Мы идем вслед за апостолами к Чаше

Архимандрит Лука (Головков) об иконографии Евхаристии

Продолжаем беседы о православной иконографии с архимандритом Лукой (Головковым), деканом иконописного факультета Московской духовной академии.

– Исследователи так и не пришли к единому решению по поводу композиций в катакомбах: это уже Евхаристия или изображение трапезы, агапы?

– Мне кажется, этот вопрос так и останется дискуссионным. Вряд ли удастся определить наверняка – это именно изображение Евхаристии или агапы.

Но изображения собственно Евхаристии мы находим уже в ранневизантийском искусстве, в VI-м веке. Например, существуют композиции, размещенные на дискосах, в которых Христос стоит у престола и причащает подходящих к Нему апостолов. Господь может быть изображен единожды или дважды, причащающим Телом и Кровью Своей пречистой. Такие изображения встречаются и на реликвариях, в миниатюрах (Евангелие Рабулы, Россанский кодекс), на остатках сохранившихся пелен, скорее всего – завес храма. В VI-м веке в нескольких храмах присутствуют пусть сохранившиеся не очень хорошо, но все-таки достаточно монументальные изображения Евхаристии (в Египте).

Причащение апостолов. Служба святых отцов. Миниатюры из греко-груз. рукописи. XV в. (РНБ. O.I.58. Л. 34, 34 об., 35) Причащение апостолов. Служба святых отцов. Миниатюры из греко-груз. рукописи. XV в. (РНБ. O.I.58. Л. 34, 34 об., 35)

– Но важной частью храмового убранства изображение Евхаристии станет позднее?

– Обязательной для православного храма тема Евхаристии становится уже после периода иконоборчества, когда в апсиде, под изображением в конхе Богородицы или Спасителя, начинает размещаться Евхаристия, а ниже – Служба отцов Церкви. В композиции Евхаристии (Причащение апостолов) Господь чаще причащает группу из шести апостолов Телом. Первым подходит апостол Петр, складывая крестообразно руки. С другой стороны, где Господь причащает Кровью, во второй группе, тоже из шести человек, подходит первым или апостол Павел, или Иоанн Богослов.

С VI века Господу соприсутствуют ангелы, стоящие с рипидами, а после иконоборчества мы уже видим, что они показаны в диаконских одеждах. Таким образом, начинает звучать тема небесного, вневременного действа.

Фреска церкви Ризоположения Московского Кремля, XVII в. Фреска церкви Ризоположения Московского Кремля, XVII в.

– Действа и над-исторического, ведь в момент установления таинства среди 12 апостолов точно не было апостола Павла... А как с Иудой, предавшим Господа, который тогда, если смотреть с исторической точки зрения, присутствовал?

– Чаще мы видим среди апостолов Петра, Павла, Марка и Луку, при этом не изображаются Иаков младший – Иаков Алфеев – и оба Иуды – Иуда Иаковлев и Иуда Искариотский. Хотя для Востока, для Греции не редкость, что последний может быть введен в данную композицию. В одном из древнейших изображений – на Кипре – мы видим, как Иуда последним подходит к Причащению Кровью и изрыгает Дары. Иногда на плечах его показан маленький бесенок. Изображение Иуды подчеркивает важную мысль, которая звучит на службе молитвой к Господу – чтобы Причащение Святых Таин было нам не в суд и в осуждение, как Иуде.

Но для русских памятников это нехарактерно.

Евхаристия (Причащение апостолов). Фреска монастыря Высокие Дечаны, XIV в. Евхаристия (Причащение апостолов). Фреска монастыря Высокие Дечаны, XIV в.

Расскажите, как развивается иконография в поздневизантийское время.

– В Палеологовский период Господь может быть изображен в архиерейском облачении, мы видим такие примеры в целом ряде памятников – в Солуни, на Афоне, в Сербии. Кроме того, для более позднего времени не редкость – композиции, в которых с каждой стороны подходит по 12 апостолов.

Роспись в куполе монастыря Дечаны. XIV в. Роспись в куполе монастыря Дечаны. XIV в.

Для Палеологовского времени характерно и особенное изображение Евхаристической темы, которая звучит в композиции «Небесная Евхаристия». В этой композиции Иисус Христос – Великий Архиерей – служит в архиерейских одеждах, и Ему сослужат ангелы, облаченные в диаконские и священнические одежды, совершающие Великий вход. Это изображение с XIV встречается в Византии, на Балканах и располагается или над композицией Евхаристии, в алтаре, или в куполе, вокруг Господа, как образ вечно длящегося Небесного таинства. В Мистре эта композиция помещена в жертвеннике церкви Богоматери Перивлепты.

Небесная Евхаристия. Марков монастырь Святого Димитрия, Македония, XIV в. Небесная Евхаристия. Марков монастырь Святого Димитрия, Македония, XIV в.
Небесная Евхаристия. Марков монастырь Святого Димитрия, Македония, XIV в. Небесная Евхаристия. Марков монастырь Святого Димитрия, Македония, XIV в.
Небесная Евхаристия. Марков монастырь Святого Димитрия, Македония, XIV в. Небесная Евхаристия. Марков монастырь Святого Димитрия, Македония, XIV в.

В XIV-м веке встречаются и варианты композиции, когда Господу сослужат не только ангелы-диаконы и священники, но и святители. Так, в Марковом монастыре в Северной Македонии Небесная Евхаристия соединена со Службой отцов.

Небесная Евхаристия изображалась тогда в том числе и на панагиарах.

Богоматерь Знамение. Причащение апостолов. Служба св. отцов. Роспись апсиды церкви Вмч. Пантелеимона в Нерези, Македония. 1164 г. Богоматерь Знамение. Причащение апостолов. Служба св. отцов. Роспись апсиды церкви Вмч. Пантелеимона в Нерези, Македония. 1164 г.

– Богословские размышления конкретных эпох находят свое отражение в церковном искусстве. Как они отражались в изображении сюжета Евхаристии?

– Для XIV века тема Евхаристии – особенная, поэтому мы видим в росписях этого периода изображение Господа и вне контекста Небесной Евхраистии, Евхаристии в архиерейских одеждах. Появляется иконография Спасителя «Царь царем. Великий Архиерей». В Успенском соборе Московского Кремля находится удивительная икона конца XIV века, в которой соединено служение Господа как Царя и Архиерея – Он показан и в архиерейских облачениях, и в царских. Так, вместо саккоса – императорские одежды, лор. В принципе, саккос и перешёл в архиерейские одеяния от императорских, как некая праздничная замена фелони. В иконе мы видим и императорскую корону (помним, что императорская корона повлияла на форму архиерейской митры, которая появилась достаточно поздно).

Предста Царица. Конец XIV в. Успенский собор Московского Кремля Предста Царица. Конец XIV в. Успенский собор Московского Кремля

Поскольку, повторяю, тема Евхаристии была крайне значима для того времени, как и для более позднего, она проявлялась в церковном искусстве по-разному. Так, преподобный Феодор Студит на более древних памятниках изображается в монашеских одеяниях, а для поздневизантийского времени характерно его изображение в священническом облачении, и акцент делался именно на Евхаристическом служении этого великого преподобного.

В XVIII, XIX веках значимость Евхаристии снизилась, люди причащались редко, распространённой практикой стало подходить к Чаше один раз в году. Вновь на значимость Евхаристии указал народу праведный Иоанн Кронштадтский, и благодаря ему миряне стали чаще причащаться. И потому в его иконографии мы видим обоснованное исключение – он изображается не с Евангелием, а с Чашей. Когда, по его примеру, других священников изображают с Чашей – это не совсем верно.

Причащение апостолов. Церковь Панагии Форвиотиссы Асину, Кипр, XII в. Причащение апостолов. Церковь Панагии Форвиотиссы Асину, Кипр, XII в.

– Развитие исторической иконографии «Тайной вечери» и уже богословски осмысленной «Евхаристии» («Причащение апостолов» и так далее) шло параллельно?

– Да, оба сюжета сосуществуют, по крайней мере с VI века, причем порой (нечасто) они бывают соединены, как, например, в росписях XIV века грузинского монастырского комплекса Убиси, где под изображением в конхе Господа Иисуса с ангелами и Небесными Силами, ниже, в центре, изображена Тайная вечеря, а с двух сторон от нее – Евхаристия.

Местоположение этих композиций может быть связано со значением помещений. В алтаре чаще расположена Евхаристия или Служба святых отцов. Хотя в алтаре может присутствовать и Тайная вечеря. В монастырских трапезных, по крайней мере с XIV века, нередко изображается Тайная вечеря, которая занимает значимое положение среди других композиций.

– На алтарных преградах нередко тоже изображается Тайная вечеря.

– Этот сюжет изображается и в контексте Страстного цикла, и, глобально, – Евангельского цикла, в праздничном ряду иконостаса, если иконостас достаточно развернутый.

Приготовление Жертвы. Роспись монастыря Дечаны, XIV в. Приготовление Жертвы. Роспись монастыря Дечаны, XIV в.

– Еще в мозаиках Равенны тема Евхаристической Жертвы раскрывается через разные сюжеты, в том числе сопоставление композиций «Гостеприимство Авраама» и «Жертвоприношение Авраама».

– Трапеза у Авраама может тоже располагаться в алтаре. Нередко там присутствует и Страстной цикл – Господь приносит Себя в жертву для того, чтобы мы могли Ему теснейшим образом причащаться и получать спасение в Церкви. В алтаре все темы, так или иначе касающиеся Евхаристии, очень логичны.

Фрески Лесновского монастыря, Македония, XIV в. Фрески Лесновского монастыря, Македония, XIV в.

– Причем и в исторических композициях Тайной вечери может быть очевидное евхаристическое звучание, как, скажем, на фреске в Мирожском монастыре…

– И в Службе святых отцов эта тема становилась все очевиднее. Если в древнейших композициях мы видим святых отцов в полукруглой апсиде, которая полуокружает Престол, святители изображены в фас, то с конца XII века они изображены в повороте к центру, а в их руках – развёрнутые свитки, на которых – тексты из литургии. То есть тем самым подчеркивается, что они – служители литургии.

В памятниках, начиная с XII века, а особенно с XIV века, на Престоле, к которому в повороте обращены святые отцы Церкви, могут быть изображены евхаристические сосуды, а на дискосе лежит Младенец Христос – такая иконография подчеркивает, что верующие причащаются Господа. Есть редкие изображения, когда на престоле – Господь в образе средовека, как мы видим это в росписи церкви в Курбиново. Но чаще все-таки на дискосе показывается Христос Младенец.

Фрески собора Св. Софии в Охриде, нач. XI в. Фрески собора Св. Софии в Охриде, нач. XI в.

– В росписях начала XVIII века собора Сретения Владимирской иконы Богоматери Сретенского монастыря, в алтарной части, как раз присутствует эта выразительная композиция – «Се Агнец Божий».

– Кстати, для русских памятников сюжет Небесной Евхаристии был не очень характерен, хотя тема Евхаристии присутствовала буквально с ранних памятников – мы видим это и в киевских мозаиках, и в росписях Мирожского монастыря. Однако в конце XVI века, в XVII-м веке тема Небесной Евхаристии тоже нашла свое место. Есть икона строгановской школы конца XVI века «Литургия» («Иже херувимы») – это, в общем-то, вариант Небесной Евхаристии. На иконе изображён большой храм, вверху – полный текст Херувимской песни, Господь служит в архиерейских одеяниях, Ему сослужат ангелы в диаконских и священнических одеждах, святители вселенские и святители русские.

Но больше для памятников XVII века и более поздних характерно изображение не столько службы, совершаемой Господом, сколько службы, совершаемой вселенскими святителями.

Для памятников XVII века и более поздних характерно изображение службы, совершаемой вселенскими святителями

Эти изображение появляется в конхе алтарной апсиды. Мы видим это и в разрушенных росписях Калязинского монастыря, и в сохранившихся росписях Успенского собора Московского Кремля, в приделе храма Троицы в Никитниках, в Успенском соборе Троице-Сергиевой лавры.

– В основном сейчас разговор, за некоторым исключением, касался монументального церковного икусства. Как тема Евхаристии раскрывается в собственно иконах? Например, сразу вспоминается икона Богородицы «Неупиваемая Чаша»...

– В Государственном Историческом музее хранится икона «Три святителя» – своего рода Служба отцов: они показаны с разверзнутыми свитками, на которых – богослужебные тексты.

Литургия (Иже херувимы). Конец XVI в. ГТГ Литургия (Иже херувимы). Конец XVI в. ГТГ

– Когда композиция Евхаристии (Причащения апостолов), Службы святых отцов расположена в алтаре, священник, совершающий литургию, ощущает себя причастным к вечно совершающемуся таинству. Но миряне не всегда видят эти изображения...

– В древние времена верующие видели композицию Евхаристии, которая располагалась в алтаре. Но когда в XIV–XV-м веках иконостас – и византийский, и русский – стал более высоким, закрывающим часть алтарных росписей, возникла необходимость найти место, чтобы композиция Евхаристии была видна и мирянам. Один из первых высоких иконостасов – иконостас в Троицком соборе Троице-Сергиевой лавры, и там в праздничном ряду иконостаса расположены две композиции с Евхаристией. Подобное мало где повторялось, но буквально сразу же была написана для этого собора сень царских врат, которая затем была перенесена в Благовещенский храм соседнего села, а в советское время – в Третьяковскую галерею. Это древнейшая сень царских врат, с которой пошла традиция изображать Евхаристию на этом месте. До XVII века эта композиция была обязательна, чтобы подчеркнуть значимость Евхаристии, рассказать о ней. С середины XVII века над царскими вратами помещалась не Евхаристия, а Тайная Вечеря.

Фреска церкви Ап. Андрея на Треске, 1389 г. Фреска церкви Ап. Андрея на Треске, 1389 г.

– Благодаря такому расположению на сени царских врат, получается, верующие, вслед за апостолами, следуют к Чаше?

– Конечно. Есть даже миниатюры, выполненные грузинскими художниками на Афоне, где изображена Евхаристия – Христос в архиерейских одеждах причащает апостолов, а за апостолами идут святители.

– Как сегодня решается эта тема в современных храмах?

– Конечно, так или иначе изображают Евхаристию и Тайную вечерю, изредка – Небесную Евхаристию. Один из примеров –совсем недавний: в Покровском Хотьковском монастыре, в церкви Митрофана Воронежского, почти все росписи были уже закончены, и осталось расписать алтарь. Сначала было решено сделать там композицию «Спас на престоле», но оказалось, что если смотреть из храма, из-за иконостаса не видно голову Спасителя. Стали думать, какую композицию здесь разметить, чтобы она и визуально смотрелась грамотно, и была бы богословски обоснованна. Долго советовались, подключился я и Наталия Евгеньевна Алдошина. В итоге решили сделать сокращённую, поскольку места мало, Небесную Евхаристию со стоящим за престолом Христом, а ему сослужат два ангела – один в диаконских, другой в священнических одеждах. Как в Мистре, над сенью изображен Иисус Христос Ветхий днями, Господь – «приносяй и приносимый»: Он совершает жертву, и Он принимает эту жертву.

Смотри также
Об иконографии праздника Сретения Господня Об иконографии праздника Сретения Господня
Игум. Филипп (Перцев)
Об иконографии праздника Сретения Господня «Христос только приносится в храм, а Его уже показывают как Жертву Нового Завета»
Иконописец игумен Филипп (Перцев) об иконографии праздника Сретения Господня
Иконописный язык своей условностью заостряет суть событий, выводит наше мышление на уровень Священного Писания, на уровень гимна, псалма или стихиры.
Иконописец Анатолий Алешин об иконографии Рождества Христова Иконописец Анатолий Алешин об иконографии Рождества Христова Иконописец Анатолий Алешин об иконографии Рождества Христова «Младенцу, Который пришел спасти мир, предстоят крестные муки»
Иконописец Анатолий Алешин об иконографии Рождества Христова
В верхней части иконы акцент на Божественное, а внизу бытовыми деталями подчеркивается истинность Его воплощения в человеческом естестве.
Символы и образы Евхаристии у художников XX–XXI веков Символы и образы Евхаристии у художников XX–XXI веков
Оксана Головко
Символы и образы Евхаристии у художников XX–XXI веков Символы и образы Евхаристии у художников XX–XXI веков
Оксана Головко
Часто Тайная Вечеря изображается без деталей, подробностей, они не важны, поскольку конкретное историческое событие приобретает символическое, вневременное звучание.
Комментарии
Борис 15 ноября 2025, 12:34
Итересно дух захватывает .Спасибо.
Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все комментарии будут прочитаны редакцией портала Православие.Ru.
Войдите через FaceBook ВКонтакте Яндекс Mail.Ru или введите свои данные:
Ваше имя:
Ваш email:
Введите число, напечатанное на картинке

Осталось символов: 700

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • Православный календарь на каждый день.
  • Новые книги издательства «Вольный странник».
  • Анонсы предстоящих мероприятий.