Тбилиси, 5 декабря 2013 г.
«В древней Церкви было правило – причащаться всем присутствующим в храме, и кто не причащался, должен быть объяснить причину этого священнослужителю. Но тогда была практика исповеди перед всей общиной, которая затем сменилась частной исповедью.
Жизнь современных христиан находится на таком низком уровне, что подходить без исповеди к Причастию было бы профанацией и в некоторых случаях оскорблением святыни
Уже в 4-м веке святой Иоанн Златоуст и других святители выражали сожаление в том, что христиане стали причащаться редко по своему нерадению. Впрочем, Святитель Иоанн говорил, что главное, не сколько раз причащается человек, а как он причащается. Я считаю, что в настоящее время, возобновить практику причащения всех прихожан на каждой литургии не имеет под собой оснований. Жизнь современных христиан находится на таком низком уровне, что подходить без исповеди к Причастию было бы профанацией и даже, в некоторых случаях, оскорблением святыни. Поэтому к вопросу о частоте причащения надо подходить индивидуально, учитывая обстоятельства жизни и духовные потребности человека.
Что касается таких шокирующих выражений, как: "билет на причастие", выдуманные грехи и т.д. свидетельствуют об обратном, что у современных христиан, не исключая священнослужителей, притупилось чувство греха. О каком придумывании греха можно говорить, если душа полна ими, как корзина грибами. Праведный Иоанн Кронштадтский пишет: "Мы грешим всегда и поэтому покаяние должно быть постоянным".
По словам святого Иоанна Златоуста, человек причащается недостойно, если он считает себя достойным Причастия. Все мы недостойны, все мы в грехах и в падении. Поэтому перед Причастием надо "вытрезвиться" от страстного духа мира через усиленную молитву, размышления о своих грехах и покаяние, и постараться день причащения посвятить Богу, а не мирской суете и развлечениям.
Считаю, что причащение без исповеди – это одно из проявлений модернизма и послужит не религиозному подъему, а дальнейшей секуляризации духовной жизни.
Призываю на вас Божие благословение. Помоги Господи».