Русская Православная Церковь XX век
27 декабря

'); //'" width='+pic_width+' height='+pic_height } }

1918 — Высшее церковное управление одобрило проект Высшей богословской школы.

Проект был выработан епископом Феодором (Поздеевским) и архимандритом Гурием (Егоровым). ВЦУ постановило «принять содержание ее на счет центральной церковной казны лишь тогда, когда для этого явятся благоприятные условия». В 1918—1919 гг. вместо закрытых Духовных семинарий во многих епархиях — Вологодской, Новгородской, Костромской, Курской, Тульской и др. — были организованы пастырско-богословские училища и курсы. Эти учебные заведения стали основной формой средних духовных школ.

1921 — Обнародован декрет ВЦИК «О ценностях, находящихся в церквах и монастырях».

В декрете говорилось:

«Ввиду наличия колоссальных ценностей, находящихся в церквах и монастырях, как историко-художественного, так и чисто материального значения, все указанное имущество должно быть распределено на три части:

1. Имущество, имеющее историко-художественное значение, подлежит к исключительному ведению Отдела по делам музеев и охране памятников искусства и старины, Народного Комиссариата Просвещения, согласно инструкции отделения церкви от государства.

2. Имущество, материальные ценности, подлежащие выделению в Государственное Хранилище Ценностей РСФСР.

3. Имущество обиходного характера, где оно сохранилось.

Вследствии наблюдающихся за последнее время ликвидаций церковного имущества органами местной власти путем неорганизованной продажи или передачи группам верующих никакие изъятия не могут быть производимы без разрешения на то Отдела по делам музеев и охране памятников искусства и старины или его органов на местах».

1930 И. В. Сталин провозгласил курс на начало в СССР «сплошной коллективизации». Январским (1930 г.) постановлением были заданы жесткие сроки ее проведения: к весне 1931 г. — в основных зерновых районах страны (Среднее и Нижнее Поволжье, Северный Кавказ), к весне 1932 г. — в Центральном Черноземье, на Украине, Урале, в Сибири и Казахстане. В районах сплошной коллективизации началось массовое закрытие церквей.

Местные руководители считали возможным не проводить собрания жителей района, чье заявление обычно использовалось как повод для закрытия церкви, а закрывать храм собственным решением, поскольку считали «коллективизированное крестьянство неверующим». Их постановления, посылаемые в вышестоящие инстанции, имели такие формулировки: «Учитывая, что окружающее население коллективизировано на %% и что количество верующих единоличников весьма незначительно, молитвенное здание ликвидировать». Представление о тождестве колхозника и безбожника, по признанию членов Комиссии по делам культов ЦИК СССР, разделялось работниками некоторых краев и областей. На деле религиозность российского крестьянства, как это подтверждали и сообщения с мест, оставалась высокой. Массовое закрытие церквей вело лишь к появлению столь же массовых домашних молелен — со священником или без него.

А результат повальной коллективизации, как известно, — страшный голод 1932–1933 гг. в Поволжье, на Украине, в Казахстане, жертвами которого стали от 3 до 5 млн. человек (информация о голоде тщательно скрывалась).

1936 — Издан «Акт о переходе прав и обязанностей местоблюстителя Патриаршего престола к заместителю Патриаршего местоблюстителя, Блаженнейшему митрополиту Московскому и Коломенскому Сергию».

«Акт…» последовал на основании сведений о кончине местоблюстителя патриаршего престола митрополита Петра и первого завещания митрополита Петра о наследовании прав местоблюстительства от 5 декабря 1925 г., поскольку другие названные там кандидаты скончались или (как митрополит Казанский Кирилл) не могли вступить в права местоблюстительства. (До этого, напомним, митрополит Сергий управлял Церковью во исполнение второго завещания митрополита Петра — о заместителях местоблюстителя от 6 декабря 1925 г.).

1979 — Состоялось заседание Священного Синода.

Синод решил: принимая во внимание болезненное состояние архиепископа Вологодского и Великоустюжского Феодосия (Дикуна) и в связи с этим противопоказанность проживания в холодном климате назначить его архиепископом Астраханским и Енотаевским; архиепископом Вологодским и Великоустюжским назначить архиепископа Астраханского и Енотаевского Михаила (Мудьюгина).

1987 27—28 декабря — Состоялось заседание Священного Синода.

Синод выразил глубокую благодарность епископату, клиру и мирянам Русской Православной Церкви, проявившим деятельное сочувствие к пострадавшим в Армении от стихийного бедствия.

Синод заслушал предложение Патриарха Пимена о благословении ношения всеми архиереями Русской Православной Церкви митры, увенчанной крестом.

В соответствии с традицией других Поместных Православных Церквей все архиереи носят крест на митре. А в Русской Православной Церкви носили крест на митре только Святейший Патриарх и митрополиты. Синод постановил в соответствии с традицией Святых Поместных Православных Церквей установить для епископата Русской Православной Церкви обычай ношения митры, увенчанной крестом.

Синод принял решение о создании комиссии по изучению материалов, относящихся к реабилитации духовенства и мирян Русской Православной Церкви.

Решением Синода образована комиссия по подготовке и проведению празднования 400-летия со дня учреждения патриаршества в Русской Православной Церкви.

Синод принял решение «благословить представителям нашей Церкви, в случае их выдвижения и избрания народными депутатами, эту деятельность, выражая при этом нашу уверенность, что она послужит благу верующих и всего нашего общества».

Синод поручил митрополиту Ленинградскому и Новгородскому Алексию организацию возобновления монастырской жизни и ремонтно-восстановительных работ в Валаамском монастыре, а также духовное окормление обители.

Синод принял решение образовать Львовскую (в границах Львовской обл.) и Тернопольскую (в границах Тернопольской обл.) епархии. Епископом Тернопольским назначен епископ Кременецкий Марк, викарий Львовской епархии, с титулом «Тернопольский и Кременецкий».

В связи с празднованием 1000-летия Крещения Руси Синод учредил новые ордена Русской Православной Церкви. Орден Святого апостола Андрея Первозванного — высший орден Русской Православной Церкви, имеет одну степень, и награждаются им лица только по инициативе и решению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси и Священного Синода. Орден Святого благоверного князя Даниила Московского имеет три степени. Им награждаются как духовные, так и светские лица Святейшим Патриархом Московским и всея Руси. Орден Святой равноапостольной великой княгини Ольги имеет три степени и предназначен для награждения только женщин.

1990 — Верховный Совет РСФСР в ответ на просьбу Святейшего Патриарха Алексия II принял постановление, объявляющее 7 января — праздник Рождества Христова — нерабочим днем.

2000 27—28 декабря — Состоялось заседание Священного Синода.

По окончании заседания в Кремле состоялась рабочая встреча Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II и членов Священного Синода с Президентом Российской Федерации В. В. Путиным.

14 декабря 2006 г.

Православие.Ru рассчитывает на Вашу помощь!

скрыть способы оплаты

Предыдущий Следующий

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

×