Сегодня мы беседуем со
священником Андреем Миляевым из села
Тургиново Тверской области. Вместе с матушкой
Надеждой они воспитывают шестерых детей. В
наше время столь большая семья –
редкость. До революции таких семей было
много, потому Менделеев прогнозировал 300 млн
населения к середине XX века. Мы попросили
отца Андрея рассказать о своём домашнем
«приходе», поделиться накопленным
опытом и житейской мудростью.
– Отец Андрей, много детей – это семейная традиция? Вы выросли сами в большой семье?
– Нас, детей, у родителей было всего двое: я и брат. А у нас с матушкой шестеро детей, потому что на всё воля Божия: столько родилось. Мы благодарны Богу за то, что он дал нам такое счастье.
– Что Вы считаете самым важным в воспитании детей?
– Думаю, самое важное – это собственный пример. К сожалению, все мы далеки от идеала. Нужно учить детей прекрасному, хорошему и самому идти по этому пути. Ни в коем случае не лицемерить, не обманывать, не лгать. Иначе и дети вырастут такими. Так говорят и православные психологи, и святые отцы.
– Какими Вы видите своих чад в будущем: хотите, чтобы они пошли по Вашим стопам, или предоставляете им абсолютную свободу выбора?
– Всем родителям хочется, чтобы дети шли по их стопам, но моя задача – воспитать и выучить. Выучить сложно, но на всё Божия воля. Хотелось бы, чтобы они для начала окончили какойлибо светский вуз, а потом, возможно, избрали служение Богу.
– В Тургинове недавно восстановлен Покровский храм, там идут Богослужения. Ваши дети участвуют в них?
– Да. Но, конечно, не пропуская школьных занятий. Василий, второй сын, проявляет способности в обучении колокольному звону, он в нашем храме звонарь. Позвонит к утренней службе – и на учёбу. Даниил ходит в первый класс, учится пять дней в неделю, поэтому в субботу остаётся помогать мне в алтаре. А в воскресенье мы ходим в церковь всей семьёй. Младших детей стараемся причащать на каждой литургии, старшие причащаются, подготовясь.
– Чем увлекаются Ваши дети в свободное время, какие у них интересы?
– В основном, их увлечения совпадают, но у каждого есть своё, любимое. У старших это рыбалка, они уже больше меня понимают в теории рыболовства, ходят в музыкальную школу, но это не увлечение, а почётная обязанность. Алексей, самый старший, учится играть на саксофоне, Василий обучается игре на баяне, Анастасия и Даниил осваивают виолончель, с увлечением рисуют.
– В школе, куда ходят ваши дети, преподают «Основы православной культуры»? Ваше отношение к введению этой дисциплины в общеобразовательную программу?
– Этот предмет надо детям изучать. Я преподавал в школе «Историю религий». Предмет предусматривает изучение не только Православия, но и католицизма, ислама, буддизма и всех других верований, совершенно ничему не учит. На мой взгляд, в познании «Основ православной культуры» важна личность преподавателя. Это должен быть человек верующий, воцерковлённый, потому что просто учитель, пересказывающий методичку, не сможет донести до детской души все аспекты православной культуры, правильно объяснить, раскрыть её глубину.
– Отец Андрей, в Вашей большой семье наверняка есть свои семейные традиции, праздники. Расскажите, пожалуйста, о них.
– У нас хорошая традиция семейного ужина, в конце дня всей семьёй собираемся за трапезой. А после того, как уложим детей спать, мы с матушкой часто засиживаемся за столом, разговаривая, ведь не виделись целый день. Традиционны и наши семейные праздники – дни рождения, именины. Празднуем их вместе, дарим подарки. Светло и радостно у нас в Рождество и на Пасху – в эти праздники мы никогда не уезжаем из дома, наоборот, все родственники и друзья приезжают к нам в гости.
– У Вас в семье пятеро сыновей и одна дочка. Как она себя чувствует в таком окружении?
– Кажется, вполне комфортно. Она по натуре лидер, немного командует Даниилом, который младше её на год, а старших братьев не слушается, наверное, потому, что единственная дочка.
– Домашние обязанности как-то распределены между детьми, дочка помогает маме готовить, сыновья – убирать?
– Домашние обязанности распределены у нас довольно интересно: утро начинается с того, что каждый говорит, что он делал вчера, чтобы не делать этого сегодня. Например: «Вчера я гулял с собакой, значит, сегодня твоя очередь; после ужина я мыл посуду, значит, сегодня не моя очередь». Так что домашние дела дети распределяют между собой сами, родителям остаётся только вносить предложения на обсуждение «детского совета».
– Многие говорят, что сейчас иметь много детей очень трудно, их невозможно обеспечить.
– Соглашусь только с тем, что трудно. Но не очень. Ведь именно ради детей у нас есть дом с большим участком земли, ради них я работаю ещё на нескольких работах. Очень многое у нас есть только благодаря детям. Господь награждает нас за то, что жена, забеременев, идёт не в больницу делать аборт, а в роддом – рожать.
– Отец Андрей, а как Вы стали священником? Где Вас рукоположили?
– В юности мне никто не говорил о священстве, семья была атеистической. Первым человеком, который со мной заговорил о Боге, была мама жены, потом друзья, однокурсники по медучилищу и сельхозинституту. А рукоположили меня в Уральске. Сан дьякона я принял на Успение Пресвятой Борогородицы, в 21 год.
– Ваш путь в Тургиново был не близким. После Казахстана жили в Челябинске, прежде чем оказаться в Тверской области. Как Ваш приезд восприняли местные жители? Ведь здесь долго не было священника, храм был разрушен до основания, люди отвыкли от службы, наверное, забыли, как лоб перекрестить…
– Среди местных атеистов вначале была популярна фраза: «Ему бы соху в руки, а он кадилом машет». Сейчас, конечно, ситуация изменилась. Я никогда не гнался за почётом. Просто делал и делаю своё дело. Моя задача созидать Дом Божий – нашу Тургиновскую церковь, и служить Богу. А кто какого мнения обо мне – вопрос совсем не первостепенный.
– Замечаете ли ныне, что люди уверовали в Бога, идут в храм?
– Как оказалось, построить храм легче, чем создать крепкую и дружную храмовую общину, приход. Это трудная работа, мы делаем, что можем, но результатов пока мало. Плоды, я верю, будут после нас. Вот уже пять лет мы работаем с местной школой, и наше сотрудничество я могу назвать плодотворным, постоянно развивающимся. А среди молодёжи отношение к Православию разное: и положительное, и нейтральное, и неприязненное – но с этим приходится сталкиваться очень редко.
– Теперь вопрос Вашей матушке, Надежде: скажите, как Вам удаётся, имея шестерых детей, так хорошо выглядеть, быть такой энергичной? Бытует мнение, что женщина, на которую ложатся заботы о большой семье, постоянно думает только о детях, уходит с головой в домашние дела и на себя ей времени не хватает. Вы своим видом, настроением полностью опровергаете подобные суждения
– Именно благодаря детям у женщин сохраняется и умножается заряд энергии, потому что они не дают покоя, с ними не соскучишься. Глядя на детей, чаще улыбаешься… И потом, на нас смотрит очень много людей, и священник, его семья должны выглядеть нормально, не вызывая раздражения или осуждения у людей.
– Кто в Вашей семье оказывает на детей большее влияние: мама или папа?
– Когда остаюсь с детьми дома одна, а папа уезжает по делам, я всегда говорю им: «Дождёмся папу и посоветуемся». Впрочем, в нашей семье дети слушаются обоих родителей. Все семейные вопросы мы решаем только вместе, на семейном совете.
– А как вы выбирали имена своим детям?
– Например, когда мы хотели назвать второго сына Феодосием, владыка сказал, что это монашеское имя и никак не подходит новорожденному ребёнку, благословил назвать его Василием. Так мы и сделали. Имя Анастасия мне очень нравится, и потому мы так назвали нашу дочку. А Даниила, Никиту и Тихона называли по святцам, предварительно, конечно, посоветовавшись со старшими детьми.
– Помогаете ли вы мужу в его делах в храме или занимаетесь исключительно семьёй и детьми?
– В семье нет разделения – все дела и заботы у нас общие.
Беседовал Василий Вадимович Бащук