Русская Православная Церковь XX век
25 декабря

'); //'" width='+pic_width+' height='+pic_height } }

1904 — Государь император Николай II подписал указ «О предначертаниях к усовершенствованию государственного порядка».

Разрабатывать предложения по реализации указа должен был Комитет министров, председатель которого С. Ю. Витте старался как можно более расширить отведенную Комитету роль, сделав его своеобразным штабом преобразований. К своим правам Витте относил и образование особых вневедомственных совещаний, председателей которых, правда, должен был назначать государь. Для разработки рекомендаций по выполнению шестого пункта указа, в котором говорилось о неуклонном желании самодержца охранять терпимость в делах веры, было организовано Совещание министров и председателей департаментов Государственного совета. Перед этим органом была поставлена задача пересмотреть «узаконения о правах раскольников, а равно и лиц, принадлежащих к инославным и иноверным исповеданиям».

О Православной Церкви речь как будто не шла. Однако было ясно, что пересмотр прав старообрядцев и представителей неправославных исповеданий неминуемо затронет интересы первенствующей и господствующей в империи конфессии. Закономерно, что вопрос о положении Православной Церкви был поставлен в результате пересмотра общего государственного устройства: «симфония» властей в ее имперском варианте означала примат светской власти над властью духовной. Это прекрасно понимали и современники. Так, митрополит Евлогий (Георгиевский), вспоминая прошлое, заметил, что именно «реформа государственного устройства повлекла за собой и проект реформы Церкви».

1919 — Арестованы члены ВЦУ митрополиты Новгородский Арсений (Стадницкий) и Тифлисский Кирилл (Смирнов).

Одновременно с митрополитами Арсением и Кириллом чекисты арестовали управляющего Московской епархией архиепископа Крутицкого Иоасафа (Калистова).

В этот же день — Состоялось заседание органов ВЦУ.

На заседании член ВЦС протопресвитер Николай Любимов сделал подробное сообщение о допросе святителя Тихона в ВЧК.

1922 — Состоялось Всероссийское совещание уполномоченных обновленческого ВЦУ и представителей местных епархиальных управлений.

Принято решение провести «собор» в апреле 1923 г.

1924 — Начало лубенского раскола.

Епископ Лубенский, викарий Полтавской епархии Феофил (Булдовский) пошел на разрыв с правящим архиереем архиепископом Григорием (Лисовским), прекратил поминовение имени Святейшего Патриарха Тихона за богослужением. Среди проявлений раскольнической деятельности епископа Лубенского: вступление в молитвенное общение с неканонически поставленным обновленцами епископом; хиротония без согласия Всеукраинского Собора епископов протоиерея Сергия Иваницкого; объявление себя автокефальным епископом.

1967 — Архиепископ Ермоген (Голубев), с 1965 г. (после составления им письма 10 епископов) фактически находившийся под домашним арестом в Жировицком Успенском монастыре, составил (на этот раз уже только от себя) и направил Святейшему Патриарху документ, озаглавленный: «К 50-летию восстановления патриаршества. Историко-каноническая и юридическая справка».

Эта справка замечательна по глубине и строгости канонической мысли, по меткости и взвешенности аргументов юридического характера, хотя, конечно, архиепископ Ермоген не мог не сознавать практическую неосуществимость своих предложений, по крайней мере в ближайшее время. Горечь и боль за Церковь, попираемую внешними врагами, вольными, а чаще невольными помощниками которых в силу разных причин становились и церковные люди, толкали архиепископа Ермогена на крайне жесткие и, может быть, не вполне справедливые характеристики своих собратьев. Справка архиепископа Ермогена затрагивает разные стороны церковного управления: порядок поставления архиереев, формирования Священного Синода, избрания Святейшего Патриарха и, конечно, самую больную тему — приходское управление. Если критика 10 архиереев была направлена против решений Архиерейского Собора 1961 г., то архиепископ Ермоген, кроме того, указывал и на канонические несоответствия и отступления от норм, принятых на Соборе 1917—1918 гг., во всем строе церковного управления, установленном Поместным Собором 1945 г. В заключение он писал, что «состояние Русской Православной Церкви к началу второго 50-летия по восстановлении в ней патриаршества нельзя считать удовлетворительным. Указать на эту неудовлетворительность и на причины, породившие ее, было основной задачей настоящей справки. Сделать это автор счел своим церковным долгом как архиерей Русской Православной Церкви, учитывая, что в связи с празднованием 50-летия восстановления патриаршества не будет недостатка в льстивых панегириках, всегда вредящих правде».

1991 25—27 декабря — Под председательством Святейшего Патриарха Алексия II и с участием митрополита Филарета (Денисенко) состоялось заседание Священного Синода Русской Православной Церкви.

Было принято решение разослать обращение и определение Поместного Собора УПЦ от 1—3 ноября всем архиереям Русской Православной Церкви для тщательного изучения вопроса столь исключительной важности, с тем чтобы впоследствии он стал предметом обсуждения на Архиерейском Соборе. Было принято решение, что любые выезды за границу архиереев Русской Православной Церкви должны быть санкционированы патриархом, а выезды за границу клириков и мирян, работающих в церковных учреждениях и приходских советах, а также учащихся духовных учебных заведений и церковных хоров — только с благословения местных архиереев и по их письменным командировочным удостоверениям.

Синод определил быть епископом Хабаровским и Благовещенским по пострижении в монашество и возведении в сан архимандрита протоиерею Валерию Васильеву, клирику Одесской епархии.

1997 — Состоялось заседание Священного Синода.

Синод постановил: архимандриту Анатолию (Аксенову), наместнику Никитского монастыря в Переславле-Залесском, быть епископом Переяславль-Залесским, викарием Ярославской епархии.

14 декабря 2006 г.

Православие.Ru рассчитывает на Вашу помощь!

скрыть способы оплаты

Предыдущий Следующий

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

×