Нет такого дна, с которого не может поднять Христос

В Санкт-Петербурге на берегу Обводного канала есть один чудесный храм – храм Воскресения Христова у Варшавского вокзала. Я узнала о нëм, будучи ещë студенткой, когда начала воцерковляться. Наш факультет переехал в здание, находящееся неподалëку. И каждый раз, идя на занятия, я проходила мимо храма. Потом стала иногда заходить. Я училась на вечернем отделении и как раз успевала посещать вечерние богослужения.

Тогда, в 2007–2009 годах, он только восстанавливался: на голых серых стенах висели иконы, снаружи шëл ремонт. Но и тогда храм был очень большим и красивым. И впечатлял своим величием.

С некоторых пор в моей ленте ВК стали появляться посты сообщества Otche.pro. Чуть позже я узнала, что это блог священника Александра Гаврилова. Посты отца Александра – очень тëплые, душевные. Их отличает стремление не обличить, а понять и поддержать каждого. Оказалось, что батюшка служит в том самом храме – храме Воскресения Христова у Варшавского возкала. И не просто служит, но и является настоятелем. А ещë – активно занимается помощью людям с алкогольной и наркотической зависимостями. Более того: храм Воскресения Христова изначально был «заточен» на эту деятельность. И с этой целью был построен.

Храм Воскресения Христова, Санкт-Петербург Храм Воскресения Христова, Санкт-Петербург

Как алкоголики построили храм

Петербург, конец ⅩⅠⅩ века. В бедном рабочем районе, расположенном у Балтийского и Варшавского вокзалов, царило беспробудное пьянство. Люди впадали в отчаяние и спивались, не имея духовной поддержки. Район был рабочей окраиной, где заводы располагались по соседству с кабаками. И ни одного храма поблизости. Но Тот, Кто Своим воскресением победил смерть, не оставил погибающих. Не желая гибели ни одному человеку, пришëл и протянул Свою руку, чтобы люди обратились и были живы – и телесно, и, прежде всего, духовно.

В 1881-м году по благословению святого праведного Иоанна Кронштадтского было создано Общество распространения религиозно-нравственного просвещения. Руководителем Общества стал священномученик Философ Орнатский.

В 1894-м году был построен деревянный храм Воскресения Христова, при котором действовали церковно-приходская школа, библиотека с читальным залом, кружки и община.

В 1897-м году настоятелем храма стал священник Александр Рождественский, которому на тот момент было 23 года. Отец Александр создал при храме Александро-Невское общество трезвости. В первый же день в Общество вступили 151 человек, а через год насчитывалось более 3000 членов. К 1905 году в Обществе состояло свыше 70 000 человек. Люди давали обет трезвости, получали особые «священные листы», при поддержке общества находили работу. И возвращались к нормальной жизни.

Деревянная церковь уже не могла вместить всех прихожан, и в 1904-м году началось строительство каменного храма Воскресения Христова – такого, какой мы видим сегодня рядом с Варшавским вокзалом. В созидании храма принимали активное участие сами зависимые, жертвуя на строительство. «Храм Воскресения Христова у Варшавского вокзала – единственный храм в России, построенный на деньги алкоголиков для алкоголиков», – говорится на сайте.

Священник Александр Гаврилов Священник Александр Гаврилов

В годы революции многие храмы были закрыты и отняты у Церкви. Увы, эта участь коснулась и храма Воскресения Христова. В 1918-м году отца Философа Орнатского расстреляли вместе с сыновьями, Общество трезвости закрыли. Храм разграбили, а спустя годы тоже закрыли. Само здание использовалось то в качестве склада, то как кинотеатр. Колокольню превратили в парашютную площадку. Многие годы в храме не звучала молитва, не совершалась литургия, не велась реабилитационная деятельность для зависимых.

В 1990 году храм был возвращëн Церкви. Пасха 15 апреля 1990 года стала первым за несколько десятков лет богослужением, совершëнным в храме – некогда большом и красивом, а тогда – пустом и холодном.

В настоящее время восстановление храма продолжается. И так же, как и много лет назад, на приходе ведëтся работа, направленная на помощь людям с алкогольной и наркотической зависимостями. Руководит этой работой, как я уже писала, отец Александр Гаврилов.

Также в храме ежемесячно служится молебен святым мученикам – младенцам Вифлеемским – о прекращении абортов.

По субботам совершается особая литургия: во время службы произносятся проповеди об исцелении от зависимости

Действует при храме и Лазарева община, где каждый нуждающийся в помощи обретает опору и поддержку. Ежедневно служится акафист перед иконой Богородицы «Неупиваемая Чаша» – главной святыней храма. По субботам совершается особая литургия: во время службы произносятся проповеди об исцелении от зависимости. А перед началом Причащения прихожан члены общины рассказывают свои истории выздоровления, делясь опытом становления на путь трезвой жизни[1].

Некоторыми из этих историй я хочу поделиться.

Икона Богородицы «Неупиваемая Чаша», главная святыня храма Икона Богородицы «Неупиваемая Чаша», главная святыня храма

Ещë в детстве решил: «Никогда не буду пить!»

Сергей рос в семье алкоголиков: и отец, и мать пили. Видя пьянство родителей, видя, сколько боли и страданий приносит алкоголизм, Сергей ещë в детстве твëрдо решил, что никогда не будет пить. Фактически его воспитывали дедушка с бабушкой. Сергей был послушным, порядочным, хорошо учился и в школе, и в институте. Устроился на хорошую работу.

К 28 годам он стал менеджером среднего звена, всë было налажено и шло по накатанной. Вроде, всë хорошо. Но жил Сергей в постоянной тревоге. В 18 лет он самостоятельно изучил Библию и усвоил, что всем должен и обязан. И жил он исключительно в соответствии с установками: «надо», «должен», «обязан». Жил, теряя самого себя.

В 28 лет Сергей стал выпивать. Хотелось расслабиться и почувствовать себя самим собой, а не просто рабочей лошадкой, которая всем что-то должна. Сергею стало нравиться состояние алкогольного опьянения, в котором он переставал чувствовать себя «должником», а просто получал удовольствие. Будучи навеселе, мог и станцевать, и пофилософствовать – благо, в юности изучал и Библию, и классиков, и философов.

Алкоголь всë больше входил в жизнь Сергея. Сначала выпивал 1–2 дня подряд, со временем период ежедневного употребления спиртного увеличился до месяца. Потом – до четырëх месяцев. Сергей понимал, что стал алкоголиком. В последние годы он пил всë, что горит. В том числе технический спирт, в компании с бомжами. Слава Богу, продлилось это недолго, иначе Сергея сейчас с нами уже не было бы.

Пил Сергей вне дома. Жена уговаривала его прекратить пьянку и идти домой. А Сергею казалось, что она просто завидует его весëлой жизни. Так продолжалось 14 лет. Все эти годы супруга пыталась достучаться до Сергея, говоря, что ничем хорошим его алкогольная зависимость не закончится. Но он не слушал. «Я приходил домой уже помирать», – так описывает Сергей своë состояние после пьянок. Его сердце колотилось так, словно вот-вот выскочит, и Сергею казалось, что он «подыхает».

«Понимал, что должен сдохнуть»

В перерывах между запоями Сергей вспоминал, что у него есть семья. Возвращаясь домой, он спал по 3–4 дня. И даже бывало ощущение, будто кто-то садится на него, рычит и не даëт сдвинуться. Сергей понимал, что он алкоголик и должен «сдохнуть». Все мы умрëм, правда же? Но Сергей хотел умереть красиво.

Однажды за неделю-полторы пропил 250 тыс. рублей. О последствиях не думал и жил одним днëм

Он пропивал кредитные деньги. Однажды за неделю-полторы пропил 250 тыс. рублей. О последствиях не думал и жил одним днëм. Одним днëм, но на все сто, на всю катушку, как казалось его надломленному, помрачëнному сознанию.

4 раза Сергей лежал в Городской наркологической больнице. В какой-то момент он обратился к святой блаженной Ксении Петербургской – стало ясно, что своими силами с этого дна ему не подняться. Жена уже фактически хоронила Сергея. Молитвенная просьба к святой помогла. Сергей устроился на работу, два месяца «держался». Но по прошествии этого периода сорвался и снова попал в больницу на детокс. В душе – отчаяние и уверенность, что ничто уже не поможет.

Преображение души и жизни

Молебен в храме Молебен в храме

Но нет такого дна, с которого не сможет поднять Христос. Главное, чтобы человек сам захотел протянуть руку Господу. И Сергей протянул.

В больницу пришли консультанты из «реабилитации». Сергей узнал, какую помощь он может получить. Стал ходить в храм «Неупиваемой Чаши» при Городской наркологической больнице. И там же познакомился и стал общаться с отцом Александром, который в тот период был там настоятелем.

Надо отметить, что на протяжении двух лет Сергея не допускали до Причастия. Сергей ходил в другой храм, где священник поставил ему условие: «Три месяца будешь трезвым – я тебя допущу». Но трëх месяцев Сергей не выдерживал. Бывало, что держался почти 3 месяца, а перед самим Причастием срывался – перед ответственным моментом, как это часто бывает у зависимых. Так продолжалось 2 года.

Когда он пришëл к отцу Александру и рассказал об этом, тот сказал: «Выдыхай». Дело в том, что не во всех храмах умеют работать с зависимыми. И не все знают нюансы. Батюшка властью, данной Богом, допустил Сергея до Причастия.

Тот был очень рад: было ощущение, будто гора свалилась с плеч. Далее – он прошëл реабилитацию, постреабилитацию. И началось выздоровление, при поддержке наставников по трезвости.

Сергей на протяжении четырëх лет жадно слушал лекции отца Александра, которые буквально перепрошили его сознание. И не только слушал, но и постоянно задавал вопросы. Чем, как ему казалось, мешал другим слушать и тем самым раздражал их. А ему просто было всë было интересно, хотелось по максимуму вникнуть и разобраться.

Общество Анонимных алкоголиков и прохождение реабилитации познакомили Сергея с болезнью и самим собой. Храм даëт понимание, к чему надо стремиться и какие цели ставить перед собой.

На сегодняшний день Сергей счастлив в трезвости. У него нет желания пить. Он занимается лëгким спортом, ведëт здоровый образ жизни. Перед собой ставит задачу совершенствоваться духовно. Ведь эта история – на всю оставшуюся жизнь. И не только для людей с химическими зависимостями[2].

(Продолжение следует.)

Екатерина Харченко

3 ноября 2025 г.

[1] По материалам сайта храма Воскресения Христова у Варшавского вокзала http://xvx.pro/

[2] История взята из сообщества ВК «Otche.pro»

Смотри также
«В основе любой зависимости лежит духовный аспект» «В основе любой зависимости лежит духовный аспект»
Иер. Сергий Вдовин
«В основе любой зависимости лежит духовный аспект» Иерей Сергий Вдовин: «В основе любой зависимости лежит духовный аспект»
Лада Баева
Если человек осознает проблему и обращается к Богу за помощью, то обретает силы и помощь на тернистом пути борьбы с зависимостью.
Диак. Иоанн Клименко: Трезвость как базовая ценность дана человеку с рождения Диак. Иоанн Клименко: Трезвость как базовая ценность дана человеку с рождения Диак. Иоанн Клименко: Трезвость как базовая ценность дана человеку с рождения Трезвость как базовая ценность дана человеку с рождения
Беседа с диаконом Иоанном Клименко, руководителем Замосковорецкого общества трезвости
Нужно обращать внимание: если человек употребляет крупные дозы алкоголя несколько дней подряд — это запой. Когда запои периодически случаются — это уже зависимость.
Главное правило для жены пьющего мужа Главное правило для жены пьющего мужа
Дмитрий Семеник
Главное правило для жены пьющего мужа Главное правило для жены пьющего мужа
Дмитрий Семеник
Захотеть бросить пить или пить меньше мужчина может только по одной причине: потому что у него проснулась совесть.
Комментарии
Екатерина Харченко 7 ноября 2025, 11:27
А святые отцы вообще говорят очень суровые слова о той огромной ответственности, которую несут перед Богом родители за своих детей. И о тех, кто халатно к этой ответственности относится. Мы ответим перед Богом за то, как воспитали детей. И вопрос даже не в том, какими они выросли, а том, что мы делали со своей стороны, чтобы привести их к Богу и воспитать в них христианские ценности.
Екатерина Харченко 7 ноября 2025, 11:27
Конечно, не снимает. Безусловно, негоже было бы взрослому человеку творить дичь утверждать, что это не он виноват, а родители. Взрослый человек сам несëт ответственность за свою жизнь. Но то, какой выбор он будет делать, во многом зависит от воспитания. Как говорится, яблоко от яблоньки недалеко падвет. И часто это оказывает так. В данной истории герой начал употреблять, будучи взрослым. А ведь многие зависимые начинают употреблять с детства- как раз в период, когда родители полностью отвечают за своих детей. И истории из других статей - тому подтверждение.
Галина И . 7 ноября 2025, 03:58
Простите,дополню. С родителей нисколько не снимается ответственность за воспитание детей до их совершеннолетия. Что касается выбора,то он всегда остаётся за решением воли любого человека. Но есть ещё так называемая "заместительная молитва", когда Бог действует для людей всех возрастов по ходатайственным прошениям, глубокой скорби и переживаниям ближних. В Писании это широко представлено: в частности, в Лк.7:11-15, где Христос воскрешает из мертвых единственного сына у вдовы из Наина. Также Он много раз исцелял больных, находящихся при смерти, за которых просили их близкие и неравнодушные. Это, например, Лк.7:2-10 и др. Господь по глубокой вере и молитве ближних,по Своей воле творит чудеса.
Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все комментарии будут прочитаны редакцией портала Православие.Ru.
Войдите через FaceBook ВКонтакте Яндекс Mail.Ru или введите свои данные:
Ваше имя:
Ваш email:
Введите число, напечатанное на картинке

Осталось символов: 700

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • Православный календарь на каждый день.
  • Новые книги издательства «Вольный странник».
  • Анонсы предстоящих мероприятий.