Библия, изложенная для семейного чтения.
Разделение Еврейского царства на Иудейское и Израильское.
Пророк Елисей

"И
И выслал к нему Елисей слугу сказать: пойди, омойся семь раз в Иордане, и обновится тело твое у тебя, и будешь чист. 4 Цар. 5:10
Многочисленными чудесами ознаменовалось после этого призвание к пророческому служению Елисея. Тут же, в бесплодной местности Иерихона, он вредную воду сделал здоровой, бросив в нее соли.

Оттуда пошел он в Вефиль. «Когда он шел дорогою, малые дети вышли из города и насмехались над ним и говорили ему: иди, плешивый! иди, плешивый! Он оглянулся и увидел их и проклял их именем Господним. И вышли две медведицы из леса и растерзали из них сорок два ребенка. Отсюда пошел он на гору Кармил, а оттуда возвратился в Самарию». И продолжал ревностно предаваться своему пророческому служению, утверждая в вере народ израильский и свидетельствуя о Духе Божием, в нем пребывающем, многочисленными чудесами.

Народ видел в нем посланника Божия, назидался словом его, и хотя не пришел к полному покаянию, но все же отклонялся отчасти от служения языческим богам, к которым привлечены были многие израильтяне их нечестивыми царями. Стали и великие земли обращаться к нему за советами, и бедные постоянно прибегали к его помощи. «Одна из жен сынов пророческих с воплем говорила Елисею: раб твой, мой муж, умер; а ты знаешь, что раб твой боялся Господа; теперь пришел заимодавец взять обоих детей моих в рабы себе. И сказал ей Елисей: что мне сделать тебе? скажи мне, что есть у тебя в доме? Она сказала: нет у рабы твоей ничего в доме, кроме сосуда с елеем. И сказал он: пойди, попроси себе сосудов на стороне, у всех соседей твоих, сосудов порожних набери немало; и пойди, запри дверь за собою и за сыновьями твоими, и наливай во все эти сосуды; полные отставляй».

Так и сделала та вдова, сыновья подавали ей сосуды, а она наливала в них, пока не осталось более сосудов. И остановилось масло. Тогда пошла она и «пересказала человеку Божию. Он сказал: пойди, продай масло и заплати долги твои; а что останется, тем будешь жить с сыновьями твоими».

(4 Цар. 2, 23, 25; 4, 1–4, 7).

Елисей повсюду посещал пророков, особенно тех, которые жили на горе Кармил, как завещал ему пророк Илия. При нем богопочитание настолько восстановилось, что даже царь Иорам, такой же нечестивый, как и отец его, нашел нужным уничтожить статуи Ваала; а предпринимая поход против моавитян в союзе с Иудейским царем Иосафатом, не отказался вместе с ним обратиться с просьбой к Елисею, чтобы «вопросить чрез него Господа», когда, проходя через земли царя Едомского, данника Иосафатова, сопровождавшего их «дорогою пустыни Едомской», они остались без воды «для войска и для скота, который шел за ним». И пошли к Елисею «царь Израильский, и Иосафат, и царь Едомский».

«И сказал Елисей царю Израильскому: что мне и тебе? пойди к пророкам отца твоего и к пророкам матери твоей. И сказал ему царь Израильский: нет, потому что Господь созвал сюда трех царей сих, чтобы предать их в руку Моава. И сказал Елисей: жив Господь Саваоф, пред Которым я стою! Если бы я не почитал Иосафата, царя Иудейского, то не взглянул бы на тебя и не видел бы тебя; теперь позовите мне гуслиста. И когда гуслист играл на гуслях, тогда рука Господня коснулась Елисея, и он сказал: так говорит Господь: делай на сей долине рвы за рвами, ибо так говорит Господь: не увидите ветра и не увидите дождя, а долина сия наполнится водою, которую будете пить вы и мелкий и крупный скот ваш; но этого мало пред очами Господа; Он и Моава предаст в руки ваши, и вы поразите все города укрепленные и все города главные, и все лучшие деревья срубите, и все источники водные запрудите, и все лучшие участки полевые истребите каменьями. Поутру, когда возносят хлебное приношение, вдруг полилась вода по пути от Едома, и наполнилась земля водою.

Когда Моавитяне услышали, что идут цари воевать с ними, тогда собраны были все, начиная от носящего пояс и старше, и стали на границе. Поутру встали они рано, и когда солнце воссияло над водою, Моавитянам издали показалась эта вода красною, как кровь. И сказали они: это кровь; сразились цари между собою и истребили друг друга; теперь на добычу, Моав! И пришли они к стану Израильскому. И встали Израильтяне и стали бить Моавитян, и те побежали от них, а они продолжали идти на них и бить Моавитян. И города разрушили, и на всякий лучший участок в поле бросили каждый по камню и закидали его; и все протоки вод запрудили и все дерева лучшие срубили, так что оставались только каменья в Кир-Харешете. И обступили его пращники и разрушили его.

И увидел царь Моавитский, что битва одолевает его, и взял с собою семьсот человек, владеющих мечом, чтобы пробиться к царю Едомскому; но не могли. И взял он сына своего первенца, которому следовало царствовать вместо него, и вознес его во всесожжение на стене. Это произвело большое негодование в Израильтянах, и они отступили от него и возвратились в свою землю».

(3 Цар. 22, 7. 4 Цар. 3, 8, 9, 12–27)

Однажды пророк Елисей пришел в Сонам. Здесь одна богатая женщина упросила его зайти в ее дом «есть хлеба»; и после того, когда он проходил по дороге из Самарии на Кармил, всегда заходил к ней «есть хлеба».

«И сказала она мужу своему: вот, я знаю, что человек Божий, который проходит мимо нас постоянно, святой; сделаем небольшую горницу над стеною и поставим ему там постель, и стол, и седалище, и светильник; и когда он будет приходить к нам, пусть заходит туда. В один день он (Елисей) пришел туда, и зашел в горницу, и лег там, и сказал Гиезию, слуге своему: позови эту Сонамитянку и скажи ей: вот, ты так заботишься о нас; что сделать бы тебе? не нужно ли поговорить о тебе с царем, или с военачальником? Она сказала: нет, среди своего народа я живу. И сказал он: что же сделать ей? И сказал Гиезий: да вот, сына нет у нее, а муж ее стар. И сказал (Елисей): позови ее. Он позвал ее, и стала она в дверях. И сказал он (пророк): через год, в это самое время, ты будешь держать на руках сына. И сказала она: нет, господин мой, человек Божий, не обманывай рабы твоей. И женщина родила сына на другой год, в то самое время, как сказал ей Елисей. И подрос ребенок и в один день пошел к отцу своему, к жнецам. И сказал отцу своему: голова моя! голова моя болит! И сказал тот слуге своему: отнеси его к матери его. И понес его и принес его к матери его. И он сидел на коленях у нее до полудня, и умер. И пошла она, и положила его на постели человека Божия, и заперла его, и вышла. И отправилась, в сопровождении слуги, к человеку Божию, к горе Кармил».

Увидев издали и узнав сонамитянку, Елисей выслал навстречу ей Гиезия спросить ее, здорова ли она, и муж ее, и сын ее? Она же, ответив, что здоровы, «пришла к человеку Божию на гору и ухватилась за ноги его». Когда же Гиезий хотел отвести ее, то Елисей сказал ему: «Оставь ее, душа у нее огорчена, а Господь скрыл от меня и не объявил мне».

«И сказала она: просила ли я сына у господина моего? не говорила ли я: не обманывай меня? И сказал он Гиезию: опояшь чресла твои и возьми жезл мой в руку твою, и пойди и положи посох мой на лице ребенка. И сказала мать ребенка: жив Господь и жива душа твоя! не отстану от тебя. И он встал и пошел за нею. Гиезий пошел впереди их и положил жезл на лице ребенка. Но не было ни голоса, ни ответа. И вышел навстречу ему (Елисею), и донес ему, и сказал: не пробуждается ребенок. И вошел Елисей в дом, и вот, ребенок умерший лежит на постели его. И вошел, и запер дверь за собою, и помолился Господу. И поднялся и лег над ребенком, и приложил свои уста к его устам, и свои глаза к его глазам, и свои ладони к его ладоням, и согрелось тело ребенка, и открыл ребенок глаза свои. И позвал он Гиезия и сказал: позови эту Сонамитянку». Когда пришла она к нему, то отдал ей сына ее. «И упала она ему в ноги, и поклонилась до земли; и взяла сына своего и пошла. Елисей же возвратился в Галгал.

И был голод в земле той, и сыны пророков сидели пред ним».

Когда подали им кушать похлебку, сваренную из дикого вьющегося растения, то она оказалась ядовитой. Елисей же всыпал в нее муки, и не стало в ней ничего вредного.

Затем пришел кто-то «из Ваал-Шалиши и принес человеку Божию хлебный начаток — двадцать ячменных хлебцев и сырые зерна в шелухе».

«И сказал Елисей: отдай людям, пусть едят. И сказал слуга его: что тут я дам ста человекам? И сказал он: отдай людям, пусть едят, ибо так говорит Господь: насытятся, и останется. Он подал им, и они насытились, и еще осталось, по слову Господню».

(4 Цар. 4, 8, 9–21, 25, 27—36, 37—38, 42–44)

И еще замечательное чудо совершил пророк Елисей над военачальником Сирийского царя Нееманом, получившим от него исцеление от проказы. Узнав о чудесах пророка Елисея от молодой пленной израильтянки, служившей при жене его, Нееман решил отправиться в Самарию и обратиться к Елисею. Чтобы легче было попасть к нему, Нееман повез письмо царя Сирийского к царю Израильскому, «в котором было сказано: вместе с письмом сим, вот, я посылаю к тебе Неемана, слугу моего, чтоб ты снял с него проказу его».

«Царь Израильский, прочитав письмо, разодрал одежды свои и сказал: разве я Бог, чтобы умерщвлять и оживлять, что он посылает ко мне, чтобы я снял с человека проказу его? вот, теперь знайте и смотрите, что он ищет предлога враждовать против меня.

Когда услышал Елисей, человек Божий, что царь Израильский разодрал одежды свои, то послал сказать царю: для чего ты разодрал одежды свои? пусть он придет ко мне, и узнает, что есть пророк в Израиле. И прибыл Нееман на конях своих и на колеснице своей, и остановился у входа в дом Елисеев. И выслал к нему Елисей слугу сказать: пойди, омойся семь раз в Иордане, и обновится тело твое у тебя, и будешь чист».

Разгневанный тем, что Елисей лично не призвал над ним имя Господа своего и не возложил на него руки свои, Нееман сначала пренебрег воспользоваться предложенным средством. Но по совету своих слуг согласился послушаться пророка. «И пошел он и окунулся в Иордане семь раз, по слову человека Божия, и обновилось тело его, как тело малого ребенка, и очистился. И возвратился к человеку Божию он и все сопровождавшие его, и пришел, и стал пред ним, и сказал: вот, я узнал, что на всей земле нет Бога, как только у Израиля; итак прими дар от раба твоего. И сказал он (Елисей): жив Господь, пред лицем Которого стою! не приму. И тот принуждал его взять, но он не согласился».

«Иди с миром!» — проводил его Елисей. Нееман «отъехал на небольшое пространство земли» и тогда погнался за ним Гиезий, слуга Елисеев, говоря: «Вот, господин мой отказался взять из руки Неемана, этого Сириянина, то, что он приносил. Жив Господь! Побегу я за ним, и возьму у него что-нибудь». Увидев его, Нееман сошел с колесницы навстречу ему и спросил — с миром ли?

— С миром, — отвечал Гиезий, — но вот господин мой послал тебе сказать, что к нему пришли два человека из пророческих сынов, поэтому дай им талант серебра и две перемены одежд. Нееман охотно дал ему два таланта и две перемены одежд. Гиезий принял их и спрятал у себя дома по возвращении своем. Но это не могло утаиться от проницательности человека Божия, и он сказал Гиезию: «Пусть же проказа Нееманова пристанет к тебе и к потомству твоему навек». И вышел от Елисея слуга его «белый от проказы, как снег».

(4 Цар. 5, 6–10, 14–16, 20, 27)

Между тем царь Сирийский не отказался от своих воинственных замыслов и собирался пойти войной на израильтян, советуясь со слугами своими и решая, на каком месте расположить свой стан. Пророк же Елисей послал предупредить царя Израильского, чтобы он обошел засаду сириян иным путем и таким образом царь Израильский сберег себя не раз и не два… Встревожился царь Сирийский, узнав, что пророк Елисей мешает его успеху, предупреждая своего царя, и послал людей окружить город Дофаим, где жил Елисей, чтобы захватить его. Но когда пришли к нему сирияне, помолился Богу и поразил слепотой пришедших к нему. «И сказал им Елисей: это не та дорога и не тот город; идите за мною, я провожу вас к тому человеку, которого вы ищете. И привел их в Самарию». Тогда помолился: «Господи, открой глаза им, чтобы они видели. И открыл Господь глаза их, и увидели, что они в середине Самарии». Но Елисей запретил царю Израильскому избивать их, так как не мечом своим и не луком он пленил их. И царь «приготовил им большой обед, и они ели и пили. И отпустил их, и пошли к государю своему. И не ходили более те полчища Сирийские в землю Израилеву».

Однако же, через несколько времени «после того собрал Венадад, царь Сирийский, все войско свое и выступил, и осадил Самарию. И был большой голод в Самарии, когда они осадили ее». Дошло до того, что две женщины согласились между собой съесть вместе, по очереди, сыновей своих. Первая их них исполнила их взаимное решение, но вторая стала отказываться сдержать свое слово. Тогда обиженная пришла жаловаться на нее самому царю. «Царь, выслушав слова женщины, разодрал одежды свои; и проходил он по стене, и народ видел, что вретище на самом теле его».

Но, приписывая это бедствие Елисею, отвратившему избиение сириян, когда они были в Самарии, царь сказал: «Пусть то и то сделает мне Бог, и еще более сделает, если останется голова Елисея, сына Сафатова, на нем сегодня».

«Елисей же сидел в своем доме, и старцы сидели у него. И послал царь человека от себя. Прежде нежели пришел посланный к нему, он сказал старцам: видите ли, что этот сын убийцы пришел снять с меня голову? Смотрите, когда придет посланный, затворите дверь и прижмите его дверью. А вот и топот ног господина его за ним! Еще говорил он с ними, и вот посланный приходит к нему, и сказал: вот какое бедствие от Господа! чего мне впредь ждать от Господа?

И сказал Елисей: выслушайте слово Господне: так говорит Господь: завтра в это время мера муки лучшей будет по сиклю и две меры ячменя по сиклю у ворот Самарии. (То есть голод сменится изобилием, высокие цены упадут) И отвечал сановник человеку Божию, и сказал: если бы Господь и открыл окна на небе, и тогда может ли это быть? И сказал тот: вот увидишь глазами твоими, но есть этого не будешь».

Между тем четверо прокаженных, в ожидании неизбежной смерти от голода в Самарии, решились пойти в стан сирийский, предполагая, что если их там не умертвят, то, может быть, они и останутся в живых. Но, подойдя к стану сирийскому, не увидели там ни одного человека. «Господь сделал то, что стану Сирийскому послышался стук колесниц и ржание коней, шум войска большого», и они, подумав, что идет на них царь Израильский в союзе с царями Хеттейским и Египетским, «встали и побежали в сумерки, и оставили шатры свои» со всем, что было в стане их, ища только того, чтобы самим спастись.

Прокаженные же, войдя в один шатер, утолили свой голод, забрали золото, серебро и одежды, возвратились в город, где сообщили радостную весть о том, что опустел вражеский стан, городским привратникам, которые передали ее в царский дворец. Немедленно отправлены были посланные на разведку по следам сирийского войска, и вот доехали они до Иордана по дороге, устланной вещами и одеждой, «которую побросали Сирияне при торопливом побеге своем».

«И возвратились посланные, и донесли царю. И вышел народ, и разграбил стан Сирийский, и была мера муки лучшей по сиклю, и две меры ячменя по сиклю, по слову Господню.

И царь поставил того сановника, на руку которого опирался, у ворот; и растоптал его народ в воротах, и он умер, как сказал человек Божий, который возразил накануне на неверие его: увидишь твоими глазами, но есть этого не будешь».

(4 Цар. 6, 19, 23—25, 30–33; 7, 2, 6—7, 15—17, 19)

После того пришел Елисей в Дамаск, где в это время был болен Венадад. Когда донесли царю, что здесь находится человек Божий, то он послал к Елисею приближенного своего, Азаила, спросить, выздоровеет ли он от своей болезни.

Когда Азаил исполнил поручение царя, то Елисей отвечал ему: «Пойди, скажи ему: выздоровеешь; однако же открыл мне Господь, что он умрет. И устремил на Азаила Елисей взор свой, и так оставался до того, что привел его в смущение; и заплакал человек Божий».

«Отчего господин мой плачет?» — с удивлением спросил его Азаил. И отвечал ему Елисей: «Оттого, что я знаю, какое наделаешь ты сынам Израилевым зло; крепости их предашь огню, и юношей их мечом умертвишь, и грудных детей их побьешь…»

«И сказал Азаил: что такое раб твой, пес (мертвый), чтобы мог сделать такое большое дело?

И сказал Елисей: указал мне Господь в тебе царя Сирии».

Действительно, Азаил, передав Венададу, что «он выздоровеет», на другой же день сам ускорил смерть его, положив ему на лицо смоченное водой одеяло…

И воцарился Азаил вместо Сирийского царя Венадада.

В царстве же Иудейском, по смерти Иосафата, воцарился сын его Иорам.

«И ходил он путем царей Израильских, как поступал дом Ахавов, потому что дочь Ахава была женою его, — и делал неугодное в очах Господних. Однако ж не хотел Господь погубить Иуду, ради Давида, раба Своего, так как Он обещал дать ему светильник в детях его на все времена».

Но сам Иорам, предупрежденный еще пророком Илией, что покарает его Бог за его нечестие, погиб бедственной смертью от жестокой болезни. «И не сожег для него при погребении народ его благовоний, как делал то для отцов его. И отошел он неоплаканный, и похоронили его в городе Давидовом, но не в царских гробницах».

«И поставили царем жители Иерусалима Охозию, меньшего сына его, вместо него, так как всех старших избило полчище, приходившее с Аравитянами к стану, — и воцарился Охозия, сын Иорама, царя Иудейского» и Гофолии «и один год царствовал в Иерусалиме».

«Он также ходил путями дома Ахавова, потому что мать его была советницею ему на беззаконные дела. И делал он неугодное в очах Господних, подобно дому Ахавову, потому что он был ему советником, по смерти отца его, на погибель ему. Также следуя их совету, он пошел с Иорамом, сыном Ахавовым, царем Израильским, на войну против Азаила, царя Сирийского, в Рамоф Галаадский. И ранили Сирияне Иорама, и возвратился он в Изреель лечиться от ран».

«И Охозия, царь Иудейский, пришел сюда посетить Иорама», больного царя Израильского.

(4 Цар. 8, 10—13. 2 Пар. 21, 6—7, 19; 22, 1—6)

Сближение царей Иудейского и Израильского и общее их расположение к идолопоклонству угрожали ослаблением веры в народе, веры праотцев. Тогда Елисей, в ограждение ее, «призвал одного из сынов пророческих и сказал ему; пойди в Рамоф Галаадский, отыщи там Ииуя, сына Иосафата, сына Намессиева», бывшего военачальника, выведи его «из среды братьев своих, и введи во внутреннюю комнату; и возьми сосуд с елеем и вылей на голову его, и скажи: так говорит Господь Бог Израилев: помазую тебя в царя над народом Господним, над Израилем, и ты истребишь дом Ахава, господина твоего, чтобы Мне отмстить за кровь рабов Моих пророков и за кровь всех рабов Господних, павших от руки Иезавели; и погибнет весь дом Ахава. Иезавель же съедят псы на поле Изреельском, и никто не похоронит ее».

Так и поступил посланный Елисеем. «И отворил дверь и убежал», исполнив поручение пророка. Когда же Ииуй вышел к слугам своим, то на вопрос их, с миром ли приходил тот человек, отвечал им, что он помазал его «в царя над Израилем».

«И поспешили они, и взяли каждый одежду свою, и подостлали ему на самых ступенях, и затрубили трубою, и сказали: воцарился Ииуй! И восстал Ииуй против Иорама. И сел Ииуй на коня, и поехал в Изреель, где лежал Иорам и куда Охозия, царь Иудейский, пришел посетить Иорама».

Узнав от сторожащего на башне в Изрееле, что приближается полчище Ииуево, царь отправил всадников, одного вслед за другим, спросить подходящих к городу, с миром ли они. Но, не дождавшись ответа от всадников задержанных Ииуем, «сказал Иорам: запрягай. И запрягли колесницу его. И выступил Иорам, царь Израильский, и Охозия, царь Иудейский, каждый на колеснице своей. И выступили навстречу Ииую, и встретились с ним на поле Навуфея Изреелитянина. И когда увидел Иорам Ииуя, то сказал: с миром ли Ииуй? И сказал он (Ииуй): какой мир при любодействе Иезавели, матери твоей, и при многих волхованиях ее? И поворотил Иорам руки свои, и побежал, и сказал Охозии: измена, Охозия! А Ииуй натянул лук рукою своею, и поразил Иорама между плечами его, и прошла стрела чрез сердце его, и пал он на колеснице своей». А тело его было брошено на участке поля Навуфея.

Охозия, царь Иудейский, был также ранен при этом, «побежал он в Мегиддон и умер там. И отвезли его рабы его в Иерусалим, и похоронили его в гробнице его, с отцами его, в городе Давидовом».

«И прибыл Ииуй в Изреель. Иезавель же, получив весть, нарумянила лице свое и украсила голову свою, и глядела в окно. Когда Ииуй вошел в ворота, она сказала: мир ли Замврию, убийце государя своего? И поднял он лице свое к окну и сказал: кто со мною, кто? И выглянули к нему два, три евнуха. И сказал он: выбросьте ее. И выбросили ее. И брызнула кровь ее на стену и на коней, и растоптали ее. И пришел Ииуй, и ел, и пил, и сказал: отыщите эту проклятую и похороните ее, так как царская дочь она. И пошли хоронить ее, и не нашли от нее ничего, кроме черепа, и ног, и кистей рук. И возвратились, и донесли ему. И сказал он: таково было слово Господа, которое Он изрек чрез раба Своего Илию Фесвитянина, сказав: на поле Изреельском съедят псы тело Иезавели, и будет труп ее как навоз на поле, так что никто не скажет: это Иезавель».

«И умертвил Ииуй всех оставшихся из дома Ахава в Изрееле, и всех вельмож его, и близких его, и священников его, так что не осталось от него ни одного уцелевшего», — во исполнение слова Господа, Который сделал через Ииуя то, что «изрек о доме Ахава чрез раба Своего, пророка Илию».

После того Ииуй «пришел в Самарию и собрал там весь народ и сказал им: Ахав мало служил Ваалу; Ииуй будет служить ему более. Итак созовите ко мне всех пророков Ваала, всех служителей его, потому что у меня будет великая жертва Ваалу. Ииуй делал это с хитрым намерением, чтобы истребить служителей Ваала». Когда же, под предлогом праздничного жертвоприношения, «наполнился дом Ваалов от края до края», по окончании всесожжения, тогда Ииуй велел избивать всех служителей Ваала так, чтобы ни один из них не мог спастись. «И поразили их острием меча скороходы и начальники, и пошли в город, где было капище Ваалово. И вынесли статуи оттуда и сожгли их. И разбили статую Ваала, и разрушили капище Ваалово. И истребил Ииуй Ваала с земли Израильской».

«Впрочем от грехов Иеровоама, который ввел Израиля в грех, от них не отступал Ииуй, — от золотых тельцов, которые в Вефиле и которые в Дане. И сказал Господь Ииую: за то, что ты охотно сделал, что было праведно в очах Моих, выполнил над домом Ахавовым все, что было на сердце у Меня, сыновья твои до четвертого рода будут сидеть на престоле Израилевом.

Но Ииуй не старался ходить в законе Господа Бога Израилева, от всего сердца. Он не отступал от грехов Иеровоама».

И в воздаяние за его беззакония кара Господа постигла его в лице Азаила, царя Сирийского, который одержал победы над ним во всех пределах земли Галаад и земель колена Гадова, Рувимова, Манассиина и ознаменовал себя там всеми жестокостями, провиденными пророком Елисеем.

«И почил Ииуй с отцами своими, и похоронили его в Самарии. И воцарился Иохаз, сын его, вместо него. Царствования Ииуя над Израилем, в Самарии, было двадцать восемь лет».

(4 Цар. 9, 6—14, 16, 21—24, 28, 30—37;
10, 11—12, 18—19, 21, 25—28, 29—31, 35—36)

В то время царство Иудейское было в жалком состоянии. По смерти царя Охозии наследниками его остались малолетние дети. Мать его Гофолия захватила власть в свои руки, предав смерти всех своих внуков, последних отраслей дома Давидова, за исключением Иоаса, которого скрыла от Гофолии сестра Охозии — Иосавеф, бывшая замужем за священником Иодаем. «И был он с нею скрываем в доме Господнем шесть лет, между тем как Гофолия царствовала над землею».

В седьмой год Иодай «привел к себе в дом Господень» левитов и начальников народа, показал царского сына, заключил с ними договор и взял с них клятву признать его. Когда все было подготовлено к исполнению договора, то Иодай вывел «царского сына, и возложил на него царский венец и украшения, и воцарили его, и помазали его, и рукоплескали и восклицали: да живет царь!»

«И услышала Гофолия голос бегущего народа, и вышла к народу в дом Господень, и увидела: и вот царь стоит на возвышении своем при входе, и князья и трубы подле царя, и весь народ земли веселится, и трубят трубами. И разодрала Гофолия одежды свои, и закричала: заговор! заговор!»

И дал приказание Иодай священник сотникам, начальствующим над войском, и сказал им: выведите ее за ряды, а кто пойдет за нею, умерщвляйте мечом, так как думал священник, чтобы не умертвили ее в доме Господнем. И дали ей место, и она прошла чрез вход конский к дому царскому, и там умертвили ее.

И пошел весь народ земли в дом Ваала, и разрушили жертвенники его, и изображения его совершенно разбили, и Матфана, жреца Ваалова, убили пред жертвенниками. И учредил священник наблюдение над домом Господним.

«И веселился весь народ земли, и город успокоился».

«Семи лет был Иоас, когда воцарился, и сорок лет царствовал в Иерусалиме. И делал Иоас угодное в очах Господних во все дни Иодая священника». Но по смерти своего верного закону наставника Иодая подпал под влияние склонных к идолопоклонству князей Иудейских и ослабел в благочестии, «и стали служить деревам посвященным и идолам» и не слушали пророков, которых посылал к ним Господь в это время для увещевания их. И даже побит был камнями по приказанию Иоаса сын благодетеля его Иодая — священник Захария, когда, облеченный Духом Божиим, он стал обличать народ в его нечестии. «Да видит Господь и да взыщет!» — произнес умирающий Захария. Так и сбылось по слову праведного. Не прошло после того и года, как «выступило против Иоаса войско Сирийское, и вошли в Иудею и в Иерусалим, и истребили из народа всех князей народа, и всю добычу, взятую у них, отослали к царю в Дамаск».

«Хотя в небольшом числе людей приходило войско Сирийское, но Господь предал в руку их весьма многочисленную силу за то, что оставили Господа Бога отцов своих. И над Иоасом совершили они суд, и когда они ушли от него, оставив его в тяжкой болезни, то составили против него заговор рабы его, за кровь сына Иодая священника, и убили его на постели его, и он умер. И похоронили его в городе Давидовом, но не похоронили его в царских гробницах. И воцарился Амасия, сын его, вместо него».

(4 Цар. 11, 3—4, 12—16, 18, 20—21; 12, 1—2. 2 Пар. 24, 18, 21—25, 27)

7 февраля 2007 г.

Православие.Ru рассчитывает на Вашу помощь!

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • Православный календарь на каждый день.
  • Новые книги издательства «Вольный странник».
  • Анонсы предстоящих мероприятий.
×