Продолжаем беседы о православной иконографии с архимандритом Лукой (Головковым), деканом иконописного факультета Московской духовной академии.
– Исследователи так и не пришли к единому решению по поводу композиций в катакомбах: это уже Евхаристия или изображение трапезы, агапы?
– Мне кажется, этот вопрос так и останется дискуссионным. Вряд ли удастся определить наверняка – это именно изображение Евхаристии или агапы.
Но изображения собственно Евхаристии мы находим уже в ранневизантийском искусстве, в VI-м веке. Например, существуют композиции, размещенные на дискосах, в которых Христос стоит у престола и причащает подходящих к Нему апостолов. Господь может быть изображен единожды или дважды, причащающим Телом и Кровью Своей пречистой. Такие изображения встречаются и на реликвариях, в миниатюрах (Евангелие Рабулы, Россанский кодекс), на остатках сохранившихся пелен, скорее всего – завес храма. В VI-м веке в нескольких храмах присутствуют пусть сохранившиеся не очень хорошо, но все-таки достаточно монументальные изображения Евхаристии (в Египте).
– Но важной частью храмового убранства изображение Евхаристии станет позднее?
– Обязательной для православного храма тема Евхаристии становится уже после периода иконоборчества, когда в апсиде, под изображением в конхе Богородицы или Спасителя, начинает размещаться Евхаристия, а ниже – Служба отцов Церкви. В композиции Евхаристии (Причащение апостолов) Господь чаще причащает группу из шести апостолов Телом. Первым подходит апостол Петр, складывая крестообразно руки. С другой стороны, где Господь причащает Кровью, во второй группе, тоже из шести человек, подходит первым или апостол Павел, или Иоанн Богослов.
С VI века Господу соприсутствуют ангелы, стоящие с рипидами, а после иконоборчества мы уже видим, что они показаны в диаконских одеждах. Таким образом, начинает звучать тема небесного, вневременного действа.
– Действа и над-исторического, ведь в момент установления таинства среди 12 апостолов точно не было апостола Павла... А как с Иудой, предавшим Господа, который тогда, если смотреть с исторической точки зрения, присутствовал?
– Чаще мы видим среди апостолов Петра, Павла, Марка и Луку, при этом не изображаются Иаков младший – Иаков Алфеев – и оба Иуды – Иуда Иаковлев и Иуда Искариотский. Хотя для Востока, для Греции не редкость, что последний может быть введен в данную композицию. В одном из древнейших изображений – на Кипре – мы видим, как Иуда последним подходит к Причащению Кровью и изрыгает Дары. Иногда на плечах его показан маленький бесенок. Изображение Иуды подчеркивает важную мысль, которая звучит на службе молитвой к Господу – чтобы Причащение Святых Таин было нам не в суд и в осуждение, как Иуде.
Но для русских памятников это нехарактерно.
– Расскажите, как развивается иконография в поздневизантийское время.
– В Палеологовский период Господь может быть изображен в архиерейском облачении, мы видим такие примеры в целом ряде памятников – в Солуни, на Афоне, в Сербии. Кроме того, для более позднего времени не редкость – композиции, в которых с каждой стороны подходит по 12 апостолов.
Для Палеологовского времени характерно и особенное изображение Евхаристической темы, которая звучит в композиции «Небесная Евхаристия». В этой композиции Иисус Христос – Великий Архиерей – служит в архиерейских одеждах, и Ему сослужат ангелы, облаченные в диаконские и священнические одежды, совершающие Великий вход. Это изображение с XIV встречается в Византии, на Балканах и располагается или над композицией Евхаристии, в алтаре, или в куполе, вокруг Господа, как образ вечно длящегося Небесного таинства. В Мистре эта композиция помещена в жертвеннике церкви Богоматери Перивлепты.
В XIV-м веке встречаются и варианты композиции, когда Господу сослужат не только ангелы-диаконы и священники, но и святители. Так, в Марковом монастыре в Северной Македонии Небесная Евхаристия соединена со Службой отцов.
Небесная Евхаристия изображалась тогда в том числе и на панагиарах.
– Богословские размышления конкретных эпох находят свое отражение в церковном искусстве. Как они отражались в изображении сюжета Евхаристии?
– Для XIV века тема Евхаристии – особенная, поэтому мы видим в росписях этого периода изображение Господа и вне контекста Небесной Евхраистии, Евхаристии в архиерейских одеждах. Появляется иконография Спасителя «Царь царем. Великий Архиерей». В Успенском соборе Московского Кремля находится удивительная икона конца XIV века, в которой соединено служение Господа как Царя и Архиерея – Он показан и в архиерейских облачениях, и в царских. Так, вместо саккоса – императорские одежды, лор. В принципе, саккос и перешёл в архиерейские одеяния от императорских, как некая праздничная замена фелони. В иконе мы видим и императорскую корону (помним, что императорская корона повлияла на форму архиерейской митры, которая появилась достаточно поздно).
Поскольку, повторяю, тема Евхаристии была крайне значима для того времени, как и для более позднего, она проявлялась в церковном искусстве по-разному. Так, преподобный Феодор Студит на более древних памятниках изображается в монашеских одеяниях, а для поздневизантийского времени характерно его изображение в священническом облачении, и акцент делался именно на Евхаристическом служении этого великого преподобного.
В XVIII, XIX веках значимость Евхаристии снизилась, люди причащались редко, распространённой практикой стало подходить к Чаше один раз в году. Вновь на значимость Евхаристии указал народу праведный Иоанн Кронштадтский, и благодаря ему миряне стали чаще причащаться. И потому в его иконографии мы видим обоснованное исключение – он изображается не с Евангелием, а с Чашей. Когда, по его примеру, других священников изображают с Чашей – это не совсем верно.
– Развитие исторической иконографии «Тайной вечери» и уже богословски осмысленной «Евхаристии» («Причащение апостолов» и так далее) шло параллельно?
– Да, оба сюжета сосуществуют, по крайней мере с VI века, причем порой (нечасто) они бывают соединены, как, например, в росписях XIV века грузинского монастырского комплекса Убиси, где под изображением в конхе Господа Иисуса с ангелами и Небесными Силами, ниже, в центре, изображена Тайная вечеря, а с двух сторон от нее – Евхаристия.
Местоположение этих композиций может быть связано со значением помещений. В алтаре чаще расположена Евхаристия или Служба святых отцов. Хотя в алтаре может присутствовать и Тайная вечеря. В монастырских трапезных, по крайней мере с XIV века, нередко изображается Тайная вечеря, которая занимает значимое положение среди других композиций.
– На алтарных преградах нередко тоже изображается Тайная вечеря.
– Этот сюжет изображается и в контексте Страстного цикла, и, глобально, – Евангельского цикла, в праздничном ряду иконостаса, если иконостас достаточно развернутый.
– Еще в мозаиках Равенны тема Евхаристической Жертвы раскрывается через разные сюжеты, в том числе сопоставление композиций «Гостеприимство Авраама» и «Жертвоприношение Авраама».
– Трапеза у Авраама может тоже располагаться в алтаре. Нередко там присутствует и Страстной цикл – Господь приносит Себя в жертву для того, чтобы мы могли Ему теснейшим образом причащаться и получать спасение в Церкви. В алтаре все темы, так или иначе касающиеся Евхаристии, очень логичны.
– Причем и в исторических композициях Тайной вечери может быть очевидное евхаристическое звучание, как, скажем, на фреске в Мирожском монастыре…
– И в Службе святых отцов эта тема становилась все очевиднее. Если в древнейших композициях мы видим святых отцов в полукруглой апсиде, которая полуокружает Престол, святители изображены в фас, то с конца XII века они изображены в повороте к центру, а в их руках – развёрнутые свитки, на которых – тексты из литургии. То есть тем самым подчеркивается, что они – служители литургии.
В памятниках, начиная с XII века, а особенно с XIV века, на Престоле, к которому в повороте обращены святые отцы Церкви, могут быть изображены евхаристические сосуды, а на дискосе лежит Младенец Христос – такая иконография подчеркивает, что верующие причащаются Господа. Есть редкие изображения, когда на престоле – Господь в образе средовека, как мы видим это в росписи церкви в Курбиново. Но чаще все-таки на дискосе показывается Христос Младенец.
– В росписях начала XVIII века собора Сретения Владимирской иконы Богоматери Сретенского монастыря, в алтарной части, как раз присутствует эта выразительная композиция – «Се Агнец Божий».
– Кстати, для русских памятников сюжет Небесной Евхаристии был не очень характерен, хотя тема Евхаристии присутствовала буквально с ранних памятников – мы видим это и в киевских мозаиках, и в росписях Мирожского монастыря. Однако в конце XVI века, в XVII-м веке тема Небесной Евхаристии тоже нашла свое место. Есть икона строгановской школы конца XVI века «Литургия» («Иже херувимы») – это, в общем-то, вариант Небесной Евхаристии. На иконе изображён большой храм, вверху – полный текст Херувимской песни, Господь служит в архиерейских одеяниях, Ему сослужат ангелы в диаконских и священнических одеждах, святители вселенские и святители русские.
Но больше для памятников XVII века и более поздних характерно изображение не столько службы, совершаемой Господом, сколько службы, совершаемой вселенскими святителями.
Для памятников XVII века и более поздних характерно изображение службы, совершаемой вселенскими святителями
Эти изображение появляется в конхе алтарной апсиды. Мы видим это и в разрушенных росписях Калязинского монастыря, и в сохранившихся росписях Успенского собора Московского Кремля, в приделе храма Троицы в Никитниках, в Успенском соборе Троице-Сергиевой лавры.
– В основном сейчас разговор, за некоторым исключением, касался монументального церковного икусства. Как тема Евхаристии раскрывается в собственно иконах? Например, сразу вспоминается икона Богородицы «Неупиваемая Чаша»...
– В Государственном Историческом музее хранится икона «Три святителя» – своего рода Служба отцов: они показаны с разверзнутыми свитками, на которых – богослужебные тексты.
– Когда композиция Евхаристии (Причащения апостолов), Службы святых отцов расположена в алтаре, священник, совершающий литургию, ощущает себя причастным к вечно совершающемуся таинству. Но миряне не всегда видят эти изображения...
– В древние времена верующие видели композицию Евхаристии, которая располагалась в алтаре. Но когда в XIV–XV-м веках иконостас – и византийский, и русский – стал более высоким, закрывающим часть алтарных росписей, возникла необходимость найти место, чтобы композиция Евхаристии была видна и мирянам. Один из первых высоких иконостасов – иконостас в Троицком соборе Троице-Сергиевой лавры, и там в праздничном ряду иконостаса расположены две композиции с Евхаристией. Подобное мало где повторялось, но буквально сразу же была написана для этого собора сень царских врат, которая затем была перенесена в Благовещенский храм соседнего села, а в советское время – в Третьяковскую галерею. Это древнейшая сень царских врат, с которой пошла традиция изображать Евхаристию на этом месте. До XVII века эта композиция была обязательна, чтобы подчеркнуть значимость Евхаристии, рассказать о ней. С середины XVII века над царскими вратами помещалась не Евхаристия, а Тайная Вечеря.
– Благодаря такому расположению на сени царских врат, получается, верующие, вслед за апостолами, следуют к Чаше?
– Конечно. Есть даже миниатюры, выполненные грузинскими художниками на Афоне, где изображена Евхаристия – Христос в архиерейских одеждах причащает апостолов, а за апостолами идут святители.
– Как сегодня решается эта тема в современных храмах?
– Конечно, так или иначе изображают Евхаристию и Тайную вечерю, изредка – Небесную Евхаристию. Один из примеров –совсем недавний: в Покровском Хотьковском монастыре, в церкви Митрофана Воронежского, почти все росписи были уже закончены, и осталось расписать алтарь. Сначала было решено сделать там композицию «Спас на престоле», но оказалось, что если смотреть из храма, из-за иконостаса не видно голову Спасителя. Стали думать, какую композицию здесь разметить, чтобы она и визуально смотрелась грамотно, и была бы богословски обоснованна. Долго советовались, подключился я и Наталия Евгеньевна Алдошина. В итоге решили сделать сокращённую, поскольку места мало, Небесную Евхаристию со стоящим за престолом Христом, а ему сослужат два ангела – один в диаконских, другой в священнических одеждах. Как в Мистре, над сенью изображен Иисус Христос Ветхий днями, Господь – «приносяй и приносимый»: Он совершает жертву, и Он принимает эту жертву.