Православный календарьПравославный календарь
Дети! Последнее время
Прот. Лаврентий Фарли
Воскресение Христово – это не столько окончание повествования о Христе, сколько начало повествования о грядущем веке.
«Я чувствую в себе мрак. Что мне делать?»
Иером. Серафим (Алдя)
Каждый человек, которого ты спасаешь, возлюбленный мой, — это твое сокровище. Твое сокровище перед Христом в день Суда.
Духовный закон
Валентина Ульянова
Бог «меняется» тогда, когда меняются люди. Человек своим покаянием может изменить решение Бога! Это дело нешуточное.
Иван Сергеевич Шмелёв (1873–1950)
Павел Тихомиров
Иван Сергеевич попытался создать православный роман, самим фактом своего существования указывающий на возможность возвращения культуры в лоно Церкви.
Математик Алексей Савватеев: «Нагорная проповедь — это что-то запредельное»
В школе я постоянно думал над тем, что Ермак рисковал ради Какого-то Иисуса Христа.
Невидимые пустынники Буковинских гор
Ч. 1. Восхождение на Джумэлэу
Традиция отшельничества в Румынии не прерывалась никогда. Она жива до сих пор, и монахи по-прежнему продолжают подвизаться в ущельях и пропастях земных.
Невидимые пустынники Буковинских гор
Ч. 2. Отшельницы
Жизнь, незаметно протекающая в этих горах, – будто ожившие страницы древнего Патерика.
«Закон духовной жизни таков: если я сяду, то мои дети лягут»
Прот. Василий Гелеван
Все слова меркнут, если твой личный пример противоречит тому, что ты говоришь. Я уважаю таких людей, которые говорят одно, а делают… то же самое.
Иконописец Андрей Патраков
ГАЛЕРЕЯ РАБОТ
Андрей Александрович – член Творческого союза художников России и Международной федерации художников ЮНЕСКО.
«Каждую неделю левые грозятся меня убить»
Свящ. Франциско Сальвадор
Десятки молодых людей были готовы стать мучениками, умереть за Христа.

Епископ Горнокарловацкий Герасим: «Я всегда с радостью вспоминаю Россию»

Епископ Горнокарловацкий Герасим (Попович) является иерархом Сербской Православной Церкви и возглавляет епархию в Хорватии. Владыка поделился с читателями портала Православие.Ru воспоминаниями о том, как начиналось его пастырское и епископское служение, как проходило его обучение в России. Рассказал он и о том, насколько пагубно влияют расколы на современную церковную действительность Сербского Патриархата и иных Поместных Церквей.

Епископ Горнокарловацкий Герасим (Попович). Фото: serbskoe-podvorie.ru
Епископ Горнокарловацкий Герасим (Попович). Фото: serbskoe-podvorie.ru
– Владыко, нам очень радостно воочию – а не по интернету – с вами познакомиться. Не могли бы вы рассказать о целях вашего приезда в Россию?

– Я всегда с радостью вспоминаю Россию. Соскучился по ней изрядно. Когда я учился в Московской духовной академии, жил и в Свято-Троицкой Сергиевой Лавре и в Москве; теперь же люблю вспомнить былое и ходить теми стопами, которыми ходил ранее. Сегодня вот был и в Москве и в Лавре. А когда прикладывался к мощам преподобного Сергия Радонежского, вспоминал о том, как молился пред ними, особенно в те моменты, когда надо было готовиться к экзаменам. Мой друг и брат владыка Антоний Моравичский тоже жил со мной вместе два года в Лавре. Он на два года раньше меня прибыл в Россию, так что, когда я приехал, он подсказывал, как надо вести себя; что надо учить и прочее. Сейчас мы каждый день куда-то едем: к какой-либо святыне, в храм, монастырь – Донской, Данилов, Новоспасский, Сретенский... Приложились к мощам праведной Матроны.

– А в какой семинарии вы учились до поступления в МДА?

– Я учился в семинарии имени Трёх святителей при монастыре Крка в Далмации, что на берегу Адриатического моря в Хорватии. Там же меня постригали в монахи. В этой семинарии я впервые встретился с богословием, с Богом, хотя и дома до этого молились и ходили в храм.

– Почему вы поехали учиться именно в Россию?

– Когда я учился в семинарии, кто-то из родных меня спросил: «А что дальше? Куда дальше?» Я сказал просто, ничего особо-то не зная: «Хочу в Россию!» Слава Богу, это «хочу в Россию» осуществилось. Бог сподобил меня сюда приехать учиться, познакомиться с русским языком, с русской культурой, с русским народом… Богослужение здесь замечательное! Впервые именно тут встретил полный круг богослужения. Всё выполняется: часы, вечерня, утреня! Это особенно врезалось в мою память. И само пение, которое отличается от нашего.

Владыка Лонгин, который управлял тогда Далматинской епархией, где я находился в монастыре Крка, тоже закончил Московскую духовную академию. Так что он благословил мое желание поехать в Россию и через наш Синод отправил меня учиться.

– Тяжело было? Ведь язык чужой, культура чужая…

– Было сложно, но русский язык похож на сербский. Порой бывает, что слово одно и то же, но значение имеет совсем иное. Поэтому было сложно немножко. Тяжелее всего было привыкнуть к культуре, к традициям. У нас немножко по-другому, как-то свободнее. Но, слава Богу! Мне говорил владыка Лонгин: молись Богу, молись преподобному Сергию, дабы всё нормально было, чтобы скорее выучил язык, привык к богослужению. И, слава Богу, получилось!

– Много ли тогда с вами училось сербов?

– Когда я приехал в академию с одним сербом, там уже был нынешний владыка – тогда иеромонах – Антоний. Затем каждый год приезжали новые студенты сербы, так что в 1998 году нас было уже 11 человек. Я учился в России с 1994 по 1998 год. А после того, как я окончил учёбу, число сербов доходило до тридцати человек. Так что на первом месте по численности были русские, а потом сербы. Слава Богу! Мы благодарим Патриарха и епископов и ректора и преподавателей Московской духовной академии, которые имели терпение обучать нас. Всё-таки, тяжело было, конечно, нам; но им было не легче из-за языкового барьера. Со временем всё наладилось.

– Слава Богу, что православные народы поддерживают единство!

– Да, тогда нам было тяжело и в Боснии, и в Сербии, и в Хорватии. Спаси, Господи, русский народ, Русскую Православную Церковь, которая нас приняла.

– В каком сане вы приехали в Россию?

– В иеродиаконском. Затем, когда я уже окончил здесь обучение, снова вернулся в свой монастырь Крка. Мы начали восстанавливать монастырь.

Епископ Горнокарловацкий Герасим (Попович) служит парастас по жертвам усташей
Епископ Горнокарловацкий Герасим (Попович) служит парастас по жертвам усташей
– Как проходило ваше избрание на епископскую кафедру?

– Когда я приехал обратно в Далмацию, митрополит Загребский и Люблянский Иоанн, временно управлявший нашей епархией рукоположил меня во иеромонаха. В 1999 году избрали нового епископа в Далмацию, нынешнего владыку Фотия, которого Синод назначил также и временно управляющим Горнокарловацкой епархией. В 2000 году владыка Фотий назначил меня игуменом монастыря Крка.

– Того самого монастыря, в котором вы были ранее насельником?

– Да! Как молодой монах, я мечтал, конечно, стать игуменом этого знаменитого у нас монастыря. Мы вместе трудились под благословением владыки, и в 2001 году смогли вновь открыть в Далматинской епархии семинарию. С 2004 года, в то время, когда я являлся и преподавателем и игуменом монастыря Крка, владыка решил, что мне нужно идти на какую-то иную должность в Церкви. Конечно, мне никто об этом ничего не говорил, со мной никто не консультировался… Просто, владыка на Соборе сказал, и Архиерейский собор нашей Поместной Церкви избрал меня во епископы. В этот день я читал лекции семинаристам, и когда по окончании третьего урока шел в преподавательскую, вдруг зазвонили колокола. Через полчаса или час позвонил владыка и, поздравив меня, сказал, что решил Собор благодатью Святого Духа, и что мне надо ехать в Горнокарловацкую епархию трудиться во благо Церкви. Как и положено у нас, через семь дней я поехал к Патриарху в Белград. Вместе со мной поехал владыка Фотий Далматинский, и там я сказал, что принимаю епископское избрание. Тогда же ныне покойный патриарх Павел сказал мне первые поучительные слова, которые мне очень запомнились.

– С какими трудностями вы столкнулись в начале служения в епархии?

– Трудности разные были, конечно. Когда был игуменом монастыря, со всем этим я не сталкивался, когда же стал архиереем, тогда они и выявились! Моя епархия – центральная часть Хорватии. От города Карловац – епархиального центра – недалеко находится Загреб – столица Хорватии. Всего 30 километров.

Четыре года шла война! Многие храмы оказались разрушены! Сам епархиальный дом, место жительства епископа, был взорван в 1993 году на православное Рождество. Был взорван также и храм. Церковь начали восстанавливать в 2005-м и в 2007 году закончили, а епархиальный дом строится до сих пор. Мы купили небольшой домик, где поместился архиерей и епархиальная канцелярия. Вообще в епархии были разрушены сотни храмов, причем большая часть ещё во время Второй Мировой войны. Но слава Богу за всё! Господь даст силы восстановить церкви там, где это нужно. Вот, и владыка Антоний сказал, что есть много храмов, куда некому ходить.

– Сейчас в Хорватии сербов стало намного меньше?

– В моей епархии до войны 1991 года было более двухсот тысяч православных жителей. Сегодня тех, кто ходит в православный храм, около тридцати тысяч. Двадцать восемь с чем-то. Сербов на территории моей епархии около шестидесяти тысяч.

Владыки Ириней Орский и Гайский и Герасим Горнокарловацкий
Владыки Ириней Орский и Гайский и Герасим Горнокарловацкий
– Это много, если половина ходит в церковь! А сейчас как тесно вы поддерживаете связь с Россией?

– Я, к сожалению, часто сюда не приезжаю. Больше через интернет общаюсь с друзьями. Ко мне тоже приезжают. В прошлом году ко мне приехал владыка Орский и Гайский Ириней (Оренбургская митрополия). Мы учились с ним. Он на несколько курсов младше меня был, но мы дружили с ним в Московской духовной академии. Он много мне помогал. Очень порадовал меня, когда сказал, что приедет. Говорит, что теперь я к нему должен в этом году отправиться. В начале сентября он будет праздновать свое тезаименитство – память святого Иринея Лионского. С другими друзьями тоже общаемся. С отцом Феофаном (Лукьяновым), заместителем начальника Русской Духовной Миссии в Иерусалиме как-то встретился на Святой Земле.

– Какие дисциплины вы преподавали в семинарии?

– Преподавал русский язык, агиологию, патрологию, литургику, каноническое право и нравственное богословие.

Епископ Герасим (Попович). Неканоническое Православие. Расколы и секты. Белград-Карловцы, 2009.
Епископ Герасим (Попович). Неканоническое Православие. Расколы и секты. Белград-Карловцы, 2009.
Моя кандидатская диссертация написана про расколы в Церкви. «Расколы в Сербской Церкви с 1945 по 1995 год и их каноническая оценка» – так звучит тема.

– Насколько болезненна и актуальна тема расколов в современной Сербской Церкви?

– Очень актуальна! И в Сербской, и в иных Поместных Православных Церквях. Расколов очень много! Нужно серьёзно изучать эту тему и способствовать тому, чтобы это не расширялось.

– Каким расколам в своем исследовании вы уделили наибольшее внимание?

– Я писал о Македонском расколе, который произошёл в 1958 году, хотя уже в 1943 году были предпосылки для отделения. Когда Третий Рейх разделил Югославию, часть Македонии отошла Болгарии, часть Италии, тогда всех трех епископов, проживавших в Македонии, выгнали в Сербию. Остались лишь белые священники. Тогда-то и началось разложение канонической структуры Македонии.

– Есть ли сейчас какие-то тенденции на примирение с Македонской стороны?

– Переговоры шли долго, были и перерывы, и в 2002 году один архиерей, нынешний архиепископ Охридский и Скопийский Иоанн, который находится сейчас в тюрьме, вернулся в каноническое единство с Сербской Православной Церковью, единой со всеми Православными Церквями. Тогда у него начались проблемы. Начались гонения на него. Клевета разная, ложь… сплошная ложь…

Через год Архиерейский собор нашей Православной Церкви избрал еще двух епископов в Македонию – преосвященных Иоакима и Марка, чтобы сформировать Синод македонских архиереев. Они все македонцы, никто из них не является сербом. В 2007 году избрали еще одного епископа – Давида.

Конечно, мы хотим, чтобы и дальше велись переговоры с македонскими раскольничьими архиереями, но есть много препятствий. В частности, пребывание в тюрьме владыки Иоанна. Страдает человек, которого обвинили ложно. Это просто политическое решение. Нашим условием для продолжения переговоров является освобождение владыки Иоанна из-под стражи. После этого мы сразу приступим к дальнейшему диалогу.

Епископ Горнокарловацкий Герасим (Попович). Фото: serbskoe-podvorie.ru
Епископ Горнокарловацкий Герасим (Попович). Фото: serbskoe-podvorie.ru
– А в Македонии есть нераскольнические храмы Сербского Патриархата?

– Нет. Все храмы у раскольников!

В 2007 году Синод направил нас с владыкой Фотием в Македонию для принятия участия в хиротонии владыки Давида под юрисдикцией владыки Иоанна. После того, как мы хиротонисали владыку, отправились в Охрид, чтобы поклониться мощам преподобного Наума Охридского. Мы зашли в церковь св. Климента Охридского, но нас выгнал священник раскольнической церкви из храма. Как зашли в храм, он сказал: «Так! Я вас знаю! Вы сербы!» Пальцем показал на владык Давида и Марка, назвав их македонскими раскольниками. Велел, чтобы мы покинули храм, иначе он сам нас со своей охраной выбросит из храма.

Затем мы поехали в монастырь, где хранятся мощи святого Наума. Но тот священник уже успел позвонить и предупредить, что мы туда направляемся. Мы пришли, а монастырь закрыт. Торговец сувенирами говорит: «Вы не можете туда попасть». Туристов из Китая и иных регионов, которые, скорее всего, не были православными, беспрепятственно пускали в храм, нас же – православных – не пустили. Неприятно было, конечно. Я известил Синод обо всём, как представитель Патриарха. Тогда на хиротонии владыки Давида я представлял Патриарха Сербского. Сообщив о том, что хиротония прошла нормально, я рассказал и об этом инциденте. Написали также в информационное агентство «ТАНЮГ», вещающее по всей Сербии. Все журналы и телевидение Сербии сообщили о том, что архиереи Сербской Церкви были выгнаны из храма. Раскольничий епископ Тимофей заявил, что это была провокация со стороны Сербской Церкви. Т.е. наше желание просто зайти в храм они считают провокацией.

Встречался я с иными раскольничьими архиереями. Митрополит у них такой есть – Наум. Он приезжал ко мне в Карловац, также мы с ним встречались и разговаривали в Белграде. Они тоже хотят, чтобы ситуация разрешилась, но всегда настаивают на том, чтобы Сербская Церковь дала автокефалию.

Но всем понятно, в том числе и раскольникам, что автокефалию Сербская Церковь не может дать единолично. Вопрос того, кому дать автокефалию, надо согласовать с ведущими Поместными Церквями – с Московским, Константинопольским Патриархатами, а также с Иерусалимским и иными. Мы не против этого! В Сербской Православной Церкви никто не против этого! Мы против самого метода – желания добиться автокефалии через путч.

С епископом Горнокарловацким Герасимом (Поповичем)
беседовал руководитель богословско-образовательного проекта «Двоеслов» Альвиан Тхелидзе
Специально для портала Православие.Ru

24 мая 2013 г.

Рейтинг: 10 Голосов: 10 Оценка: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

Псковская митрополия, Псково-Печерский монастырь

Книги, иконы, подарки Пожертвование в монастырь Заказать поминовение Обращение к пиратам
Православие.Ru рассчитывает на Вашу помощь!
Смотри также
История, вывернутая наизнанку.
Виновны ли сербы в геноциде хорватов?
История, вывернутая наизнанку.
Виновны ли сербы в геноциде хорватов?

Лиляна Булатович
Туджман еще в 1989 году, находясь в Германии, заявил, что земля в Краине станет красной от крови, когда он будет президентом Хорватии. Так и произошло! Потом, уже как президент Хорватии, в апреле 1994 года он гордо заявил в Загребе: «Войны бы не было, если бы Хорватия ее не захотела!»
Епископ Далматинский Фотий: «Нам суждено нести крест» Епископ Далматинский Фотий: «Нам суждено нести крест»
"Для нас светлое будущее уже настало, мы его переживаем на Литургии и богослужениях, поскольку через них мы приобщаемся вечности и Царствию Небесному".
Горно-Карловацкая епархия Сербской Православной Церкви Горно-Карловацкая епархия Сербской Православной Церкви
Иеродиакон Игнатий (Шестаков)
Горно-Карловацкая епархия объединяет православные приходы на территории областей современной Хорватии — Лика, Кордун, Бания, Крбава, Горски-Котар, Истрия и приход Мариндол на территории Словении, кафедра в г. Карловац.
Комментарии
Ирина31 мая 2013, 16:51
Спаси Господи за статью! Дай Бог чтобы все больше людей и священников узнавали о тяжелой ситуации в Македонии, о гонениях которые идут на заключ.архиепископа Иоанна, а также и на других священников и прихожанов канонической Церкви в Македонии... Просим Ваших молитв о нас грешних..
Я надеюсь что РПЦ тоже заступиться и поможет в решении этого вопроса, хотя бы по очевидному запрету свободного исповедания православия..

Также хорошо что в статье написано чтобы люди знали что все эти древные церквы, где столько святынь, принадлежать сейчас раскольникам :((( и ехать туда и поклоняться конечно можно, но не и причащаться...
Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все комментарии будут прочитаны редакцией портала Православие.Ru.
Войдите через FaceBookВКонтактеЯндексMail.RuGoogleили введите свои данные:
Ваше имя:
Ваш email:
Введите число, напечатанное на картинке

Осталось символов: 700

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • Православный календарь на каждый день.
  • Новые книги издательства «Вольный странник».
  • Анонсы предстоящих мероприятий.

Новинки издательства
«Вольный Странник»

Новые материалы

Выбор читателей

×