Первый судебный процесс против православных Закарпатья в Мараморош-Сиготе

В конце 1903 года венгерская власть прибегла к решительным мерам против православных жителей села Иза Хустского округа. Известный русский ученый Ф. Аристов в 1916 году писал: «В 1903 году крестьяне села Изы в одно из воскресений пропели в церкви символ веры, исключив из восьмого члена слова “и Сына”. Этим приход фактически заявил о своем переходе в Православие. Тотчас село было наводнено венгерскими жандармами. Начался поголовный обыск, конфисковали все богослужебные книги и даже иконы. Жандармы простояли в Изе несколько месяцев, забирая у крестьян провизию и ничего за это не платя; всячески притесняли и оскорбляли народ и глумились над женщинами. Долго терпело беззащитное население всевозможные обиды; наконец, доведенное до отчаяния, не выдержало, причем несколько человек воскликнуло: “Пора придти русским и выгнать мадьяр”. Этого было достаточно, чтобы возбудить дело о государственной измене»[1].

Участники Мараморошского судебного процесса
Участники Мараморошского судебного процесса
Важные сведения о подготовке первого судебного процесса против православных изян можно найти в периодике начала ХХ века. Так, ужгородская газета «Наука» в 1903–1904 годах выступила против православного движения. В статье от 18 июня 1903 года она писала: «В Изе, как говорят, какую-то там новую веру делают, из книжек вычитанную. Веровать нужно только в то, что святая мать – Церковь православная кафоличная учит, какой председатель от Христа установлен – папа Римский»[2]; «Вышел журат хустский Эмилий Зомборий тай бунтовщиков поштрафовал на 100 крон каждого, а нескольких их перших “водителей” еще дал заперти на 15 дней»[3].

Более объективную оценку православному движению дает львовское русофильское «Русское слово»: «Угрорусское село Иза перешло на Православие, и потом нияк не можно было селян навернути назад до греко-католической Церкви. Причиною перехода русских жителей села Изы на Православие был их же священник, который напосилился на то, чтобы всех своих прихожан сделать мадьярами. Селяни отже, хотячи увольнитися от такого священника, удалися до православного сербского митрополита или патриарха и просили его, чтобы им дал православного священника. Мадьярское правительство и такие же русские священники, что хотили бы свой народ переминити на мадьяр, подняли крик и довели до того, что где якии селяни из Изы были арестованы и потом ставали перед мадьярским судом»[4].

В начале февраля 1904 года в Мараморош-Сиготе начался первый судебный процесс против православных жителей села Иза. К суду были привлечены около 20 лиц, которых прокурор обвинил в государственной измене и оскорблении униатской Церкви. Доказательствами служили конфискованные у подсудимых книги, иконы, карта славянских земель[5]. Свидетели – сельские корчмари-евреи и писарь Бонис, ссылаясь на слухи, заверяли, что подсудимые говорили, будто придет «русский царь и выгонит венгров и евреев и раздаст землю между православными крестьянами»[6].

30 апреля 1904 года суд вынес приговор, согласно которому двенадцать подсудимых освобождалось из-под стражи. Семь человек суд осудил по статье 172 за подстрекательство людей против греко-католической Церкви. Иоаким Вакаров, Василий Лазарь и Василий Кеминь были осуждены на 14 месяцев ареста и 500 крон штрафа, Максим Плиска – на один год тюрьмы и 500 крон, Андрей Орос, Андрей Изай, Георгий Плиска – на два месяца и девять дней и 180 крон штрафа[7]. «Причем обвинение в государственной измене на суде пало и было заменено чрезвычайно неопределенным обвинением въ “подстрекательстве против мадьярской народности” (едва ли в каком-либо другом государстве существует подобная статья уголовного уложения!)»[8].

Титульная страница дела о православном движении в Изе
Титульная страница дела о православном движении в Изе
«Кроме того, со всех обвиненных крестьян присудили огромные судебные издержки. Хозяйство этих крестьян было уже сильно подорвано административными штрафами и жандармским постоем, а особые судебные штрафы взыскали в то время, когда главы семейств отбывали тюремное заключение. Проданы были с молотка за бесценок вся земля, дома, скот и домашняя утварь. Крестьяне вышли из тюрьмы совершенно нищими, и семьи их ютились у односельчан, содержимые на скудные средства православной общины села Изы. Но Аким Вакаров и его товарищи были бодры духом, и так как у них своей земли больше не было, то они пошли на поденный труд. Несмотря на то, что село Иза находится всего в пяти верстах от города, где имеются всегда жандармы, венгерское правительство сочло необходимым учредить в самом селе постоянную жандармскую команду и построило для нее казарму на средства крестьян. Вскоре Аким Вакаров, руководитель православного движения в селе Иза, был убит. Виновные, понятно, не были обнаружены, но все окрестное население считает, что он пал от рук венгерских жандармов мучеником за православную веру. Гонения, разорение, тюрьма и насильственная смерть Акима Вакарова не могли все же поколебать преданности крестьян Православию»[9].

Адвокат православных изян Артур Клейн подал апелляцию, считая приговор неправильным. Опротестовал решение и прокурор, добиваясь более сурового наказания. 23 июня 1905 года в Дебрецене состоялся апелляционный суд. Прокурор добивался, чтобы крестьян судили и на основании статьи 173 уголовного кодекса. Но апелляционный суд снизил меру наказания подсудимым до шести, семи и восьми месяцев тюрьмы и 50 крон штрафа.

Этот результат опять не удовлетворил обе стороны, и 10 мая 1906 года высший апелляционный суд в Будапеште признал подсудимых виновными на основании статьи 173 и повысил меру наказания. Таким образом, Василий Кеминь и Иоаким Вакаров (уже мертвый) получили каждый по одному году тюрьмы и по 50 крон штрафа, Андрей Вучкан – шесть месяцев тюрьмы[10].

Анализ архивных документов, периодики и монографического материала дает возможность прийти к выводу, что причины событий в селе Иза были следующие: неудовлетворение местным униатским священником, который в канун праздников решил сократить чтение паремий; сопротивление мадьяризации школы и церковного обряда; значительная разница в зарплате греко-католического и православного священников.

Таким образом, православное движение в селе Иза в первые годы ХХ века носило религиозный и социальный характер. Насилие венгерской администрации не смогло прекратить переход в Православие. Это движение с еще большей силой начало распространяться с Мараморощины на соседние комитаты Берег и Угоч.

Юрий Данилец

5 мая 2009 г.

[1] Аристов Ф. Карпато-русские писатели. М., 1916. Т. 1. С. 133.

[2] Нова віра // Наука. 1903. 18 июня. С. 8.

[3] Бунтовщики изянскии // Наука. 1904. 25 февраля. С. 4.

[4] Тюрьма за Православие // Русское слово. 1904. 13 мая. С. 5.

[5] Денасий Пантелеимоновский, инок. Повесть об обращении и присоединении на Афоне угроруса-униата в Православие и о русских, о Православии и об унии в Прикарпатской подъяремной Руси прежде и теперь. Шамордино: Типография Казанской Амвросиевской женской пус­тыни, 1913. С. 68.

[6] Гонение святого Православия в Угорщине // Православная Буковина. 1904. 14 мая. С. 2.

[7] Судейский приговор // Неделя. 1904. 8 мая. С. 301.

[8] Аристов Ф. Карпато-русские писатели. С. 133.

[9] Там же. С. 134.

[10] Пап С., священник. Історія Закарпаття: У 3 т. Івано-Франківськ, 2003. Т. 3. С. 542.

Православие.Ru рассчитывает на Вашу помощь!
Комментарии
Юрий данилец23 июня 2009, 19:20
Уважаемый Виктор!
Я очень рад, что Вам интересуют мои скромные труды. Книга протодиакона Александра Монича написана на архивных источниках, которые до этого времени не использовались учеными. Автор не ставит точку в своем исследовании, он призывает других историков к дискусии, к углублению этой темы. Я считаю, что он проделал огромную работу, а критика должна быть объективной и доброжелательной.
Григорий20 июня 2009, 22:27
Виктору
недавно прочел "труд" Монича. главная идея книги - доказать что монастырь в Угле создали униаты. Кстати, книга запрещена на територии Хустской епархии.
Виктор19 мая 2009, 14:03
Много уважаемый Юрий, спасибо огромное за Ваш труд во благо Матери Церкви! Хотелосьбы чтобы вы разместили для читателей очень интересний перечень других своих трудов по истории Закарпатья, и дайте пожалуста коментарий последнему вышедшему в мир труду дакона Александра Монича " Заневський монастир в Полонинах:нариси з історії Угольського та Углянського монастирів."
Надежда10 мая 2009, 09:10
З велыкым Святом Вас ридненьки наши. Теперь мне понятно, почему так замечательно в Закарпатье.
Иван 8 мая 2009, 00:06
Очень нужная статья. Спасибо автору за его работу. Будем ждать следующие статьи.
6 мая 2009, 18:18
Kakoe schastie uznati pro svijtux muchenivov za very pravoslvnuy! Spasibo bolichoe za Vach trud!
sestra Xenia iz Chicago
Юрий Данилец 6 мая 2009, 15:32

Уважаемый Владимир. Труд архимандрита Василия (Пронина) по своему уникален. Он начинает свою книгу с древнейших времен до начала ХХ века. Его кандидатская диссертация называлась "История Мукачевской епархии", а книга вышла под тем названием, что Вы написали. Таким образом, его можно считать исследователем средневековой истории православия на Закарпатье. В параграфе об Первом Мараморош-Сиготском процессе он ссылается всего на две статьи из газеты, что, на наше мнение, недостаточно. Поэтому эта информация не была для нас важной.
Юрий Данилец
Владимир 6 мая 2009, 03:11
Архимандрит Мукачевского женского Свято-Николаевского монастыря, приснопамятный старец Василий Пронин защитил кандидатскую диссертацию на эту тему и написал книгу "История Православной Церкви на Закарпатье" изданную в 2005 году уже после смерти старца Василия. Почему нет ссылки на его книгу?
Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все комментарии будут прочитаны редакцией портала Православие.Ru.
Войдите через FaceBook ВКонтакте Яндекс Mail.Ru Google или введите свои данные:
Ваше имя:
Ваш email:
Введите число, напечатанное на картинке

Осталось символов: 700

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • Православный календарь на каждый день.
  • Новые книги издательства «Вольный странник».
  • Анонсы предстоящих мероприятий.
×