Ровно 100 лет! В 2025-м году Первый Национальный канал Белорусского радио отмечает круглую, знаковую дату со дня своего рождения – 15 ноября 1925 года в Минске состоялся первый выход в эфир широковещательной радиостанции.
Также в этом году исполняется 30 лет, как в эфире звучит православная радиопрограмма «Свет души» (до 2002 года – «Путь к истине»). Надо сказать, что в Беларуси вряд ли найдется человек, который ни разу не слышал на Первом канале Белорусского радио голос ее бессменного автора и ведущей – Людмилы Митакович.
В Беларуси вряд ли найдется человек, который ни разу не слышал на Первом канале Белорусского радио голос Людмилы Митакович
Этот негромкий, но мелодичный, неизменно светлый голос стал своего рода визитной карточкой не только радиопередачи «Свет души». Большая часть почти 50-ти лет, проведенных этой журналисткой в радиоэфире, отданы духовной тематике, Православию – Людмила Сергеевна ведет еще три православные программы: «Духовное слово» (1 канал), «Духовное наследие» (канал «Культура»), «Истоки духовности» (радиостанция «Беларусь»).
Работать на радио Людмила Митакович пришла в 1977-м году, сразу после обучения в Белорусской Государственной консерватории, где получила специальность музыковеда. И потому закономерно, что в ее активе есть и радиопрограммы о музыке, например, о произведениях белорусских композиторов.
В рамках соглашения по сотрудничеству между Министерством информации и Белорусской Православной Церковью каждое воскресенье в программах «Духовное слово» и «Истоки духовности» звучат проповеди священников минских приходов, а на великие церковные праздники – слово Патриаршего Экзарха всея Беларуси Митрополита Минского и Заславского Вениамина.
За свой активный многолетний труд в области духовного просвещения Людмила Митакович награждена медалью и орденом Преподобной Евфросинии Полоцкой. В разные годы она была участницей Всероссийского фестиваля «Православие на телевидении, радио и в печати», международного фестиваля православных СМИ «Вера и Слово» в Москве. В 2009-м году получила первую премию на конкурсе «Я люблю Россию», организованном московским фондом Апостола Андрея Первозванного. В Беларуси же, начиная с 2013 года, постоянно участвует в экспедициях с Благодатным Огнем от Гроба Господня «Дарога да Святыняў».
Будучи журналистом и редактором различных православных СМИ, я неоднократно участвовала в записи программ Людмилы Митакович. Неизменно удивляли ее неисчерпаемая энергия, а наипаче профессионализм, когда из самых разных и пространных монологов перед микрофоном она умудрялась смонтировать цельный рассказ на заданную тему, и, главное, – вписать его в четко отмеренные минуты эфира.
А в этом интервью мы впервые поменялись местами: вопросы задаю я, а моя собеседница, отвечая на них, повествует о различных вехах и нюансах своей профессиональной деятельности.
***
– Людмила Сергеевна, как началась ваша работа над православными программами?
– Наше руководство поручило мне заниматься православной тематикой в 1995-м году. Моя программа сначала называлась «Свет истины», а позже, в 2001-м году, получила наименование «Свет души». Вторая программа – «Православная проповедь» – открылась еще позже.
В тот момент, когда довелось заняться этими программами, у меня уже была своя тема на радио – «История белорусской музыки». А как говорить о Православии, я просто не знала, и поэтому было очень страшно.
Как говорить о Православии, я просто не знала, и поэтому было очень страшно
Не скажу, что я была неверующим человеком, нет. Верила я с детства, ведь и семья у нас была верующая, а особенно бабушка, которая жила в Полоцке и пела в церковном хоре.
Только, став взрослой, в церковь я уже не ходила. И прошел довольно большой период, прежде чем я вернулась к храму и снова открыла для себя его двери.
На рубеже 1980–90-х годов появилось много литературы о «духовности». Стали открываться всякие курсы, секции, кружки. Я стала посещать некоторые. Многое в моей жизни не складывалось, и я пыталась найти ответ на вопрос «Почему?» Мне казалось тогда, что если составить гороскоп, то можно рассчитать свою жизнь и увидеть, где и что подкорректировать…
Но когда я читала всю эту оккультную литературу, то никак не могла понять, где же слово «Бог»? Какой Он у них? Там был «свет», «огонь». А вот светлой, созидающей Силы в этих учениях я так и не ощутила…
И, наконец, я прочла Евангелие. Потом Псалтирь. В чтении псалмов я нашла какое-то духовное утешение в своих поисках и терзаниях. Когда я читала их, то чувствовала благодать, которая касалась моего сердца и согревала. Да, именно псалмы помогли мне, и я очень люблю их до сих пор. Все это было до того, как я начала вести духовные программы. Однако в то время, где бы я ни была, особенно в туристических поездках, везде посещала храмы. Тем более что тогда это было легче сделать там, где тебя не знают. Консерватория, где я училась, стоит напротив храма. Но попасть в этот храм было гораздо сложнее…
– А те программы, которые вы стали делать, сыграли какую-то роль в вашем воцерковлении?
– Конечно. И так происходит до сих пор. Не знаю, может быть, у кого-то это происходит по-другому, но я считаю, что если ты хочешь сердечно, искренне и тепло сделать передачу, способную зажечь другого человека, то это можно сделать, отвечая на свои собственные вопросы. Те, которые волнуют тебя сейчас. Не абстрактно: вот, я сделаю сейчас программу о том-то… Нет. Тема должна волновать тебя самого!
Иногда не знаешь, о чем делать следующую программу. Бывает, что открываешь какую-то книгу – и вдруг касаешься слов, от которых загорается сердце. И мне кажется, что раз ты такие слова нашел, то они затронут тех людей, которые будут тебя слушать. Они это почувствуют.
– Интересно: вам не по своей воле пришлось заняться духовными программами, но в итоге это обернулось вам во благо…
– Да, это какая-то веха в моей жизни… Наверное, если бы я осталась в прежней моей профессии музыковеда, то многое в ней было бы мне уже неинтересно. Некоторые коллеги говорят: как тебе повезло, что ты занимаешься духовными программами! Действительно, это многое дает мне самой.
– Людмила Сергеевна, наверное, ваше образование музыковеда все же помогает в работе?
– Оно очень много дает в профессиональном плане. Ведь передачи строятся не только по принципу беседы. У нас еще мало священников, которые могли бы вести эти программы, поэтому приходится выдерживать их в художественной форме: с ведущими, с музыкой. Знания, полученные в консерватории, помогают подобрать стилистику музыки, чтобы она совпадала с тем текстом, который читается. Это очень важно. И музыка в итоге играет очень важную роль. Иной раз только благодаря соединению совершенно «сухого» текста с музыкальной темой удается донести его до слушателя.
– А вам приходилось слышать отклики слушателей о ваших программах?
– Редко. Но бывает, что случайно сталкиваешься с человеком, который слушает твои передачи, и тогда начинаешь осознавать всю важность того места, где ты трудишься. Ведь нас слушают и духовные лица, и интеллигенция, и простые люди. В этом-то и сложность: как быть интересным для всех? Например, радио «Радонеж» работает на воцерковленную аудиторию. А нам сложнее, потому что аудитория у Белорусского радио шире: его слушают все, у кого включен приемник. И потому приходится постоянно быть на острие между храмом и миром.
Приходится постоянно быть на острие между храмом и миром
И надо суметь сказать о духовном так, чтобы человеку, который сейчас в церковь не ходит, что-то запало в душу, чтобы лед внутри его растопить как-то.
– И как же вы решаете эту задачу?
– Во-первых, надо говорить просто. Здесь мудрить нельзя. Во-вторых, для программ надо выбирать людей с горячим сердцем, искренних, глубоко верующих, которые могли бы своей верой убедить других. Это может быть и священник, и ведущий, и любой другой верующий человек.
– Я знаю, что в ваших программах принимали участие и начитывали отрывки из духовной литературы профессиональные актеры – Олег Винярский и Андрей Душечкин. Почему именно они?
– Я, может быть, и хотела бы расширить круг дикторов, но это достаточно сложно. Потому что с этими актерами был пройден определенный путь вхождения их в этот материал. Актер есть актер: он стремится играть. А здесь нельзя. Здесь нужно верить – и выбирать соответствующую интонацию, темп речи.
Для этих актеров тема Православия небезразлична – я убедилась в этом благодаря беседам с ними между записями. Иногда даже думаю: так хорошо они говорят, вот если бы это записать и выпустить в эфир! Заметно, что в процессе работы Андрей и Олег духовно растут.
– Людмила Сергеевна, а сложно ли вам готовить свои передачи? Или они легко даются?
– Почти каждый раз бывают сложности. Хотя бы потому, что многое приходится делать самой, начиная с выбора темы и до ее воплощения. Я сама собираю материал – хожу к людям, с которыми нужно побеседовать, – сама монтирую, подбираю музыку, сочиняю тексты. Можно, конечно, позвать героя в студию, но лучше общаться с ним на его территории, чтобы увидеть, в какой среде он живет. Это особенно важно, если делаешь одну большую передачу о человеке или о приходе. То есть везде требуется время. И на каждом этапе – масса технических нюансов, с которыми тоже могут возникнуть проблемы.
– Это сложности. А радости бывают?
– Во время создания программы ты какой-то этап жизненный проходишь, отвечаешь на свои вопросы и испытываешь от этого… не знаю, как сказать…
– Совершить для самого себя какое-то важное открытие?
– Я имею в виду, что все неслучайно. Потому что часто открываешь книгу именно на той странице, на которой надо.
Бывает так, что ищешь, ищешь тему в одной области – и вдруг то, что ты неожиданно прочитаешь, развернет и повлечет тебя в совершенно другом направлении. В итоге, делаешь программу совершенно о другом. И чувствуешь: это неслучайно.
Иногда нервничаешь: никак не достучаться, не дозвониться – человек не отвечает на звонки. И думаешь: не хочет, что ли? Что же делать? А потом, в нужный момент, все устраивается: тебе приведут людей и прямо в руки дадут нужную литературу. В общем, если программа нужна – она, несмотря на все трудности, получится. И это понимание налагает особую ответственность за то, что ты делаешь.