Саратов, 13 мая 2005 г.
По благословению Патриарха Московского и всея Руси Алексия в Саратове состоялась международная конференция "Неопятидесятнические секты в России: угроза религиозного экстремизма", сообщает пресс-служба Саратовской епархии.
Это первая религиоведческая конференция, внимание которой целиком и полностью было посвящено научному анализу актуальной проблемы современного мира: разрушительному воздействию неопятидесятнических культов на душевное и физическое здоровье людей. Она проводилась Саратовской епархией совместно с философским факультетом СГУ и областным правительством. В работе конференции принимали участие исследователи неопятидесятнических сект из Швеции, Германии, Санкт-Петербурга, Ярославля, Новосибирска и других городов России. В числе участников – профессор Александр Дворкин, президент Центра религиоведческих исследований во имя священномученика Иринея Лионского в Москве, и пастор Томас Гандоу, полномочный представитель Берлинско-Бранденбургской Лютеранской Церкви, вице-президент "Диалог-центра".
Руководитель отдела религиозного образования и катехизации Саратовского Епархиального управления, протоиерей Димитрий Полохов |
"Господь – мой банкир" – так можно охарактеризовать "символ веры" всех неопятидесятнических тоталитарных сект. Профессор Александр Дворкин в своем докладе, сделанном на пленарном заседании конференции, подчеркнул это и дал богословскую оценку неопятидесятническому направлению, назвав его "поп-христианством" для широких масс, "воспитанных" исключительно на ТВ-культуре. Однако "альтернативное христианство новой эры" при ближайшем рассмотрении оказывается гремучей смесью оккультизма и искаженных до неузнаваемости христианских мотивов.
Профессор Александр Дворкин, руководитель Центра религиоведческих исследований во имя священномученика Иринея Лионского в Москве |
Лидеры сект, претендующие на абсолютную власть над своими последователями, используют всевозможные методы контролирования сознания, в том числе – введение людей в транс, заканчивающийся массовой истерией. В экстатических состояниях человек не контролирует себя и не помнит, что с ним происходило. Пятидесятники называют их "говорением на языках", "торонтским благословением", "поверженностью в духе", "молитвой мук рождения". Разрушительное воздействие на психику этих переживаний делает реабилитацию сектантов невероятно сложной.
В нашей стране неопятидесятнические образования объединились в Российский объединенный союз христиан веры евангельской (РОСХВЕ), возглавляемый неким "епископом" Сергеем Ряховским. Он знает, что вместе проще проникнуть в социальную сферу государства, и это сулит немалую выгоду. Несколько докладов на конференции и были посвящены методам, которые используются сектантами для проникновения в некоторые социальные институты.
Протоиерей Александр Новопашин, руководитель Новосибирского информационно-консультативного центра по вопросам сектантства, выступил с докладом "Неопятидесятники и армия". Он рассказал о деятельности так называемого "Союза христиан-военнослужащих России" (СХВР), старательно прикрывающегося православной символикой, о чем свидетельствует оформление "союзного" журнала "Военно-христианский вестник". Хотя СХВР заявляет о своей межконфессиональной направленности, однако вокруг него собрались исключительно сектанты: баптисты, адвентисты седьмого дня и сами неопятидесятники. Представителей традиционных для России религий там нет.
Отец Александр сообщил, что на страницах "Вестника" часто появляется реклама некоего Российско-американского христианского университета, который существует за счет 11 вузов США. Здесь в 2003 году из адептов сект начали готовить священнослужителей для "силовых ведомств", специалистов в области военно-социальной психологии и педагогики. Первые "студенты" сегодня уже проникают в армию, милицию и уголовно-исполнительную систему. Новосибирский священник призвал командиров Российской Армии внимательнее относиться к обращениям в воинские части представителей сектантских образований типа СХВР, "Щит веры", "Путь Корнилия" и, в случае их появления, делать запрос в местное Епархиальное управления РПЦ.
О разрушительной деятельности неопятидесятников в сфере реабилитации наркозависимых на примере "бесплатного центра социальной реабилитации "Новая жизнь"" рассказал протоиерей Георгий Иоффе, руководитель миссионерского отдела Санкт-Петербургской епархии. В этом центре (он расположен под Петербургом, но достаточно широко разрекламирован по всей стране) с потерянными, дезориентированными людьми с уже сломленной волей делают все, что угодно: заставляют выполнять какую угодно работу в каких угодно объемах, наказывают за мельчайшую провинность, держат впроголодь. И это тогда, когда человеку в состоянии ломки больше всего необходимо только милосердие и понимание, помощь и поддержка.
Руководитель миссионерского отдела Уфимской епархии Максим Степаненко поведал собравшимся о рекламной акции неопятидесятников "Ощути силу перемен", в ходе которой применяются всевозможные нечестные пиар-технологии, раздаются брошюры и листовки с характерным содержанием. Весьма возможно, что эта акция скоро доберется до Саратова и важно сопротивляться неопятидесятнической "силе" всеми доступными для христианина средствами.
«Очная ставка» – так назывался видеофильм, показанный в первый день работы конференции, повествующий об одном проявлении "сектантской активности", закончившемся смертью ребенка. Но своеобразная "очная ставка" состоялась и в самом зрительном зале. На конференцию пришли представители саратовской неопятидесятнической секты "Слово жизни" во главе с пастором Павлом Тарановым. Слушали и улыбались. Активизировались только тогда, когда сотрудник Саратовского Епархиального управления Александр Кузьмин выступил с докладом о местных псевдохристианах. Передали записку: "Перевешать бы вас всех. Вы ведь никогда не были в духе, вам нас не понять".
Что на это можно ответить? Только вспомнить слова апостола: "Наша брань не против крови и плоти, но против духов злобы поднебесной" (Еф.6:12).
На конференции решено открыть в Саратове региональное отделение Центра религиоведческих исследований во имя священномученика Иринея Лионского.