Символы и образы Евхаристии у художников XX–XXI веков

Образ Евхаристии в церковном искусстве может звучать по-разному. Первый – через историческое изображение Тайной Вечери, как воспоминания последней трапезы Христа с учениками. Но в этом сюжете присутствует и указание на то, что таинство Причащения совершается в Церкви с того самого момента, как его установил тогда Христос в Сионской горнице, и по сей день. Часто Тайная Вечеря изображается без деталей, подробностей, они не важны, поскольку конкретное историческое событие приобретает символическое, вневременное звучание.

«Иконография ‟Тайной вечери” начинает складываться достаточно поздно. В росписях катакомб встречается только так называемая ‟Евхаристическая вечеря”, когда за трапезным столом изображают группу из нескольких человек, вкушающих хлеб и вино или лежащую на столе огромную рыбу»[1], – считает исследователь.

Одно из ранних изображений – мозаика церкви Сан-Аполлинаре Нуово в Равенне (VI век). Здесь на столе мы видим изображение рыбы, которая, если вспоминать раннехристианскую символику, была знаком Христа. Здесь две рыбы, что, возможно, отсылает нас и к чуду насыщения 5000 человек 5 хлебами и 2 рыбами.

Фреска на западной стене Спасо-Перображенского собора Мирожского монастыря Фреска на западной стене Спасо-Перображенского собора Мирожского монастыря

А вот уже на фреске западной стене Спасо-Перображенского собора Мирожского монастыря, 1140 г., на столе – одна рыба. И ее можно трактовать и как символ Христа, таким образом, еще четче обозначить Евхаристическую тему и провести робкую смысловую (именно смысловую) параллель с более поздней иконографией Христос – Агнец Божий.

Стол, за которым сидят ученики с Учителем, может быть наполнен предметами, а может быть лаконичен.

Роспись Мануила Панселиноса Роспись Мануила Панселиноса

Убранство стола уже лаконично, на нем – одна чаша, к которой тянется рука Иуды

Пример, где стол наполнен предметами, – роспись Мануила Панселиноса (ок.1312 года) из храма Богородицы монастыря Ватопед. На столе – много деталей, но в том числе обращает на себя внимание дискос с Агнцем, лежащий около Христа, то есть – отчетливо звучит тема Евхаристии. А вот в иконе «Тайная Вечеря» (1425–1427), Троицкий собор Свято-Троицкой Сергиевой лавры, убранство стола уже лаконично, на нем – одна чаша, к которой тянется рука Иуды. Предательство, за которым последует Жертва Христа и спасение человечества.

Художники ХХ века, безусловно, обращались к иконографии «Тайной Вечери». Архимандрит Софроний Сахаров в росписи трапезной монастыря Св. Иоанна Предтечи (1970 – нач. 1980-х гг.), Эссекс, Великобритания, изобразил композицию Тайной Вечери, но она максимально приближена именно к Евхаристии: на столе – потир и дискос, за столом – только верные, Иуда показан уходящим. Кстати, первоначально помещение планировалось использовать и как трапезную, и как часовню.

«Тайная вечеря», (1425-1427), Троицкий собор Свято-Троицкой Сергиевой лавры «Тайная вечеря», (1425-1427), Троицкий собор Свято-Троицкой Сергиевой лавры

Причащение апостолов

Литургическое осмысление этого события мы видим в другой иконографии – Причащение апостолов, или Евхаристия. Здесь уже важна не историческая правда, а духовная, потому вместо Иуды среди причащающихся апостолов оказывается Павел, которого не было в Сионской горнице. Рядом со Христом-Первосвященником – фигуры ангелов с рипидами, выполняющие функцию диаконов. Обязательно изображается престол с киворием, на престоле крест, дискос (например, мозаики Софии Киевской, XI век). Композиция часто размещается в восточной части храма, в алтаре, и бывает видна верующим, которые вслед за апостолами устремляются к Чаше.

Мозаика Софии Киевской Мозаика Софии Киевской

В мозаике храма Воскресения Христова (Спаса на Крови) в Санкт-Петербурге В мозаике храма Воскресения Христова (Спаса на Крови) в Санкт-Петербурге

Осмысляют подобную иконографию и художники конца XIX – начала XX века – в мозаике храма Воскресения Христова (Спаса на Крови) в Санкт-Петербурге, созданной по оригиналу Н.Н.Харламова. Сейчас мы не говорим о стилистических особенностях изображений, нас они интересуют только с точки зрения иконографии. Христос стоит впереди престола, условно – уже за алтарем, на орлеце, но визуально кажется, что Он находится под алтарной сенью, то есть евхаристическое звучание еще более усиливается.

Часто изображаются две фигуры Христа: с одной стороны Он причащает Телом, с другой – Кровью.

В соборе Святой Софии в Охриде В соборе Святой Софии в Охриде

Часто изображаются две фигуры Христа: с одной стороны Он причащает Телом, с другой – Кровью

Этой иконографии следуют и современные мастера, например, можно посмотреть роспись «Причащение апостолов» в кафедральном соборе Святителя Николая Свято-Никольского женского монастыря, Переславль – Залесский, 2006–2008 гг, руководитель проекта – Самсон Марзоев.

Нередко сцены Тайной Вечери и Евхаристии располагаются рядом, тем самым еще больше раскрывая полноту Евхаристических смыслов. Из современных примеров можно, например, назвать росписи храма Вифлеемских младенцев в Барнауле, выполненные Ириной Зарон. В композиции Тайной Вечери мы вновь видим лаконичное убранство стола, а Евхаристия представлена в менее распространенной иконографии, когда Христос показан в одном образе. Перед Ним на столе потир, в руке – дискос с Агнцем, другая рука – благословляет. Такую иконографию мы встречаем в соборе Святой Софии в Охриде (ок. 1040 г).

Роспись Ирины Зарон Роспись Ирины Зарон

Роспись монахини Иулиании Роспись монахини Иулиании

Причащение апостолов. Роспись Николая Сметанина Причащение апостолов. Роспись Николая Сметанина

Часто имеют место и изображения совершения литургии святыми

К такой иконографии прибегает, например, и Николай Сметанин в росписи храма во имя Святого великомученика и целителя Пантелеимона при доме-интернате для детей-инвалидов в Нижнем Новгороде.

Часто имеют место и изображения совершения литургии святыми. Как один из многочисленных примеров, можно привести роспись Серапионовой палаты Троице-Сергиевой лавры (1949), выполненную Марией Николаевной Соколовой (монахиней Иулианией), на которой изображен преподобный Сергей Радонежский, сподобившийся во время Божественной литургии сошествия Святого Духа в образе огня на Святые Дары и сослужения ангела.

Христос – Агнец Божий

Роспись Алексея Вронского Роспись Алексея Вронского

В храме во имя Преподобного Афанасия Афонского Выготского монастыря, Серпухов (1995–2007), руководитель проекта – Александр Соколов В храме во имя Преподобного Афанасия Афонского Выготского монастыря, Серпухов (1995–2007), руководитель проекта – Александр Соколов

Тема Евхаристии проявляется и особым образом в изображении Христа – Агнца Божия (одно из первых изображений – в композиции Служба святителей, Курбиново, церковь Св. Георгия, 1191). Эта иконография встречается достаточно часто и в современном церковном искусстве. Например, в росписях храма Покрова Божией Матери Свято-Успенской Святогорской лавры, Святогорск, Донецкая область (2007), автор проекта – Алексей Вронский; храма во имя Преподобного Афанасия Афонского Выготского монастыря, Серпухов (1995–2007), руководитель проекта – Александр Соколов. Младенец находится в Чаше, покрытый воздухом, Чаша стоит на престоле, над престолом – киворий. Литургическая иконография, в которой подчеркивается тема искупительной Жертвы Христа. Христос здесь воспринимается как жертвенный Агнец.

Курбиново, церковь Св. Георгия Курбиново, церковь Св. Георгия

Сосуд мыслится и как образ яслей, в которых Он лежал после Рождения, и как Его гроб

Сосуд мыслится и как образ яслей, в которых Он лежал после Рождения, и как Его гроб. И здесь вспоминается иконография Рождества, где Младенец Христос лежит в яслях, в пещере, а она отсылает нас и той пещере, куда потом положат Его тело, а младенческие пелены напоминают погребальные пелены. В качестве примера укажем икону «Рождество Христово» из иконостаса Сергиевского придела храма Успения Богородицы в газетном переулке (2017), автор – протоиерей Николай Чернышев.

Роспись Александра Солдатова Роспись Александра Солдатова

Когда иконография Христос – Агнец Божий появляется на алтарной преграде, это еще более подчеркивает символически-смысловую нагрузку изображения. Например, мы видим это в храме Воскресения Христова в Беслане (руководитель проекта – Александр Солдатов).

В храме Воскресения Христова в Беслане В храме Воскресения Христова в Беслане

Мне кажется, здесь уместно провести параллель и с иконографией Христа во Гробе, особенно когда дается поясное изображение Господа, стоящего во гробе. Пример современного решения – роспись Ярослава Добрынина в церкви Святого Силуана Афонского в монастыре Святого Антония Великого (Франция) или в церкви Святого Николая в Кленниках.

Роспись Ярослава Добрынина в церкви Святого Николая в Кленниках Роспись Ярослава Добрынина в церкви Святого Николая в Кленниках

Роспись Ярослава Добрынина в церкви Святого Силуана Афонского в монастыре Святого Антония Великого (Франция) Роспись Ярослава Добрынина в церкви Святого Силуана Афонского в монастыре Святого Антония Великого (Франция)

В храме Рождества Христова в Мытищах Александр Соколов образом Христа – Агнца Божия объединил две композиции – Причащение апостолов и Службу святых отцов.

В чем-то с иконографией Христос – Ангел Божий перекликается мотив, который звучит в некоторых изводах Сретения, когда Младенец, которого Богородица передает старцу Симеону, оказывается над престолом[2].

В храме Рождества Христова в Мытищах. Роспись Александра Соколова В храме Рождества Христова в Мытищах. Роспись Александра Соколова

Осмысляя прошлое

Изображение хлеба и вина могут не нести символической составляющей, но – направлять к смысловом центру. Например, в росписи Александра Солдатова храма Василия Великого при православной гимназии Василия Великого корзина с вином и чаша с виноградом над окнами выполняют, скорее, декоративную функцию, заполняя и обыгрывая архитектурное пространство, хотя и напоминая о том, что во время Евхаристии именно хлеб и вино прелагаются в Тело и Кровь Христовы. Таким образом, они ведут к смысловому центру композиции – ко Христу.

Христос – смысловой центр, к которому всё сходится, поскольку Он – центр жизни.

В верхней части композиции мы видим текст – слова из евхаристической молитвы, так что верующие не только видят изображение совершения таинства, но и «слышат» его. Это тоже – в традиции иконографии данного сюжета, вспомним, например, мозаику собора Михайловского Златоверхого монастыря в Киеве, 1113 г.

Образ Богородицы в конхе апсиды храма Василия Великого напоминает нам Ее образ из храма Святой Софии Константинопольской IX века. Но Александр Солдатов не копирует, не реконструирует образы, а переосмысляет…

В катакомбах В катакомбах

Изображение птиц, виноградных гроздей и листьев в пространстве храма часто служит обозначением Райского сада. Но все-таки порой можно говорить о них если не как о евхаристические символах, то как о напоминании о главном таинстве Церкви. Крестильный храм Святого благоверного князя Димитрия Донского, подворье Троице-Сергиевой лавры, поселок Горки-8. Руководитель проекта – Валерий Федоров. И здесь вспоминаются изображения римских катакомб, в которых изображения виноградной лозы трактуются в том числе и как символы Евхаристии (например, росписи в катакомбах Св. Прискиллы, III век. Рим, Претекстата, IV в).

Роспись Владимира Любарского Роспись Владимира Любарского

Притча о блудном сыне становится образом наших отношений с Богом, в центре которых – Евхаристия

Евхаристическое звучание могут приобретать и композиции, которые изначально имеют несколько другое значение. Например, в росписи храма Преподобного Сергия Радонежского в селе Алмазово, Московская область (авторы – Антон Яржомбек и Владимир Любарский), притча о блудном сыне становится образом наших отношений с Богом, в центре которых – Евхаристия. Потому отец в центральной сцене предстает священником, и за ним угадывается образ Христа, недаром в его руках дискос с Агнцем: в блюде, по сюжету – с головой тельца, угадывается жертвенный агнец. Кстати, виноградный орнамент здесь тоже имеет евхаристическое звучание.

Это совсем краткий обзор того, как решают современные иконописцы эту сложную и глубокую тему, опираясь на традиции церковного искусства.

Оксана Головко

18 января 2022 г.

[1] Бобров Ю.Г. Основы иконографии памятников христианского искусства. М., 2010. Стр. 96–97.

[2] Сретение Господне. Икона монахини Иулиании (Соколовой) из храма в честь Покрова Прествятой Богородицы Московских духовной академии и семинарии. Или, например, в росписи, сделанной Ярославом Добрыниным в том же храме Святого Силуана Афонского.

Православие.Ru рассчитывает на Вашу помощь!
Смотри также
Лекция 25. Таинство Евхаристии Лекция 25. Таинство Евхаристии
Священник Андрей Рахновский
Лекция 25. Таинство Евхаристии Лекция 25. Таинство Евхаристии
Православные просветительские курсы
Священник Андрей Рахновский
Рассмотрены темы: частота и препятствия к причащению, богослужебный смысл Таинства, значение Причастия для духовной жизни.
Иконография Страстной Седмицы Иконография Страстной Седмицы Иконография Страстной Седмицы Иконография Страстной Седмицы
ФОТОГАЛЕРЕЯ
Деяния и беседы Христа с учениками, установление Таинства Евхаристии, предательство Иуды, заключение Господа под стражу, Его страдания и уничижение, распятие, смерть и погребение.
Окно в горний мир (+ВИДЕО) Окно в горний мир (+ВИДЕО)
Прот. Леонид Калинин о церковном искусстве
Окно в горний мир (+ВИДЕО) Окно в горний мир (+ВИДЕО)
Беседа с протоиереем Леонидом Калининым о церковном искусстве
Никита Филатов
Почему церковное искусство выделилось в отдельную область культуры? Должно ли оно хранить традиции или может трансформироваться под влиянием новых стилей, да и просто вкусов людей? Нужно ли делать искусство простым и понятным?
Комментарии
Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все комментарии будут прочитаны редакцией портала Православие.Ru.
Войдите через FaceBook ВКонтакте Яндекс Mail.Ru Google или введите свои данные:
Ваше имя:
Ваш email:
Введите число, напечатанное на картинке

Осталось символов: 700

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • Православный календарь на каждый день.
  • Новые книги издательства «Вольный странник».
  • Анонсы предстоящих мероприятий.
×