Что может изменить сердца людей

Художник: Дж. Тиссо Художник: Дж. Тиссо

Существует такой жанр исторической церковной литературы, как экземплы, т.е. примеры. Это средневековый жанр литературы, состоящий из многочисленных жизненных примеров, имеющих цель вызвать у слушателей радость или отвращение, восторг или ужас, в зависимости от целей оратора. Ярко и коротко рассказанная история могла лучше, действеннее повлиять на души простых слушателей, нежели длинные рассуждения вероучительного характера. Разумеется, экземпла звучала из уст странствующих проповедников или приходских патеров. Вначале – устное оружие францисканцев и доминиканцев, со временем экземпла легла на бумагу и стала сборником текстов. В семинарии у нас ходил по рукам сборник таких средневековых назидательных историй, и пользовался он немалым спросом у той части семинаристов, которые любили читать не только учебники.

Помню хорошо одну историю.

Обеспокоенный ленивым и малочисленным посещением своего храма, священник решил взбодрить людей. В одно из воскресений он объявил прихожанам, что на следующей службе покажет им настоящего дьявола. Разумеется, на следующее воскресенье отбоя от молящихся не было. Храм был полон, и все ждали обещанного.

На проповеди патер сказал:

– Вы пришли посмотреть на дьявола? Понимаю. Иначе в храм вас уже и не заманишь. Что ж, гляньте направо и налево от себя. Гляньте друг на друга. Вы и есть дьяволы! Из чего состоит ваша жизнь? Из гордости, домашних ссор, из зависти и проклятий, из срамных песен, из взаимных обид. Ваша жизнь состоит из того же, из чего она состоит у дьявола. Бьюсь об заклад, что вы не лучше его!

И так далее в том же духе. Нет сомнения, люди были удивлены и перепуганы, обижены, но и образумлены отчасти. Правда, на следующее воскресенье церковь опять была пуста. Быстрых перемен от людей ждать не стоит, а еще раз слушать о своих грехах не всякому хочется. Эффект священнической уловки был фрагментарным и недолгим.

Мы смеялись над этими примерами, представляя себе, как они могли бы воплотиться в наши дни. Трудно представить такое «нетолерантное» и обличительное поведение в наш расслабленный век обостренного всеобщего самолюбия. Однако мы заблуждались по части полной невозможности подобного.

В перестроечные времена в одной из бывших Прибалтийских республик подобным образом поступил один уважаемый патер. В советские времена он был гоним за веру и, кажется, перетерпел тюремное заключение. Народ его любил, а он в отношениях с паствой был тих и безотказен. Когда же после Перестройки храмы по всему Союзу стали заполняться огромными массами людей (одни из которых действительно каялись, другие же шли за компанию), он на службе сказал: «Чего вы все сюда пришли? Здесь Богу молятся, а ваш бог – вот!» С этими словами он высыпал на мраморный пол костела звонкую пригоршню мелких монет, показывая таким образом, что ноги у людей в храме стоят, но сердце иных богов, кроме денег, не признает.

Ругайте меня, кто хочет, за примеры, взятые у католиков, а я и дальше буду брать всевозможные примеры у всех, у кого только их увижу. Увижу у древних язычников, возьму у них. Не погнушаюсь примерами из жизни ни буддистов, ни атеистов, а не только протестантов или католиков, потому что желающий учиться – у всех учится, а про нежелающих достаточно сказано в книгах Соломоновых.

Впрочем, вот вам пример и от святых наших единоверцев. В годы служения святителя Николая Сербского в Охриде он был поражен и удручен безразличием местных людей к молитве и церковной службе. Люди стали эгоистичны и суетны. Ничто святое их не интересовало. Однажды святитель сел на осла задом наперед и проехал через весь Охрид. При этом святитель был босым и с непокрытой головой. Люди стали перешептываться, мол, сошел с ума человек. Много читал, много думал, писал, и вот – спятил. И на следующее воскресенье уже весь город был на литургии. Ждали, что же еще «выкинет» Николай. А владыка служил обычно и после службы сказал:

– Что, пришли посмотреть на безумного Николу? Другим способом вас в церковь уже не затянуть? Вам все некогда. Уже неинтересно. Другое дело – поговорить о моде, или о политике, или о цивилизации. О том, что мы – европейцы. А что же унаследовала сегодняшняя Европа? Европа, которая за одну последнюю войну истребила больше людей, чем вся Азия за тысячу лет (сказано в 1920-х годах, вскоре после окончания Первой мировой)?! Ах, братья мои, разве вы ничего этого не видите?

Проповедь владыки произвела большое впечатление на паству, говорит житие Николая, но (продолжает далее) остановить общее отступление от веры она не могла.

Святые не могут остановить массовое отступление от веры! Это ли не самая жуткая беда?!

Святые не могут остановить массовое отступление от веры! Это ли не самая жуткая беда?! Горечь сердца отдельных праведников не смягчает общее окаменение. Если это закон, то с ним надо смириться, невзирая на его суровость. Но что-то же может изменить людей? О, да. Слушайте.

Тот же святой Николай Сербский в книжице «Сто слов о чудесах» говорит: «Когда Бог хочет через наказание вразумить народ и пробудить его духовно, Он чаще использует безбожников и мучителей, чем праведных и святых» И далее он кратко вспоминает историю Израиля, которая полна заслуженными наказаниями евреев за попрание законов Божиих и совести. Приходили пророки, но их не слушали. Жили среди грешников праведные, но над ними смеялись. Как бы странно это ни звучало, но можно сказать: «Иеремия людей не исправил. И Исайя не исправил. А Навуходоносор исправил».

После Вавилонского плена евреи исправились так, как никогда до этого. Запрещенные браки, идолослужение прекратились вовсе. Пророки убедить не смогли. Смогла убедить вавилонская плетка. Праведники не научили. Научил горький плен.

Вот что, единственное, остаётся у Бога среди мер воздействия на народ, когда ни святых, ни праведных больше не слушаются.

Тем более удивительно, что именно этот, уже покаявшийся и вынесший исторические уроки, народ не узнал Спасителя и к древним грехам добавил неслыханное – отвержение Мессии. Но это лишь говорит о глубокой поврежденности человеческой природы, которая не исцеляется косметическим ремонтом, но требует полного переустройства.

Как бы ни было, слова Николая, история евреев приподнимают (не срывают совсем, а лишь приподнимают) покров секретности над ужасами нашей отечественной истории. Есть посевы, и есть жатва. И если сеется ветер, то пожинается буря (ср. Ос. 8, 7) Кошмарная жатва нашей недавней истории связана с посевами более отдаленного прошлого. Хотелось бы исправить народ наш литургией и проповедью, Крестным ходом и всенародным постом, Словом Божиим и взаимным прощением. Но то ли труженики этой нивы малочисленны и неискусны, то ли сам народ добровольно глух и уперт, но грех продолжает свое ползучее распространение. А значит, и грядущие беды приобретают характер неизбежных. Ибо это то, последнее, что сильнее всего способно встряхнуть, очистить человека и поставить его с головы обратно на ноги.

Способность к покаянию и благому изменению есть главный нерв мировой истории

Исправляющийся добровольно в мирные времена лучше, чем тысячи тех, кто будет каяться под бомбами или в голодные дни. Тот, у кого есть совесть и вера, не ждет бед и несчастий, чтобы преклониться в покорности и заплакать пред Господом.

Вот и молодой картофель стоит только слегка проскоблить, чтобы очистить для приготовления. А старый сначала отдает свою загрубевшую черную кожу беспощадному ножу – и только тогда становится чистым.

Об этом и говорит Николай Сербский.

Способность к покаянию и благому изменению есть главный нерв мировой истории. Отсутствием этой способности или нежеланием ее воспитать в себе объясняется то великое море бед, которые не хотят отпускать человечество.

Одному из Ангелов Откровения сказано нечто подобное: «Вспомни, откуда ты ниспал, и покайся, и твори прежние дела; а если не так, скоро приду к тебе, и сдвину светильник твой с места его, если не покаешься» (Откр. 2, 5).

Там же часто повторяется: «Имеющий ухо да слышит, что Дух говорит церквам « (Откр. 2, 17).

Протоиерей Андрей Ткачев

1 октября 2019 г.

Православие.Ru рассчитывает на Вашу помощь!
Смотри также
Почему так важен храм и храмовая молитва? Почему так важен храм и храмовая молитва?
Ответы пастырей
Почему так важен храм и храмовая молитва? Почему так важен храм и храмовая молитва?
Ответы пастырей
Отвергая Церковь, в которой реализовано Откровение о спасении, мы как бы заставляем Бога молчать. В храме – обилие благодати Божией, способной даровать нам любое благо
Промысл Божий (+ВИДЕО) Промысл Божий (+ВИДЕО)
Закон Божий с прот. Андреем Ткачевым
Промысл Божий (+ВИДЕО) Промысл Божий (+ВИДЕО)
Закон Божий с протоиереем Андреем Ткачевым. Беседа 18-я
Протоиерей Андрей Ткачев
Жизнь человеческая – это нитка в гобелене. Это кусочек слюды большой мозаики. Отойди на расстояние – и узнаешь, что ты вшит, вставлен, вмонтирован в огромную картину.
Духовное противостояние кризису Духовное противостояние кризису
Митр. Лимассольский Афанасий
Духовное противостояние кризису Духовное противостояние кризису
Митрополит Лимассольский Афанасий
Господь не соучаствует во зле, которое с нами происходит. Скорби и страдания не происходят от Бога, они находят на нас либо по причине нарушения человеком Закона Божия, либо от дьявола.
Комментарии
Андрей 4 октября 2019, 16:43
Господи, помоги нам возлюбить Тебя всем сердцем и крепостью, так, как Ты завещал нам, а ближних - как самих себя! Тогда нас не нужно будет тащить в церковь за уши, сами побежим, как к Отцу небесному.
Дмитрий 3 октября 2019, 19:39
Hаверно, чтобы слушать праведников, пророков и святых, должно быть в душе с ними что-то общее. А мы говорим часто- что мы , монахи, чтобы святых Отцов читать и следить за своими мыслями? А когда уже мысли в дела перерастают- то для исправления требуются жесткие меры...
Катерина 3 октября 2019, 01:03
"Но грех продолжает свое ползучее распространение"- что значит "распространение"? Грех как был ровно разлит в мире после изгнания прародителей, так разлитым и остался. Себя-то не видишь. А вот со стороны очень даже заметно, что у каждого своя ахиллесова греховная пята. Вопрос в том, кому из нас из этого разлитого греха выползти удастся, чтоб по Лествице взойти. Войны и мор ничего к этому процессу не добавляет. Только усиливает наши склонности. Склонные к ропоту ропщут на Создателя в такие моменты еще больше. Склонные к унынию вешают носы. Жестокие идут по трупам. А склонным жертвовать собой за други своя предоставляется прекрасная возможность сделать это. Своеобразная лакмусовая бумажка.
Иоанна_ 2 октября 2019, 12:32
Изменить сердце человека (давайте всё-таки говорить в единственном числе) может отсвет Божественной любви в глазах другого человека - так говорил митрополит Антоний (Сурожский). Ещё сердце человека может изменить добро, творимое в ответ на зло. Ещё - бескорыстие, милосердие, смирение - в общем, всё то, что есть общего у человека с Богом. Конечно, в каком-то смысле можно изменить человека, шарахнув его молотком по голове - только будет ли это то изменение, которое направит его ум и сердце в правильную сторону? Это ещё вопрос...
Наталья 2 октября 2019, 01:56
"Ругайте меня, кто хочет, за примеры, взятые у католиков, а я и дальше буду брать всевозможные примеры у всех, у кого только их увижу.". За что ругать? Все неправославные - недолюди? Нередко атеист или иноверец поступает порядочные так называемых верующих. И почти у каждого человека есть доброе, которое может послужить примером для всех.
Антоний 2 октября 2019, 00:23
"желающий учиться – у всех учится, а про нежелающих достаточно сказано в книгах Соломоновых" - мудро и свято, дорогой отче Андрее!
Александр Гончаров 1 октября 2019, 21:17
НЕ помню ,где прочел ;Потолок нынешней цивилизации -война.Всякий раз треснувшись об него головой,люди некоторое время ходят пригнув голову.
АлександрГ. 1 октября 2019, 15:57
Ничего не изменит. Одному достаточно просто оглянуться вокруг и задав себе простой вопрос: как сия красота была создана и уверовать, а другому как блудному сыну нужно испить чашу горечи до донышка, чтобы вернуться и уверовать. Но проблема-то в том, что и красоту замыливают и чашу горечи до поры, до времени отодвинули в сторону.
Светлана Николаева 1 октября 2019, 15:44
А мне вспомнилась притча из Патерика, про Макария Великого, его ученика и языческого жреца. Когда ученик обличал и ругал жреца,и в ответ получил злобу и побои. А Макарий Великий похвалил жреца за его неустанное трудолюбие (которое действительно было у него) и получил в ответ умиление и сердце, открытое для слышания проповеди. И языческий жрец стал христианином. Обличения, войны, бедствия приводят к покаянию, но чаще временному, пока гроза над головой не утихнет. Да и обличающий должен иметь право на обличение своей святой жизнью, иначе фарисейство получится. А Слово Любви ведет к покаянию без громовых раскатов, мирно, но те, кто услышал и принял это Слово, никогда уже от Него не уходят.
Елизавета 1 октября 2019, 13:30
Спасибо, отец Андрей!!! Великолепно написано - стройно, образно и очень верно. Жаль, что большинство не понимает, что посеешь, то и получишь в итоге. Когда речь о всей стране, жатва посеянного греха - страшная... Дай Бог нам сил не повторить все вновь.
Игорь Петрович 1 октября 2019, 10:09
"Нас увлекает просвещенная Европа… Вдохнув в себя этот адский угар, мы кружимся как помешанные, сами себя не помня. Но припомним двенадцатый год: зачем это приходили к нам французы? Бог послал их истребить то зло, которое мы у них же переняли. Покаялась тогда Россия, и Бог помиловал ее. А теперь, кажется, начал уже забываться тот урок. Если опомнимся, конечно, ничего не будет; а если не опомнимся, кто весть, может быть, опять пошлет на нас Господь таких же учителей наших, чтоб привели нас в чувство и поставили на путь исправления. Таков закон правды Божией: тем врачевать от грехачем кто увлекается к нему..." Свт.Феофан Затворник
Татьяна 1 октября 2019, 09:52
Спаси Вас Господь, отец Андрей! Спасибо за наставления, иногда они похожи на крик вопиющего в пустыне!!! Сердца большинства глухи...
Татьяна 1 октября 2019, 09:47
Господи, помилуй нас, грешных!...
Елена 1 октября 2019, 09:31
Батюшка поседел сильно за последние годы. Господи, помоги ему, укрепи! Дай ему здоровья крепкого-крепкого за то добро, что он для нас делает.
Елена 1 октября 2019, 08:39
Спаси Господи, отец Андрей. Как всегда - не в бровь, а в глаз!
Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все комментарии будут прочитаны редакцией портала Православие.Ru.
Войдите через FaceBook ВКонтакте Яндекс Mail.Ru Google или введите свои данные:
Ваше имя:
Ваш email:
Введите число, напечатанное на картинке

Осталось символов: 700

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • В воскресенье — православный календарь на предстоящую неделю.
  • Новые книги издательства Сретенского монастыря.
  • Специальная рассылка к большим праздникам.
×