1922 год – Л. Д. Троцкий направил членам Политбюро ЦК РКП (б) письмо, в котором сформулировал тактику раскола Церкви.
«Сейчас, однако, главная политическая задача состоит в том, — писал Троцкий, — чтобы сменовеховское духовенство не оказалось терроризированным старой церковной иерархией. Отделение Церкви от государства, нами раз и навсегда проведенное, вовсе не означает безразличия государства к тому, что творится в Церкви как в материально-общественной организации... Во всяком случае необходимо:... не скрывая нашего материалистического отношения к религии, не выдвигать его, однако, в ближайшее время, то есть в оценке нынешней борьбы, на первый план, дабы не толкать обе стороны к сближению... критику сменовеховского духовенства и примыкавших к нему мирян вести не с материалистически-атеистической точки зрения, а с условной церковно-демократической точки зрения: вы слишком запуганы князьями, вы не делаете всех выводов из засилья монархистов Церкви, вы не оцениваете всей вины официальной Церкви перед народом и революцией и пр. и пр...» Позднее правительство в течение некоторого времени пыталось утвердить в сознании населения «единственность» и законность обновленческой Церкви. Священников, оказывавших ей сопротивление, зачастую арестовывали. По свидетельству очевидцев, первым вопросом при непосредственных вызовах представителей духовенства в ГПУ было: «Почему вы не присоединились к ним (обновленцам)? Вы против советской власти?»
1922 год – М. И. Калинин принял обновленцев.
Председатель ВЦИК сказал: «Правительство РСФСР принимает к сведению заявление патриарха о его временном самоустранении».
1966 год – Состоялось заседание Священного Синода.Патриарх Алексий I, митрополит Крутицкий и Коломенский Пимен, архиепископ Таллинский и Эстонский Алексий
Синод принял решение: членом Священного Синода, экзархом Украины, архиепископом Киевским и Галицким назначить преосвященного епископа Дмитровского Филарета (Денисенко), ректора Московской Духовной академии. Ректором Московской Духовной академии, епископом Дмитровским, викарием Московской епархии, был назначен епископ Тихвинский Филарет (Вахромеев), викарий Ленинградской епархии.
Синод принял решение освободить архиепископа Горьковского и Арзамасского Мстислава (Волонсевича) от управления Горьковской епархией с предоставлением длительного отпуска на лечение. Временное управление Горьковской епархией поручено митрополиту Крутицкому и Коломенскому Пимену (Извекову).
1972 год – Святейший Патриарх Пимен и Святейший Патриарх Максим в сослужении иерархов Русской и Болгарской Церквей совершили Божественную литургию в патриаршем Александро-Невском соборе-памятнике в Софии.
1977 год – Русская Православная Церковь отметила 500-летие со дня преставления преподобного Пафнутия Боровского, чудотворца.Преподобный Пафнутий Боровский
Эта дата молитвенно была отмечена клиром и мирянами Калужской епархии, всеми благоговейными почитателями великого русского святого.
1991 год – Святейший Патриарх Алексий II заложил храм во имя Владимирской иконы Божией Матери в закрытом городе Томск-7.
Патриарх молился в только что построенном храме в честь Всех святых, в земле Российской просиявших, в новосибирском Академгородке.
1992 год – Состоялась прощальная встреча предстоятелей Русской и Кипрской Православных Церквей.Архиепископ Кипрский Хризостом
Во время этой встречи Патриарх Алексий II пригласил Блаженнейшего Архиепископа Хризостома посетить Русскую Православную Церковь с официальным визитом.
Приглашение было принято с благодарностью.
В этот же день – Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II и сопровождавшие его лица отбыли с Кипра в столицу Иордании Амман.
Сразу по прибытии Святейший Патриарх отслужил молебен в Сретенском кафедральном соборе Аммана. Предстоятели Русской и Иерусалимской Церквей обменялись приветствиями.
2000 год – За Божественной литургией, которую совершил в Воскресенском соборе Святейший Патриарх Алексий II, состоялась интронизация епископа Даниила и возведение его в сан митрополита Токийского и всей Японии.