«Если в Бехерове построят православную церковь…»

Из истории православного движения в Восточной Словакии в начале ХХ века

За свою многовековую историю Закарпатье не раз оказывалось в порабощении у более сильных соседних государств, которые притесняли и ограничивали в правах население этих мест. Такой была политика венгерской и чехословацкой центральной власти, прежде всего экономическая и религиозная. Тема эта сложная и имеющая множество аспектов. Примеров репрессивной политики Будапешта и Праги в отношении русинов немало. В данной статье речь пойдет об одном из эпизодов в длинном ряду драматических событий, вызванных действиями венгерских (австро-венгерских) властей в Закарпатье, – о притеснении русинов села Бехерова Шарошской жупы (ныне Бардиевский округ Словакии), которые в начале ХХ века решили вернуться в Православие. При этом мы обратимся не только к печатным материалам, но и к архивным источникам.

Современный вид Бехерово
Современный вид Бехерово
Собственно история возрождения Православной Церкви в Северо-Восточной Венгрии интересовала многих исследователей[1]; было опубликовано немало статей о возрождении здесь Православия, о Мармарош-Сиготских судебных процессах, о политике мадьяризации местного населения. Однако не все публикации имели под собой архивную основу, не все были беспристрастными, ибо их авторы рассматривали ситуацию исходя из своей церковной принадлежности или политических убеждений. Специальной монографии, посвященной истории возрождения православного движения в Восточной Словакии в начале ХХ века, сегодня пока еще нет.

***

Православный храм в с.Бехерово, нач. 1920 гг.
Православный храм в с.Бехерово, нач. 1920 гг.
В Австро-Венгрии действовали законы (I/III от 1868 г. и XI/III от 1895 г.), по которым все граждане империи могли свободно менять свою конфессиональную принадлежность. Но на практике, как показал опыт первых лет ХХ века, эти законы применялись выборочно. Мы не будем здесь останавливаться на причинах православного движения среди русинов в Австро-Венгрии – об этом мы уже писали[2], однако назовем основные, толкавшие русинов к выходу из унии: политика денационализации и мадьяризации местного населения, проводимая венгерскими властями и греко-католическим священноначалием, целью которой была полная ассимиляция русинов и превращение их в верных сынов свято-стефанской короны; экономическое давление со стороны греко-католического духовенства и местных помещиков; борьба за сохранение восточного обряда и оппозиция латинизации Церкви. Все эти причины, как и множество других, производных от них, послужили к возрождению Православия в Северо-Восточной Венгрии.

К концу XIX века немало русинов выехало на заработки за границу, в первую очередь в Канаду, США, страны Латинской Америки. На чужбине было основано много новых приходов, братств, приютов. В 1889 году греко-католический священник Алексей Товт[3] с Пряшевщины вступил в острый конфликт с управляющим епархией Сент-Пола и Миннеаполиса католическим архиепископом Джоном Айрлендом[4]. Причиной конфликта было стремление американских католических епископов передать духовное руководство над греко-католическими верующими из Австро-Венгрии польским католическим ксендзам. Это делалось для того, чтобы окончательно окатоличить иммигрантов-русинов, а униатских священников вынудить вернуться в Старый свет. Питтсбургский епископ даже заявлял, что женатый священник «не может быть не только хорошим, но и вообще католиком» [5].

Отец Алексей Товт
Отец Алексей Товт
Следствием этого конфликта стало то, что отец Алексей Товт после совещания с паствой послал коллектора И. Млынаря в Сан-Франциско к православному епископу Владимиру (Соколовскому)[6]. «Не вічно ж будемо чужим єпископам кланятися, підемо до руського», – заявил на совещании один из прихожан. Но, к удивлению Млынаря, епископ Владимир не допустил его к причастию, объяснив, что он не православный, а католик. Этот ответ удивил коллектора, и он написал отцу Алексею Товту письмо, в котором задавался вопросом: «Якой же мы веры? Нас учили – и вы учите, – что мы православные, а тут мене православный епископ до причащения не допустил – отогнал мене до католического бискупа. Якая же тота наша вера? Мени говорят, же я униат; який униат? Коли я николи о том не чул, я себе за православного христианина держал?»[7] В феврале 1891 года отец Алексей Товт сам отправился в Сан-Франциско и обратился к епископу с просьбой принять его вместе с приходом в лоно Православной Церкви. 25 марта 1891 года епископ Владимир отслужил в Миннеаполисе литургию, которая положила начало истории Православия среди эмигрантов из Австро-Венгрии[8].

Греко-католические епископы: Мукачевский Юлий Фирцак[9] и Пряшевский Иоанн Валий[10] – 12 февраля 1893 года отправили в США послание «Сыновьям нашим возлюбленным, живущим в Америке». Они выражали сожаление о том, что не могут в полной мере обеспечить духовное окормление эмигрантов, и предлагали верующим исполнять обряды и совершать таинства у римо-католических священников (там, где не было греко-католических пастырей). Кроме того, епископы наказывали пастве держаться в стороне от отца Алексея Товта[11]. Мы привели здесь эти факты по той причине, что уже в конце ХIХ – начале ХХ века значительная часть эмигрантов вернулась на родину, принеся туда с собой и Православие. Из трех центров, где в начале ХХ века началось православное движение, два из них – села Бехерово и Великие Лучки – были непосредственно связаны с США.

Впервые о православном движении в селе Бехерове стало известно из американской прессы. Газета «Свет» [12] в номере от 8 (21) апреля 1900 года поместила письмо жителя этого села Василия Тутка. Он сообщал, что местный священник, узнав о сборе средств в США для строительства православного храма, начал оказывать давление на местных жителей. Крестьянин приводил слова священника: «Чекайте, научу я вас, як приставати на москальську віру!... Дам такого жандармам з села Бехерова вигнати, а грунт и хату продам» – «Подождите, я вас научу, как соглашаться на русскую веру… Передам такого жандармам, чтобы из села Бехерова выгнать, а землю и дом продам»[13].

20 сентября 1901 года из Будапешта из Министерства культов и народного образования на имя Пряшевского епископа Иоанна Валия пришло письмо. В нем указывалось: в связи с тем, «что в Бехерове обнаружено панславистское течение с православным подтекстом, которое вызвало резонанс в стране», нужно провести расследование и установить: количество лиц, перешедших в Православие в Бехерове и его окрестностях, а также какие сношения замечены между лицами, планирующими создание православной общины[14]. Выполняя распоряжение министерства, Пряшевский епископ назначил расследование. Его представитель окружной декан Иван Капишинский и его помощники организовали 17 октября 1901 года общее собрание жителей села. На собрание были приглашены и крестьяне, желавшие перейти или к тому времени уже перешедшие в Православие (В. Тутко, В. Збиглей, П. Лазорик и др.). Местный священник Михаил Артим сообщил, что православное движение в Бехерове возникло под влиянием эмигрантов из США. Стремление покинуть унию он объяснял лишь финансовыми причинами: будто бы крестьяне в случае перехода в Православие надеются на финансовую помощь из России. Священник переводил религиозный вопрос в политическую плоскость. «Когда они перейдут в московскую веру и получат разрешение на постройку храма, тогда в Бехерове будет такая московская колония, как в Миннеаполисе в Америке, а позднее целый край превратится в московскую территорию»[15].

Крестьяне, которые были уличены в переходе в Православие, отвергли эти домыслы. Они заявили, что причиной их перехода в православную веру стал острый конфликт их родственников с местным священником, возникший более трех лет назад. «Наши женщины и отцы писали нам письма в Америку, в этих письмах они жаловались на пастыря»[16]. Поэтому эмигранты по возвращении домой решили построить отдельный храм и передать его в юрисдикцию православного епископа в Будапеште[17]. В марте 1901 года И. Баницкий и В. Тутко посетили православного епископа, который дал им инструкции относительно законного перехода в Православную Церковь. Однако когда они вернулись домой, полиция провела у них обыск, конфисковала книги, а самих хозяев арестовала как «предателей родины»[18]. Из протокола расследования от 17 сентября и документов от 11 ноября 1901 года видно, что обвиняемые не признали своей принадлежности к Православной Церкви. Документы епископской проверки были направлены в государственные органы, которые дали их «надлежащую» оценку. Окружной прокурор Янош Пакси издал распоряжение арестовать трех крестьян: А. Збиглея, В. Збиглея и В. Тутка – за антикатолическую пропаганду. В домах крестьян провели обыски и изъяли периодические издания из США[19]. 19 марта 1902 года им было предъявлено обвинение[20]. Однако через некоторое время, не доказав вину крестьян, их освободили.

Священник Михаил Артим
Священник Михаил Артим
О дальнейшем развитии православного движения мы узнаем из письма с грифом «Секретно», направленного Министерством культов и народного образования 14 мая 1903 года епископу Иоанну Валию. Министерский чиновник отмечал, что в конце декабря 1902 года в Будапешт поступило сообщение от бехеровского священника, в котором последний сообщал: «Военнообязанные, которые находились в Америке, впитывают в себя схизматические учения и панславизм и, возвращаясь на родину, распространяют их, а также собирают средства для русских организаций в Америке»[21]. Из расследования шарошского наджупана стало известно, что сбором средств в США занимался уроженец Бехерова Федор Гривна. Он выделил также участок земли для постройки будущего православного храма в родном селе. «Из доклада главного судьи следует, – указывается в письме, – что Ф. Гривна и несколько его единомышленников были в плохих отношениях с их священником, и это тоже привело к распространению российской пропаганды» [22]. Далее автор письма сообщал, что министр внутренних дел[23] обратил внимание на публикацию в газете «Американский православный вестник»[24], издававшейся в Нью-Йорке, где помещены сообщения о решении «Петербургского Синода» о поддержке православной веры в Америке и тех лиц, которые намерены вернуться на родину и способствовать строительству православной церкви в селе Бехерове. Чрезвычайно важна концовка вышеупомянутого письма. В частности в ней чиновник пишет: «Отмечая, что большинство эмигрантов вернется домой и, если в Бехерове будет построена православная церковь, то позже и в других городах, особенно на востоке нашей страны, также будут строиться православные храмы. Это таит в себе угрозу не только религиозную, но и национально-политическую. Из вышеуказанного следует, что нужно предотвратить всеми законными методами строительство православного храма в селе Бехерове, так как под предлогом религиозного учреждения в страну просачивается российский политический панславизм»[25]. Епископу предлагалось принять меры по выявлению инициаторов распространения «политического панславизма» в Бехерове для дальнейшего его искоренения.

В начале августа 1903 года группа крестьян из Бехерова посетила православного епископа в Будапеште. Владыка поддержал идею строительства православного храма. Крестьяне, в случае учреждения православной общины, прикреплялись к приходу в Эгере. В письме от 29 августа 1903 года прешовский наджупан просил епископа отправить в Бехерово одного из самых уважаемых священников – для мирного улаживания дела[26]. Изучив все необходимые вопросы, епископ поручил эту задачу канонику Корнелию Ковалицкому, который 10 сентября 1903 года провел в деревне «судебное заседание». В процессе расследования крестьяне признали, что в США посещали православные храмы, что собирали средства на строительство храма у себя на родине и посещали православного епископа в Будапеште. Они говорили, что хотят перейти в Православие из-за местного священника Михаила Артима: «Особенно с тех пор как стал государственным депутатом[27], в воскресенье и на праздники его нет дома, но если он случайно находится дома, то занимается частными делами чужих людей; иногда бывает, что в воскресенье и праздники проповедует, но его проповедь не связана с верой и с моральным поведением, а связана с государственными делами и частными событиями»[28].

Своего рода итог всем этим событиям в Бехерове подводит статья в № 16 за 1904 год газеты «Церковные ведомости»[29]: «Подавление Православия в селе Бехерове сопровождалось многочисленными арестами и процесами, имевшими своей целью открыть в движении “характер государственной измены и панславистической пропаганды”. Но самое тщательное расследование по этому делу не обнаружило ни малейших следов измены или панславизма…»[30].

Источников, свидетельствовавших бы о дальнейшем развитии православного движения в селе Бехерове в австро-венгерский период, не обнаружено. Известно лишь, что несколько крестьян, которых преследовали жандармы, вернулись опять в США. Впоследствии, уже когда эти земли вошли в состав Чехословакии, значительная часть села перешла в Православие.

Подводя итог, сделаем вывод: православное движение в этом населенном пункте имело обособленный характер и из-за давления властей не смогло оказать значительного влияния на жителей окрестных деревень.


[4] Джон Айрленд (John Ireland) родился 11 сентября 1838 г. в г. Бернчерч, графство Килкенни в Ирландии. С 31 июля 1884 г. и до своей смерти (25 сентября 1918) возглавлял католическую архиепархию Сент-Пола и Миннеаполиса в США.

[5] Ашкинази З. Православное движение в Подкарпатской Руси. С. 19.

[6] Архиепископ Владимир (Соколовский-Автономов) родился 1852 г. в Полтавской губернии. Образование получил в Казанской духовной академии, в 1878 г. принял постриг и рукоположен в иеромонаха. В 1879 г. назначен членом Японской духовной миссии, с 1886 г. преподаватель Холмской духовной семинарии. В 1887 г. хиротонисан в епископа Алеутского и Аляскинского. В 1896 г. назначен епископом Оренбургским и Уральским, а в 1903 г. – епископом Екатеринбургским и Ирбитским. В 1910 г. по состоянию здоровья уволен на покой и назначен настоятелем Спасо-Андроникова монастыря в Москве. В 1921 г. патриархом Тихоном возведен в сан архиепископа и назначен на Екатеринославскую кафедру, но назначения не принял. В 1926 г. находился в «григорианском расколе», руководил Днепропетровским кафедрой. В том же году принес покаяние заместителю патриаршего местоблюстителя митрополиту Сергию (Страгородскому). Умер 1931 г. в Москве. См.: Васильева Н., Мангилева А., Никифорова О. Владимир (Соколовский-Автономов Василий Григорьевич)// Православная энциклопедия: В 25-и т. Т. 8. М., 2002. С. 663–665; Фирсов С. Русская Церковь накануне перемен (кон. 1890-х – 1918 гг.). М., 2002. С. 203–204.

[7] Коханик П., протопресвитер. Начало истории Американской Руси. Коннектикут, 1970. С. 490.

[8] BugelW. Ekleziologie Uzhorodske unie a jejich dedicu na pozadi doby. Olomouc, 2003. С. 158; Saint Alexis Confessor and Defender of Orthodoxy in America. Minneapolis, 1994. С. 4;НедзельскийИ., протоиерей. Пятидесятилетие русской православной колонии в г. Миннеаполисе // Golden jubilee album of The St. Mary's Russian Orthodox Greek Catolic Church. Minneapolis, 1937. С. 136.

[9] Епископ Юлий Фирцак родился 1836 г. в с. Худлево (ныне Ужгородского р-на Закарпатской обл.). Образование получил в духовной семинарии в Ужгороде и в греко-католической семинарии в Вене. В 1861 г. рукоположен в греко-католического священника. Профессор (1861–1876) и ректор (1876–1887) Ужгородской духовной семинарии. В 1887–1890 гг. – депутат венгерского парламента. В 1881–1912 гг. – епископ Мукачевской греко-католической епархии. См.: Поп І. Фірцак Юлій // Енциклопедія історії та культури карпатських русинів. С. 782–783.

[10] Епископ Иоанн Валий родился 1837 г. в с. Венчелло (ныне Саболч-Сатмарской-Берегской жупы) в Венгрии. Учился в Дебрецене, Ужгороде, Великом Варадине, Вене. В 1865 г. рукоположен в священники епископом Иосифом Гагенцом. С 1869 г. – доктор богословия. С 1870 г. – префект Ужгородской духовной семинарии, впоследствии профессор истории и канонического права. В 1873 г. назначен советником Святого Престола, а 1878 г. мукачевским титулярным каноником. В 1883–1911 гг. – епископ Пряшевской греко-католической епархии. См.: Váli Jan (Valij) // Slovenský biografický slovník (od roku 833 do roku 1990). IV. Zväzok T-Z. / Vladimír Mináč. Martin: Matica slovenská, 1984. S. 215; Šturák P.Biskup Dr. Ján Vályi (1837–1911) //http://grkatpo.sk/?jan_valyi; Д-ръ Іоаннъ Вальи, епископъ Пряшевскій // Листок. 1891. № 20. С. 233–235.

[11] Archív Gréckokatolíckeho Biskupstva v Prešove (далее – AGBP). Prezidiálne spisy. Inv. č. 40. Rok: 1893. Signatúra: neuved.

[12] «Свет» – выходящая раз в две недели газета для православных русинов в США, Канаде и Бразилии (1897–1899), впоследствии – орган «русских православных братств в Америке» (1900) и православных обществ взаимопомощи в США (1901–1910). Выходила с апреля 1897 г. по 1914 г. – в Олд-Фордже, Бриджпорте, Филадельфии и других городах, с 1901 г. – в Нью-Йорке. Издатель и редактор – отец Г. Грушко, с 1901 г. – В. Туркевич.

[13] Свет. 1900. 8 (21) апреля. С. 2.

[14] AGBP. Prezidiálne spisy. Inv. č. 49. Rok: 1903. Signatúra: 42. Докум. от 20.09.1901 г.

[15] Ibid.

[16] Ibid.

[17] К тому времени епископом в Будапеште был Лукиан (Богданович) (Лукијан Богдановић). Он родился 1867 г. в г. Байя. Учился в Байе, Сремских Карловцах, Эгере. Пострижен в монашество в 1891 г., архимандрит монастыря Вознесения Христова в Беочине (Воеводина). С 1892 г. – епископ Будимский. С 1908 г. избран Сербским (Карловацким) патриархом. Погиб в 1913 г. Обращение крестьян к епископу в Будапеште вызвано тем, что в пределах Австро-Венгрии действовала Карловацкая митрополия. Ее основание относят к 1690 г. В 1710 г. Сербская Православная Церковь признала автокефалию Карловацкой митрополии, а после революционных событий 1848–1849 гг. ее статус был повышен до патриархии. Будимская (Будапештская) епархия была одной из семи в рамках данной церковной общины. См.: Скурат К. История Поместных Православных Церквей: В 2-х ч. М., 1994. Ч. 1. С. 114.

[18] AGBP. Prezidiálne spisy. Inv. č. 49. Rok: 1903. Signatúra: 42.

[19] Zeguc І. Die nationalpolitischen Bestrebungen der Karpato-Ruthenen. 1848–1914. Wiesbaden, 1965. S. 107.

[20] Dyrud Keith P. The quest for the Rusyn soul: the politics of religion and culture in Eastern Europe and in America. 1890 – World War I. Philadelphia: The Balch Institute Press; London and Toronto: Associated University Presses, 1992. P. 88–89.

[21] AGBP. Prezidiálne spisy. Inv. č. 49. Rok: 1903. Signatúra: 42. Докум. от 15.05.1903 г.

[22] Ibid.

[23] В то время министромвнутренних делбыл Калман Сел (Kálmán Széll).

[24] «Американский православный вестник» – первое периодическое православное издание в США. Выходил с перерывами с 1896 г. по 1973 г. Издавался местной православной епархией РПЦ, а с 1924 г. – Североамериканской митрополией, преобразованной впоследствии в Православную Церковь в Америке. См.: Троицкий А., священник. Американский православный вестник // Православная энциклопедия. Т. 2. М., 2002. С. 163.

[25] AGBP. Prezidiálne spisy. Inv. č. 49. Rok: 1903. Signatúra: 42.

[26] Ibid. Докум. от 29.08.1903 г.

[27] М. Артим был избран депутатом венгерского парламента (1901–1905).

[28] AGBP. Prezidiálnespisy. Inv. č. 49. Rok: 1903. Signatúra: 42. Докум. от 10.09.1903 г.

[29] «Церковные ведомости» – еженедельник, официальный печатный орган Священного Синода РПЦ. Выходил с 1888 г. по 1918 г. в Санкт-Петербурге. Имел приложение «Прибавление к “Церковным ведомостям”».

[30] Из Угророссии // Прибавление к «Церковным ведомостям». 1904. № 16. С. 596.

Юрий Данилец
кандидат исторических наук, доцент кафедры истории Украины УжНУ

11 октября 2012 г.

Православие.Ru рассчитывает на Вашу помощь!
Смотри также
О мнимом криптокатолицизме протопресвитера Гавриила Костельника О мнимом криптокатолицизме протопресвитера Гавриила Костельника
Роман Конь
О мнимом криптокатолицизме протопресвитера Гавриила Костельника О мнимом криптокатолицизме протопресвитера Гавриила Костельника
Роман Конь
Благодаря прекрасному знанию католического богословия и истории Вселенской Церкви протопресвитер Гавриил Костельник сумел самостоятельно распознать заблуждения католичества. И он – практически один среди галицких униатов – вступил в борьбу с ересями Римско-католической Церкви.
Особенности украинского униатства Особенности украинского униатства
Митр. Макарий (Свистун)
Особенности украинского униатства Особенности украинского униатства
Интервью с митрополитом Винницким и Могилев-Подольским Макарием (Свистуном)
Иван Пиковский
Священник должен быть вхож в каждую семью. Не бегать за деньгами, исполняя требы, не просто видеть своих прихожан в воскресенье на службе, а посещать больных, идти домой или в больницу, молиться за них. Умер прихожанин — священник должен посетить семью и утешить всех ее членов. Случилось что-то еще — идти к своим пасомым и быть рядом.
Православие и католичество на Западной Украине Православие и католичество на Западной Украине
Владислав Петрушко
Католичество издавна пытается утвердиться на Западной Украине, многие века большинство жителей Галичины сохраняли верность Православию. В настоящее время католическая экспансия захватывает и Восток Украины. Недавно первоиерарх УГКЦ кардинал Гузар недавно заявил о том, что Украинская греко-католическая церковь, как следует из ее названия, является не каким-то там локальным исповеданием галичан, а церковью всей Украины.
Комментарии
Ульяна 14 октября 2012, 08:28
Спасибо за статью о насильственной латинизации населения Закарпатья!
Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все комментарии будут прочитаны редакцией портала Православие.Ru.
Войдите через FaceBook ВКонтакте Яндекс Mail.Ru Google или введите свои данные:
Ваше имя:
Ваш email:
Введите число, напечатанное на картинке

Осталось символов: 700

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • Православный календарь на каждый день.
  • Новые книги издательства «Вольный странник».
  • Анонсы предстоящих мероприятий.
×