«Вот это всё» и немного соли

Костромские заметки

Как мы пол меняли

Иерей Михаил Розин у Ильинского храма в селе Здемирово Иерей Михаил Розин у Ильинского храма в селе Здемирово

Утро выдалось веселым: меня обозвали толстым, на радость всей нашей артели. Подходит, главное, бабуля – и громко так говорит Сереге:

– А где этот, толстый, который здесь вчера доски жег? Пусть выйдет!

Серега заходит – и, трясясь от хохота, вызывает меня:

– Слышь, толстый! Выходи на переговоры – население интересуется толстомордой твоей персоной. Топор только оставь – бабулю испугаешь. Раскольников, тоже мне.

Весь из себя стройный и озадаченный, выхожу к парламентерше – чего, спрашиваю, надобно.

– Досок, – говорит, – дай. Ты их все равно сожжешь, а у мужа пол в гараже прогнил. Досок дай.

– Так эти же тоже гнилые, иначе чего бы ради я их сжигал-то, – отвечаю.

– А мы разберемся

– Ну, смотрите сами.

Тут очень вовремя подъехал отец Михаил и привез артельщикам кофею – это у него порядок такой, – и быстро разрешил все вопросы. Бабуля хотела заплатить за старые доски, но священник отказался:

– Негоже, – говорит, – за хлам деньги брать. – Только, уж простите, самовывоз.

На радостях бабуля поскакала домой. Проскакивая мимо меня, всмотрелась пристальнее – и принялась извиняться: мол, ты-то, паря, не толстый, наверное, не ты вчера и был-то, я тебя с кем-то спутала. Дипломат прирожденный – Лавров отдыхает. В артели меня только так теперь и зовут: «Толстый, где грунтовка?», «Толстый, будь мужиком – смени пол!» (мы как раз полы меняли), и прочие товарищеские прибаутки. Ладно, не обижаюсь.

Мутный поток

С шутками-прибаутками прошел этот короткий день. Стоим, уже вечерком, во дворе, обсуждаем планы на завтра. Смотрим – по тропинке идут трое подростков, две девочки и мальчик, толкают впереди себя коляску, в ней – два упитанных карапуза, в шапках, и важные донельзя. Идиллия же: старшие помогают родителям, занимаются с младшими. Поравнялись с нами, и мы услышали обрывки их диалога. Вот тут мы оторопели: такого мерзкого сквернословия не слыхали даже самые опытные из нас. Такой мутный поток – злобный, напористый, тошнотворный, – и все это не на зоне какой-нибудь, а на берегу замерзающей Волги, в древнем русском селе, рядом с родиной Ивана Сусанина. Мы ничего не моли сказать: просто окаменели. Посмотрели друг на друга: «Да, до Святой Руси нам ползти и карабкаться». Спрашиваю, может, имеет смысл провести с подростками воспитательную работу. Серега вздохнул:

– Да хоть зачитайся лекциями – без толку. Пойми: они так разговаривают, они по-другому не умеют. У них в семье так общаются. Я однажды попытался было объяснить таким вот милым деткам, что сквернословие – позор, так чуть не побили. С тем же успехом ты можешь их просить говорить на японском. Пойми ты: они другого языка не знают. Вот и вся тебе Святая Русь...

А тут еще отец Михаил свалился с температурой и дня три не мог из дома выйти, так что это время мы провели в задумчивой, а то и обреченной, печали, хоть и работали. Потом, смотрим, подвоз кофе возобновился: ага, батюшка вновь на ногах, значит, пусть помогает обрести мир и спокойствие.

Выть-горевать – не выход

Нет, иллюзий отец Михаил не питает. Сам из этого же Здемирово, прекрасно знакомый с духовным состоянием его жителей, он ничуть не придерживается опасного убеждения, что сам факт существования русского народа дает повод говорить о какой-то особой его, народа, духоносности. Часто, по словам священника, душком несет еще тем, снизу. И здесь не до фанфар с гимнами и барабанами: духовное состояние русского народа благополучным назвать нельзя. Если мы уж говорим о Святой Руси, то должны признать, что нам до нее ой как далеко.

Духовное состояние русского народа благополучным назвать нельзя. Если уж мы говорим о Святой Руси, то должны признать, что нам до нее ой как далеко

Или, лучше, – что идет самая настоящая война между Святой Русью и «вот этим вот всем». И не дай Бог, если «это всё» восторжествует. Век назад мы уже были свидетелями такого торжества: до сих пор памятники на каждом углу напоминают, во что может превратиться русский человек, «освободившийся» от Бога, – в расхристанную массу. Сейчас мы в рабстве, ведь если мы усвоили черный язык сквернословия, следовательно, мы порабощены именно темным силам, которые на этом языке и общаются. И если мы хотим освободиться от этого духовного рабства, то мы должны усвоить другой – чистый – язык. Хотя бы обычный русский, на котором говорили наши святые. Там, глядишь, и до молитвы недалеко, а это уже небесный язык.

С другой стороны, по словам священника, если уж мы взялись воевать, то опускать руки не стоит:

– А то что это за воин: вроде вышел на битву – и после первых же ударов руки опустил, и ну выть-горевать! Мол, если сразу не получилось, то и бороться не имеет смысла. Нет, так не делается. Нужны терпение, надежда, вера. И еще – любовь.

Насчет любви сильно удивил, конечно, артельщиков. Как это я любя воевать буду? Пояснил:

– Любить мы должны человека, а грех – да, грех мы должны ненавидеть. Непонятно? Ладно, садитесь в машину – покажу один пример здоровой любви и здоровой ненависти.

Привез в огромный магазин в Красном-на-Волге (нам как раз новые маски нужны были, а то пыль во время работы стоит страшная) – и показывает ящик для сбора пожертвований для стариков, которые живут в Доме престарелых неподалеку.

– Деньги на Святую Русь собираются в эти ящики. Потому что Русь становится Святой, когда русский человек вспоминает и исполняет заповедь о любви к ближнему. Теперь люди помогают, и очень этому рады. Вот и получается, что мы, во-первых, ненавидим, когда старики живут в бедности; а во-вторых, любим их, и свою любовь доказываем – кто сбором денег, кто продукты купит, а кто просто в гости съездит. Так что до конца мы еще не протухли. Соль, слава Богу, еще осталась.

«Соленые» христиане

В доказательство отец Михаил привел недавнюю историю из жизни общины Ильинского храма села Здемирово. Не очень большая, но крепкая. Такая, знаете, настоящая. В селе это нетрудно, но все-таки: все знают друг друга по именам, отчествам и фамилиям, иногда дают прозвища, вроде «Толстый», и помогают друг другу – иногда продуктами, деньгами. И всегда – молитвой.

– Пару недель назад в храм пришла одна из прихожанок, едва стоит на ногах от горя, лицо серое. Бросились к ней – в чем дело? Оказалось, муж повесился. Мало того, что сын воюет, так еще и это. Впал в уныние, запил, и вот – повесился: зачем я вам такой сдался. Приехала домой, почувствовав неладное, а тут такое дело. Срезала эту поганую веревку, отвезла мужа на «скорой» в реанимацию, а сама ринулась в храм. Просила молиться всех. Разумеется, молились – здесь только на Христа надежда. В храме есть чудотворная икона Пресвятой Богородицы «Неупиваемая Чаша», написанная покойным отцом Алексием Розиным – вот и молились, крепко, искренне, со слезами. Неделю откачивали дядьку, вытаскивали с того света. Так ведь откачали: выжил, слава Богу. Хотя шансов минимум было, если вообще были. Сейчас каждую неделю ходит на Исповедь и причащается. А раньше – кнутом в храм не загонишь. Вот тебе и «никому не нужный». Дай Бог ему здоровья – и телесного, и наипаче духовного. Опасное это дело. Помню, папа рассказывал, как ему один спасенный из петли человек говорил: «Я вишу, еще не умер, но чувствую, что ноги уже в адском огне». Ох, избавь нас Господь от такого конца!

Такое вот, еще одно «обычное» чудо в обычном крепком православном приходе. Да, чудо, потому что сколько человек, поддавшихся отчаянию, не удалось вытащить с того света по всей Руси-матушке. Еще один признак здоровой христианской общины – ни слова осуждения в адрес спасенного человека. Ты себе внимай, и уж будь уверен, что у тебя своих грехов выше крыши.

Молитва, движимая состраданием и деятельной любовью, которой чуждо осуждение, многое может

Казалось бы, просто помолились. Видимо, не «просто». Видимо, молитва, движимая состраданием и деятельной любовью, которой чуждо осуждение, многое может. Кстати, здесь, в храме, ежедневно, каждый вечер, читают молитвы о наших воинах.

– Веришь, что молитва эта – не праздная, а действенная, – говорит священник. – Да, много грязи, даже ужаса в нашей жизни, способных ввергнуть человека в беспросветное уныние. В принципе, это и есть их задача: замарать, изгадить, убить. Но если наше Отечество – Небо, а это так и есть (ср. «Царство Мое не от мира сего» (Ин.18, 36)), то давайте пытаться соответствовать требованиям этого Царства уже здесь, на Руси. Глядишь, тогда и можно будет назвать ее Святой, хоть мы сами и не святые ни разу.

Петр Давыдов

23 декабря 2025 г.

P.S. Дорогие братья и сестры! Приход Ильинского храма села Здемирово помогает Дому милосердия имени Сергея Ивановича Бирюкова в Красносельском районе Костромской области. Сейчас здесь проживают 17 подопечных: инвалиды и бывшие бездомные. Средний возраст подопечных – 65 лет. Уход, питание, помощь с документами, досуг и духовное просвещение – главная забота сотрудников и помощников Дома милосердия. Вы можете также помочь нашим подопечным: мы всегда нуждаемся как в продуктах питания, так и в моющих средствах, медикаментах, белье и многом другом. Можно и перечислить посильную помощь на карту Сбербанка отца Михаила Розина с комментарием «Пожертвование» или «Дом милосердия». Вот ее номер:

  • 2202 2061 3762 6045 (получатель – Михаил Алексеевич Р.)

Спаси вас Господь!

Смотри также
Не велел Господь тужить. Памяти иер. Николая Белова Не велел Господь тужить. Памяти иер. Николая Белова
Надежда Муравьева
Не велел Господь тужить. Памяти иер. Николая Белова Не велел Господь тужить
Памяти иерея Николая Белова
Надежда Муравьева
Знал сельский батюшка, что благодатны его труды, что не просто так велено ему было возродить эту церковь. Значит, нужна она. Значит, угодно Богу, чтобы звучала здесь молитва за людей, за страну, за землю эту.
Спокойные чудеса здемировского прихода Спокойные чудеса здемировского прихода
Петр Давыдов
Спокойные чудеса здемировского прихода Спокойные чудеса здемировского прихода
Петр Давыдов
Если твоя работа благословлена Богом, то она, во-первых, идет на удивление хорошо, во-вторых, доставляет радость.
Храм, который космонавт Гречко увидел из космоса Храм, который космонавт Гречко увидел из космоса
Надежда Муравьева
Храм, который космонавт Гречко увидел из космоса Храм, который космонавт Гречко увидел из космоса
Надежда Муравьева
Все годы отец Димитрий хранит и благоукрашает древнюю Казанскую церковь. Теперь она отреставрирована, прекрасно расписана, вместо печей – современное отопление. А вот освещается храм во время службы по-прежнему... свечами! И так это душу греет.
Комментарии
Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все комментарии будут прочитаны редакцией портала Православие.Ru.
Войдите через FaceBook ВКонтакте Яндекс Mail.Ru или введите свои данные:
Ваше имя:
Ваш email:
Введите число, напечатанное на картинке

Осталось символов: 700

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • Православный календарь на каждый день.
  • Новые книги издательства «Вольный странник».
  • Анонсы предстоящих мероприятий.