Доцент кафедры истории Украины УжНУ, директор Богословско-исторического научно-исследовательского центра имени архимандрита Василия (Пронина)
Рейтинг: 10|Голосов: 2
Юрий Данилец
Василий Тутко, крестьянин села Бехерова, писал родственникам в США, что местный священник, узнав о сборе средств для строительства православного храма, грозил: «Подождите, я вас научу, как соглашаться на русскую веру… Передам такого жандармам, чтобы из села Бехерова выгнать, а землю и дом продам».
Рейтинг: 9.7|Голосов: 52
Игумения Параскева вспоминала: «В декабре 1912 года, ночью, когда мы все спали, вломились в нашу обитель шесть жандармов, не разрешили нам и одеться, но так, как мы встали с постели, попровадили нас в сельскую хижу, где толстыми бигарями били нас всю ночь. Плакали только некоторые, а большинство нас радовались, что нам приходится страдать за Иисуса и за русскую православную веру».
Венгерское правительство жестоко преследовало православных. Игумения Параскева вспоминала: «В декабре 1912 года, ночью, когда мы все спали, вломились в нашу обитель шесть жандармов, не разрешили нам и одеться, но так, как мы встали с постели, попровадили нас в сельскую хижу, где толстыми бигарями били нас всю ночь. Плакали только некоторые, а большинство нас радовались, что нам приходится страдать за Иисуса и за русскую православную веру».
Рейтинг: 8.5|Голосов: 6
Книга протодиакона Александра Монича «Заневский монастырь в Полонинах: очерки истории Угольского и Углянского монастырей» основана на архивных документах, что позволило по-новому взглянуть на некоторые страницы истории обители. Так, например, автор приходит к выводу, что древний монастырь находился в Полонинах (современное село Малая Уголька) и только в XVIII веке был перенесен в село Угля.
Рейтинг: 7|Голосов: 11
Одним из наиболее ярких примеров христианского милосердия и жертвенности в Закарпатье в конце Великой Отечественной войны стало спасение мирянами и монахинями около 200 советских детей, увозимых немцами в Германию. Решение предоставить приют детям было очень мужественным, так как венгерские власти запрещали принимать у себя посторонних, и спасение детей могло послужить поводом для арестов.
Рейтинг: 8.9|Голосов: 69
Подвижническая жизнь преподобного Иова Угольского, одного из выдающихся старцев XX века, в последнее время привлекает многих. Однако некоторые страницы его биографии до сих пор плохо известны. Пролить свет на эти «белые пятна» позволяют архивные документы.
Рейтинг: 8.2|Голосов: 5
Одним из центров православного движения в восточной части Закарпатья было село Бедевля. Здесь религиозное противостояние с униатскими священниками дошло до кровопролития: в результате столкновения с жандармами, вызванными местными властями, 16 крестьян были ранены, а двое из них вскоре скончались в больнице.
Рейтинг: 4.7|Голосов: 6
В письме от 19 декабря 1903 года к униатскому епископу мукачевский окружной начальник Ласло Горват писал, что в Великих Лучках сельский советник Андрей Попадинец обнаружил тайное собрание крестьян в доме Георгия Рубиша. Сельский советник сообщал, что разговаривал с Георгием Рубишем, и тот заявил ему, что хочет вырвать народ из нынешнего религиозного состояния и наставить его в «русской религии». У названного в письме крестьянина был проведен обыск.
Когда православное движение в Закарпатье не удалось остановить насилием и штрафами, в села были отправлены десятки провокаторов и сыщиков. Полиция провела несколько рейдов, в результате чего было арестовано более 180 человек. Признания у брошенных в тюрьму выбивали силой. Однако из-за отсутствия доказательств почти половину арестованных власти вынуждены были освободить. Перед судом в Мараморош-Сиготе предстало 94 человека, в том числе и женщины.
Рейтинг: 5|Голосов: 2
В конце 1903 года венгерская власть прибегла к решительным мерам против православных жителей села Иза Хустского округа Закарпатья. Известный русский ученый Ф. Аристов писал: «В 1903 году крестьяне села Изы в одно из воскресений пропели в церкви символ веры, исключив из восьмого члена слова “и Сына”. Этим приход фактически заявил о своем переходе в Православие. Тотчас село было наводнено венгерскими жандармами. Начался поголовный обыск, конфисковали все богослужебные книги и даже иконы».
Рейтинг: 6.6|Голосов: 5
На ход православного движения в селе Изе проливают свет в том числе и письма жителей села, которые остались верными унии. Так, Василий Пристая 21 июля 1903 года сообщал униатскому епископу, что во время проповеди в праздник Сошествия Святого Духа большая часть крестьян оставила храм, а сельский житель Андрей Пристая открыто выступил против греко-католического священника.
Рейтинг: 10|Голосов: 1
В конце XIX – начале XX столетий в Закарпатье началось движение за возрождение Православия. В основном унии противилось бедное украинское крестьянство, поэтому православное движение носило спонтанный характер, не имело сильной организации; интеллигенция и духовенство не принимали участия в этом процессе. Православное движение в Закарпатье в начале XX века было вызвано целым рядом тесно связанных между собой причин.
Рейтинг: 8.2|Голосов: 25
Распространение христианства на территории современного Закарпатья связано с именами святых Кирилла и Мефодия, а знаменитый Угольский монастырь был основан учениками славянских просветителей. Многовековая история Православия в Закарпатье, полная драматических страниц, – пример стойкой борьбы за веру своих предков.
Рейтинг: 7.6|Голосов: 79
Николай Головкин, Юрий Данилец
О необыкновенной личности старца Иова (Кундря; 1902–1985) ходят удивительные рассказы. Его судьба тесно связана с судьбой Православия в Закарпатье. 8 мая 2008 года архимандрит Иов решением Священного Синода Украинской Православной Церкви был прославлен в лике местночтимых святых Хустской епархии.