Православный календарьПравославный календарь
Духовный закон
Валентина Ульянова
Бог «меняется» тогда, когда меняются люди. Человек своим покаянием может изменить решение Бога! Это дело нешуточное.
«Каждую неделю левые грозятся меня убить»
Свящ. Франциско Сальвадор
Десятки молодых людей были готовы стать мучениками, умереть за Христа.
«Я чувствую в себе мрак. Что мне делать?»
Иером. Серафим (Алдя)
Каждый человек, которого ты спасаешь, возлюбленный мой, — это твое сокровище. Твое сокровище перед Христом в день Суда.
Иван Сергеевич Шмелёв (1873–1950)
Павел Тихомиров
Иван Сергеевич попытался создать православный роман, самим фактом своего существования указывающий на возможность возвращения культуры в лоно Церкви.
Невидимые пустынники Буковинских гор
Ч. 2. Отшельницы
Жизнь, незаметно протекающая в этих горах, – будто ожившие страницы древнего Патерика.
«Закон духовной жизни таков: если я сяду, то мои дети лягут»
Прот. Василий Гелеван
Все слова меркнут, если твой личный пример противоречит тому, что ты говоришь. Я уважаю таких людей, которые говорят одно, а делают… то же самое.
Иконописец Андрей Патраков
ГАЛЕРЕЯ РАБОТ
Андрей Александрович – член Творческого союза художников России и Международной федерации художников ЮНЕСКО.
Математик Алексей Савватеев: «Нагорная проповедь — это что-то запредельное»
В школе я постоянно думал над тем, что Ермак рисковал ради Какого-то Иисуса Христа.
Невидимые пустынники Буковинских гор
Ч. 1. Восхождение на Джумэлэу
Традиция отшельничества в Румынии не прерывалась никогда. Она жива до сих пор, и монахи по-прежнему продолжают подвизаться в ущельях и пропастях земных.
Дети! Последнее время
Прот. Лаврентий Фарли
Воскресение Христово – это не столько окончание повествования о Христе, сколько начало повествования о грядущем веке.

Жизнь, вместившая шесть патриархов.
Воспоминания Веры Николаевны Глазовой

Источник: Нескучный сад

Вере Николаевне ГЛАЗОВОЙ 94 года. О прошлом она помнит всё в тончайших деталях и подробностях — и как на ее приходе принимали патриарха Тихона, и как служили в Москве на Пасху в 1942-м. Она рассказывает о себе, и сквозь личную историю проступают черты эпохи, недавно ушедшей, но по-прежнему живущей в памяти этого старого человека.

«Пусть ангел не плачет!»

Вере Николаевне было шесть месяцев, когда умерла ее мама. Отец, сапожник, оставшись с тремя малыми сиротами на руках, был уже готов отдать девочку в приют, но сложилось иначе — маленькую Веру усыновила бездетная соседка Анна. Муж Анны, Николай погиб на фронте в 1916 году, и свекровь сказала ей: «Давай поставим памятник нашему дорогому Николаю: возьмем девочку, воспитаем, дадим ей отчество Николаевна!» Так они и сделали. До 16 лет Вера Николаевна не знала, что ее семья — не родная.

— Мама и ее сестра были кустари, делали венчальные уборы. Это продолжалось до 20-х годов. А потом начались гонения на веру, венчания прекратились и заработки закончились. Мы жили очень скромно, почти бедно.

Мама все время работала, так что воспитала меня тетя. Она была глубоко верующим человеком, водила меня в церковь, учила молиться. Совсем маленькой девочкой я уже знала много молитв и духовных стихов. С четырех лет читала и писала. Когда мне было лет 7-8, тетя сказала: «Веруся, надо выучить все тропари и кондаки на каждый праздник». Подходил праздник — я в тетрадь их записывала.

Тетя меня учила так: в храм никогда не опаздывать, стоять там как свеча, не разговаривать, не вертеться. И я всегда так поступала. Я, конечно, от скромности не умру, но вот недавно была в храме Спаса на Песках на Арбате, стояла впереди с палочкой, и после службы вышел настоятель и сказал мне: «Ведь стояла как свеча, не присела!» А у меня просто закалка! Мне даже не очень трудно, хотя у меня одна нога на 5 см короче другой и приходится иногда стоять на одной ноге.

Всю жизнь я была окружена такой любовью, таким вниманием! Меня никогда не наказывали. Но тетя мне сказала однажды: «Когда ты родилась, Боженька поставил около тебя ангела. И когда ты девочка хорошая — ангел с тобой. А когда ты девочка плохая — ангел плачет». Я и сейчас в это верю, но уже по-другому. Я была нелегкий ребенок: всё сшибала, вечно ходила с синяками. Но если что-то сотворила, то бежала к тете и плакала: «Тетя Манечка, я больше никогда не буду, пусть ангел не плачет!»

Любимые патриархи

На улице Божедомка (ныне ул. Дурова) в доме, приобретенном еще до революции, жил дрессировщик Владимир Дуров. В 1912 году он открыл у себя в особняке театр зверей, известный сейчас как Уголок Дурова. На углу Самарского переулка и Божедомки стояла церковь Воздвижения Креста Господня, позже известная как храм Иоанна Воина (по одному из приделов). Туда и ходила семья Веры Николаевны. А Владимир Дуров был старостой этого храма…

— Потом церковь закрыли. Вообще около нас было семь церквей, и все тихо позакрывали: приходили, ставили печать, отбирали ключи, а потом уже постепенно разоряли. Знаете, я ведь живу уже при шестом патриархе.

Вера Николаевна (слева) с друзьями (1937 год)/ Молодой человек в верхнем ряду — Александр Сергеевич Громов. В юности — иподьякон митрополита Трифона (Туркестанова) — до смерти митрополита в 1934 году. Александр Сергеевич Громов много лет пел на клиросе в храме Николая Чудотворца в Хамовниках. В последние годы — в Елоховском соборе. Умер в 1995 году. Молодой человек в нижнем ряду — Лесевицкий Сергей Николаевич, посошник митрополита Трифона. Сергей Николаевич прислуживал митрополиту 25 лет. Имел два высших образования (экономическое и искусствоведческое). В последие годы жизни работал главным экономистом литфонда. Умер в 1998 году
Вера Николаевна (слева) с друзьями (1937 год)/ Молодой человек в верхнем ряду — Александр Сергеевич Громов. В юности — иподьякон митрополита Трифона (Туркестанова) — до смерти митрополита в 1934 году. Александр Сергеевич Громов много лет пел на клиросе в храме Николая Чудотворца в Хамовниках. В последние годы — в Елоховском соборе. Умер в 1995 году. Молодой человек в нижнем ряду — Лесевицкий Сергей Николаевич, посошник митрополита Трифона. Сергей Николаевич прислуживал митрополиту 25 лет. Имел два высших образования (экономическое и искусствоведческое). В последие годы жизни работал главным экономистом литфонда. Умер в 1998 году
Помню, как на храмовый праздник к нам в приход приезжал патриарх Тихон на своей пролетке, запряженной белой лошадкой. В то время праздники проходили очень торжественно. Мне запомнилось, как один раз какой-то мужчина вскочил на подножку пролетки и вручил Святейшему букет белых роз.

Патриарха Пимена я помню еще иеромонахом в храме преп. Пимена, где он был регентом молодежного хора. Помню, я туда пришла в день своего 16-летия и подошла к нему под благословение. Он был меня старше только на 5 лет, красивый, высокий, строгий. Его очень хорошо запечатлел на своих эскизах Павел Корин, ученик Нестерова, хотя там и нет фотографического сходства.

Тогда само отношение к храму другое было. Даже обновы сначала надевали в церковь. Было такое выражение: «кобеднешное платье». Его надевали только к обедне. И платочками этими дурацкими головы не покрывали: все дамы носили шляпы, в платках ходили только деревенские. А все девочки и девушки были с непокрытыми головами, в будни — с косичками, в праздник — с распущенными волосами. А сейчас — не то что в нарядном платье, в брюках идут причащаться даже старухи! Да, брюки — прекрасный костюм для путешествий, для дачи, но есть же святые минуты! Между прочим, на могиле владыки Трифона (Туркестанова) написано: «Дети, любите храм Божий! Храм Божий — это земное Небо». И когда его спрашивали: «Владыка, что важнее: навестить больного или пойти в церковь?» — он отвечал: «Навестить больного — и пойти в церковь!»

Война

Война застала Веру Николаевну в Туапсе — она поехала туда отдыхать. Когда вернулась в Москву, все окна уже были заклеены бумагой крест-накрест, Москва была на осадном положении. Казалось, это ненадолго. Но становилось всё труднее и труднее.

Начались холода, 7 ноября выпал снег. В городе стоял гул: с Красной площади войска уходили на фронт.

— Я вместе с другими была на Егорьевском направлении на рытье окопов. Мы, женщины, рыли мерзлую землю и ставили огромные противотанковые кресты.

Бомбили. Сначала все прятались, бегали в бомбоубежище, потом притерпелись и оставались дома, потому что поняли, что это бесполезно, всё в руках Божиих.

Прошла зима, трудная, холодная. И вот подошла первая военная Пасха 1942 года. Движение по городу заканчивалось обычно в 10 вечера. Но накануне Пасхи в газете «Правда» была помещена маленькая заметка: «В традиционную пасхальную ночь разрешается движение по городу». И мы смогли быть на пасхальной службе в храме Ильи Обыденного.

Вера Николаевна перебирает пожелтевшие снимки, и в ее памяти всплывают картины ушедшей эпохи: «Я вообще-то очень древний человек. Я живу уже при шестом патриархе. Помню, как на храмовый праздник к нам приезжал патриарх Тихон на своей пролеточке, запряженной белой лошадкой. В то время праздники приходили очень торжественно. Один раз какой-то мужчина вскочил на подножку пролетки и вручил Святейшему букет белых роз. Позже, уже в юношестве, я очень дружила с Сергеем Николаевичем Лисевецким, который 25 лет стоял с посохом у патриарха Тихона»
Вера Николаевна перебирает пожелтевшие снимки, и в ее памяти всплывают картины ушедшей эпохи: «Я вообще-то очень древний человек. Я живу уже при шестом патриархе. Помню, как на храмовый праздник к нам приезжал патриарх Тихон на своей пролеточке, запряженной белой лошадкой. В то время праздники приходили очень торжественно. Один раз какой-то мужчина вскочил на подножку пролетки и вручил Святейшему букет белых роз. Позже, уже в юношестве, я очень дружила с Сергеем Николаевичем Лисевецким, который 25 лет стоял с посохом у патриарха Тихона»
Я была служащей, у меня на руках две старушки — мамочка и тетя Манечка. Хлеб в это время иждивенцам давали по 300 г , служащим — 400, а рабочим — 500. Тогда люди в основном запасов не имели: что купили — съели.

Мы жили впроголодь, хотя я сдавала кровь и что-то за это получала. Всего за время войны я сдала 12,5 л крови — целое ведро! А иначе мы бы не прожили.

Про это время у меня в дневнике есть такая запись: «Вчера приходила Ксеничка (это моя подруга). Принесла селедочную голову. Завтра из нее будем варить суп».

Люди были очень добрые, делились последним, одно печеньице делили на три-четыре части. А в гости во время войны все ходили со своим хлебом. В церкви тоже был такой момент, когда просфор не было и на проскомидии вынимали кусочки хлеба.

Жили мы в четырехквартирном деревянном доме, там протекала крыша. Постепенно потолок сгнил и опустился на гардероб. Топить железную печку было нечем, только книгами, которые я приносила с работы.

В 1943 году умерла тетя, умерла практически от голода. Выкопать могилу стоило буханку хлеба, а буханка стоила 100 рублей — месячный оклад. Да еще попробуй купи ее!

Потом у нас украли карточки, а мамочка заболела воспалением легких. И Ксеничка тогда спасла нас — взяла нас с мамой к себе, в комнатку в Петровском переулке. Мы прожили у нее четыре года! В коммунальной квартире было 18 жильцов, тесно, а тут еще мы… Но никто на нас даже косо не взглянул!

День победы пришелся на среду Светлой седмицы. Мы с мамочкой поехали к Литургии в Илию Обыденного. И вот идет служба (а там очень хорошая акустика), полный храм народу, и нет человека, у которого бы не погиб кто-то из близких: или в эвакуации, или под бомбежкой, или от голода, или в сражении. В храме стоит стон. И вот уже пропели «Вечную память», поют «Христос воскресе», а стекла в храме дрожат от рыданий (плачет). Я этого никогда не забуду.

Партком и крест

Всю жизнь она проработала редактором-организатором в железнодорожном издательстве. Первая книга, подготовленная Верой Николаевной к печати, называлась «Руководство паровозным кочегарам». Последняя, выпущенная перед уходом на пенсию — «Кибернетика железнодорожного транспорта».

— Коллектив у нас был хороший. А мой начальник даже пострадал за меня. Было это во времена Хрущева, на Страстной неделе. В моей семье всегда причащались не как все в Великий четверг, а в Великую субботу. Я очень люблю эту службу. Раньше погребение в Великую пятницу служили не вечером, как сейчас, а в три часа ночи. После нее начиналась Литургия Великой Субботы. Мне очень хотелось пойти на службу, а суббота тогда была рабочим днем. Начальник ко мне очень хорошо относился и отпустил. И кто-то про него сказал, что он верующую в такой день отпустил. Его вызвали в райком и сделали выговор за поощрение религиозных настроений.

А еще был такой случай. Мне на работе дали путевку в Болгарию. Я никогда не была ни пионеркой, ни комсомолкой, но всегда была на работе на хорошем счету. Написали на меня характеристику, я пошла ее подписывать в партком. А парторг с подковырочкой мне заявляет: «Говорят, ты в Церковь ходишь? Вот иди туда — и подписывай!» Я говорю: «Да, я в церковь хожу, но я там не состою ни в какой организации. Я работаю у вас, вы меня знаете, вот вы и подпишите». Он начал со мной диспут: «Так что, это правда?» Я говорю: «Да, я верю в Бога, хожу в Церковь». А назавтра я пришла на работу — с доски почета сняли мою фотографию, и три года меня никто не замечал! Все понемногу от меня отворачивались. Один мой знакомый, верующий человек, мне говорил: «Я поражаюсь! Неужели ты не нашла, что ответить?» Я сказала: «Вилять не умею. Я бы себе этого никогда не простила». Сама, правда, я никогда не агитировала и веру свою не афишировала. Был даже момент, когда я крест носила не на цепочке, а приколотым к одежде. А потом, конечно, спохватилась, и надела цепочку обратно. Когда мы в баню ходили — все на меня пальцем показывали: смотрите, крест!

Я всю жизнь хожу в Церковь. Люди нецерковные раньше приходили ко мне перед родительскими суббботами, несли денежки и записочки. Потом я записочки переписала в тетрадочку, и на каждый праздник из этой тетрадочки выписывала — тридцать записочек по 10–12 человек. А потом все эти люди, кто записочки давал, поумирали, денег на поминание мне никто не приносит. Но я всех продолжаю поминать. Четыре раза в год я подаю 500 рублей и записочки. Многих из тех, кто там записан, я даже и не знаю, много случайных знакомых. Например, одна женщина, у которой во время похорон Сталина раздавили единственного сына. Она так убивалась! И вскоре умерла. И я вписала себе и этого Вовочку, и его маму — Марию. Мне моя тетя все время говорила, что покойники сами о себе не могут молиться, но о нас они молятся. А мы должны молиться о них. Вообще люди живут силой молитвы.

Ксеничка

Единственное, за что Вера Николаевна благодарна советской власти — это за подругу Ксеничку. Если б не революция, они бы и не познакомились. Ксеничка была внучкой генерала, Георгиевского кавалера и должна была стать фрейлиной при дворе, не меньше.

— Мы продружили 73 года. Это даже не дружба, это такое сердечное тепло, такая преданность друг другу! Познакомились мы в 1934 году. Мне было 19 лет, ей — 21. Ксеничка была духовной дочерью митрополита Трифона (Туркестанова), он ее очень любил. Владыка по средам в храме Адриана и Натальи читал акафист и говорил свои замечательные проповеди. Я старалась на эти службы ходить. Там и началась наша дружба. После смерти митрополита Трифона у нас с Ксеничкой была такая договоренность: если мы, не дай Бог, с ней поссоримся, в ближайшее воскресенье едем на Немецкое кладбище на могилу владыки, встречаемся там и миримся. Но мы с ней никогда до воскресенья не затягивали наших размолвок.

У Ксенички в 1939 году взяли мужа в армию. В ноябре 1941 года он должен был вернуться. Его полк стоял под Нарофоминском, и Ксеничка ездила к нему в часть каждый выходной. Вот 22-го июня она к нему прибежала: «Вовка, война!» Они обнялись — и всё! И больше не виделись. Он писал ей каждый день. Последнее письмо она получила 4 августа 1941 года. А потом мы получили извещение, что он пропал без вести.

Ксеничка с Володей были вместе всего три года. А потом — она ждала его всю жизнь. Мы все искали, надеялись. Когда ей было 90 лет, собралось много народу, было много цветов. Ее спросили: «Ксения Владимировна, чего бы вы хотели?» Она ответила: «Чтобы открылась дверь и вошел Вовка». Примерно за год до смерти она меня попросила: «Веруся, положи мне Вовкины письма в гроб». Сейчас я хочу на ее могиле внизу написать: «Воин Владимир». Это будет единственный след его на земле.

Ксеничка была очень светлой души человек. Она была лучше меня. Когда я лежала со сломанной ногой, каждое утро шла ко мне, больная, с палочкой, мыла, убирала, кормила — целый год! А потом она болела и лежала 7 лет и 7 месяцев. Я перебралась к ней и ухаживала за ней. А в 2007 году 20 августа она умерла, за несколько минут до смерти приняв Святые Тайны.

Я все время, все время о ней молюсь. И ее прошу: «Кисинька, помолись за меня!» В последние ее дни мне было так плохо, я часто к ней подойду, прошу: «Кисинька, погладь меня по головке!» А сейчас и погладить некому.

Но все-таки я люблю жизнь. Меня как-то спросили, какие годы в жизни у меня были самые тяжелые, — и я не могла ответить. А потом сказала: каждый год — это Рождество, Пасха и мои именины, которые я очень люблю. И каждый год— это радость, в войну ли, да когда бы то ни было. А между этими праздниками бывает и трудно, бывает по-разному… Но тяжело не бывает никогда. Никогда.

Фото Андрея Радкевича

Источник: Нескучный сад

6 ноября 2009 г.

Рейтинг: 10 Голосов: 2 Оценка: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

Псковская митрополия, Псково-Печерский монастырь

Книги, иконы, подарки Пожертвование в монастырь Заказать поминовение Обращение к пиратам
Православие.Ru рассчитывает на Вашу помощь!

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • Православный календарь на каждый день.
  • Новые книги издательства «Вольный странник».
  • Анонсы предстоящих мероприятий.

Новинки издательства
«Вольный Странник»

Новые материалы

Выбор читателей

×