ქრისტე აღდგა!
Христос воскресе!
Праздник Воскресения Христова всегда отмечали в Грузии с особой торжественностью. Подготовка к Пасхе начиналась, как и везде, после праздника Входа Господня в Иерусалим. Страстную седмицу христиане Грузии проводят в посте и молитвах, семьями посещая все уставные богослужения. В некоторых регионах страны до сих пор сохранилась традиция «очищения огнем». В Великую среду вечером зажигают большой костер и прыгают через него, воспринимая это как символ очищения. В этот день все стараются исповедаться, чтобы причаститься в Великий четверг. Великий четверг особо осознается народом как день установления Евхаристии.
В Великую субботу, рано утром, вокруг церкви обносят Плащаницу, после чего помещают ее в центре храма. В Великую субботу верующие обязательно соблюдают строгий пост; те, кто готовится к причастию на Пасхальной службе, не должны принимать пищу после 6 часов вечера.
В ночь Великой субботы, после 12 часов, совершается литания. Прихожане поздравляют друг друга фразой «ქრისტე აღდგა!» – «Христе агдга!», на что отвечают «ჭეშმარიტად აღდგა!» – «Чешмаритад агдга!»
Пасхальные яйца красили вечером Великой пятницы.
В наши дни традиции празднования Пасхи сочетаются с фольклорными обычаями. Немногие, правда, знают значение и смысл этих ритуалов. В Западной Грузии в Ланчхутском районе в селе Шухути в пасхальный день до сих пор играют в «лело бурти». Этому обычаю уже 300 лет. Игра очень азартна и зрелищна; мяч для нее шьют сами сельчане, его вес – 16 кг. Мяч хранится в храме, и на Пасху игру начинает священник, бросая мяч участникам состязания. Село делится на две команды: верхняя и нижняя Шухути. Игра похожа на регби, в ней разрешено любым способом овладевать мячом, правил почти нет. Раньше в игре принимали участие и женщины; к сожалению, сегодня в «лело бурти» играют только мужчины. Побеждает та команда, которая с мячом перейдет реку, что течет посреди села, и положит его на другом берегу. Победители ликуют и обходят всё село, принимая поздравления, а мяч относят на кладбище и оставляют там в знак уважения к умершим предкам.
В горных районах Пасха Господня почти в каждом селе празднуется по-своему. Например, в родном селе Католикоса-Патриарха всея Грузии Илии II Сно в этот день мальчики состязались в стрельбе из лука. Их возглавлял уважаемый старейшина села. Они обходили село с возгласами: «Христос воскресе!». После ответа: «Воистину воскресе!» – входили во двор, где угощались на трапезе. Обойдя село, начинали соревнование: стреляли из лука по мишеням, в качестве которых использовали крашеные яйца. Попавший в мишень первым считался победителем, его награждали особо.
В горных районах никогда не забывали об усопших и, собираясь на могилах, катали пасхальные красные яйца, говоря: «Христос воскресе!»
В южной Грузии после ночного Пасхального богослужения все расходятся по домам, а утром женщины пекут пасхальный хлеб в тандыре; этот хлеб является обязательной частью пасхальной трапезы. Мужчины готовят мясо – свиные окорока, специально отложенные для Пасхи. Традиционные вино и сыр, конечно, тоже присутствуют на столе.
Раньше жители Имеретии собирались на литургию с первым пением петухов: когда петух кричал, все уже были в храме. Этот обычай основан на евангельском рассказе. После окончания Пасхального богослужения всю ночь звонят в колокола, на улицах танцуют и поют народные песни.
В Самегрело Пасхальное богослужение начинается в 12 часов ночи. Храмы заполнены народом, по окончании литургии все вместе поют «Христос воскресе». С пением христиане расходятся по домам. Главным пасхальным блюдом является жареный целиком поросенок. На следующий день многочисленные родственники и гости, продолжая празднование Пасхи, снова поют «Христос воскресе». Тамадой выбирается самый уважаемый церковный человек, которому в знак почета дают голову поросенка.
Восточная Грузия имеет свои пасхальные традиции. В Кахетии Страстная пятница – единственный день в году, когда не положено пить вина – это считается большом грехом. После ночной Пасхальной службы кахетинцы отдыхают до утра, а утром начинают пасхальную трапезу. Для Пасхи сохраняют вино в особом кувшине, который называется «зедаше» (ზედაშე). На праздник кувшин открывают, часть вина жертвуется в храм для богослужения, а оставшимся угощают гостей на трапезе. Традиция «зедаше» имеет очень древние корни. В восточной Грузии были храмы, где кувшин для вина находился в течение года во дворе церкви, и прихожане постепенно наполняли его, а в праздник вместе пили это вино. Кахетинское застолье, по обычаю, длится очень долго; главное пасхальное блюдо – жареный барашек. Тамадой на трапезе часто выступает священник, поются пасхальные песнопения и народные песни. На всей Светлой седмице люди ходят друг к другу в гости.
Торжественность праздника Пасхи подчеркивается особенностями природы Грузии. В пасхальный день в Грузии всегда солнечно, вокруг все цветет, как будто и природа поет: «Христос воскресе!» Обычаи грузинского народа помогают всем вместе переживать ту большую радость и любовь, которые принес нам Воскресший Спаситель, делиться ими друг с другом. Ведь тот, кто не радуется воскресению Христа, не верит в это, – не верит вечному. «И если мы в этой только жизни надеемся на Христа, то мы несчастнее всех человеков. Но Христос воскрес из мертвых, первенец из умерших. Ибо, как смерть через человека, так через человека и воскресение мертвых» (1 Кор. 15: 19–21).
спасибо Шио, ты, как всегда, на высоте, очень интересная, а главное, полезная информация.
СЛАВА БОГУ ЗА ВСЕ!
Все православные братья и сестры во Христе Иисусе
да будем любить и жалеть друг друга и сохранять библейские традиции
это очень важно чтобы наши потомки шли по нашей да и выше нас по тропе ко Господу
Интересна статия особенно за хора които не познават грузинските традиции като мен. Станах съпричастна на обичайте на грузинският народ в тържественото отпразнуване на празника Пасха.