Москва, 5 ноября 2004 г.
В рамках конкурсной программы театрального форума зрителям был представлен новый музыкальный спектакль по повести Н.С. Лескова «Левша», поставленный Иркутским городским театром народной драмы, под руководством заслуженного артиста России М.Г. Коренева, сообщает корреспондент Православия.ru Ольга Кирьянова.
На сцене театра «Содружество актеров Таганки» развернулось блистательное яркое действо с плясками и песнями, музыкальную основу которых составили народные и классические мелодии. Являя высочайший профессионализм, актеры на сцене мгновенно перевоплощались из простоватых веселых русских мужиков-туляков в высокомерных, хитроумных жителей «Туманного Альбиона», пленяя зрителей пластичностью и голосом. Свое лицо обрела даже блоха, воплощенная актрисой Ириной Тиуновой, которая в спектакле и танцевала, и пела. Несомненно, надолго запомнятся зрителям грубоватый и честный атаман Платов, изысканный государь Александр I, пленяющийся западными «пустяковинами», и жесткий, но очень патриотично настроенный император Николай I, радеющий о славе русского мастера, способного превзойти иноземцев.
Особенность этой постановки в том, что из притчи Лескова о талантливом русском самородке, Коренев и его единомышленники создали спектакль, идеи которого затрагивают вполне современные нравственные проблемы, встающие перед каждым нашим соотечественником. С помощью немногочисленных режиссерских ремарок в классический текст Лескова, талантливо обыгранных иркутскими артистами, а особенно исполнителем роли Левши заслуженным артистом России Геннадием Савушкиным пьеса приобретает иное звучание, иной смысл. Левша, которого англичане уговаривают остаться у них, не возвращаться в «дикую Россию», поставлен перед необходимостью главного выбора – устоять самому и отстоять верность Родине и отческой Вере. Остроумной режиссерской находкой стала сцена прений о вере, когда на тульского мастера с двух сторон наседают безликие субъекты в котелках, убеждающие, что «наша въера есть тъоже христианская» и в доказательство начинающих приплясывать вокруг главного героя с ужимками протестантских пасторов, распевая «алиллуйя». Диспут завершается категоричными словами Левши: «наша Вера – правая». И на предлагаемой ему английской невесте он жениться не может, хотя своя дома изменила и за подарки к барину подалась «ведь на англичанке жениться значит надо веру вашу принимать, а этого нельзя». Продолжением искушения главного героя становится прямое явление ему, плывущему на Родину, лукавого, который, увиваясь вокруг, пытается внушить туляку, как он жалок и глуп со своим упрямством. Только перекрестив искусителя, Левша избавляется от него. Убедительным завершением жизненного выбора главного героя становится появление в финале двух ангелов, которые принимают душу русского мастера и возводят ее ввысь. На этом спектакле две трети зрителей составляли дети, которых все увиденное на сцене, возможно, впервые побудило задуматься: что значит быть русским? Что значит быть православным? Поздравляя иркутян с творческим успехом, президент жюри Международного театрального форума «Золотой Витязь» Н. П. Бурляев отметил, что им «удалось подковать блоху американского мюзикла».
Иркутский городской театр народной драмы основан в 1977 году, как народный театр-студия, десять лет спустя получил статус профессионального. Его коллектив являлся участником Дней славянской письменности и культуры в Москве, Славянского собора в Вологде, I Всероссийского фестиваля русской культуры в Омске, Дней русской духовности и культуры «Сияние России» в Иркутске, выступал на Всемирном Русском народном Соборе. Театр бесплатно помогает возрождающимся храмам своей области.
По благословению епископа Иркутского и Ангарского Вадима в театральной мастерской уже изготовлено шесть иконостасов. Коллектив выезжает с гастролями в «горячие точки», дважды выступал перед нашими солдатами в Чечне, в Приднестровье и Югославии. В прошлом году коллектив был удостоен Золотого диплома I Международного форума «Золотой Витязь» в номинации «Театр».