Выпивка под стать закуске.
Россияне будут пить водку, изготовленную, в том числе, из попутных газов, образующихся при добыче нефти

Источник: Столетие.Ru

В России, похоже, окончательно устранен госконтроль за качеством продуктов питания и спиртных напитков. С 15 февраля отменяется обязательная сертификация всех продовольственных продуктов (согласно правительственному постановлению от 1 декабря 2009 г.). Также принято и вовсе беспрецедентное решение по водочной продукции: с 1 февраля водка и идентичные ей товары могут легально производиться из самого разного непищевого сырья.

Правда, на днях официально принята доктрина продовольственной безопасности РФ, декларирующая необходимость преобладания отечественных продуктов питания во внутрироссийской торговле. Но благодаря упомянутым, вполне конкретным решениям даже если российские продукты будут преобладать в магазинах и на рынках, – вовсе не факт, что они не будут поддельными.

По оценкам Постоянной Конференции ООН по торговле и развитию (UNCTAD) Сельскохозяйственной организации ООН (FАО), на российском потребительском рынке давно наблюдается переизбыток всевозможных подделок и фальсификатов – как наших, так и зарубежных. Причем производством и сбытом такой продукции издавна занимаются крупные, причем вполне легальные компании, заинтересованные в прочном овладении очень крупным потребительским рынком РФ. А для потребительски неискушенных, в большинстве своем, россиян давно едва ли не самым главным критерием покупок стали низкие цены. Благодаря этому основной массе потребителей в РФ можно «впаривать» продукты любого происхождения и качества…

На отмене обязательной сертификации продуктов питания в России давно настаивали страны-»переговорщики» по линии Всемирной торговой организации: уж очень, дескать, строгие в РФ правила госконтроля за качеством продовольствия.

Но даже зарубежные СМИ полагают, что такое решение, мягко говоря, пролоббировано крупными производственными и торговыми корпорациями, давно завладевшими российским потребительским рынком.

Характерно и то, что данный вопрос не обсуждался ни в Госдуме, ни в Совете Федерации.

И это, заметим, при том, что в большинстве государств мира, – особенно в КНР, странах Юго-Восточной Азии, Северной Африки, Ближнего и Среднего Востока – наоборот, усиливается госконтроль за происхождением и качеством не только продовольственных, но и других потребительских товаров.

Между тем, в конце прошлого года некоторые российские чиновники и бизнес-структуры активно выступали за то, чтобы все отечественные отрасли, в том числе пищевые, работали прежде всего на экспорт. Так как именно экспорт может окупать растущую затратность всех отраслей в РФ. Связь такого рода идей с отменой сертификации продуктов — едва ли не прямая.

Если вкратце, аргументация здесь такая: из-за растущих расходов отраслям, перекупщикам-посредникам и торговым предприятиям приходится наращивать и без того высокие розничные цены. Как следствие, падает внутрироссийское потребление того же продовольствия. А чтобы ему не гнить, – лучше изначально производить его прежде всего на экспорт. Для своих же сограждан нужно увеличивать продовольственный импорт необязательно высокого качества и потому – отнюдь не дорогостоящий…

Поэтому неудивительно, что, к примеру, в середине января в Белгородской области, пока занимающей одно из первых мест в РФ по численности и продуктивности традиционного животноводческого поголовья, пресечена контрабанда фальсифицированных говядины и свинины. Точнее, в магазинах не только этой, но и ряда соседних областей под видом традиционного мяса не один год сбывалась… северо-, южноамериканская и южноазиатская буйволятина. До этого хранившаяся на складах стран-экспортеров с середины 1970-х.

Неудивительно и то, что в совместном Приказе «Росалкогольрегулирования» № 18н и Роспотребнадзора № 726 от 9.12.2009 г. отмечено, в частности, что этиловый спирт и, соответственно, водочные изделия могут производиться из древесной щепы и опилок, из отходов сельскохозяйственных культур, т.е., например, из хлопковой и подсолнечной шелухи, и даже… из попутных газов, образующиеся при производстве нефти и нефтепродуктов.

Кроме того, может использоваться и «конфискованные этиловый спирт, алкогольная и спиртосодержащая продукцию, не соответствующие государственным стандартам и техническим условиям…».

Воистину, выпивка – под стать закуске…

Между тем, качественного отечественного зерна, по данным российских сельскохозяйственных компаний и оценкам Минсельхоза РФ, уже не хватает даже нашему собственному животноводству, так как всё больший его объем с конца 1990-х направляется на экспорт. По той же информации, Россия уже в 2015-м станет едва ли не крупнейшим экспортером зерна. Зато темпы падения поголовья продовольственного скота ныне схожи с теми, что имели место в первой половине 1960-х – опять же, из-за быстрорастущей нехватки кормового зерна (благодаря небезызвестным хрущевским «экспериментам»).

Причем и высшие госструктуры в последнее время всё чаще и всё торжественнее призывают к большему экспорту не только зерна, но и ряда продуктов животноводства, особенно птицеводства. Это, дескать, позволит РФ выступать на мировом рынке не только с нефтегазосырьем. Но какое продовольствие достанется российскому потребителю – в тех заявлениях не разъясняется…

Так где уж тут заботиться не только о зерне для водки, но и, в более широком контексте, – о здоровье населения, и без того спивающегося всё в больших масштабах, особенно в российской «глубинке» – от безысходности и бесперспективности…

И корни такой политики – опять же в начале 1960-х, когда всё более частые неурожаи зерновых вынудили власть не только наращивать импорт зерна и продуктов животноводства, но и «закрытыми» решениями позволять изготавливать водочные товары из всё более широкого незернового сырьевого ассортимента. Зато оговаривалось, что такие товары для экспорта должны производиться только из высококачественного профильного сырья, в том числе зернового. Эти решения никто не отменил.

Потому с тех пор и по сей день, например, водка «Пшеничная» и «Столичная» – на экспорт и для внутреннего сбыта – очень сильно различаются по качеству и, соответственно, по последствиям употребления.

А в начале небезызвестной «перестройки» на руководство СССР стали всё сильнее «давить» транснациональные структуры – производители спирта сомнительного качества и из столь же сомнительного сырья, чтобы не было препятствий для его импорта Советским Союзом. Ответом Москвы стала приснопамятная «антиалкогольная кампания». В массовом порядке вырубались элитные виноградники в большинстве виноградарских регионов СССР (причем многие из этих плантаций защитили, ценой своей жизни, советские зенитчики в годы Великой Отечественной войны…). А взамен – там же, как ядовитые грибы после кислотного дождя, стали создаваться предприятия по превращению не только упомянутого сырья, но и, например, отходов животноводства и химических отраслей – в водку и смежные с ней изделия. Главным «плацдармом» экономики и бизнеса такого рода стал и остаётся по сей день Северный Кавказ.

Со временем бизнес-структуры этого профиля стали столь влиятельными, в том числе в Москве, что, по имеющимся данным, практически ни одно государственное решение в этой сфере не принимается с конца 1980-х без «решающего голоса» этих структур. Зато за последние 20 лет количество умерших от возлияний того, что официально сертифицируется и называется в РФ водочными изделиями, увеличилось в десятки раз…

Словом, «палёная» водка в нынешней России вряд ли существенно отличается от легальной или подлинной, что сбывается внутри страны.

Но все же водка из попутных газов и фактически из нефтепродуктов – это нечто беспрецедентно новое за всю историю существования России. Тем более – в сочетании с отменой обязательной сертификации в РФ продуктов питания.

И нетрудно догадаться, из чего теперь будут и, видимо, уже начали делать «палёную» водку (!).

Некоторые эксперты ныне советуют: теперь безопаснее пить деревенский самогон, чем потреблять водочные изделия, купленные даже в престижных магазинах современной России.

Что до сфальсифицированных говядины и свинины, – по данным Россельхознадзора, факты их подмены мясом буйволов, зебр и даже… жирафов, в том числе «престарелым», выявлены также в Московском регионе и еще примерно в 20 субъектах Федерации. Где, например, 20-30-летняя буйволятина реализовывалась еще и с советских складов (те закупки СССР совершал в 1970-1980-х во избежание дальнейшего роста дефицита мясосырья и продуктов его переработки прежде всего в российской «глубинке»).

В руководстве Россельхознадзора утверждают, что «избежать появления контрафактной продукции в продаже невозможно. Ибо она завозится всевозможными способами и появляется под чужими брендами», но, дескать, «важно, чтобы такие продукты не причиняли вреда здоровью населения. Поэтому нужны новые формы работы, контроля, обеспечения служб соответствующими лабораториями, и, конечно же, дополнительными функциями, чтобы не допускать торговли мясом, например, зебры, поступающим обходными путями из Африки, или индийской буйволятины под видом отечественной говядины, или сгущенки, в которой нет ни капли натурального молока».

То есть, российская сторона фактически расписывается в недееспособности по этому вопросу?..

А ведь в самом деле: должного таможенного и санитарного контроля на границах бывшей РСФСР фактически нет еще с конца 1980-х годов. На что ежегодно сетуют с высоких трибун. Потому и контрабандная продукция тоже с тех пор обосновалась на российских прилавках.

Высшее руководство РФ неоднократно призывало разобраться с коррупционной «связкой» внешнеторговых структур, таможенных органов и торговых сетей, но, как говорится, воз и ныне там.

Потому что – как и в водочной сфере, – слишком глубоки и разветвлены корни.

Впрочем, есть всему этому и сугубо экономические причины. Так, в истекшем году в РФ, по оценкам FAO и российского Минсельхоза, закупочные цены переработчиков, посредников и государства на свинину, говядину, баранину и даже на оленину, как и на продукты их переработки, были, зачастую, даже ниже чем в 2008-м. Хотя себестоимость производства животноводческой продукции в 2009-м повысилась в РФ минимум на 15%. Поэтому большинство животноводческих предприятий России и в прошлом году работало, да и сбывало свою продукцию на внутреннем рынке себе же в убыток.

То же, напомним, и с зерном: по тем же данным, внутрироссийские закупочные цены на зерно в 2009-м, вопреки быстрорастущей себестоимости и зернового производства, были, в большинстве своём, тоже ниже, чем в 2008 году. Поэтому, из-за растущей нерентабельности внутрироссийского сбыта российского зерна, – быстро увеличивается его экспортное «вымывание». В ушерб, повторим, не только водочному производству, но и отечественному животноводству. А в результате, по данным Федеральной таможенной службы, – впервые за все постсоветские годы – с 2009-го стал расти экспорт из России мясного сырья и его полуфабрикатов.

Вот и поступает в России на сбыт и в переработку сверхзалежалое мясо буйвола, зебры, жирафа. Как и всё более небезопасное для здоровья людей водочное сырье.

Источник: Столетие.Ru

8 февраля 2010 г.

Псковская митрополия, Псково-Печерский монастырь

Книги, иконы, подарки Пожертвование в монастырь Заказать поминовение Обращение к пиратам
Православие.Ru рассчитывает на Вашу помощь!

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • Православный календарь на каждый день.
  • Новые книги издательства «Вольный странник».
  • Анонсы предстоящих мероприятий.
×