Тернополь, 7 октября 2015 г.
Митрополит Тернопольский и Кременецкий ответил на вопросы украинского портала «Спiлка православных журналистов»
– Владыка, в каком настроении вы нашли верующих, пострадавших от избиения в Катериновке?
– Знаете, несмотря на то, что случилась эта трагедия – в добром, радостном настрое.
У них душа спокойна – они стояли за православие. Они молились. И они претерпели за веру
У них душа спокойна – они стояли за православие. Они молились. И они претерпели за православие, – не слова, а физическое надругательство.
А душа у них спокойна. Они не мстят, они не озлобились, они восприняли это как добрый знак того, что они сподобились потерпеть за веру. Что они сподобились претерпеть побои, что претерпели надругательства. Но они не ответили тем же.
Они смирились. И в этом сила их веры, в этом радость того, что они и впредь, чем смогут, как смогут, но будут стараться свидетельствовать о православии. И видно и по их словам, и по их настрою, они готовы еще больше претерпеть.
Не ненавидеть, а прощать тем, кто не знает, что он творит.
– Скажите, как обстоят дела с храмом в Катериновке сегодня?
– Происходили переговоры, не один раз, и сейчас были в Кременецкий администрации переговоры, на которых наша община сказала о том, что она против поочередных богослужений. Но, несмотря на сложившуюся ситуацию, наша община просит дать возможность – со временем, когда будет возможность, когда будет место или здание, или земельный участок, – построить отдельно храм, чтобы не мешали молиться.
Наша жизненная необходимость – молитвенное единение с Богом. Без этого нельзя спастись. Но в условиях неприязни, вражды молитва не творится.
В будущем мы просим, и нашу просьбу приняли к сведению, дать нам возможность молиться в каком-то здание, которое пустует, дать место для нового храма. И то, что сейчас на переговорах произошло, внушает надежду, – надежду на то, что с Божьей помощью, молитвами верных, молитвами тех, кто претерпел за веру, Господь поможет.
Мы только за то, чтобы мирно молиться Богу, – за свое спасение, за спасение народа нашего и конечно, за благополучие и спасение богохранимой Украины. Вот такая надежда сейчас, в это время.
– Как в дальнейшем вы собираетесь отстаивать свои права, когда власть де-факто стала на сторону одной из конфессий, – на сторону людей, которые захватили ваш храм?
– Конечно, мы не поступимся ничем, мы не имеем на это никакого права.
Потому что идет оскорбление святынь, в которых веками молились. Мы не можем святыню нашу оставлять на произвол судьбы, или просто отдать в чужие руки.
Веками намоленные святыни, где люди молились… Сейчас некоторые люди потеряли страх Божий и не хотят продолжать совместную молитву в храме. И мы чем можем, будем защищать святыни. И, конечно, будем защищать их по закону Церкви, совести и нашего государства. Несмотря ни на что, есть право, есть возможность, и те, кто сегодня не хочет выполнять закон, ни Божий, ни государственный, думаю, с Божьей помощью и с молитвою и они поймут, что другого пути нет.
И мы будем этого пути придерживаться, и будем делать это по мере возможностей наших, которые у нас сейчас, к сожалению, ограничены и попраны. Но Господь, как говорит апостол, не в силе, а в правде. Будем стараться поступать по правде Божией, с терпением, с молитвой, с любовью, и особой молитвой за тех, кто оступился, тех, кто поднял руку на святыню. Вот такой наш путь, на котором мы особую надежду возлагаем на милость и помощь Божию.