Свв. Апостолы Петр и Иоанн исцеляют хромого |
«И был человек, хромой от рождения, которого носили и сажали каждый день при дверях храма, называемых Красными, просить милостыни у входящих в храм. Он, увидев Петра и Иоанна перед входом в храм, просил у них милостыни. Петр с Иоанном, всмотревшись в него, сказали: взгляни на нас. И он пристально смотрел на них, надеясь получить от них что-нибудь. Но Петр сказал: серебра и золота нет у меня; а что имею, то даю тебе: во имя Иисуса Христа Назорея встань и ходи. И, взяв его за правую руку, поднял; и вдруг укрепились его ступни и колени, и вскочив, стал, и начал ходить, и вошел с ними в храм, ходя и скача, и хваля Бога.
И весь народ видел его ходящим и хвалящим Бога; и узнали его, что это был тот, который сидел у Красных дверей храма для милостыни; и исполнились ужаса и изумления от случившегося с ним. И как исцеленный хромой не отходил от Петра и Иоанна, то весь народ в изумлении сбежался к ним в притвор, называемый Соломонов. Увидев это, Петр сказал народу: мужи Израильские! что дивитесь сему, или что смотрите на нас, как будто бы мы своею силою или благочестием сделали то, что он ходит?
Бог Авраама и Исаака и Иакова, Бог отцов наших, прославил Сына Своего Иисуса, Которого вы предали и от Которого отреклись перед лицом Пилата, когда он полагал освободить Его. Но вы от Святого и Праведного отреклись, и просили даровать вам человека убийцу, а Начальника жизни убили. Сего Бог воскресил из мертвых, чему мы свидетели. И ради веры во имя Его, имя Его укрепило сего, которого вы видите и знаете, и вера, которая от Него, даровала ему исцеление сие перед всеми вами». (Деян. 3, 1–16)
Петр закончил речь свою призывом всех к покаянию в грехах своих, напоминанием о предвещаниях и чудесах, совершенных пророками, и об осуществлении обетований, полученных от Бога Авраамом, в пришествии в мир Спасителя.
«Когда они говорили к народу, многие из слушавших слово уверовали; и было число таковых около пяти тысяч». (Деян. 4, 1, 4)
Но это возбудило зависть в иудейских священниках и особенно в саддукеях, не веровавших в воскресение мертвых и потому восставших против апостольской проповеди, главным предметом которой было воскресение Христа, доказывающее вместе с тем и то, что Иисус есть Мессия. Петр и Иоанн были схвачены старшинами храма, посажены под стражу и на другой день представлены в синедрион.
«Какою силою или каким именем вы сделали это (то есть совершили исцеление больного)?» — спросили апостолов книжники и начальники народа.
«Да будет известно вам и всему народу Израильскому, — смело отвечал им Петр, — что именем Иисуса Христа Назорея, Которого вы распяли, Которого Бог воскресил из мертвых, им исцелен немощный человек, ибо нет другого имени под небом, данного человекам, которым надлежало бы нам спастись». (Деян. 4, 7, 10, 12)
Так как совершенное апостолом чудо было так явно и так всем известно, то, опасаясь возбудить волнение в народе, члены синедриона решились не подвергать пока окончательному преследованию апостолов и, призвав их, ограничились тем, что запретили им говорить и учить об имени Иисуса. Но апостолы возразили им: «Судите, справедливо ли пред Богом слушать вас более, чем Бога? Мы не можем не говорить того, что видели и слышали».
Получив свободу, апостолы возблагодарили Бога и «с великою силою свидетельствовали о воскресении Господа Иисуса Христа».
«У множества же уверовавших было одно сердце и одна душа; и никто ничего из имения своего не называл своим, но все у них было общее. И великая благодать была на всех их. Не было между ними никого нуждающегося; ибо все, которые владели землями или домами, продавая их, приносили цену проданного и полагали к ногам Апостолов; и каждому давалось, в чем кто имел нужду. Так Иосия, прозванный от Апостолов Варнавою, что значит — сын утешения, левит, родом Кипрянин, у которого была своя земля, продав ее, принес деньги и положил к ногам Апостолов». (Деян. 4, 19–20, 33, 32–37)
Но и между обратившимися оказались не выдержавшие и «обратившиеся вспять», когда пришлось делом осуществить правду Божию. Труден им оказался подвиг отречения от своего имущества, хотя этого и не требовалось принудительно, а представлялось лишь в виде добровольного, произвольного пожертвования своим имуществом в пользу неимущих и нуждающихся.
Поревновав другим, всецело предающим все в руки проповедников христианского милосердия, решился и «некоторый муж, именем Анания, с женою своею Сапфирою», продать имение. Но, продав его, «утаил из цены, с ведома и жены своей, а некоторую часть принес и положил к ногам Апостолов».
«Но Петр сказал: Анания! Для чего ты допустил сатане вложить в сердце твое мысль солгать Духу Святому и утаить из цены земли? Чем ты владел, не твое ли было, и приобретенное продажею не в твоей ли власти находилось? Для чего ты положил это в сердце твоем? Ты солгал не человекам, а Богу.
Услышав эти слова, Анания пал бездыханен; и великий страх объял всех слышавших это. И встав, юноши приготовили его к погребению и, вынеся, похоронили.
Часа через три после сего пришла и жена его, не зная о случившемся. Петр же спросил ее: скажи мне, за столько ли продали вы землю? Она сказала: да, за столько. Но Петр сказал ей: что это согласились вы искусить Духа Господня? вот, входят в двери погребавшие мужа твоего; и тебя вынесут. Вдруг она упала у ног его и испустила дух. И юноши, войдя, нашли ее мертвою и, вынеся, похоронили подле мужа ее». (Деян. 5, 1–10)
Таким образом, в назидание всем с самого начала установления жизни по закону Христа проявился гнев Божий на нарушителей его.
«И великий страх объял всю церковь и всех слышавших это.
Руками же Апостолов совершались в народе многие знамения и чудеса; и все единодушно пребывали в притворе Соломоновом. Из посторонних же никто не смел пристать к ним, а народ прославлял их. Верующих же более и более присоединялось к Господу, множество мужчин и женщин, так что выносили больных на улицы и полагали на постелях и кроватях, чтобы хотя тень проходящего Петра осенила кого из них. Сходились также в Иерусалим многие из окрестных городов, неся больных и нечистыми духами одержимых, которые и исцелялись все.
Первосвященник же и с ним все, принадлежавшие к ереси саддукейской, исполнились зависти, и наложили руки свои на Апостолов, и заключили их в народную темницу. Но Ангел Господень ночью отворил двери темницы и, выведя их, сказал: идите и, став во храме, говорите народу все сии слова жизни. Они, выслушав, вошли утром в храм и учили. Между тем первосвященник и которые с ним, придя, созвали синедрион и всех старейшин из сынов Израилевых и послали в темницу привести Апостолов.
Но служители, придя, не нашли их в темнице и, возвратившись, донесли, говоря: темницу мы нашли запертою со всею предосторожностью и стражей стоящими перед дверями; но, отворив, не нашли в ней никого.
Когда услышали эти слова первосвященник, начальник стражи и прочие первосвященники, недоумевали, что бы это значило. Пришел же некто и донес им, говоря: вот, мужи, которых вы заключили в темницу, стоят в храме и учат народ. Тогда начальник стражи пошел со служителями и привел их без принуждения, потому что боялись народа, чтобы не побили их камнями. Приведя же их, поставили в синедрионе; и спросил их первосвященник, говоря: не запретили ли мы вам накрепко учить о имени сем? и вот, вы наполнили Иерусалим учением вашим и хотите навести на нас кровь Того Человека.
Петр же и Апостолы в ответ сказали: должно повиноваться больше Богу, нежели человекам. Бог отцов наших воскресил Иисуса, Которого вы умертвили, повесив на древе. Его возвысил Бог десницею Своею в Начальника и Спасителя, дабы дать Израилю покаяние и прощение грехов. Свидетели Ему в сем мы и Дух Святый, Которого Бог дал повинующимся Ему.
Слышав это, они разрывались от гнева и умышляли умертвить их». (Деян. 5, 11–33)
В это время неожиданно восстал в защиту апостолов «некто фарисей, именем Гамалиил, законоучитель» мудрый и ученый и «уважаемый всем народом», и, встав в синедрионе, «приказал вывести Апостолов на короткое время» и, по уходе их, сказал: «Мужи Израильские! подумайте сами с собою о людях сих, что вам с ними делать». И, напомнив собранию о том, что уже не раз появлялись в Иудее люди, «выдавая себя за кого-то великого», и речами своими привлекали к себе народ, но что все они погибли, а слушавшие учение их рассыпались, Гамалиил советовал им теперь: «Отстаньте от людей сих и оставьте их; ибо если это предприятие и это дело — от человеков, то оно разрушится, а если от Бога, то вы не можете разрушить его; берегитесь, чтобы вам не оказаться и богопротивниками».
Члены синедриона не воспротивились совету Гамалиила и, «призвав апостолов, били их», но все же, снова «запретив им говорить о имени Иисуса, отпустили их».
Апостолы же «пошли из синедриона, радуясь, что за имя Господа Иисуса удостоились принять бесчестие. И всякий день в храме и по домам не переставали учить и благовествовать об Иисусе Христе». (Деян. 5, 34–36, 38–42)