За свою многовековую историю Закарпатье не раз оказывалось в порабощении у более сильных соседних государств, которые притесняли и ограничивали в правах население этих мест. Такой была политика венгерской и чехословацкой центральной власти, прежде всего экономическая и религиозная. Тема эта сложная и имеющая множество аспектов. Примеров репрессивной политики Будапешта и Праги в отношении русинов немало. В данной статье речь пойдет об одном из эпизодов в длинном ряду драматических событий, вызванных действиями венгерских (австро-венгерских) властей в Закарпатье, – о притеснении русинов села Бехерова Шарошской жупы (ныне Бардиевский округ Словакии), которые в начале ХХ века решили вернуться в Православие. При этом мы обратимся не только к печатным материалам, но и к архивным источникам.
Современный вид Бехерово |
***
Православный храм в с.Бехерово, нач. 1920 гг. |
К концу XIX века немало русинов выехало на заработки за границу, в первую очередь в Канаду, США, страны Латинской Америки. На чужбине было основано много новых приходов, братств, приютов. В 1889 году греко-католический священник Алексей Товт[3] с Пряшевщины вступил в острый конфликт с управляющим епархией Сент-Пола и Миннеаполиса католическим архиепископом Джоном Айрлендом[4]. Причиной конфликта было стремление американских католических епископов передать духовное руководство над греко-католическими верующими из Австро-Венгрии польским католическим ксендзам. Это делалось для того, чтобы окончательно окатоличить иммигрантов-русинов, а униатских священников вынудить вернуться в Старый свет. Питтсбургский епископ даже заявлял, что женатый священник «не может быть не только хорошим, но и вообще католиком» [5].
Отец Алексей Товт |
Греко-католические епископы: Мукачевский Юлий Фирцак[9] и Пряшевский Иоанн Валий[10] – 12 февраля 1893 года отправили в США послание «Сыновьям нашим возлюбленным, живущим в Америке». Они выражали сожаление о том, что не могут в полной мере обеспечить духовное окормление эмигрантов, и предлагали верующим исполнять обряды и совершать таинства у римо-католических священников (там, где не было греко-католических пастырей). Кроме того, епископы наказывали пастве держаться в стороне от отца Алексея Товта[11]. Мы привели здесь эти факты по той причине, что уже в конце ХIХ – начале ХХ века значительная часть эмигрантов вернулась на родину, принеся туда с собой и Православие. Из трех центров, где в начале ХХ века началось православное движение, два из них – села Бехерово и Великие Лучки – были непосредственно связаны с США.
Впервые о православном движении в селе Бехерове стало известно из американской прессы. Газета «Свет» [12] в номере от 8 (21) апреля 1900 года поместила письмо жителя этого села Василия Тутка. Он сообщал, что местный священник, узнав о сборе средств в США для строительства православного храма, начал оказывать давление на местных жителей. Крестьянин приводил слова священника: «Чекайте, научу я вас, як приставати на москальську віру!... Дам такого жандармам з села Бехерова вигнати, а грунт и хату продам» – «Подождите, я вас научу, как соглашаться на русскую веру… Передам такого жандармам, чтобы из села Бехерова выгнать, а землю и дом продам»[13].
20 сентября 1901 года из Будапешта из Министерства культов и народного образования на имя Пряшевского епископа Иоанна Валия пришло письмо. В нем указывалось: в связи с тем, «что в Бехерове обнаружено панславистское течение с православным подтекстом, которое вызвало резонанс в стране», нужно провести расследование и установить: количество лиц, перешедших в Православие в Бехерове и его окрестностях, а также какие сношения замечены между лицами, планирующими создание православной общины[14]. Выполняя распоряжение министерства, Пряшевский епископ назначил расследование. Его представитель окружной декан Иван Капишинский и его помощники организовали 17 октября 1901 года общее собрание жителей села. На собрание были приглашены и крестьяне, желавшие перейти или к тому времени уже перешедшие в Православие (В. Тутко, В. Збиглей, П. Лазорик и др.). Местный священник Михаил Артим сообщил, что православное движение в Бехерове возникло под влиянием эмигрантов из США. Стремление покинуть унию он объяснял лишь финансовыми причинами: будто бы крестьяне в случае перехода в Православие надеются на финансовую помощь из России. Священник переводил религиозный вопрос в политическую плоскость. «Когда они перейдут в московскую веру и получат разрешение на постройку храма, тогда в Бехерове будет такая московская колония, как в Миннеаполисе в Америке, а позднее целый край превратится в московскую территорию»[15].
Крестьяне, которые были уличены в переходе в Православие, отвергли эти домыслы. Они заявили, что причиной их перехода в православную веру стал острый конфликт их родственников с местным священником, возникший более трех лет назад. «Наши женщины и отцы писали нам письма в Америку, в этих письмах они жаловались на пастыря»[16]. Поэтому эмигранты по возвращении домой решили построить отдельный храм и передать его в юрисдикцию православного епископа в Будапеште[17]. В марте 1901 года И. Баницкий и В. Тутко посетили православного епископа, который дал им инструкции относительно законного перехода в Православную Церковь. Однако когда они вернулись домой, полиция провела у них обыск, конфисковала книги, а самих хозяев арестовала как «предателей родины»[18]. Из протокола расследования от 17 сентября и документов от 11 ноября 1901 года видно, что обвиняемые не признали своей принадлежности к Православной Церкви. Документы епископской проверки были направлены в государственные органы, которые дали их «надлежащую» оценку. Окружной прокурор Янош Пакси издал распоряжение арестовать трех крестьян: А. Збиглея, В. Збиглея и В. Тутка – за антикатолическую пропаганду. В домах крестьян провели обыски и изъяли периодические издания из США[19]. 19 марта 1902 года им было предъявлено обвинение[20]. Однако через некоторое время, не доказав вину крестьян, их освободили.
Священник Михаил Артим |
В начале августа 1903 года группа крестьян из Бехерова посетила православного епископа в Будапеште. Владыка поддержал идею строительства православного храма. Крестьяне, в случае учреждения православной общины, прикреплялись к приходу в Эгере. В письме от 29 августа 1903 года прешовский наджупан просил епископа отправить в Бехерово одного из самых уважаемых священников – для мирного улаживания дела[26]. Изучив все необходимые вопросы, епископ поручил эту задачу канонику Корнелию Ковалицкому, который 10 сентября 1903 года провел в деревне «судебное заседание». В процессе расследования крестьяне признали, что в США посещали православные храмы, что собирали средства на строительство храма у себя на родине и посещали православного епископа в Будапеште. Они говорили, что хотят перейти в Православие из-за местного священника Михаила Артима: «Особенно с тех пор как стал государственным депутатом[27], в воскресенье и на праздники его нет дома, но если он случайно находится дома, то занимается частными делами чужих людей; иногда бывает, что в воскресенье и праздники проповедует, но его проповедь не связана с верой и с моральным поведением, а связана с государственными делами и частными событиями»[28].
Своего рода итог всем этим событиям в Бехерове подводит статья в № 16 за 1904 год газеты «Церковные ведомости»[29]: «Подавление Православия в селе Бехерове сопровождалось многочисленными арестами и процесами, имевшими своей целью открыть в движении “характер государственной измены и панславистической пропаганды”. Но самое тщательное расследование по этому делу не обнаружило ни малейших следов измены или панславизма…»[30].
Источников, свидетельствовавших бы о дальнейшем развитии православного движения в селе Бехерове в австро-венгерский период, не обнаружено. Известно лишь, что несколько крестьян, которых преследовали жандармы, вернулись опять в США. Впоследствии, уже когда эти земли вошли в состав Чехословакии, значительная часть села перешла в Православие.
Подводя итог, сделаем вывод: православное движение в этом населенном пункте имело обособленный характер и из-за давления властей не смогло оказать значительного влияния на жителей окрестных деревень.
[4] Джон Айрленд (John Ireland) родился 11 сентября 1838 г. в г. Бернчерч, графство Килкенни в Ирландии. С 31 июля 1884 г. и до своей смерти (25 сентября 1918) возглавлял католическую архиепархию Сент-Пола и Миннеаполиса в США.
[5] Ашкинази З. Православное движение в Подкарпатской Руси. С. 19.
[6] Архиепископ Владимир (Соколовский-Автономов) родился 1852 г. в Полтавской губернии. Образование получил в Казанской духовной академии, в 1878 г. принял постриг и рукоположен в иеромонаха. В 1879 г. назначен членом Японской духовной миссии, с 1886 г. преподаватель Холмской духовной семинарии. В 1887 г. хиротонисан в епископа Алеутского и Аляскинского. В 1896 г. назначен епископом Оренбургским и Уральским, а в 1903 г. – епископом Екатеринбургским и Ирбитским. В 1910 г. по состоянию здоровья уволен на покой и назначен настоятелем Спасо-Андроникова монастыря в Москве. В 1921 г. патриархом Тихоном возведен в сан архиепископа и назначен на Екатеринославскую кафедру, но назначения не принял. В 1926 г. находился в «григорианском расколе», руководил Днепропетровским кафедрой. В том же году принес покаяние заместителю патриаршего местоблюстителя митрополиту Сергию (Страгородскому). Умер 1931 г. в Москве. См.: Васильева Н., Мангилева А., Никифорова О. Владимир (Соколовский-Автономов Василий Григорьевич)// Православная энциклопедия: В 25-и т. Т. 8. М., 2002. С. 663–665; Фирсов С. Русская Церковь накануне перемен (кон. 1890-х – 1918 гг.). М., 2002. С. 203–204.
[7] Коханик П., протопресвитер. Начало истории Американской Руси. Коннектикут, 1970. С. 490.
[8] BugelW. Ekleziologie Uzhorodske unie a jejich dedicu na pozadi doby. Olomouc, 2003. С. 158; Saint Alexis Confessor and Defender of Orthodoxy in America. Minneapolis, 1994. С. 4;НедзельскийИ., протоиерей. Пятидесятилетие русской православной колонии в г. Миннеаполисе // Golden jubilee album of The St. Mary's Russian Orthodox Greek Catolic Church. Minneapolis, 1937. С. 136.
[9] Епископ Юлий Фирцак родился 1836 г. в с. Худлево (ныне Ужгородского р-на Закарпатской обл.). Образование получил в духовной семинарии в Ужгороде и в греко-католической семинарии в Вене. В 1861 г. рукоположен в греко-католического священника. Профессор (1861–1876) и ректор (1876–1887) Ужгородской духовной семинарии. В 1887–1890 гг. – депутат венгерского парламента. В 1881–1912 гг. – епископ Мукачевской греко-католической епархии. См.: Поп І. Фірцак Юлій // Енциклопедія історії та культури карпатських русинів. С. 782–783.
[10] Епископ Иоанн Валий родился 1837 г. в с. Венчелло (ныне Саболч-Сатмарской-Берегской жупы) в Венгрии. Учился в Дебрецене, Ужгороде, Великом Варадине, Вене. В 1865 г. рукоположен в священники епископом Иосифом Гагенцом. С 1869 г. – доктор богословия. С 1870 г. – префект Ужгородской духовной семинарии, впоследствии профессор истории и канонического права. В 1873 г. назначен советником Святого Престола, а 1878 г. мукачевским титулярным каноником. В 1883–1911 гг. – епископ Пряшевской греко-католической епархии. См.: Váli Jan (Valij) // Slovenský biografický slovník (od roku 833 do roku 1990). IV. Zväzok T-Z. / Vladimír Mináč. Martin: Matica slovenská, 1984. S. 215; Šturák P.Biskup Dr. Ján Vályi (1837–1911) //http://grkatpo.sk/?jan_valyi; Д-ръ Іоаннъ Вальи, епископъ Пряшевскій // Листок. 1891. № 20. С. 233–235.
[11] Archív Gréckokatolíckeho Biskupstva v Prešove (далее – AGBP). Prezidiálne spisy. Inv. č. 40. Rok: 1893. Signatúra: neuved.
[12] «Свет» – выходящая раз в две недели газета для православных русинов в США, Канаде и Бразилии (1897–1899), впоследствии – орган «русских православных братств в Америке» (1900) и православных обществ взаимопомощи в США (1901–1910). Выходила с апреля 1897 г. по 1914 г. – в Олд-Фордже, Бриджпорте, Филадельфии и других городах, с 1901 г. – в Нью-Йорке. Издатель и редактор – отец Г. Грушко, с 1901 г. – В. Туркевич.
[13] Свет. 1900. 8 (21) апреля. С. 2.
[14] AGBP. Prezidiálne spisy. Inv. č. 49. Rok: 1903. Signatúra: 42. Докум. от 20.09.1901 г.
[15] Ibid.
[16] Ibid.
[17] К тому времени епископом в Будапеште был Лукиан (Богданович) (Лукијан Богдановић). Он родился 1867 г. в г. Байя. Учился в Байе, Сремских Карловцах, Эгере. Пострижен в монашество в 1891 г., архимандрит монастыря Вознесения Христова в Беочине (Воеводина). С 1892 г. – епископ Будимский. С 1908 г. избран Сербским (Карловацким) патриархом. Погиб в 1913 г. Обращение крестьян к епископу в Будапеште вызвано тем, что в пределах Австро-Венгрии действовала Карловацкая митрополия. Ее основание относят к 1690 г. В 1710 г. Сербская Православная Церковь признала автокефалию Карловацкой митрополии, а после революционных событий 1848–1849 гг. ее статус был повышен до патриархии. Будимская (Будапештская) епархия была одной из семи в рамках данной церковной общины. См.: Скурат К. История Поместных Православных Церквей: В 2-х ч. М., 1994. Ч. 1. С. 114.
[18] AGBP. Prezidiálne spisy. Inv. č. 49. Rok: 1903. Signatúra: 42.
[19] Zeguc І. Die nationalpolitischen Bestrebungen der Karpato-Ruthenen. 1848–1914. Wiesbaden, 1965. S. 107.
[20] Dyrud Keith P. The quest for the Rusyn soul: the politics of religion and culture in Eastern Europe and in America. 1890 – World War I. Philadelphia: The Balch Institute Press; London and Toronto: Associated University Presses, 1992. P. 88–89.
[21] AGBP. Prezidiálne spisy. Inv. č. 49. Rok: 1903. Signatúra: 42. Докум. от 15.05.1903 г.
[22] Ibid.
[23] В то время министромвнутренних делбыл Калман Сел (Kálmán Széll).
[24] «Американский православный вестник» – первое периодическое православное издание в США. Выходил с перерывами с 1896 г. по 1973 г. Издавался местной православной епархией РПЦ, а с 1924 г. – Североамериканской митрополией, преобразованной впоследствии в Православную Церковь в Америке. См.: Троицкий А., священник. Американский православный вестник // Православная энциклопедия. Т. 2. М., 2002. С. 163.
[25] AGBP. Prezidiálne spisy. Inv. č. 49. Rok: 1903. Signatúra: 42.
[26] Ibid. Докум. от 29.08.1903 г.
[27] М. Артим был избран депутатом венгерского парламента (1901–1905).
[28] AGBP. Prezidiálnespisy. Inv. č. 49. Rok: 1903. Signatúra: 42. Докум. от 10.09.1903 г.
[29] «Церковные ведомости» – еженедельник, официальный печатный орган Священного Синода РПЦ. Выходил с 1888 г. по 1918 г. в Санкт-Петербурге. Имел приложение «Прибавление к “Церковным ведомостям”».
[30] Из Угророссии // Прибавление к «Церковным ведомостям». 1904. № 16. С. 596.