Русская Православная Церковь XX век
26 декабря

1927 — Последовало отделение от митрополита Сергия части ленинградской паствы и духовенства во главе с епископами Гдовским Димитрием (Любимовым) и Нарвским Сергием (Дружининым).

Епископы подписали акт отхода от митрополита Сергия, сохраняя при этом «апостольское преемство чрез патриаршего местоблюстителя Петра, митрополита Крутицкого». А накануне, 23 декабря, митрополит Сергий вместе с членами Временного Патриаршего Священного Синода уволил от управления Шадринским викариатством и Свердловской епархией и запретил в священнослужении по обвинению в раскольнической деятельности («за раздорническую деятельность») епископа Виктора (Островидова), ранее ленинградцев отмежевавшегося от церковно-административных мероприятий митрополита Сергия; епископ Виктор находился в то время в г. Глазове (Вотская автономная обл.) и фактически являлся временным управляющим Вятской епархией. 29 декабря епископ Виктор направил письмо митрополиту Сергию, а также копию «Письма ближним», в которых оценивал последствия выхода Декларации 1927 г. как разрушительные для Русской Церкви.

Еще раньше иосифлянской оппозиции оформилось оппозиционное движение, вдохновителем которого был архиепископ Томский (до этого — Уфимский) Андрей (Ухтомский). Оно возникло после смерти Святейшего Патриарха Тихона. При обновленчестве, в период тюремного заключения патриарха Тихона, многие церковные иерархи и духовенство не желали признавать обновленческого ВЦУ, но это движение не было в полном смысле оппозицией, ибо само обновленчество являлось расколом по отношению к патриаршей Церкви. Оппозиционное движение, иногда именуемое «Истинно православными христианами» (ИПХ), начинает развиваться с середины 1920-х гг., когда в 1925 г. ряд епископов не признал местоблюстительских полномочий митрополита Крутицкого Петра (Полянского). У истоков этого движения стояли архиепископ Андрей (Ухтомский), часть постриженных им епископов, в разное время возглавлявших так называемую Уфимскую автокефалию (самостоятельную церковную область), епископ Стефан (Бех), схиепископ Макарий (Васильев).

1995 — Состоялось заседание Священного Синода.

Решено образовать Миссионерский отдел при Священном Синоде Русской Православной Церкви в соответствии с Определением Архиерейского Собора 1994 г. Председателем отдела назначен епископ Белгородский и Старооскольский Иоанн (Попов).

Синод образовал Мурманскую епархию, выделив ее приходы из состава Архангельской епархии. Епархиальному архиерею новообразованной епархии присвоен титул «Мурманский и Мончегорский»; епископу Архангельскому — титул «Архангельский и Холмогорский».

Синод принял следующие кадровые решения: митрополитом Санкт-Петербургским и Ладожским, постоянным членом Священного Синода, назначить митрополита Ростовского и Новочеркасского Владимира (Котлярова); епископом Задонским, викарием Воронежской епархии, быть архимандриту Никону (Васину), наместнику Задонского Богородицкого мужского монастыря Воронежской епархии; епископом Ростовским и Новочеркасским назначить епископа Архангельского и Мурманского Пантелеимона (Долганова); епископом Архангельским и Холмогорским быть клирику Петрозаводской епархии игумену Тихону (Степанову); епископом Мурманским и Мончегорским назначить епископа Тихвинского Симона (Гетю).

Епископ Орехово-Зуевский, викарий Московской епархии Алексий (Фролов) назначен председателем синодальной Богослужебной комиссии.

14 декабря 2006 г.

Православие.Ru рассчитывает на Вашу помощь!

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • Православный календарь на каждый день.
  • Новые книги издательства «Вольный странник».
  • Анонсы предстоящих мероприятий.
×