В декабре этого года мне довелось побывать с гуманитарной миссией на Донбассе – в Горловке, Макеевке, Енакиево. Эту миссию организовал фонд Караван «Надежды», конкретно – заместитель президента фонда, ветеран войны в Афганистане Игорь Анатольевич Лаврешин. Мы ехали втроем: я, Игорь Анатольевич и мой сын Роман, студент 2-го курса Ленинградского государственного университета. В сборе гуманитарной помощи огромное содействие нам оказал благочинный Фрунзенского района Санкт-Петербурга, настоятель Свято-Георгиевской церкви протоиерей Алексий Исаев, а также настоятель Петропавловского собора Санкт-Петербурга архимандрит Александр (Федоров). От Совета ветеранов Санкт-Петербурга, благодаря содействию героя России капитана 3-го ранга А.Г. Зайцева, нам был передан груз лекарств и продуктов для воинов СВО.
В Горловке, в поселке Гольмовский, мы посетили с гуманитарной миссией храм святого апостола Андрея Первозванного, как раз в день престольного праздника – 13 декабря. О жизни храма в последние годы нам рассказал настоятель, протоиерей Вадим Морозов. В прошлом году он приезжал в Санкт-Петербург в рамках проекта фонда «Донбасс. Семь дней без войны».
Обстрелы начались еще с 2014 года. В храм было несколько прямых попаданий. Отец Вадим вспоминает, как однажды украинская ракета попала в келью его помощника, алтарника Алексея. К счастью, он за 5 минут до попадания вышел из помещения. Воистину, дивны дела Твоя, Господи. Ибо от кельи не осталось практически ничего. Задержись там Алексей на эти 5 минут… Действительно, не думай о секундах свысока.
ВСУ били по храму во время литургии верных. О. Вадим поминает Патриарха: «Великого Господина и Отца нашего Кирилла…», а рядом взрываются дроны
Другой раз ВСУ били по храму во время литургии верных. Как раз отец Вадим выходил на амвон во время Великого входа. Он поминает Патриарха: «Великого Господина и Отца нашего Кирилла…», а в это время рядом взрываются дроны. Он говорит прихожанам: «Пригнитесь, присядьте». А сам стоит и думает: «Как же это я присяду с Чашей и дискосом в руках?» И Бог его уберег: осколки не достали ни его, ни прихожан. И таких событий с 2014 года было множество. Однажды отец Вадим приходит в храм, где он накануне оставил на жертвеннике священные сосуды, и видит, что тарелица для проскомидийных частиц повреждена осколком. А все прочие сосуды целы.
Дорога от Горловки к Гольмовскому напоминает лунный пейзаж: вся она не просто в рытвинах, а в самых настоящих кратерах. На обочине мы насчитали не менее трех сгоревших проржавевших машин. Отец Вадим рассказывал, что над дорогой в 2023 и 2024 годах и в первой половине 2025 года регулярно зависали дроны, которые охотились и за отдельными машинами, и за отдельными людьми. Кончилось тем, что и автобус, и даже скорая помощь перестали ездить в Гольмовский. Отцу Вадиму временами приходилось самому вывозить больных прихожан и привозить продовольствие нуждающимся. Полегче стало, когда отодвинули линию фронта. Но и сейчас временами прилеты случаются. Расслабляться с той стороны не дают. И тем не менее отец Вадим и его прихожане исполнены глубокой веры в милость Божию и нашу конечную победу. «Бог не оставит», – говорит отец Вадим.
В воскресенье, 14 декабря, Господь сподобил нас молиться за литургией в Богоявленском соборе города Горловки, а мне грешному – сослужить митрополиту Горловскому Митрофану. Из рассказа владыки Митрофана стала очевидной трагедия Горловки. Только перед Пасхой 2025 года на ее долю пришлось 256 прилетов вражеских дронов. На центральной улице Горловки были убиты 6 водителей и серьезно повреждены 6 автобусов. Ситуация улучшилась после наступления российских войск летом-осенью 2025 года, которые отодвинули линию фронта. Глядя на великолепный Богоявленский собор, трудно поверить, что на него пришлось с десяток попаданий ракет и дронов. Однако владыка Митрофан объяснил ситуацию: «Мы не желаем, чтобы наш собор был военным мемориалом. Мы хотим, чтоб он был памятником мира и созидания».
Нашим следующим храмом стала церковь святителя Николая Чудотворца в Макеевке. Мы приехали в разгар подготовки храма к престольному празднику. Настоятель, отец Александр, был рад подаркам: подсвечникам, иконам, свечам, ладану и т.д. Он рассказывал о бедах, которые пережила Макеевка, начиная с 2014 года, когда на ее территории шли бои между добровольческими частями ДНР и ВСУ. Удивительно, но у отца Александра не было никакой не то что злобы, но даже и раздражения против тех, кто стрелял по его храму, угрожал жизни его прихожан. Напротив, какая-то жалость сквозила в его рассказе о сбитых с толку и брошенных своим же начальством, запуганных украинских хлопцах, которые против своей воли оказались на совершенно не нужной им войне. А в его храм было несколько прямых попаданий. Он показывал места, где были пробиты стены, крыша. От него мы услышали ряд удивительных историй о чудесах на войне. Он рассказал нам, в частности, о воине Игоре, который был спасен от смерти благодаря кресту, в который попала вражеская пуля. Он поведал нам об отце и сыне, которые вместе ушли на войну. То, чем он с нами поделился, – без преувеличения повесть о благодати Божией и мужестве человеческом.
Сходный рассказ нам поведал воин Роман, которому мы передавали в Енакиевской администрации медикаменты и маскировочные сети. Он рассказал, как спасался от дрона, прильнув к дереву и слившись с ним с одной мыслью: «Господи, спаси! Господи, помилуй!» И Бог его услышал: дрон отклонился в сторону…
Чего боятся жители Донбасса? Только того, что их могут бросить и предать. Характерен рассказ владыки Митрофана о судьбе шестерых священников в Красном Лимане, после того, как наши войска вначале зашли в него, а потом ушли… Двум священникам удалось бежать, остальные попали в застенки СБУ, из которых пока удалось вытащить по обмену только одного. Хочется надеяться, что жители Донбасса не станут жертвой очередного торга и размена, что доживут до спокойной и достойной жизни, а на Донбасскую землю рано или поздно придет справедливый мир.
И в завершение – еще об одном чуде. В Макеевке мы с ужасом убедились, что за время нашего многотрудного пути у нашего старенького Фиата Дуката стерлись тормозные колодки. На донбасских ухабах у нас заклинило заднюю и боковую двери. Словом, назад мы ехали «на честном слове и на одном крыле». И если бы не милость святителя Николая Чудотворца и не искусство Романа, вряд ли бы мы добрались. И наше возвращение в Санкт-Петербург явилось самым настоящим предрождественским чудом.