Русская Православная Церковь XX век
5 декабря

'); //'" width='+pic_width+' height='+pic_height } }

1920 — В Таллине состоялась архиерейская хиротония Александра (Паулуса), избранного Собором Эстонской Православной Церкви тайным голосованием (единогласно) архиепископом Таллинским и всей Эстонии, что было утверждено Святейшим Патриархом.

Хиротония происходила в Александро-Невском соборе и была совершена бывшим архиепископом Псковским и Порховским Евсевием (Гроздовым) и архиепископом Финляндским и Выборгским Серафимом (Лукьяновым). Накануне хиротонии протоиерей Александр принял рясофор и произнес архиерейское исповедание. Свою деятельность предстоятеля автономной Эстонской Церкви Александр (Паулус) осуществлял с помощью возглавляемого им исполнительного органа — Синода, избиравшегося Собором Церкви. Кафедральным собором стал Преображенский собор в Таллине.

1931 — В Москве взорван храм Христа Спасителя.

Это событие стало символом неудержимого разрушения святынь, памятников искусства и старины под лозунгом переустройства косного прошлого, захлестнувшего всю страну.

Вслед за снятием колоколов разрушению подверглись храмы. С 1930 по 1934 г. их численность сократилась на 30%. На слом шли даже часовни, не говоря уже о лучших творениях великих зодчих. В Свенском монастыре был уничтожен собор, построенный в 1749–1758 гг. по проекту В. В. Растрелли, — шедевр архитектуры барокко и украшение Брянского края. В Ярославле разобрали храм великомученицы Варвары, иконостас которого был образцом деревянной резьбы первой половины XVII в.

В огромных масштабах и с неслыханным варварством разрушались храмы в Ленинграде. В 1933–1934 гг. закончила свое существование такая реликвия первоначального Санкт-Петербурга, как Троицкий собор, находившийся на площади перед Петропавловской крепостью. Построенный в 1710–1711 гг., он был выдержан в стиле раннего столичного барокко, отреставрирован в 1927–1928 гг. — и стерт с лица земли спустя шесть лет. К 1933 г. в городе были сломаны почти все (за исключением одной) церкви архитектора К. А. Тона, дававшие в совокупности полную картину «русско-византийских» стилей середины XIX в. На Литейном проспекте снесли «Сергиевский всей артиллерии собор» (1796–1800), одну из крупнейших построек Ф. И. Демерцова.

Разрушение храмов в Москве изменило облик древней столицы до неузнаваемости. Были уничтожены Чудов и Вознесенский монастыри в Кремле, почти все церкви Китай-города, большинство строений Симонова монастыря, часовня Иверской иконы Божией Матери у Красной площади и многие другие.

1936 — В СССР принята сталинская Конституция.

1959 — «Правда» опубликовала статью профессора Ленинградской духовной академии, б. протоиерея Александра Осипова, запрещенного в священнослужении за вступление во второй брак.

Это был один из приемов антирелигиозной борьбы на рубеже 1950—1960-х гг. — вовлечение в атеистическую кампанию ренегатов из священнослужителей. Еще в 1958 г. была опубликована атеистическая брошюрка, составленная бывшим преподавателем Одесской семинарии Е. Дулуманом. В печати появились заявления бывших священников П. Дарманского, Н. Спасского, Черткова об отречении от Бога; впоследствии к ним присоединились Героднин, Янушкевич и др. На путь предательства Церкви в годы хрущевских гонений удалось склонить ок. 200 священнослужителей. Наградой для «наиболее способных» из них стали ученые степени по атеизму и должности советских служащих в учреждениях атеистической пропаганды.

Осипов был одним из самых красноречивых и богословски образованных ренегатов. Его обширная (в половину газетной страницы) статья была опубликована в центральной партийной газете под броским заголовоком: «Отказ от религии — единственно правильный путь»; и подзаголовок: «Письмо в редакцию. Александр Осипов». Из письма следовало, что с религией порвал известный православный богослов, бывший протоиерей и магистр богословия, профессор Ленинградских духовных школ, одно время являвшийся их инспектором. Автор статьи пытался уверить читателей, что порвать «с миром иллюзий» ему помогло историко-критическое изучение Библии, истории религий, наблюдение за развитием естественных наук и «практическое знакомство со всей мерзостью капиталистического мира и той то жалкой, то гнусной ролью, которую играет там религия», а также марксизм-ленинизм и советская действительность.

Отрекшийся обладал несомненным литературным дарованием. И письмо в газету это показывало. В нем Осипов рассказывал, как постепенно рос и креп его атеизм, как он пришел к заключению, что примириться с совестью и назвать себя честным человеком сможет, лишь порвав с религией. Отречение вызвало самый широкий резонанс: штатные антирелигиозники заговорили об Осипове так, как раньше не говорили ни о ком из отреченцев. О нем снимали телесюжеты, готовили выступления на радио, писали в брошюрах и газетах. За несколько недель Осипов получил всесоюзную известность, стал знаменитым. Он разъезжал с лекциями по стране, выпускал атеистические брошюры.

Его дальнейшая жизнь — жизнь воинствующего антирелигиозника, любыми способами стремившегося доказать искренность своего безбожия. Отказ от веры не восстановил нарушенный в его душе мир, хотя Осипов неоднократно и заявлял об обратном. Многие слушатели его атеистических лекций вспоминают то странное впечатление, которое они производили: с одной стороны, нарочитая тенденциозность, с другой — плохо скрываемое лицемерие, желание понравиться публике, актерство. И хотя в научных кругах Осипова всерьез не принимали, ему помогали издаваться, а в конце 1966 г. за три работы: «Катехизис без прикрас», «Евангелие от иезуита» и «Женщина под крестом» — присвоили ученую степень кандидата философских наук. Официально он числился старшим научным сотрудником Государственного музея истории религии и атеизма.

Игумен Никон (Воробьев), называя людей, подобных ренегату Осипову, нравственными ничтожествами, точно определил суть их поступков: они никогда и не верили в Бога и отрекаются не от Него, не от христианства, а от того представления о религии и Боге, которое у них было: «Господь обнаруживает в свое время скрытых Иуд и выкидывает их из Церкви».

30 ноября 2006 г.

Православие.Ru рассчитывает на Вашу помощь!

скрыть способы оплаты

Предыдущий Следующий

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

×