощную армию бывших советских номенклатурщиков и их потомков, которые ЗАИНТЕРЕСОВАНЫ в том, чтобы правда (ВСЯ правда) о советском периоде никогда не открылась. А для нашей Церкви и верных чад её ХХ век - это прежде всего век новомучеников и исповедников российских, а не век космоса и индустриализации. Кто же земное ставит выше Небесного, кому не нужны и не интересны наши святые защитники, для кого десятки миллионов жертв не в счёт - чем вы отличаетесь от коммунистов?
Вячеслав 9 мая 2018, 10:48
Петр 8 мая 2018, 23:47
Это Вы так оправдываете периодически возникавший в СССР жутчайший голод, когда в некоторых регионах страны советов до каннибализма доходило? Извините, но это как народной поговорке про плохого танцора, которому всё время что-то мешает... К слову, упомянутый Вами голод, возникавший в прошедшие века в Российской Империи также имел вполне объективные причины (засуху и пр.)...
"Жутчайший голод" посещал Российскую Империю периодически. Смотрите статистику. Извинять ваши заблуждения не собираюсь, потому как если вы включаетесь в спор, то должны оперировать фактами, а не народными пословицами.В отличии от царской России большевики победили повторяющийся голод.
Арина 9 мая 2018, 10:04
Да, Петр, верно, что не отменяет ее победы и достижения и не даёт права втаптывать в грязь. И причины те же, что у Российской Империи, с какой стороны не глянь.
Арина 9 мая 2018, 00:20
Даниил (8 мая, 19:40, Вы не слишком точны, от Вышеславцева досталось не только Марксу, но и Рикардо за теорию трудовой стоимости и прибавочной стоимости ("ценности" по Вышеславцеву), но не "прибавочного продукта". А идею трудовой стоимости Адам Смит и Давид Рикардо, пользуясь Вашей терминологией, своровали ранее у Вильяма Петти. Кроме того, Маркс ссылается на Рикардо в своих трудах, что как-то не тянет на воровство, как не относись к Марксу.
Петр 8 мая 2018, 23:54
Арина 7 мая 2018, 19:53 "А вы уверены, что ваше представление об исторической России соответствует той самой исторической России? Чем больше о ней узнаешь, тем больше убеждаешься, все произошедшее закономерный результат". Ну так всё это и про "прекрасную Страну Советов" можно сказать - её бесславный конец это "закономерный результат". Верно?
Петр 8 мая 2018, 23:47
Вячеслав 8 мая 2018 "Про 20 годы...присовокупим к этому ещё и засуху, про 30 годы...идёт индустриализация...опять же + непогода.46-47 годы, страна разорена..." Это Вы так оправдываете периодически возникавший в СССР жутчайший голод, когда в некоторых регионах страны советов до каннибализма доходило? Извините, но это как народной поговорке про плохого танцора, которому всё время что-то мешает - то дожди, то засуха, то коварные враги народа... К слову, упомянутый Вами голод, возникавший в прошедшие века в Российской Империи также имел вполне объективные причины (засуху и пр.)...
Петр 8 мая 2018, 23:22
Алла 8 мая 2018, 14:32 "...вам не по пути с бОльшей частью населения России." Алла, а Вы кто есть, чтобы говорить от лица большей части населения России? "Отношение к советскому прошлому с каждым годом только лучше." Правильно, чем дальше во времени, чем меньше живых свидетелей, на своей шкуре испытавших все прелести казарменного социализма, тем отношение к советскому прошлому лучше...
Ольга 8 мая 2018, 22:36
Лауреат Нобел.премии по эк-ке П.Самуэльсон писал,что«марксизм слишком ценен,чтобы оставить его одним марксистам".По его мнению,наиболее существ. вклад в экономич.науку внесли А.Смит,К. Маркс и Дж. Кейнс.Что касается «кражи» Марксом «идеи» у Смита, наука не стоит на месте,а эволюционирует.Каждая последующая экон.школа возникала благодаря знаниям,накопленным ранее.А.Маршалл, к примеру,пытался «примирить» трудовую теорию стоимости классиков и Маркса с теорией предельной полезности маржиналистов.Упомянутый выше П.Самуэльсон,лидер школы неоклассич. синтеза,интегрировал наработки неоклассиков и Кейнса.И т.д.Б.П.Вышеславце был и юристом,и философом, и психоаналитиком, но вот экономистом он не был.
Даниил 8 мая 2018, 19:40
Уважаемые спорщики! Не вдаваясь подробно в дискуссию о Марксе, могу посоветовать работу нашего философа Б.П.Вышеславцева "Кризис индустриальной культуры". Я ее даже в свое время конспектировал. Камня на камне не останется от Марксовой теории прибавочного продукта. Кстати, саму идею он украл у Адама Смита и Д.Рикардо и напустил в своём труде дыма демагогии
Алла 8 мая 2018, 14:32
Иулиания, в таком случае вам не по пути с бОльшей частью населения России. Опросы вам проводить не нужно, их давно уже провели. Отношение к советскому прошлому с каждым годом только лучше. "Но личность человека, в советские годы, особенно в первую половину 20-го века, была растоптана." Только при советской власти простого человека впервые в истории России стали уважать. "тысячи калек были отправлены на окраины географии" Сказки. "Самое большое достижение" - индустриализация, Победа, космос, ядерный щит. Да, нам есть чем гордиться!
Вадим К. 8 мая 2018, 11:01
Арина, как видим и здесь, некоторые русские православные люди до сих пор живут пропагандой 90-х и удивляются своим собратьям, которые на ней не застыли, а многое переосмыслили. С убитой своими руками отечественной историей, какая бы она ни была, будущего никто иметь не будет. И если бы в 30-е не было такого же переосмысления пропаганды 20-х, СССР не было бы уже летом 1941. На пустоте только пустое и воздвигается.
Вадим К. 8 мая 2018, 10:14
Иулиания, тогда какой Вы предлагаете путь, если Вам не по пути с теми, кто не считает историю своей страны в 20-м веке сплошной черной ямой, в которую только и можно, что всегда плевать и забрасывать разным мусором? С кем Вы идете или пошли бы и кого поддерживаете?
Вячеслав 8 мая 2018, 08:12
Сергей 7 мая 2018, 12:16
(1922,1933,1946-47)Достаточно?
Достаточно. Сергей, давайте всё же не из газетно-журнальными обличений будем свои выводы черпать, а и знаний истории.Про 20 годы я рассказал, ну присовокупим к этому ещё и засуху, про 30 годы, весь мир постепенно готовится к войне, идёт индустриализация(раздавят, если не вооружимся), хозяйство надо укрупнять, мелкий крестьянин с лошадкой не накормит большие города, не даст денег на закупку станков. И опять же + непогода. 46-47 годы, страна разорена после войны, восстанавливает хозяйство, промышленность, отстраивает города, кормит большую армию... Откуда деньги на это взять????
Вячеслав 8 мая 2018, 07:57
Иулиания
"Все достижения совка - ничто. " Медицина-ничто, образование-ничто, промышленность-ничто, детские сады, отсутствие голодных смертей тоже ничто?
Перед 20 годами сначала страна отдала свои ресурсы на войну 14-года, потом на идеи революционеров свергнувших царя, потом на гражданскую войну, при этом на выдворение англичан, японцев и т.д. И вы думаете, что разрушенная стрна прям мгновенно из руин должна встать?
Иулиания 7 мая 2018, 22:27
Алле: ваша позиция касательно советского периода давно подмечена в иных комментариях. Убеждать вас в чем-то ином не буду. Мне с вами не по пути. Опросов среди 140 млн. человек не проводила, поэтому затрудняюсь сказать, за что большинство или меньшинство. Но личность человека, в советские годы, особенно в первую половину 20-го века, была растоптана. И даже после победы в ВОВ, которую мы вот-вот снова будем вспоминать, тысячи калек были отправлены на окраины географии, чтобы не мозолить глаза двигающемуся стремительно вперед советскому обществу. Самое большое достижение чекистов - это продвинутая система ГУЛАГ. Геноцид против собственного народа. Нам есть, чем гордиться, да!
Арина 7 мая 2018, 19:53
А вы уверены, что ваше представление об исторической России соответствует той самой исторической России? Чем больше о ней узнаешь, тем больше убеждаешься, все произошедшее закономерный результат, другой -только в мечтаниях.
Алла 7 мая 2018, 17:59
Сергей, в космос мы вышли благодаря усилиям и народа и власти. Только так и бывает.
Алла 7 мая 2018, 17:56
Иулиания, а с какой это стати вы будете решать, как должны оценивать советский период православные? Это не ваш ресурс, чтобы определять, кому и что здесь писать. Нормальные люди гордятся достижениями своей страны, а не говорят, что они "ничто". К счастью, большинство жителей нашей страны, в том числе православных, думают иначе.
Иоанна_ 7 мая 2018, 14:46
Вере. И что же предлагает "сердобольный" Маркс? Классовую борьбу, пролетарскую революцию и диктатуру пролетариата, то есть, перевожу с марксистского на русский, МОРЕ КРОВИ, причём в мировом масштабе.
Иоанна_ 7 мая 2018, 13:50
Нигде больше, в том числе в Германии, Маркс не был и не является столь грандиозной фигурой, какую из него "раздули" в СССР. Он только один из. Никто вообще не знал бы этого авантюриста, если бы Ленин и те, кто взял его на заметку, не увидели в теории Маркса удобный инструмент для разрушения исторической России. Забавно предложение прочесть все 3 тома виршей этого "поэта", как будто мало драгоценного времени жизни было принесено в жертву этому молоху в школе и студенчестве. Праздник жизни - молодости годы я сгубил под тяжестью труда, конспектируя труды этого и подобных ему "философов" и посещая бесконечные лекции и семинары. Причём, БЕСПОЛЕЗНОГО труда. Слава Богу, мои дети избавлены от этого!
Сергей 7 мая 2018, 12:16
Вячеславу от 07.05. 8.39
Давайте не будем забывать, что голод был и при коммунистах (1922,1933,1946-47)Достаточно?
А что касаемо "первые вышли в космос", то при чём здесь Маркс? Это произошло "благодаря" бессовестной эксплуатации большевиками-коммунистами народного долготерпения и трудолюбия, воспитанных, кстати, христианской традицией и всё это в перемешку с чудовищными репрессиями (нучные шаражки). Долг перед обществом, возведённый в ранг культа.
Сергей 7 мая 2018, 12:04
Не совсем понятно, что повлияло на переход Маркса от религиозности к откровенному сатанизму. И ещё: где-то прочитал,что К.М. был массоном 33-го градуса. Об этом ничего не сказано в статье. Но, может быть, такой задачи и не ставилось автором.
Иулиания 7 мая 2018, 11:52
Вячеслав, вы из этого самого космоса свалились? Что-нибудь о голоде, унесшего тысячи детских душ в 20-ые годы, знаете? Все достижения совка - ничто. Хотя бы потому, что построены на костях человеческих. Поэтому троллить на православном ресурсе, защищая совок, не нужно.
вера 7 мая 2018, 11:46
Отрывок К.М. Капитал стр.232-233

Дж. Лайтборн: “Мне 13 лет..Прошлую зиму мы работали до 9 часов вечера, а позапрошлую до 10 часов. Прошлой зимой я кричал почти каждый вечер от боли в ногах, на которых образовались язвы”.
Дж. Апсден: “Когда моему мальчугану было 7 лет, я ежеднев­но носил его на спине туда и обратно по снегу, и он работал обыкновенно по 16 ча­сов!.. Часто я становился на колени, чтобы накормить его, пока он стоял у му машины, так как он не имел права ни уйти от нее, ни остановить ее”.

Если я читаю Капитал Христоцентрично - то мне страшно за мое малодушие.
"Капитал" не только про капитал: Он и про бесчеловечность.
владимир 7 мая 2018, 10:53
Еще о К.Марксе. Из-за гордыни этого индивида от голода погиб в младенчестве его единственный сын...
И.Кронштадский писал "На пути к Богу не усердствуй!" Старцы пишут о прелести среди верующих - от их гордыни и слабости, особенно - среди тех, кто рано пришел к Богу..
Карл, видимо из таковых несчастных безбожников. Современный пример богоненавидения - бывший певчий А.Невзоров..
Вячеслав 7 мая 2018, 08:39
Статья интересная, интересен и Маркс. Давайте не будем забывать, что страна вооруженная его теорией первой вышла в космос, а так же забыла что такое голод, который частенько бывал в царской России из за отсталости сельского хозяйства
Иулиания 6 мая 2018, 21:51
Боже мой... Именовать улицы в память того, кто ненавидел Россию. Сколько еще должно пройти лет, чтобы убрали всех ульяновых и все эти проклятые имена революционеров с улиц наших городов? Сто лет? Двести?
Вадим К. 6 мая 2018, 17:55
Маркс человек, к тому же уже мертвый, а мертвый человек даже для неверующего не может быть врагом. А для верующего враг не тот, кто из плоти и крови, а дух злобы поднебесной, который ходит и ищет, кого поглотить. Его-то жертву мы числим во врагах? А Маркс несомненно его жертва. Именно русские увлеклись им, думается, по неумению сквозь пальцы смотреть на мировую несправедливость и продажность. Маркс поносил отсталую царскую Россию, а мы следом за ним свою же, правда бывшую, но родину СССР.
Наталья Богоявленская 6 мая 2018, 14:34
Велика амплитуда читательской реакции в комментариях -- от р. Б. Никиты (5 мая 2018, 08:42) до жалостливой Ольги (5 мая 2018, 14:31). Что касается второго, то лично я ни насмешливого, ни уничижительного тона в статье не почувствовала: на мой взгляд, написано вполне объективно и и интересно. Комментарий же р. Б. Никиты по духу мне гораздо ближе -- но: в Москве почти в самом центре есть станция метро "Марксистская", откуда выходишь на одноименную улицу (см. пункт 13 статьи). Ну и возникает естественный вопрос: доколе?!
Максим М. 6 мая 2018, 13:55
Спаси Господи! Мне кажется разочарование в христианстве к нему пришло из-за непомерной гордости своим разумом и нежелания видеть недостатки, стремления к созданию несбыточного (идеального общества), а также неискренности и лживости среды, в которой он воспитывался (только по наименованию христиане). По его словам видно, что он, несмотря на ум и образование, не смог вникнуть в Промысл Божий, посмотреть вокруг себя, увидеть себя таким каким есть без фантазий и иллюзий, все это из-за гордости, отсутствия смирения. Хотя человек и был по-мирски был умным.
Ирина 6 мая 2018, 12:09
Да, совершенно непонятна почему эта статья в таком ракурсе появилась на Православии.ру. Да Маркс не учел, то, что называется религиозным фактором и его влияние на сознание человека. Но Маркс. как прогрессист выражал идеал западной модели модернизации с ее отказом от традиций. Интересно другое, ПОЧЕМУ русское общество XIX века на УРА приняло теорию религии Маркса, пропустив мимо ушей идею Вебера о невозможности "расколдовывания мира" или отказа от религии, независимо от культурных и социальных изменений. Вот о чем, очевидно, и должен быть разговор
Валерий 6 мая 2018, 04:18
"Маркс (Мордухай) ненавидел Россию как виртуозную в искусстве рабства, ставшего господином."
До настоящего времени, русофобское отношение Запада к России не изменилось. Всему причина - зависть к ее бесконечным просторам, природным богатствам, великой истории побед и ненависть к Православной вере, обличающий Западные "ценности".
Андрей Карпенко 6 мая 2018, 00:12
Он создал антихристианскую теорию - якобы причина человеческого греха, зла - экономическое неравенство. Уничтожь "эксплуатацию человека человеком" - и возникнет новый человек, рай на земле. Распинатель Христа.
Ольга (дополнение) 5 мая 2018, 16:12
Автор: «В них [стихах]упоминались диавол и ад». Гете с его «Фаустом» низложен как поэт. ) Что говорить о великом Данте, у которого целая книга» из трех книг «Божественной комедии» посвящена аду! ) А я, грешная, читала взахлеб, наслаждаясь терцинами Данте.
Ольга 5 мая 2018, 14:31
Про низкий уровень оригинальности текста я написала лишь потому, что мне не понравился насмешливый, уничижительный тон автора, который вряд ли превзошел Маркса в поэзии, философии и тем более в политэкономии. Я не возвожу Маркcа на пьедестал, но, думаю, что автор не прочитал ни трех книг его стихов, которые с чьих-то слов он счел "слабыми", ни даже хотя бы одного тома непонятно кому кажущегося "ненаучным" "Капитала", о чем свидетельствует п.12 текста. Чтобы смеяться над Марксом, нужно хотя бы приблизиться к его уровню. А если уж критика основана на исследованиях известных ученых, то обычно принято давать ссылки на источники. В противном случае, написанное воспринимается как блеф.
александр 5 мая 2018, 11:44
Здравствуйте !!!
1. Увидел обоснование недавней статьи Суркова о месте России в мире.
2. Устал от безысходности п. 13. Так и помирать(а внукам жить)на улицах Маркса, Либкнехта и пр !
Инна 5 мая 2018, 11:44
Иногда полезно знать "врага" в лицо..
Надежда 5 мая 2018, 11:08
Да и памятник на площади в цетре Москвы стоит величественно глядя на злитно-торговую сторону нашего города:торгашевство и деньги.Слава Богу что раздаются колокольные звоны и восстанавливаются 40 Сороковых.Христос Воскресе.Нетеряйте веры.
Александра 5 мая 2018, 11:02
Спаси Господи за познавательную статью,
чтобы эфективно бороться с врагом
нужно уметь аргументировать свою точку зрения
эта статья дает много аргументов
с ув. Александра
Ольга 5 мая 2018, 09:57
Проверка на антиплагиат дала неутешительный результат - уникальность текста 27,88%. (
Андрей Юрьевич 5 мая 2018, 09:49
Спасибо автору, что напомнил о классике марксизма-ленинизма в таком любопытном ракурсе. Теперь Карла Маркса стало искренне жаль как человека.
Папа - лютеранин, мама - иудейка. До 17 лет их мальчик - христианин, но в 23 - уже убежденный атеист, который создает собственную религию. Он становится богом пролетариата ещё при жизни, но и после смерти миллионы и миллионы адептов не дают ему покоя.
А сущность всей этой жизненной и посмертной человеческой драмы, по-моему, раскрывает поэзия самого К. Маркса:
"Дьявол такт мне отбивает,
Он – смычок мой направляет.
Сердце, струны и смычок!
Разорваться – вот ваш рок".
(стихотворение "Скрипач").

Братья, помолимся за упокоение души инославного Карла!
5 мая 2018, 09:39
Интересно как он из верующего стал таким?
Иоанна_ 5 мая 2018, 09:22
Интересно сравнить с тем, что говорилось в православной среде о марксизме, коммунизме, социализме лет 15-20 назад - краски всё мягче, всё нежнее...
5 мая 2018, 09:18
Христос Воскресе! Очень полезная статья.
р. Б. Никита 5 мая 2018, 08:42
а нужен он нам тут, этот сатанюга?
Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все комментарии будут прочитаны редакцией портала Православие.Ru.
Войдите через FaceBook ВКонтакте Яндекс Mail.Ru Google или введите свои данные:
Ваше имя:
Ваш email:
Введите число, напечатанное на картинке

Осталось символов: 700

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • Православный календарь на каждый день.
  • Новые книги издательства «Вольный странник».
  • Анонсы предстоящих мероприятий.
×