Игумен Даниил (Ирбитс), наместник Свято-Георгиевского монастыря в Гётшендорфе (Германия), рассуждает об особенностях христианского паломничества, условиях, при которых оно становится полезным для души, а при каких – может повредить человеку.

– Отец Даниил, существует ли вообще проблема «духовного туризма», или это все неправда? Если существует, то в чем она, на ваш взгляд, выражается? В чем ее вред – как для самих «духовных туристов», так и для монастырей?
– Я буду говорить с точки зрения нашего местного опыта в Германии, пока еще небольшого опыта нашей скромной обители в Гётшендорфе.
В нашем Свято-Георгиевском монастыре мы часто сталкиваемся именно с «духовным туризмом», как вы говорите.
Ведь наш монастырь довольно часто посещают немецкие группы. Это местные евангелики и католики, представители федеральных и региональных властей ФРГ, а также общественные деятели. Бывал у нас даже и принц Ангальтский Эдуард, глава дома саксонской княжеской династии. Все эти визиты и посещения я никак не могу назвать паломничеством. Но вот благодаря таким встречам немцы могут ближе познакомиться с Русской Православной Церковью и нашей русской культурой. И это отнюдь немаловажно для нас, ведь именно через такие встречи мы можем нести свет нашей веры в немецкое общество, да и не только в немецкое.

Откровенно скажу, что нередко люди после знакомства с Православием на немецкой земле со временем принимали православную веру. К примеру, в прошлом году в нашем монастыре было совершено первое Крещение: Православие приняла немецкая девушка.
Важно, чтобы на этот интерес мы не отвечали фарисейским высокомерием
Мы живём в неправославной стране, а точнее сказать – в федеральной земле Бранденбург, в самом протестантском её регионе, и для немцев – будь то протестантов, будь то атеистов – само присутствие русского православного монастыря в данном регионе – это что-то необычное, и, поверьте, вызывает весьма немалый интерес. Очень важно, на мой взгляд, чтобы на этот интерес мы отвечали не шиканьем и фарисейским высокомерием, а доброжелательностью и готовностью помочь узнать Христа.
– Но немцы немцами, дай им Бог здоровья, в т.ч. и духовного, и их приезд к вам в обитель – это явление иного порядка, нежели посещение монастыря православными людьми.
– Совершенно верно. Свято-Георгиевский монастырь расположен в заповедных местах в 90 км от Берлина, общественный транспорт здесь есть, но он труднодоступен. У нас новое, пока ещё не совсем, как выражаются некоторые, «намоленное» место, и когда к нам приезжают группы паломников, нам радостно разделить с ними совместную молитву и трапезу. Показать нашу обитель, рассказать о жизни в ней монашествующих и ответить на духовные вопросы.
Это не «духовный туризм», но я бы не назвал это и полноценным паломничеством к святым местам. Мы только на пути к этому. Конечно же, в нашей обители есть мощи святых подвижников, но сейчас святые мощи есть и во многих городских приходах. Да и можно ли использовать святыню в качестве «магнита для паломников»… Духоносных и опытных в духовной жизни старцев у нас тоже нет – повторяю: обитель молодая. Всему своё время, и я уверен, что пройдут года и, если даст Бог, наш монастырь на немецкой земле станет тем духовным центром, куда будут приезжать многочисленные паломники не только из Германии, но и из России, Украины, Белоруссии, других стран, где всё еще хранят верность Православию.

– Значение настоящего паломничества. В чем оно? Вместе со всеми минусами, есть же и настоящее паломничество. Значит, люди все-таки стремятся к святыне, и не только потому, что «одна бабушка сказала/одно православное паломническое агентство посоветовало», чувствуют, пусть инстинктивно, тягу к свету, к Богу. В монастыре эта тяга, думается, находит свою цель. А еще, наверное, бывает и такое, что многие, приезжающие в монастырь туристами, уезжают оттуда верующими, часто – хотя бы сочувствующими? Можно ли это мнение подтвердить вашими наблюдениями?
– Для меня очень важно, чтобы понимание веры у наших гостей и паломников было бы глубоко внутренним, а не внешним, то есть чтобы люди понимали, что Православие – это не «земелька с могилок, маслице из лампадок, прикладывания, окунания, записки и требы». Это нечто большее, внутренне-личное и сокровенное.
Да, бывает, что из туристов получаются настоящие паломники – такое случается, безусловно. Однако не монастырь причиной тому, а духовное напряжение тянущейся к Богу души, личное обращение и ответ Господа на зов человеческого сердца.
Также немаловажно общение с духовно опытными людьми (а не младостарцами) и богослужение. Это всё может подтолкнуть человека в объятия Бога.
Паломничество – это не посещение географической локации, а аскетическое упражнение
– Паломничество в монастыри всегда считалось делом благочестивым. Когда турист становится паломником? Когда вместо фотоаппарата у него в руках, условно говоря, появляется пальмовая ветвь для Христа?
– В фотоаппаратах нет ничего плохого, если человек хочет запечатлеть святые места, оставить себе и своим потомкам память о своём посещении монастыря – это прекрасно, но нужно помнить одну важную вещь.
Паломничество – это всё же не банальное посещение географической локации, а аскетическое упражнение, сопряжённое как с напряжением физических сил, так и с молитвой, размышлением, раскаянием в своих грехах, принятием Святых Христовых Таин и пребыванием наедине с Господом.
Когда это превращается в посещение достопримечательности с целью «перецеловать реликвии» и погулять по территории, накупить сувениров и пообщаться с батюшками для быстрых ответов на вопросы мироздания – это явно не путь паломника.

– Думаю, возмущаться не нужно никем. Мы должны принимать каждого приходящего к нам в любом его душевном/духовном состоянии.
Даже если человек – «духовный турист», то наша задача – помочь ему понять собственные мотивы этих поездок и поднять глаза от внешних проявлений религиозности в небеса, к Богу.
Наша первоочередная задача – послужить им, выслушать, в меру своих сил помочь, и если что-то кажется неправильным, то научить, как и учит Господь Иисус Христос.
Господь здесь и сейчас, всегда и повсюду видит, слышит и любит Своих чад
– Ваши пожелания потенциальным паломникам?
– Лично мое мнение такое. Паломнику, собирающемуся в монастырь, нужно иметь в уме две простые истины.
Первая заключается в том, что монастырь – это место, куда люди приходят жить в общине монахов в уединении, и не всегда вторжение в эту общину ради праздного любопытства или развлечения уместно. Мы ведь не заходим в квартиры незнакомых людей, мотивируя это тем, что мы «хотим просто посмотреть»?

Святых мест много, слава Богу. Но надо сразу сказать, что от одного физического контакта с ними вы не получите так называемого «заряда духовной энергии» (ужасное выражение, честное слово!), «благодати» и т.п. Всегда надо помнить, что Господь пребывает в каждой душе и в каждом сердце, которое умеет любить. Господь здесь и сейчас в каждой точке пространства и в каждый миг времени, и Он всегда и повсюду видит, слышит и любит Своих чад. Ещё раз повторюсь, духовная жизнь – это то, что внутри нас, а не снаружи. И пусть Господь помогает всем нам быть искренними, любящими и творящими добро, ибо без явных добрых дел наших вера наша будет мертвой, и никакое паломничество к святым местам тогда не спасёт наши души.
Были в Георгиевском монастыре в Гётшендорфе в прошлом году. Хочется туда приезжать ещё и ещё, всегда тёплая и духовная обстановка, а главное всегда ощущаешь искреннюю любовь и внимание к каждому паломнику!