Знакомство с единоверием: как мы молимся

Со времен «реформ» патриарха Никона и царя Алексея Михайловича в богослужении, быте и даже мировоззрении православного человека многое изменилось. В порядке вещей нам слышать от наших пастырей, а затем и от вторящих им мирян: «Да какая разница как, лишь бы любовь была да совесть не укоряла…» – и другие вариации на тему исполнения тех или иных церковных правил. Действительно, две главные заповеди Господь наш Иисус Христос вывел в Своих словах: «Возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим» (Мф. 22: 37) и «Возлюби ближнего твоего как самого себя» (Мф. 22: 39). Нет этого – и все наши потуги на религиозной почве превращаются в законничество, лицемерие, фарисейство.

Однако наши благочестивые предки – а до них не менее благочестивые византийцы, наследники трудов святителей Василия Великого, Иоанна Златоуста и Григория Богослова, – старались воцерковить весь свой быт, всю окружавшую их действительность. Недаром высшие произведения искусства, самые значимые памятники Древней Руси, дошедшие до наших дней, имеют ярко выраженный религиозный характер и прямо связаны c культурой церковной. Архитектура, живопись, литература… Кажется, что Русь была одним сплошным храмом. Не будем идеализировать: в истории нашей страны тех времен случалось много событий, о которых сегодня бывает довольно горько вспоминать, но наличие христианского идеала как жизненного ориентира государства и общества отрицать не приходится.

На единоверческой службе в Успенском соборе Московского кремля. Фото: К. Миловидов / nsad.ru На единоверческой службе в Успенском соборе Московского кремля. Фото: К. Миловидов / nsad.ru

Кажется, что те благочестивые времена канули в лету и мы живем в том мире и тех условиях, в которых живем… Нет уже в городских храмах длинных богослужений, протяжного ангелоподобного пения, далеко не везде встретишь икону рублевской школы. Но крупицы той старины, того полумонастырского быта сохранились волей Божией и дошли до наших дней в единоверческих (старообрядных) приходах Русской Церкви.

Единоверие зародилось как движение единения старо- и новообрядцев еще в конце XVIII века

Пусть читателя не пугают слова «единоверие», «старообрядные приходы», «православные старообрядцы» и просто «старообрядцы». Речь идет не о представителях какой-то христианской конфессии или, упаси Бог, о раскольниках, а о такой же полноте церковной. Единоверие зародилось как движение единения старо- и новообрядцев еще в конце XVIII века. С той поры в Русской Православной Церкви на равных условиях действуют два обряда при единстве в вере. Как единоверцы свободно посещают новообрядные приходы и принимают в них таинства, так и прихожане обычных православных храмов свободно могут прийти на «древнюю» службу и при желании даже стать членами общины.

Единоверцы очень трепетно относятся к богослужению. Решив посетить богослужение в таком храме, вы уже на подступах увидите спешащих к службе прихожан, словно героев кинофильмов о Древней Руси. У мужчин небритые и неподстриженные бороды, одеты они в рубахи-косоворотки навыпуск, перехваченные поясом. Бывает, что и в портах, и в сапогах! Уже в храме многие из них надевают черные кафтаны в пол. На женщинах сарафаны и непрозрачные платки, которые особым образом закалываются под булавку и закрывают грудь и спину. На замужних женщинах под платком повойники – вязаные чепчики, свидетельствующие о супружестве носительницы. В руках у прихожан длинные кожаные (как правило) четки – лестовки – с нашитыми на конце треугольниками.

Если вы собрались к единоверцам и у вас нет специальной богослужебной одежды – не беда. Просто помните главное правило: одежда должна быть неброской и опрятной. Всё как в обычном православном храме. Рукава одежды должны быть длинными, непрозрачными, женщинам нужно быть одетыми в юбку, платок лучше заколоть «под булавку».

Перед входом в храм и войдя в него, единоверцы совершают крестное знамение с тремя поясными поклонами, творя в себе молитву: «Боже, милостив буди ми, грешному! (Поклон.) Создавый мя, Господи, и помилуй мя! (Поклон.) Без числа согреших, Господи, помилуй и прости мя, грешнаго! (Поклон.)». Берут из обычно сложенной при входе стопки специальный молитвенный расшитый коврик – подручник. Позже на него полагают голову и руки, совершая земной поклон, дабы сохранить их в чистоте. Мужчины и женщины встают строго по сторонам: справа и слева соответственно. Лишних хождений по храму лучше избегать. Если до начала службы достаточно времени, можно сесть на лавку у стены.

В единоверческих храмах не используется электрический свет во время богослужения. Пространство церквей освещается лампадами и свечами. Такой полумрак лучше располагает человека к молитве, не отвлекает его взор. Масло в лампадах растительного происхождения, а свечи обязательно восковые. Если захотели поставить свечу – лучше это сделать заблаговременно, до начала службы. В некоторых единоверческих храмах принято перед поставлением свечи совершить три поклона с вышеописанной молитвой «Боже, милостив…», а также помолиться святому, который изображен на иконе.

Перед началом богослужения священник выходит из алтаря, становится перед царскими вратами и совершает «семипоклонный начал». Это специальная молитва, «подготовительная». Она словно настраивает нас внутренне, призывает собраться. Сохранились обычаи совершать эту молитву перед выходом из дома и после возвращения с соборной молитвы, в самых крайних случаях ею заменяют утреннее и вечернее правила. Вот ее слова:

Боже, милостив буди ми, грешному! (Поклон поясной.)

Создавый мя, Господи, и помилуй мя! (Поклон поясной.)

Без числа согреших, Господи, помилуй и прости мя, грешнаго! (Поклон поясной.)

Достойно есть, яко воистину блажити Тя, Богородице, Присноблаженную и Пренепорочную и Матерь Бога нашего. Честнейшую Херувим и Славнейшую воистину Серафим, без истления Бога Слова рождьшую, сущую Богородицу, Тя величаем. (Поклон всегда земной.)

Слава Отцу и Сыну и Святому Духу! (Поклон поясной.)

И ныне и присно и во веки веком, аминь! (Поклон поясной.)

Господи, помилуй, Господи, помилуй, Господи, благослови. (Поклон поясной.)

Господи Исусе Христе, Сыне Божии, молитв ради Пречистыя Твоея Матере, силою Честнаго и Животворящаго Креста, и святаго Ангела моего хранителя, и всех ради святых, помилуй и спаси мя грешнаго, яко Благ и Человеколюбец. Аминь. (Поклон земной, без крестного знамения.)

На единоверческой службе в Успенском соборе Московского кремля. Фото: К. Миловидов / nsad.ru На единоверческой службе в Успенском соборе Московского кремля. Фото: К. Миловидов / nsad.ru

После отпуста «Господи Исусе Христе…» совершается еще три поясных поклона с молитвой «Боже, милостив…».

В храме стоят со сложенными на груди руками: это символизирует сложение крыльев ангелов, предстоящих Престолу Божию

Если вы вдруг пришли в храм к единоверцам позже начала службы, «начал» стоит положить самостоятельно, а затем аккуратно встать на свободное место и приступить к соборной молитве. Здесь же заметим, что прихожане в храме стоят со сложенными на груди руками. По святоотеческим толкованиям, такое положение рук символизирует сложение крыльев ангелов, предстоящих Престолу Божию. А вы, к приятному удивлению для себя, заметите, что долгую службу в этом положении выстоять гораздо проще.

Пусть вас не смущает отличие некоторых слов и окончаний молитвословий. Такими они были повсеместно в Древней Руси до середины XVII века. Например, можете услышать непривычное «…и во веки веком» или «И в Духа Святаго, Господа Истиннаго и Животворящаго…» в Символе веры.

Если попали на всенощное бдение, заметите, что на утрени, на кафизмах, люди сидят, поднимаясь только во время «Славы» совершить крестное знамение. Возможность присесть бывает и в моменты чтения поучений, если они совершаются. Всенощное бдение в единоверческих церквях длинное – может занимать от 4 до 6 часов. Однако многие вновь пришедшие замечали необъяснимую легкость и даже незримую «помощь» в стоянии.

Знаменный «роспев» очень протяжен, аскетичен, неэмоционален и собран

Особо обратим внимание на клирос (по-народному, «крылос»). Клиросов может быть два – правый и левый, но чаще всё же один. Руководит клиросом головщик (регент), в руках у него указка, которой он задает пение, показывает нужные моменты песнопения в книгах, в том числе если слышит, что кто-то сбился. Головщик становится в самом центре клирошан, а они «боевым порядком» выстраиваются вокруг него. В единоверческих церквях за богослужениями звучит знаменное пение – основной тип древнерусского пения, пришедшего на Русь из Византии. Хор поет в один голос, вместо нот звуковые интервалы обозначают причудливые для современника крюки. Даже при взгляде на них неизбежно возникает ощущение соприкосновения с чем-то древним и одновременно вечным. Именно такое – ангелоподобное – пение услышали однажды послы равноапостольного князя Владимира в константинопольском храме. Знаменный «роспев» очень протяжен, аскетичен, неэмоционален и собран. Безусловно, если сравнивать византийское и русское знаменное пение, есть явные отличия. Звук нашего аналога свободный, громкий, исполнение довольно суровое – сказывается национальный, северный колорит. Таковое пение помогает верующим сосредоточиться на молитве.

Особым образом совершается и чтение молитвословий, а также чтений за богослужением Евангелия, Апостола, Шестопсалмия. Называется практика такового чтения погласицей – это некое произношение слов на простой распев. Погласица бывает псаломской, паремийной, апостольской, евангельской, поучений и т.д. При чтении и пении используются переиздания книг XVII века. Бывает, можно увидеть на аналое старинные книги прошлых веков в кожаных переплетах, с пожелтевшими страницами, старинными орнаментами и иллюстрациями. Перед началом чтения каждый чтец, как правило, совершает земной поклон на подручник и, получив благословение от священника, приступает к молитве.

Завершается богослужение так же, как и началось, – семипоклонным началом. После этого священник с амвона говорит проповедь. Затем община следует в трапезную. В некоторых приходах сохранилась замечательная традиция путь в трапезную сопровождать пением тропаря дню или празднику. Перед вкушением пищи все чинно совершают соборную молитву. За трапезой могут читать душеполезные книги, на праздниках принято петь древнерусские духовные стихи. Песня, как известно, душа народа. Она выражает его национальный характер, через свое содержание заставляет его пережить события, в ней отраженные. Именно поэтому и в минуты отдыха петь христианские, а не мирские песни очень важно для единоверцев. Это еще один отголосок былой эпохи и желание «приблизить Царство Божие», всё пространство вокруг себя христианизировать.

Во время собраний единоверцы читают Священное Писание с толкованиями, жития святых, творения святых отцов, другую назидательную литературу.

В силу своей малочисленности прихожане старообрядных церквей тесно общаются между собой. Активно и межприходское взаимодействие. Единоверцы соседних епархий часто совершают визиты друг к другу; бывает, что из разных уголков страны и даже мира приезжают верующие на престольные праздники.

Те сокровища богослужебной жизни и приходского уклада, которые от времен Древней Руси до наших дней пронесли православные старообрядцы (единоверцы), являются общими для всей Русской Церкви. В абсолютно разных храмах и монастырях уже сегодня принимают отдельные элементы церковного благочестия. Кто-то ставит на клиросе знаменное пение, где-то в каноне расписывают храм, иные не используют электрического света за службой. Все инструменты, способствующие лучшему восприятию Бога, более глубокому соприкосновению с Ним, доступны желающим и для келейной молитвы.

Интерес к старому обряду в Церкви растет с каждым годом, привлекая всё больше сторонников жизни по законам Древней Руси. И дай Бог, чтобы интерес этот не угасал, а только креп. И самое главное – неукоснительно помогал всем нам двигаться к спасению души.

Владимир Басенков

30 мая 2017 г.

Православие.Ru рассчитывает на Вашу помощь!
Смотри также
Последствия революции 1917 года для единоверия Последствия революции 1917 года для единоверия
Владимир Басенков
Последствия революции 1917 года для единоверия Последствия революции 1917 года для единоверия
Владимир Басенков
Что обсуждалось на единоверческих съездах 1917 и 1927 годов? Как сказались гонения советской власти на старообрядчестве? И какие события церковной жизни сыграли важнейшую роль в истории единоверия?
Возрождение древнерусской богослужебной традиции Возрождение древнерусской богослужебной традиции
Священник Иоанн Миролюбов
Что разделяет старообрядцев и чад Русской Православной Церкви Московского Патриархата? Возможно ли преодолеть эти разделения? Об этом и многом другом — священник Иоанн Миролюбов, доктор теологии, член Межсоборного присутствия РПЦ, руководитель Патриаршего центра древнерусской богослужебной традиции, секретарь Комиссии по делам старообрядных приходов и по взаимодействию со старообрядчеством.
«Старый обряд живет в Русской Православной Церкви» «Старый обряд живет в Русской Православной Церкви»
Священник Иоанн Миролюбов
«Старый обряд живет в Русской Православной Церкви» Священник Иоанн Миролюбов: «Старый обряд живет в Русской Православной Церкви»
12 января 2013 года в Успенском соборе московского Кремля была отслужена литургия по древнерусскому чину. Впервые за 350 лет.
Комментарии
George 6 июля 2017, 08:02
"Они все твердят, что их толки суть «древлеотеческое» предание. Какое древлеотеческое? Все это новые выдумки. Древлеотеческое предание содержится Православною Церковию. Мы заимствовали святое учение от Святой Православной Греческой Церкви, и все священные книги от нее к нам перешли. Книги сии в древности все содержали так, как мы теперь содержим. Но лет за сто или сто пятьдесят до блаженного Патриарха Никона и благочестивейшего государя Алексея Михайловича переписчики неопытные начали их портить и в продолжение сего времени все портили и портили и, наконец, до того все перепортили, что терпеть уже нельзя было. Эти порчи, внесенные в книги, все без изъятия были новины..." Св.Феофан Затворник.
Агапит 1 июля 2017, 21:10
Спаси Христос автора статьи! Большинству очень рекомендую осилить книгу Зеньковского "Русское Старообрядчество". Кстати, "Единоверия"как автономной церкви сейчас нет, существуют приходы РПЦ МП, где служат по дораскольному чину. Хорошо бы почитать статьи покойного В.Карпеца о единоверии и о духовной силе и энергии старого обряда.
Денис Пахомов27 июня 2017, 20:31
George, догматизировать обряд пришлось потому что в то время на Русь проникала латинская ересь.
Поэтому, старый обряд - это зафиксированные документально правила по которым молилась Русская церковь до проникновения ересей с запада.
Надо не забывать, что через западные границы всячески пытались насадить католичество, а греческая и другие южные церкви по факту находились в оккупации осман и католиков.
George24 июня 2017, 09:43
Денис Пахомов 22 июня 2017, 08:53 Утверждение Стоглавым соборым этих ошибочных обрядов (двуеперстия и пр.) как раз говорит о том, что они есть нововведения, возникшие в русской церкви относительно незадолго до того. Подумайте: зачем утверждать то, что, как говорят старообрядцы, было издревле? А отсутствие протестов при церковных реформах до Никона свидетельствует о том, что истинной причиной раскола были отнюдь не обрядовые изменения, а уязвленная гордость и личная обида на патриарха Никона расколоучителей - Аввакума и ко., которые использовали реформу, лишь как повод.
George24 июня 2017, 09:24
Главный авторитет и идеолог раскола – Аввакум (у старообрядцев он канонизирован как святой и поминается в каждодневных молитвах), находясь в заточении Пустоозерске, уже в 1670-е годы фактически благословил самосожжения и тем самым способствовал их распространению. Самоубийство было объявлено добровольным мученичеством и тем самым оправдано.
Раскольники часто говорят, что самосожжения явились ответом на гонения. Но это – чистый вымысел, ибо гари начались задолго до официальных преследований. Первое массовое самосожжение, жертвой которого стали 2000 человек, было организовано в Нижегородском уезде в 1672 году, то есть самоистребление началось за 13 лет до начала преследований.
Денис Пахомов22 июня 2017, 08:53
В вопросе об обрядах стоит упомянуть Стоглавый собор, который состоялся за 100 лет до патриарха Никона, в 1551 году. Этот собор утвердил двуперстие, "дониконовский" Символ Веры и многие другие каноны Русской церкви.
Как известно, после Стоглава не было никакого раскола, ни протестов, это говорит как раз о том, что в то время полнота Русской церкви молилась старым обрядом.
А реформы патриарха Никона оказались противными церкви. Об этом можно судить по тем причинам, что были повсеместные протесты, многие монастыри отказывались переходить на новый чин.
Иванов20 июня 2017, 01:14
Liria 8 июня 2017, 23:32 "раскольники сами уже не хотели останавливаться, что привело к ужасающим последствиям с десятками тысяч самосожженцев." К самосожжениям привело отнюдь не то, что "раскольники" так уж полюбили сами себя сжигать, а бесчеловечные преследования властей. Почитайте источники, как у "раскольничих" семей забирали детей, как "раскольничих" монахов забривали в солдаты, а например монахов Соловецкой обители сжигали живьём, топили в белом море и вешали за ребра на крюках.
Виктория13 июня 2017, 22:50
Уважаемая редакция, благодарим Вас за прекрасный сайт и прекрасные материалы.Но смущает в этой статье слова "Пусть вас не смущает отличие некоторых слов и окончаний молитвословий. Такими они были повсеместно в Древней Руси до середины XVII века. Например... «И в Духа Святаго, Господа Истиннаго и Животворящаго…»". Если это действительно можно делать, то подтвердите, а если нет, то напишите компетентное мнение. Или добавление слов в Символ веры - это не принципиально? Люди доверяют информации на Вашем сайте,поэтому размещение такой спорной, а возможно и догматически неправильной информации как минимум смущает. Достаточно почитать комментарии.
Liria 8 июня 2017, 23:32
Свт. Феофан Затворник совершенно прав - обряды к 17 веку сильно исказились, включая двоеперстие и "двойную аллилуйю". Святые древних времен, в т.ч. Св. Сергий Радонежский, крестились тремя перстами, что подтверждают древние иконы и мощи, со сложенными соответственно перстами. Почитайте непредвзятые источники, с документальными подтверждениями всех фактов проведения реформ 17 в. Конечно, патриарх Никон палку бывало перегибал, но еще до своего низвержения признавал службу по старым книгам. Но раскольники сами уже не хотели останавливаться, что привело к ужасающим последствиям с десятками тысяч самосожженцев. Причем "гари" поддерживал сам Аввакум......
п.п 8 июня 2017, 00:52
Сергей 6 июня 2017, 08:09 "с той поры у него появились страхи Апокалипсиса." "Страхи Апокалипсиса" появились у христиан примерно 2000 лет назад. Апокалипсис это, вообще-то, часть Св. Писания. Поэтому относится к этой книге несерьезно настоящий ХРИСТИАНИН просто не может. А прочитав эту книгу избегнуть страха невозможно. Если конечно воспринимать её серьезно...
Сергей 6 июня 2017, 08:09
У меня знакомый батюшка служит в селе, в православном храме. А в соседней деревне староверы попросили его приходить и к ним, совершать молебны. Построили даже молельную комнату. Примерно с той поры у него появились страхи Апокалипсиса. Возможно, конечно, эти два события не связаны друг с другом, но все же меня это настораживает.
Владимир Степанов 5 июня 2017, 21:37
Ненужные споры. Вот кто знает о том, что есть православная литургия западного обряда на европейских языках? На ней служат православные в Британии, Ирландии и вообще на Западе. Эта служба дораскольного периода Римской ПЦ, хоть и редка, но столь же благочистива как и служба восточного (византийского) обряда. Если тут не было раздоров между Церквами в 10 веке, то что нам рядиться сейчас о стаорообрядческой службе, если все элементы и молитвы в Литургии соблюдаются, и Церковь соборами это утвердила?
5 июня 2017, 18:32
Порядку, благоговейному поведению - и в наших Храмах сейчас стали больше уделять внимания, чем в первые годы перестройки. Понятно, что при внимательной молитве - другое состояние души после службы... Но, всё-таки, нас учат снисходительности к новоначальным - так много людей (после перестройки) воцерковляется! А этот процесс не у всех быстрый. Главное - Храмы - открыты - имущим, неимущим - всем!!! На службе,ведь - основное - не свеча, а молитва - от сердца(да ещё - в Храме - она - соборная)!.. Целомудренные одежды, конечно помогают: не искушать других, самим на помыслы не отвлекаться... Кто не понимает - со временем поймёт... А в целом - люди - идут к Богу! Слава Богу за всё!!!
Иван 5 июня 2017, 12:07
Не стоит излишне заигрывать с раскольниками!
Единоверцы - по духу своему те же раскольники.

Имел опыт общения с единоверцами. Нас они презрительно называют "никониане", мы для них ни кто и наши "пост реформенные" святые для них не святые.

Обратите внимание, что наши старообрядцы как и европейские протестанты моментально распались на множество течений и толков! Повод задуматься!

Я за то что бы вернуть в наши храмы знаменное пение и строгость в богослужении - всё это способствует вниманию при молитве, но не стоит из-за этого сломя голову прыгать из корабля спасения Церкви в утлую лодку раскола.
Единоверие - шаг вперед для раскольников, для православных РПЦ МП - гигантский скачек назад.
Елена 4 июня 2017, 21:28
Моя частная польза: прабабушка была староверкой, теперь могу поминать ее в православной Церкви, и её папу знала как зовут - она была Кузьмовна. И знаю, что если приспичит, и в ту Церковь пойду без боязни. Но считаю, что наша Церковь правильнее.
С уважением, и с Праздниками Пресв. Троицы и Дня Св. Духа. Пусть вас ждет радость не только в храме, но и дома.
р.б.Нина 4 июня 2017, 19:48
Полезно не забыть ,что целью раскола был р а с к о л. И, углубляясь в тонкости сравнения обрядов,легко это потерять из вида.
С той же целью он и сегодня: между Рф и Украиной.Также и в 1917 году: красные и белые. По принципу :Разделившееся само в себе царство не устоит.
Единоверие, видимо, как один из вынужденных ответов этому виду казни.
Не лишнее доказательство тому, что устоит ...Православная Церковь. Во всякие времена.
Иванов 4 июня 2017, 16:09
Анна 1 июня 2017, 18:33 "Святые царственные новомученики ходили в презренных страообрядцами шляпках, с открытыми плечами и т п - не сильно это увело их от Бога." Анна, Вы пытаетесь сравнивать теплое с мягким. Царственные страстотерпцы прославленны Церковью не за то, что они в шляпках ходили, а за подвиг добровольного мученичества. А так Государь и курил как известно, теперь будем утверждать что курение к Богу приводит? Подвиг мучеников в том, что в решающий миг они СМОГЛИ пойти на смерть ради Него. Вопреки своим слабостям и дурным привычкам. ВОПРЕКИ, а не благодаря им. А так среди мучеников и блудницы были и разбойники. Будем утверждать что блуд и разбой православным не помеха?
Иванов 4 июня 2017, 15:43
Елена 2 июня 2017, 08:29 "Сколько я встречала единоверцев, они критиковали православие, запретили мне однажды войти в их храм, потому что я "не правильно" перекрестилась." Думаю Вы перепутали единоверческий храм со старообрядческим. Что не мудрено. Вон в комментах львиная доля православных признается что впервые слышит о единоверии. Невежество наше в области собственной истории (и в первую очередь церковной истории) поражает. Воистину, иваны родства не помнящие...
Иванов 4 июня 2017, 15:36
Сергей 1 июня 2017, 15:38 "Прп.Серафим Саровский, почему-то предпочитал старообрядчесую лестовку". Более того, прп. Серафим и крест наперсный старообрядческого литья носил, с коим он и изображается на всех иконах.
Андрей Скворцов 4 июня 2017, 12:24
Спаси Христос!С праздником православные!
George 3 июня 2017, 11:13
"... Этот взгляд на сакраментальное значение обрядов не изжит и до сих пор даже в христианстве, особенно среди нашего старообрядчества. Там обряды тоже приобрели совершенно несвойственное им значение самодовлеющих средств богоугождения и потому объявлены неизменными и неприкосновенными. «До нас положено: лежи так оно во веки веков», – говорил первый вождь раскола старообрядчества протопоп Аввакум.
   Но для нас, конечно, это мнение неприемлемо. Бесконечно выше взгляд Господа, Который все обряды и постановления внешнего закона рассматривал с точки зрения их пользы для души человека."
епископ Василий Кинешемский
Беседы на Евангелие от
Глава II
Дионисий 3 июня 2017, 00:05
Странная статья. "Длинные службы" совершаются в любом православном храме, если там настоятель не балуется модернизмом и службы не сокращает. И точно также на кафисмах люди сидят, т.к. это само по себе правильно. Т.е. для этого совсем не обязательно идти к единоверцам, достаточно пойти, например, в Сретенский монастырь. В целом, единоверчество следует отделять от раскольнических сект, но смысл его существования в наше время не вполне ясен. Что касается собственно т.н. "старых обрядов", то о них есть хорошие слова Святителя Феофана Затворника: «А что они (раскольники) содержат, то привнесено в книги за 100 или 150 лет до блаженного Патриарха Никона..."
сергей 2 июня 2017, 22:09
А ведь и вправду,богослужение при электрическом свете воспринимается не так ,как при свечах,у нас в храме света просто нет ,только восстанавливается.Службы классные,особенно зимой.
George 2 июня 2017, 17:32
Братья и сестры, подскажите, кто знает: какое отношение у единоверцев к Аввакуму и самосожженцам? Об отношении старообрядцев-раскольников мне известно.
Галина 2 июня 2017, 15:53
А я думаю, что в наш современный обряд есть что перенести из обряда единоверческого (староверческого). Абсолютно рациональные, приемлемые, не вредные, а даже полезные вещи:
"...прихожане стоят со сложенными на груди руками...службу в этом положении выстоять гораздо проще...", "Берут...при входе специальный молитвенный коврик...полагают на него голову и руки, совершая земной поклон, дабы сохранить их в чистоте."
(А лучше, чтобы на коврик можно и коленями встать, не во всех храмах, за пределами Садового кольца, на полу есть ковры).
..."Встают строго по сторонам: справа и слева..., лишних хождений избегают".
(Не превращают храм в полигон). В чем здесь нет соответствия нашей вере?
Антоний 2 июня 2017, 12:37
Спаси Господь за статью! Мой опыт общения с единоверцами небольшой но весьма памятный. Как то зашел в их храм не зная что он старообрядный. Не найдя глазами икону батюшки св преп Серафима Саровского спросил где она- посмотрели как на сумасшедшего сопроводив словами что такого святого нет. Несколько обидно было-думаю стоит быть толерантнее к чужим духовным ценностям.
а.с. 2 июня 2017, 11:24
Вообще в наше время признаваться в своей малой осведомленности странно. Так просто почитать в и-нете хотя бы статью об единоверии в википедии. Меня в единоверии привлекает открытость к РПЦ, единоверцы-то знают, что мы одна церковь. О том, что мои дед и бабка были единоверцами, я узнала благодаря моей любознательности. После них осталось много книг - только с "во веки ВЕКОМ"! Мой отец (их сын), крещенный в единоверческой церкви, не видел ДВУЕПЕРСТИЯ даже в детстве. После разгрома всего и вся дед и бабка причащались в РПЦ. Семья была запугана репрессиями. А расстреливали священников из единоверия вместе со священниками РПЦ!
Евлампия 2 июня 2017, 09:19
Благодарю за полезную статью. Видя множество испуганных комментариев понимаю, насколько сложнообратим процесс насильственной европеизации Руси. Из под палки деды приняли чужое, а внуки уже добровольно привыкли и считают своим. Увы.
Елена 2 июня 2017, 08:29
Сколько я встречала единоверцев, они критиковали православие, запретили мне однажды войти в их храм, потому что я "не правильно" перекрестилась. (Я не знала, что храм был единоверческий). В общем мой вывод: достаточно знать, что они есть, относится уважительно и хватит. Наша церковь мудрее и духоноснее. По-моему они всё-таки "в букве" застряли и думают, что спасение в обрядах. В их книжном храме не увидела однажды ни одной книги святого, но непонятныее авторы разъясняют о важности для спасения двуперсного сложения пальцев. В общем, это мой маленький опыт случайного с ними общения.
Евгений Ф 2 июня 2017, 07:39
Алла: "Ну и чем это не раскольничество? То есть "своими" они считают только других старообрядцев-единоверцев".
Анна: "Что нам дороже - традиции древней Руси или вселенские соборы?".
Девушки совершенно верно прокомментировали.

Статья интересная и автору спасибо. Но вывод автора о стремлении к жизни по древним законам на пути к спасению - как минимум, странный.
Более того, современный человек, решивший под воздействием таких статей примкнуть к единоверам, будет скорее новообрядцем. Все перевернется. А старообрядцами останемся мы.
Дарья 2 июня 2017, 00:54
Отвечаю на вопрос выше: почему старообрядцы не раскольники. Потому что все, что старообрядцы хотели, это продолжать жить по старому обряду, по которому жили наши с вами предки. Вот и все. Вы же не называете св. Владимира, Петра и Февронию, Сергия Радонежского раскольниками? Представьте, что вам скажут: служим по-русски, разделяем исповедь и причастие или еще что-нибудь. Что вы ответите? Наверное, как-то так:"буду делать так, как раньше". Вот и вся вина раскольников, по сути. А ведь это был 17, а не 21 век. Там пол-страны ответило "буду делать как раньше". Есть много исследований на этот счет. Это трагическая страница истории нашей церкви. Надо уже примириться друг с другом.
Дарья 2 июня 2017, 00:44
Почему как ответ на действия президента статья о единоверии? И почему не "упаси Боже о раскольниках"? Почему такое отношение плохое к старообрядцам? Просто по инерции? Собором Русской православной церкви 1971 года со старообрядчества были сняты все анафематствования, а молитвенные книги были признаны как годные к богослужению. Я православная. Бывает, слышу от нашего священства критику в адрес старообрядцев. Это вызывает недоумение. Не разделяю этих взглядов. Такое ощущение, что священники некоторые не знакомы ни с историей, ни с недавними решениями собора. Я считаю, что и православным, и старообрядцам стоит милостивее относится к друг другу. У нас одна вера. Может быть, Бог излечит раскол.
Сергей 1 июня 2017, 23:41
Давайте попробуем реконструировать события и представить свою реакцию. Съездил первоиерарх какой-нибудь церкви в другую страну. А по приезде обьявил. Мы тут всё неправильно делаем. Алтарь у нас не с той стороны, женщины должны рукополагаться в священство, служить надо на современном языке и т.д. Кстати,кто не согласен, тот враг церкви и раскольник. Ваша реакция братья и сестры? Вот такой бомбой явилась "реформа".И она рванула.Кстати,тема имяславия тоже могла обойтись не малой, а большой кровью.Чудом всё улеглось. Нам предлагается диалог и умение слушать доводы наших православных братьев. Я думаю,что старообрядцы очень много интересного могут нам поведать и нелицеприятного для нас.
Иулиания 1 июня 2017, 22:42
Антоний, скажите тогда, пожалуйста, в чём разница между старообрядцами и единоверцами. Автор статьи, по-моему, не разделяет эти понятия... А насчёт раскола, как помнится из курса школьной истории, он действительно не затрагивал вопросы веры, а только обряд, например, как креститься. Но тем не менее раскол произошёл, и в результате в старообрядческих общинах прервалась приемственность рукоположения. Может быть я не права... Хотелось бы подробных комментариев или статью на эту тему, разъясняющую, что к чему.
ЛАРИСА СТАРОВОЙТОВА 1 июня 2017, 20:54
Николай.Ни в коей мере не призываю к старообрядчеству,но старообрядцы такие же православные как мы.В 10 веке мы приняли с Византии богослужебный устав но в 17 веке порабощенные греки служили уже по другому уставу,на который перешли еще в 12 веке.Но об этом греки забыли.Видя явную нестыковку в обрядах и уставе Никон решил,что мы исказили устав и обряды.И начал решительно проводить реформы,хотя сами греки отговаривали его от резких реформ.Таким образом сам раскол это большая трагедия.И мы и старообрядцы служим правильно,только по разным уставам.Но неприятие большей части старообрядцев нас и нашу церковь как православной христианской(хотя с них сняли все прещения)является расколом.
Анна 1 июня 2017, 18:33
Символ веры православной патриаршей церкви - полная дословная калька греческого текста, того самого, составленного отцами церкви. Святые отцы дорожили не только каждым словом этого текста - но каждой буквой, как мы знаем. Что нам дороже - традиции древней Руси или вселенские соборы? Решает каждый сам для себя. Кому-то народные обычаи несравненно важнее, и это еще не самая большая беда.
Святые царственные новомученики ходили в презренных страообрядцами шляпках, с открытыми плечами и т п - не сильно это увело их от Бога. ОНи-то у Престола Божия, а мы, завязанные в платочки, но в страстях погрязшие - Где будем? Внешнее действительно связано с внутренним. Но все дело именно во внутреннем.
Алла 1 июня 2017, 17:58
"В силу своей малочисленности прихожане старообрядных церквей тесно общаются между собой. Активно и межприходское взаимодействие. Единоверцы соседних епархий часто совершают визиты друг к другу; бывает, что из разных уголков страны и даже мира приезжают верующие на престольные праздники." Ну и чем это не раскольничество? То есть "своими" они считают только других старообрядцев-единоверцев. Ведь если бы они считали своими всех православных, то не считали бы себя малочисленными.
Ольга 1 июня 2017, 17:41
Была в греческих монастырях. там тоже стоят со сложенными на груди руками монахини. и что такого?
Михаил 1 июня 2017, 17:20
А есть ли у старообрядцев и единоверцев в частности, святые? Такие как у нас? Духоносные отцы? Как, например, прп. Серафим или, хотя бы, как о. Иоанн Крестьянкин? По плодам ведь судят о древе.
Сергей 1 июня 2017, 15:38
Интересная реакция. Очень много испуга. Вспоминаются слова сатирика:"Мой дед, если и колебался, то только вместе с генеральной линией партии." Расскажу страшное. Митрополит Ювеналий частенько служит в Михайловской слободе. Прп.Серафим Саровский, почему-то предпочитал старообрядчесую лестовку, а приводимая в житии история, вызывает много вопросов достоверности оной. Хромает у нас благочестие. Поэтому такие материалы и стали появляться. В своих ошибках страшно трудно признаваться, особенно если им более 300 лет. У нас в каждом храме свой устав, а у них один и соблюдается. Представьте себе армию , когда в каждой части свой устав? Она боеспособна? Отмашка дана.Можно думать(немножко поколебаться)
Анна Найденова 1 июня 2017, 15:01
Если честно, то я не понимаю, кто такие единоверцы. И почему они являются частью РПЦ? Я с детства в храм хожу, причащаюсь и т.д., но первый раз слышу об единоверцах. Какое-то странное ощущение внутри меня. Может, я не так понимаю смысл статьи?
Василий 1 июня 2017, 14:22
До революции единоверчество было миссионерским проектом по привлечению раскольников к церкви - литургическое единство при снисхождении к разности обрядов. Этакая православная версия униатства. Поэтому, например, среди них было наиболее сильно движение за канонизацию Никона. И то Игнатий Брянчанинов называет единоверчество расколом, а старообрядчество - уже ересью. Поэтому немного жаль, что Владимир не рассказал об этой стороне деятельности единоверцев, а сконцентрировался на, в некотором смысле, противоположной - приглашении уже православных к старому обряду. Что может быть интересно, для кого-то душеполезно, но немного не то.
Ну и идея сохранить очевиднейшую ошибку в Символе меня не умиляет
Евгений 1 июня 2017, 14:16
Как всё запутано... Ну никак не могу понять: когда патриарх Никон ввёл новые правила, там такое закипело - стрельцы в Соловецком монастыре убивали монахов, по указанию царя, которые противились введению новых правил(а они противились и сильно). А протопоп Аввакум так вообще, не побоюсь этого слова,почти мученик за веру. И всё ради чего эти зверства и убийства воцарились? Православные убивали православных ради двуперстия или трёхперстия, голову просто сносит от этого... Хоть бы Сретенская семинария вышла бы с какой разъясняющей статьёй по тому времени. Честное слово, у меня очень большие смущения, когда читаю про те времена... Смотрю и президент посетил старообрядцев, наверное это правильно.
Антоний 1 июня 2017, 13:49
Николай Бурмин: 1. Вы не понимаете, что единоверцы -- такая же часть Истинной Церкви Христовой, что и вы? Если Вам не нравится единоверие, обратитесь к Священноначалию и потребуйте его запретить. Только учтите, что единоверие поддерживали ВСЕ наши первоиерархи, включая прославленных в лике святых 2. По-вашему, единоверцы не "придерживаются Св. Отцов и Евангелия"? 3. Символ веры никогда не был адекватно переведен на ЦСЯ, даже сейчас.
Алексей 1 июня 2017, 12:51
Частью Русской православной церкви новый перевод Символа Веры, сделанный в ходе реформ патриарха Никона, были воспринят как посягательство на основы веры.
Николай Бурмин 1 июня 2017, 12:21
"Прочтите внимательно, О ЧЕМ статья. Она - о единоверцах, т.е. тех, кто, являясь членами РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ МОСКОВСКОГО ПАТРИАРХАТА, придерживается старых обрядов."

Антоний, а зачем это? Нам надо придерживаться св.отцов и Евангелия, а не обрядов. Символ Веры осознанно исказили ваши единоверцы.
Вячеслав 1 июня 2017, 11:30
Благополезно и нужно
Маргарита 1 июня 2017, 09:49
Большое спасибо!Первый раз услышала об единоверцах.Да,подумать есть над чем.
а.с. 1 июня 2017, 09:48
Великолепная статья. Давно хотелось что-нибудь такое прочитать, поскольку мои дед и бабка по отцу были единоверцами. Сейчас проще единоверческому приходу. А до революции, кстати, присоединиться просто так к единоверцам было запрещено. В другую сторону (к РПЦ) - можно, а вот к единоверцам (просто по желанию, из РПЦ) - нельзя. То, что сняты ныне клятвы с раскольников (старообрядцев), открыло двери единоверч.храмов. А до революции и из-за этого старообрядцы не шли в них. Поэтому "как проект" единоверие было провалено дореволюционной властью. По-моему, не более пяти процентов старообрядцев присоединилось к нему. Процветания вам!
1 июня 2017, 09:44
Пришел однажды к Св. Серафиму один старообрядец и спросил:

– Скажи, старец Божий, какая вера лучше:нынешняя церковная или старая?

– Оставь свои бредни,– отвечал отец Серафим–жизнь наша есть море, св. православнаяЦерковь наша–корабль, Прошу и молю вас: ходите в Церковь грекороссийскую: она во всей славе и силе Божьей! Как корабль, имеющий многие снасти, паруса и великое кормило, она управляется Святым Духом. Добрые кормчие ее – учители Церкви, архипастыри суть преемники апостольские. А ваша часовня подобна маленькой лодке, не имеющей кормила и весел; она причалена вервием к кораблю нашей Церкви, плывет за нею, заливаемая волнами, и непременно потонула бы, если бы не была привязана к кораблю
Антоний 1 июня 2017, 09:15
Николай Бурмин, Анастасия! Прочтите внимательно, О ЧЕМ статья. Она - о единоверцах, т.е. тех, кто, являясь членами РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ МОСКОВСКОГО ПАТРИАРХАТА, придерживается старых обрядов. Само единоверие возникло уже в XVIII веке стараниями митрополита Московского Платона (Левшина) и поддерживалось всеми нашими первосвятителями. Единоверцы - НЕ РАСКОЛЬНИКИ.
р.Б. Сергий 1 июня 2017, 08:38
Спасибо за эту статью.Есть над чем подумать.
Николай Бурмин 1 июня 2017, 08:22
Почему автор утверждает, что старообрядцы - не раскольники? Как раз раскольники и есть.
Владимир Астраков 1 июня 2017, 05:21
СПАСИБО. НУЖНО. НАСУЩНО.
р.Б. Анастасия 1 июня 2017, 05:17
Познавательно, однако не ясна позиция автора.Сложилось впечатление, что В.Басенков не просто знакомит читателей сайта с старообрядчеством, а приглашает присоединиться к ним. В этом отношении самый последний абзац особенно выделяется. Не новость, что у людей мыслящих современный мир вызывает отвращение. И вполне понятно желание отодвинуться как можно дальше и защитить себя от внешнего мира. Однако строгое следование обычаям "старины глубокой" ещё не есть путь ко спасению. Чтобы не сбиться с пути,нам даны яркие ориентиры. Например, св.прп. Серафим Саровский, св.блж Матрона Московская, о.Иоанн Крестьянкин (все после 17в. жили) старообрядцами не были.
Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все комментарии будут прочитаны редакцией портала Православие.Ru.
Войдите через FaceBook ВКонтакте Яндекс Mail.Ru Google или введите свои данные:
Ваше имя:
Ваш email:
Введите число, напечатанное на картинке

Осталось символов: 700

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • Православный календарь на каждый день.
  • Новые книги издательства «Вольный странник».
  • Анонсы предстоящих мероприятий.
×