Епископ Горнокарловацкий Герасим (Попович) является иерархом Сербской Православной Церкви и возглавляет епархию в Хорватии. Владыка поделился с читателями портала Православие.Ru воспоминаниями о том, как начиналось его пастырское и епископское служение, как проходило его обучение в России. Рассказал он и о том, насколько пагубно влияют расколы на современную церковную действительность Сербского Патриархата и иных Поместных Церквей.
–
Владыко, нам очень радостно воочию – а не по
интернету – с вами познакомиться. Не могли бы
вы рассказать о целях вашего приезда в Россию?
Епископ Горнокарловацкий Герасим (Попович). Фото: serbskoe-podvorie.ru
– Я всегда с радостью вспоминаю Россию. Соскучился по ней изрядно. Когда я учился в Московской духовной академии, жил и в Свято-Троицкой Сергиевой Лавре и в Москве; теперь же люблю вспомнить былое и ходить теми стопами, которыми ходил ранее. Сегодня вот был и в Москве и в Лавре. А когда прикладывался к мощам преподобного Сергия Радонежского, вспоминал о том, как молился пред ними, особенно в те моменты, когда надо было готовиться к экзаменам. Мой друг и брат владыка Антоний Моравичский тоже жил со мной вместе два года в Лавре. Он на два года раньше меня прибыл в Россию, так что, когда я приехал, он подсказывал, как надо вести себя; что надо учить и прочее. Сейчас мы каждый день куда-то едем: к какой-либо святыне, в храм, монастырь – Донской, Данилов, Новоспасский, Сретенский... Приложились к мощам праведной Матроны.
– А в какой семинарии вы учились до поступления в МДА?
– Я учился в семинарии имени Трёх святителей при монастыре Крка в Далмации, что на берегу Адриатического моря в Хорватии. Там же меня постригали в монахи. В этой семинарии я впервые встретился с богословием, с Богом, хотя и дома до этого молились и ходили в храм.
– Почему вы поехали учиться именно в Россию?
– Когда я учился в семинарии, кто-то из родных меня спросил: «А что дальше? Куда дальше?» Я сказал просто, ничего особо-то не зная: «Хочу в Россию!» Слава Богу, это «хочу в Россию» осуществилось. Бог сподобил меня сюда приехать учиться, познакомиться с русским языком, с русской культурой, с русским народом… Богослужение здесь замечательное! Впервые именно тут встретил полный круг богослужения. Всё выполняется: часы, вечерня, утреня! Это особенно врезалось в мою память. И само пение, которое отличается от нашего.
Владыка Лонгин, который управлял тогда Далматинской епархией, где я находился в монастыре Крка, тоже закончил Московскую духовную академию. Так что он благословил мое желание поехать в Россию и через наш Синод отправил меня учиться.
– Тяжело было? Ведь язык чужой, культура чужая…
– Было сложно, но русский язык похож на сербский. Порой бывает, что слово одно и то же, но значение имеет совсем иное. Поэтому было сложно немножко. Тяжелее всего было привыкнуть к культуре, к традициям. У нас немножко по-другому, как-то свободнее. Но, слава Богу! Мне говорил владыка Лонгин: молись Богу, молись преподобному Сергию, дабы всё нормально было, чтобы скорее выучил язык, привык к богослужению. И, слава Богу, получилось!
– Много ли тогда с вами училось сербов?
– Когда я приехал в академию с одним сербом, там уже был нынешний владыка – тогда иеромонах – Антоний. Затем каждый год приезжали новые студенты сербы, так что в 1998 году нас было уже 11 человек. Я учился в России с 1994 по 1998 год. А после того, как я окончил учёбу, число сербов доходило до тридцати человек. Так что на первом месте по численности были русские, а потом сербы. Слава Богу! Мы благодарим Патриарха и епископов и ректора и преподавателей Московской духовной академии, которые имели терпение обучать нас. Всё-таки, тяжело было, конечно, нам; но им было не легче из-за языкового барьера. Со временем всё наладилось.
– Слава Богу, что православные народы поддерживают единство!
– Да, тогда нам было тяжело и в Боснии, и в Сербии, и в Хорватии. Спаси, Господи, русский народ, Русскую Православную Церковь, которая нас приняла.
– В каком сане вы приехали в Россию?
– В иеродиаконском. Затем, когда я уже окончил здесь обучение, снова вернулся в свой монастырь Крка. Мы начали восстанавливать монастырь.
–
Как проходило ваше избрание на епископскую
кафедру?
Епископ Горнокарловацкий Герасим (Попович) служит парастас по жертвам усташей
– Когда я приехал обратно в Далмацию, митрополит Загребский и Люблянский Иоанн, временно управлявший нашей епархией рукоположил меня во иеромонаха. В 1999 году избрали нового епископа в Далмацию, нынешнего владыку Фотия, которого Синод назначил также и временно управляющим Горнокарловацкой епархией. В 2000 году владыка Фотий назначил меня игуменом монастыря Крка.
– Того самого монастыря, в котором вы были ранее насельником?
– Да! Как молодой монах, я мечтал, конечно, стать игуменом этого знаменитого у нас монастыря. Мы вместе трудились под благословением владыки, и в 2001 году смогли вновь открыть в Далматинской епархии семинарию. С 2004 года, в то время, когда я являлся и преподавателем и игуменом монастыря Крка, владыка решил, что мне нужно идти на какую-то иную должность в Церкви. Конечно, мне никто об этом ничего не говорил, со мной никто не консультировался… Просто, владыка на Соборе сказал, и Архиерейский собор нашей Поместной Церкви избрал меня во епископы. В этот день я читал лекции семинаристам, и когда по окончании третьего урока шел в преподавательскую, вдруг зазвонили колокола. Через полчаса или час позвонил владыка и, поздравив меня, сказал, что решил Собор благодатью Святого Духа, и что мне надо ехать в Горнокарловацкую епархию трудиться во благо Церкви. Как и положено у нас, через семь дней я поехал к Патриарху в Белград. Вместе со мной поехал владыка Фотий Далматинский, и там я сказал, что принимаю епископское избрание. Тогда же ныне покойный патриарх Павел сказал мне первые поучительные слова, которые мне очень запомнились.
– С какими трудностями вы столкнулись в начале служения в епархии?
– Трудности разные были, конечно. Когда был игуменом монастыря, со всем этим я не сталкивался, когда же стал архиереем, тогда они и выявились! Моя епархия – центральная часть Хорватии. От города Карловац – епархиального центра – недалеко находится Загреб – столица Хорватии. Всего 30 километров.
Четыре года шла война! Многие храмы оказались разрушены! Сам епархиальный дом, место жительства епископа, был взорван в 1993 году на православное Рождество. Был взорван также и храм. Церковь начали восстанавливать в 2005-м и в 2007 году закончили, а епархиальный дом строится до сих пор. Мы купили небольшой домик, где поместился архиерей и епархиальная канцелярия. Вообще в епархии были разрушены сотни храмов, причем большая часть ещё во время Второй Мировой войны. Но слава Богу за всё! Господь даст силы восстановить церкви там, где это нужно. Вот, и владыка Антоний сказал, что есть много храмов, куда некому ходить.
– Сейчас в Хорватии сербов стало намного меньше?
– В моей епархии до войны 1991 года было более двухсот тысяч православных жителей. Сегодня тех, кто ходит в православный храм, около тридцати тысяч. Двадцать восемь с чем-то. Сербов на территории моей епархии около шестидесяти тысяч.
–
Это много, если половина ходит в церковь! А сейчас
как тесно вы поддерживаете связь с Россией?
Владыки Ириней Орский и Гайский и Герасим Горнокарловацкий
– Я, к сожалению, часто сюда не приезжаю. Больше через интернет общаюсь с друзьями. Ко мне тоже приезжают. В прошлом году ко мне приехал владыка Орский и Гайский Ириней (Оренбургская митрополия). Мы учились с ним. Он на несколько курсов младше меня был, но мы дружили с ним в Московской духовной академии. Он много мне помогал. Очень порадовал меня, когда сказал, что приедет. Говорит, что теперь я к нему должен в этом году отправиться. В начале сентября он будет праздновать свое тезаименитство – память святого Иринея Лионского. С другими друзьями тоже общаемся. С отцом Феофаном (Лукьяновым), заместителем начальника Русской Духовной Миссии в Иерусалиме как-то встретился на Святой Земле.
– Какие дисциплины вы преподавали в семинарии?
– Преподавал русский язык, агиологию, патрологию, литургику, каноническое право и нравственное богословие.
Епископ Герасим (Попович). Неканоническое Православие. Расколы и секты. Белград-Карловцы, 2009. |
– Насколько болезненна и актуальна тема расколов в современной Сербской Церкви?
– Очень актуальна! И в Сербской, и в иных Поместных Православных Церквях. Расколов очень много! Нужно серьёзно изучать эту тему и способствовать тому, чтобы это не расширялось.
– Каким расколам в своем исследовании вы уделили наибольшее внимание?
– Я писал о Македонском расколе, который произошёл в 1958 году, хотя уже в 1943 году были предпосылки для отделения. Когда Третий Рейх разделил Югославию, часть Македонии отошла Болгарии, часть Италии, тогда всех трех епископов, проживавших в Македонии, выгнали в Сербию. Остались лишь белые священники. Тогда-то и началось разложение канонической структуры Македонии.
– Есть ли сейчас какие-то тенденции на примирение с Македонской стороны?
– Переговоры шли долго, были и перерывы, и в 2002 году один архиерей, нынешний архиепископ Охридский и Скопийский Иоанн, который находится сейчас в тюрьме, вернулся в каноническое единство с Сербской Православной Церковью, единой со всеми Православными Церквями. Тогда у него начались проблемы. Начались гонения на него. Клевета разная, ложь… сплошная ложь…
Через год Архиерейский собор нашей Православной Церкви избрал еще двух епископов в Македонию – преосвященных Иоакима и Марка, чтобы сформировать Синод македонских архиереев. Они все македонцы, никто из них не является сербом. В 2007 году избрали еще одного епископа – Давида.
Конечно, мы хотим, чтобы и дальше велись переговоры с македонскими раскольничьими архиереями, но есть много препятствий. В частности, пребывание в тюрьме владыки Иоанна. Страдает человек, которого обвинили ложно. Это просто политическое решение. Нашим условием для продолжения переговоров является освобождение владыки Иоанна из-под стражи. После этого мы сразу приступим к дальнейшему диалогу.
–
А в Македонии есть нераскольнические храмы Сербского
Патриархата?
Епископ Горнокарловацкий Герасим (Попович). Фото: serbskoe-podvorie.ru
– Нет. Все храмы у раскольников!
В 2007 году Синод направил нас с владыкой Фотием в Македонию для принятия участия в хиротонии владыки Давида под юрисдикцией владыки Иоанна. После того, как мы хиротонисали владыку, отправились в Охрид, чтобы поклониться мощам преподобного Наума Охридского. Мы зашли в церковь св. Климента Охридского, но нас выгнал священник раскольнической церкви из храма. Как зашли в храм, он сказал: «Так! Я вас знаю! Вы сербы!» Пальцем показал на владык Давида и Марка, назвав их македонскими раскольниками. Велел, чтобы мы покинули храм, иначе он сам нас со своей охраной выбросит из храма.
Затем мы поехали в монастырь, где хранятся мощи святого Наума. Но тот священник уже успел позвонить и предупредить, что мы туда направляемся. Мы пришли, а монастырь закрыт. Торговец сувенирами говорит: «Вы не можете туда попасть». Туристов из Китая и иных регионов, которые, скорее всего, не были православными, беспрепятственно пускали в храм, нас же – православных – не пустили. Неприятно было, конечно. Я известил Синод обо всём, как представитель Патриарха. Тогда на хиротонии владыки Давида я представлял Патриарха Сербского. Сообщив о том, что хиротония прошла нормально, я рассказал и об этом инциденте. Написали также в информационное агентство «ТАНЮГ», вещающее по всей Сербии. Все журналы и телевидение Сербии сообщили о том, что архиереи Сербской Церкви были выгнаны из храма. Раскольничий епископ Тимофей заявил, что это была провокация со стороны Сербской Церкви. Т.е. наше желание просто зайти в храм они считают провокацией.
Встречался я с иными раскольничьими архиереями. Митрополит у них такой есть – Наум. Он приезжал ко мне в Карловац, также мы с ним встречались и разговаривали в Белграде. Они тоже хотят, чтобы ситуация разрешилась, но всегда настаивают на том, чтобы Сербская Церковь дала автокефалию.
Но всем понятно, в том числе и раскольникам, что автокефалию Сербская Церковь не может дать единолично. Вопрос того, кому дать автокефалию, надо согласовать с ведущими Поместными Церквями – с Московским, Константинопольским Патриархатами, а также с Иерусалимским и иными. Мы не против этого! В Сербской Православной Церкви никто не против этого! Мы против самого метода – желания добиться автокефалии через путч.
Я надеюсь что РПЦ тоже заступиться и поможет в решении этого вопроса, хотя бы по очевидному запрету свободного исповедания православия..
Также хорошо что в статье написано чтобы люди знали что все эти древные церквы, где столько святынь, принадлежать сейчас раскольникам :((( и ехать туда и поклоняться конечно можно, но не и причащаться...