В издательстве Сретенского монастыря вышла новая книга протоиерея Георгия Завершинского «Привилегия одиночества: Старение, болезнь, смерть. Православный взгляд».
Протоиерей Георгий, философ и богослов, посвятил свою книгу самым важным вопросам: о жизни и смерти, о молодости и старости, о вере и любви, о мудрости. Однажды начавшись, жизнь продолжается вечно, а смерть — лишь этап. Движение от жизни к жизни — таков Божий замысел.
Книга отца Георгия Завершинского необычна по форме. Диалоги с воображаемыми героями, выдержки из произведений русских классиков. Просто и интересно автор рассуждает на самые важные, жизненные темы, что делает книгу полезной всем, кто стремится следовать за Христом.
Среди чудес, описанных в Евангелии — многочисленные исцеления тяжко больных, и даже воскрешения мертвых. Но ни одного случая возвращения молодости старикам. Отец Георгий уверен, что это неслучайно.
Не мы решаем, когда явиться на свет, не нам определять и время ухода. Если нельзя отменить старение, болезнь и смерть, то как к ним приготовиться, как смириться с этой неизбежностью? Воздействует ли старение на нашу душу?
«Воздействие старения на душу человека есть, и оно открывает новые возможности для внутренней жизни. Земное теперь восполняется иным — еще не небесным, но его предвкушением. Если, никого не унижая, искать подлинной радости жизни, то усилия не напрасны — ничто не пропадет там из всего, что по-настоящему радовало здесь».
Отец Георгий продолжает тему в главе о семье и воспитании: «Человеческий путь — старение, болезнь, смерть — есть основа гармоничных и благодатных отношений в большой семье дедов, отцов, детей, внуков. Внимание на этом пути уделяется уже не преходящему, а вечному, хотя и выглядит вполне по-земному». С древности отцы давали благословение своим детям, в нем — тайна отношений отцов и детей, которые сами становятся отцами, чтобы дальше передать благословение, приводящее к Божьему откровению во Христе.
Трудный вопрос: как обрести душевный покой? Автор сообщает, что без полного прощения не будет покоя. И именно старость дает для этого серьезный шанс.
Вот еще привилегия старости — одиночество. «Не тягостное и унылое бытие, а внутренняя собранность и внимание. Теперь есть возможность для глубокого осознания себя… предстоящим перед Тем, Кто всю жизнь терпеливо ждал, пока мне станет хорошо рядом с Ним».
Зачем Бог попускает болезни? «Болезнь — один из главных инструментов смирения», — отвечает отец Георгий.
«Бог не творит страданий и не хочет лишиться Своего творения. Потому оставляет нам немощь и в конце концов — неизлечимость последней болезни. Человек переходит через пределы смерти, примиряющей всех со всеми. Необходимо использовать этот последний шанс, чтобы иметь общение веры и любви вместо разлуки, недоверия и вражды, которые останутся за порогом жизни и смерти».
***
От жизни к жизни. Вместо заключения
Разговор о главном может длиться бесконечно. Мысль передвигается с одного предмета на другой — всплывают неожиданные темы, приходят на память воспоминания и переживания прежних лет. И новые ощущения не дают покоя.
— Помнишь, там, в парке, тогда — такое было!
— О чем ты? А, школьная история…
— Знали бы молодые, как все в жизни повернется.
— Не слишком думали о будущем, жили одним днем.
— Счастливые!
Спустя годы прошлое представляется таким наивным, и хочется свысока посмотреть на самих себя — тех прежних, простых и бесхитростных, однако все же имевших какой-то секрет, что позволял наслаждаться всей полнотой жизни.
Эх, если бы раскрыть тот секрет! Перенести его в настоящее и вновь зажить всей полнотой ощущений!
Наши размышления в книге начинались с того, что среди Божьих чудес нет чуда омоложения. Его лишь старались изобрести писатели-фантасты. В общем, не вполне понятно, каково это — «омолодившемуся» старику оказаться среди молодежи. Внешне выглядит как они, а на деле — прожил жизнь, в которую те еще только вступают.
Не донести до седых волос секрет молодости — как наслаждаться всякой мелочью и хохотать по пустякам. Трудно себе представить, чтобы рассказчик давней школьной истории в парке вдруг мгновенно состарился и оказался в компании своего прежнего друга, прожившего целую жизнь. Однако если бы это случилось, не думается, чтобы прежняя школьная история вызвала бы у старика гомерический хохот и желание кому-то из друзей-пенсионеров срочно ее передать.
Всякому возрасту — свой секрет. Старость, например, хранит привилегию одиночества, а молодость — обладает тайной общения. Старости свойствен опыт, мудрость и способность учить, молодость имеет привилегию ошибки, незнание и способность учиться.
«Обмен» секретами происходит в течение всей жизни. Пока живем как живется, этого не замечаем. Охваченные жаждой поделиться своими ощущениями и чувствами, говорим и говорим с кем угодно, лишь бы не перебивали наш рассказ — сбивчивый и порой малопонятный.
— Надо поймать миг — всё было так захватывающе!
— Да о чем ты говоришь?
— Знаешь, я такое пережил!
— Ты?.. А остальные?
Когда сам испытал, кажется, всем будет невероятно интересно тебя выслушать. И действительно, вроде бы они приготовились. Но слова, слова… Их так не хватает, чтобы выразить хоть самую малость тех ощущений.
— Хорошо, послушаем тебя в другой раз. — Разговор переключился на забавный случай из жизни элиты.
«Ладно, — подумал, — потом расскажу». А там перегорел, и самому стало уже не слишком интересно. Зачем теперь кому-то рассказывать?..
Постепенно взрослеем, и восторги молодости покрываются пеленой спокойствия.
Уравновешенное состояние теперь больше устраивает. Да и для здоровья лучше. Хотелось бы иногда воспылать чувствами, но вовремя останавливаем себя. Зачем весь тот юношеский задор? Кому теперь интересно? В наши-то годы.
Приходит время внутренних вопросов, и сознаём: немного осталось от прежних тем. А новые темы, если они появляются, — не обжигают разум и не будоражат сердце, как раньше. На все готово логичное объяснение, и находится способ, как избежать трудностей и негативных оценок. И это — привилегия одиночества. В чем же она состоит?
Человек и Создатель… Когда состоится встреча? Возможен ли будет диалог? Как себя к этому готовить? Чему быть прежде и чему потом? Иные представляют холод разума, иные — пламя веры; к одним приходит бесстрастие молитвы, к другим — деятельное служение и общение жертвы. Разные пути ведут к откровению, но совершается оно в глубине личности человека.
Привилегия одиночества — это предвосхищение личной встречи с Богом — Отцом, Сыном и Духом Святым. «Троица в единице славимая» — именно здесь тайна, в которой разрешается одиночество уходящего из земной жизни человека. Бог есть Бог общения любви, а не Бог одиночества оставленного рая.
Возвращение в полноту общения начинается в литургии, которой посвящена Церковь. Обращенная к миру страдания и вражды, Церковь верна Христу в самые трагические моменты жизни каждого из своих верных чад. И сопровождает нас до конца — пока не состоится встреча и диалог, который есть Божья привилегия, данная во Христе.
Исследуют переживания людей, возвратившихся к жизни после клинической смерти. Пишут книги об этом. Но как достоверен подобный опыт? Стоит ли об этом говорить, если жил верой. Подсмотреть за собой в замочную скважину? А если там не реальность, а всего лишь «показывают кино»? Вдруг кто-то «наблюдает за наблюдающим» и тем потешается…
В общем, ясно одно: однажды начавшись, жизнь с Богом продолжается, а старение, болезнь и смерть — лишь этапы ее пути. Это необходимые этапы, и, приближаясь к каждому из них, нужно ожидать Божьего внимания и заботы, чтобы не уязвило одиночество, пришедшее к человеку в болезни и старости.
Апогей одиночества несет смерть. Тогда откроется полнота Божьего прощения — неизбежность, подобная рождению в мир из утробы матери. Это может узнать всякий человек. А «этапы» старения, болезни, смерти необходимы, чтобы принять прощение — последний «этап» прежней и преддверие новой жизни. Движение от жизни к жизни — таков Божий замысел, чтобы никто, верующий в Христа, не погиб, но имел жизнь вечную (Ин. 3, 15).
В заключение просто вспомним то, с чего и начали наше повествование. Если верой и любовью открыться Богу до конца, то многое станет ясным в болезни и старении, а главное — в человеческой смерти. Ведь как написано: не видел того глаз, не слышало ухо, и не приходило то на сердце человеку, что приготовил Бог любящим Его (1 Кор. 2, 9).
Содержание
- Предисловие
- Старение тела — молодость души
- От Бога ли старость
- Омоложения нет среди Божьих чудес
- Слабость тела — признак старения
- Где сила духа в стареющем теле?
- Дети — опора отцов?
- Отцы — опора детей?
- Примирение во Христе
- У Бога нет молодых и старых
- Опыт старости
- Мудрость
- Прощение
- Вера
- Любовь
- Смирение
- Одиночество — привилегия старости
- Надежда и упование
- Святость в болезни
- Не удержался от греха
- Церковь — община исцеления
- Врачи безмездные
- Облегчение страданий — служение любви
- Неизлечимость болезни — Божья воля?
- Возможен ли диалог пациента и врача?
- Болезнь или страсть
- О нарушении психики
- Медленно, но верно — алкоголь
- Быстрее, но результат один — наркотики
- Сын за отца отвечает
- Жизнь и смерть
- Завещаю свое тело
- Смерть наступила?
- Разлучение души с телом
- Предстояние вечности
- Право на смерть?
- Сам себя убил
- От жизни к жизни
- Вместо заключения