Страницы истории
Николай Васильевич Гоголь
Позднее, в 1851 г. Гоголь писал: «Жалею, что поздно узнал книгу Исаака Сирина, великого душеведца и прозорливого инока. Здравая психология и не кривое, а прямое понимание души встречаем лишь у подвижников-отшельников. Человеку, сидящему по уши в житейской тине, не дано понимание природы души».
Время поездок Гоголя в монастырь — это время мучительных размышлений о своем творчестве, о путях нравственного возрождения героев первого тома поэмы «Мертвые души». Могло ли источником этого возрождения быть осуществление идеалов духовной, религиозной жизни, а не нравственное самоусовершенствование? Творческая удача ускользала от него, и неправдоподобность новых героев не давала Гоголю покоя. Гоголь посещал монастырь еще дважды: 2 июня и 24–25 сентября 1851 г.
Говоря о последнем приезде Гоголя в Оптину пустынь, старец Варсонофий своим духовным детям свидетельствовал о желании писателя навсегда остаться в обители. «Есть предание, — рассказывал преподобный старец, — что незадолго до смерти он говорил своему близкому другу: “Ах, как я много потерял, как ужасно много потерял...” — “Чего? Отчего потеряли вы?” — “Оттого, что не поступил в монахи. Ах, отчего батюшка Макарий не взял меня к себе в скит?”»
От Господа все принимай
Пишешь, что тебя тяготила тоска и предчувствие какого-то неожиданного сильного прискорбия. Ничего не должно предугадывать вперед, а должно все, что Господу угодно будет послать, принимать и считать за великую милость Божию.
Преподобный Иларион Оптинский