Слова на пользу души иеросхимонаха Иоанна (Гуцу)

Монах Никодим

Иеросхимонах Иоанн (Гуцу) Иеросхимонах Иоанн (Гуцу) Архимандрит Ефрем, настоятель Ватопедского монастыря, очень почитал монахов из Колчу и очень их любил, как, впрочем, и всех монахов, живущих в кельях, принадлежащих монастырю. В своей благости и отеческой заботе он каждую субботу посылал всем монахам, подвизавшимся в кельях, благословение, то есть немного еды, вина для богослужения, просфоры и различные продукты, в которых они нуждались.

Отец Ефрем знал, что старцы из кельи Колчу – духовно преуспевшие монахи, и когда у него были гости, посылал их с провожатым монахом к старцам за советом и духовным наставлением. Ему было известно их высокое жительство, и он знал, что гостям это знакомство будет полезно и они унесут с собой со Святой Горы Афон богатый духовный багаж.

Как истинный исихаст, старец Иоанн больше всего любил безмолвие, тишину и избегал смятений, могущих отвлечь его от молитвы. Отец Иоанн не любил давать советов, считая, что, кто хочет получить пользу, тот может извлечь ее из его молчания и смирения больше, чем из слов.

Его ученик рассказывает, что однажды старец пошел в келью святого Георгия на престольный праздник, по окончании богослужения монахи начали о чем-то беседовать, и только старенький Иоанн молча стоял в стороне.

Как-то один монах-грек пришел к нему просить слова на пользу души, а отец Иоанн ответил, цитируя отцов пустыни:

– Если ты не можешь извлечь пользы из моего молчания, тогда не извлечешь ее и из моего слова[1].

Вот что старец, по своему смирению, ответил другому монаху, когда тот попросил у него совета:

– Я человек простой, и у меня нет душеполезных слов. Я сам спрашиваю совета и духовного наставления у более преуспевших. Но если мы будем исполнять монашеские обеты и совершать свой жизненный путь так, как его начинали, мы сможем надеяться на спасение!

Когда он все-таки давал советы, они всегда были основаны на Священном Писании и творениях святых отцов, которые вместе со множеством других книг всегда стояли в его келье, словно верные друзья. Он очень почитал преподобного Иоанна (Иакова)[2], книга с поучениями которого стояла у него на почетном месте, а когда к нему приходили за советом или духовным наставлением, отвечал, используя поучения святого.

Однажды его спросили, какие добродетели больше всего сообразуются с любовью, и старец ответил:

– Будем любить всех в равной мере, но начинать со страха Божия, а заканчивать любовью к Богу, которая есть венец всех добродетелей. Больше молитвы, больше смирения, больше любви к Богу с легкостью приведут нас к Царству Небесному. Будем же молиться друг за друга и надеяться, что Бог нас не оставит. Но все-таки мы не можем спастись без искушения, терпения и покаяния.

Будем начинать со страха Божия, а заканчивать любовью к Богу: она венец всех добродетелей

Старец всем советовал быть в единении со Христом и не отдаляться от Бога. Говорил, что наша цель здесь, на земле, – стяжание рая. Если мы утратим рай, то утратим всё, как свидетельствует один монах-святогорец:

– Он советовал мне серьезно относиться к монашеству и спасению, потому что наша цель на земле – это стяжание рая. Если мы лишимся рая, мы лишимся всего. Призывал меня к стойкости, молчанию, смирению и молитве.

Монахам старец Иоанн говорил, чтобы они неукоснительно совершали свое правило, канон[3] и как можно дольше оставались на Святой Горе, чтобы здесь боролись, ибо искушения здесь горше, но и помощи Божией больше, и великая помощь приходит и от Матери Божией – Покровительницы Святой Горы. Еще говорил монахам, чтобы они оказывали послушание без ропота и чтобы всё, что хотят сделать, было по благословению.

Старец очень ценил послушание и благословение. Эти две добродетели многоценны и нормальны для усовершенствованной монашеской жизни, как мы это находим в житиях святых. Оттуда и приведем один случай, а затем другой, имевший место на Святой Горе Афон.

Некий ученик много лет оказывал послушание старцу. После смерти старца он остался один. Приученный к послушанию, он ничего не делал без благословения. В киновию перейти не мог, потому что вокруг жили только отшельники: в Фиваиде и на Синае были только идиоритмические монахи. Тогда он взял кол, вбил его посередине кельи, повесил на него мантию и камилавку старца и каждый раз, когда выходил на улицу за водой, просил благословения у кола.

По своему обычаю ученик тот продолжал заниматься рукоделием, то есть что-то изготовлял своими руками: четки, крестики, плетеные корзины и прочее, а затем продавал это, чтобы выручить немного денег, на которые можно было прожить. Однажды он взял несколько своих изделий и, желая отправиться в город, чтобы продать их, сказал дереву:

– Благословите!

Но дерево ответило ему:

– Стой!

И он остался и продолжил свой повседневный труд.

«Благословите!» – сказал монах. Но услышал, как шест произнес: «Стой!»

На другой день, думая о том, что надо бы все-таки продать свою работу, он снова говорит дереву:

– Благословите!

– и дерево уже ничего не сказало.

Тогда он идет в город, продает свое рукоделие и узнаёт от встречного человека, что вчера банда разбойников напала на караван, шедший из пустыни, и умертвила почти всех. И он подумал: «Если бы я был в том караване, меня тоже убили бы или взяли в плен».

Вот как много значит вера с послушанием и отсечением воли! Ученик отсекал свою волю перед старцем, и тот, хоть и умер, помогал ему.

На Святой Горе Афонской существует традиция через 3–5 лет после отшествия монахов в вечность откапывать их останки и череп помещать в костницу, написав на нем год смерти и имя усопшего. В скиту святой Анны у старца иеромонаха Серафима был замечательный обычай: он держал череп своего старца в келье и каждый раз, когда уходил куда-нибудь, просил благословения, как если бы старец его был жив. Не менее 65 лет оказывал иеромонах Серафим послушание своему старцу и соблюдал это благое обыкновение и тогда, когда тот более не присутствовал телом, и чувствовал, что старец духом всегда рядом с ним.

Отец Иоанн тоже делал акцент на благословении и послушании, говорил, что в них содержится много благодати и послушливый может достигнуть Бога с большой легкостью.

Бывало, приходишь к старцу Иоанну просить совета, а он смотрит на тебя и сразу понимает твое душевное состояние и знает, что тебе сказать, не надо было даже говорить ничего.

Однажды пришел к нему один монах из Ватопеда просить совета. Старец сидел, склонившись вниз, потом поднял голову и, взглянув на него, сказал:

– Проявляй терпение, но только с радостью, а не с малодушием и ропотом.

Проявляй терпение, но только с радостью, а не с малодушием и ропотом

Слово, сказанное старцем, прозвучало для него как от Бога, потому что внесло в его душу свет и рассеяло мрачное смятение, в котором монах находился.

Мирянам старец Иоанн говорил, чтобы они часто исповедовались и причащались, мирились с ближними и не пребывали в злобе, потому что Бог не живет там, где злоба и гнев. У каждого человека есть дар Божий и благодать, но, когда человек не пребывает в любви, этот дар и благодать остаются прикрытыми и бездейственными. Бог прикрывает дар от ленивого человека, и он, не будучи в общении с Богом, мучается.

У старца не было дара красноречия, проповедания, но взамен он получил от Бога дар ведения: знал, о чем ты думаешь, любишь ли его или нет, зачем пришел к нему: из любопытства или чтобы получить пользу, и часто начинал отвечать до того, как его начнут спрашивать. Советовать ему не очень нравилось. Говорил, что советование – это огромная ответственность, ведь с душой человека нельзя шутить. Ты дал совет, а от этого совета может зависеть спасение или погибель этой души.

Когда надо было давать епитимию, он не был строг. Приходившим говорил, чтобы они не оставляли своего правила и канона, потому что они очень важны в жизни человека – держат его устремленным к Богу. Поэтому, когда давал канон, он соразмерял его с душевным состоянием верующего, с его силами: слабому давал поменьше, а сильному больше. Мирянам давал правило по силам: утренние молитвы, вечерние, стих из Священного Писания и обязательно одну кафизму из Псалтири. Для монахов Псалтирь тоже была обязательной.

Старец очень ценил Псалтирь: в Псалтири благодать действует сильнее всего

Старец очень ценил Псалтирь. На Святой Горе есть много таких монахов, которые вычитывают всю Псалтирь за день. Да и не только на Святой Горе, но и в других монастырях тоже. В Псалтири благодать действует сильнее всего; стихи из псалмов входят в суточный круг богослужения, они есть и в Святой Литургии, ведь Псалтирь вдохновлена Духом Святым.

Псалмы надо читать и тогда, когда у нас бывает какая-нибудь болезнь, напасть или кто-нибудь умирает, но мы можем читать их, и когда у нас бывают радости. Псалтирь можно использовать как молитву всегда и везде. Но теперь, когда у человека случается душевная проблема, он, вместо того, чтобы пойти к духовнику, идет к психологу, а когда случается беда, начинает обвинять Бога. Как жаль![4]

[1] См., напр.: Древний патерик. Гл. 15, 56 (42); Достопамятные сказания. Об авве Исидоре Пелусиоте, 1.

[2] О нем см. также: https://pravoslavie.ru/90450.htmlhttps://pravoslavie.ru/85468.html.

[3] Каноном здесь называется епитимия, т.е. действия, совершаемые кающимся для искупления совершённых прегрешений.

[4] Из книги: Никодим, монах. Иеросхимонах Иоанн: Жизнь, принесенная в дар Христу. Простота, которой лишился цивилизованный мир (Monahul Nicodim. Ieroschimonahul Ioan – O viata daruita lui Hristos. Simplitatea pe care a pierdut-o lumea civilizata. Editura Egumenita, 2013).

Православие.Ru рассчитывает на Вашу помощь!
Смотри также
Гений послушания Гений послушания
Мария Кузьмина
Гений послушания Гений послушания
О преподобном Никоне Радонежском
Мария Кузьмина
Почему преподобный Сергий избрал в наследники своему достоянию именно Никона, несмотря на его молодой возраст, несмотря на то, что рядом были монахи опытные, маститые старцы, знавшие Маковец еще утлой пустынькой?
«По слову Твоему закину сеть» «По слову Твоему закину сеть»
Свящ. Димитрий Выдумкин
«По слову Твоему закину сеть» «По слову Твоему закину сеть»
О послушании Христовой логике
Священник Димитрий Выдумкин
Логика Евангелия в приложении к любой житейской ситуации будет всегда верна, даже если кажется абсурдной и вполне противоречит нашей привычной логике. Весьма показательный пример этого – случай чудесного улова рыбы апостолом Петром, совершенного по слову Христа.
Послушание превыше поста и молитвы? Послушание превыше поста и молитвы?
Ответы пастырей
Послушание превыше поста и молитвы? Послушание превыше поста и молитвы?
Ответы пастырей
О каком послушании идет речь? Есть ли такие ситуации, когда за послушание можно не поститься и не молиться? И как соотносятся друг с другом эти добродетели – послушание, пощение и молитва?
Комментарии
Лев27 августа 2019, 04:05
Псалтирь - это всё. Чтение и слушание её очищает разум, душу, и даже тело...
Людмила18 августа 2019, 19:13
Святый отче Иоанне! Моли Бога о рабе божьем Максиме и Людмиле
Ольга28 июля 2019, 13:23
Святой отче Иоане!Помолись за моих детей Сергее и Андрее.Слава Богу за всё.
Тамара14 июля 2019, 19:09
Помоги отче Иоанне ,помолись за меня,чтобы больше молчать...
Наталия13 июля 2019, 06:35
Отче Иоанне, помолись пожалуйста, Господу Богу нашему Иисусу Христу за нашу страну, и за Александра, Василия, Аполлинарию, Любовь, Юлию, Григория, Арсения, Татьяну, Дмитрия, Савву, Ивана, Александра и брата Ивана, Наталию и Николая, и всех православных христиан в мире. БЛАГОДАРЮ ЗА СВЯТЫЕ ТВОИ МОЛИТВЫ
Татиана12 июля 2019, 18:40
Спасибо за интересную,полезную статью.
Анна G12 июля 2019, 13:53
Хочу в последнее время молчать. Благодарю за статью - как разрешение помолчать хоть иногда. А не думать, что спасешь мир словами. Хорошо как.
Александр11 июля 2019, 09:51
Во Славу Божью !
Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все комментарии будут прочитаны редакцией портала Православие.Ru.
Войдите через FaceBook ВКонтакте Яндекс Mail.Ru Google или введите свои данные:
Ваше имя:
Ваш email:
Введите число, напечатанное на картинке

Осталось символов: 700

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • В воскресенье — православный календарь на предстоящую неделю.
  • Новые книги издательства Сретенского монастыря.
  • Специальная рассылка к большим праздникам.
×